Введение 4
1 Стратегический анализ отрасли 6
1.1 Особенности стратегического анализа в отрасли. 6
1.2 Процесс разработки стратегии 14
Заключение 76
Список использованных источников 79
Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро
меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на
внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную
стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими
в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя,
возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация
бизнеса, а также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса,
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной
ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие
подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые
вписываются стратегии.
Актуальность темы объясняется тем, что каждое предприятие на
определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями,
требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими
ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые
товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность
производства, или ее отсутствие, и т.д.
Цель исследования - разработка стратегии организации.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
- рассмотреть особенности стратегического анализа в отрасли;
- рассмотреть процесс разработки стратегии;
- изучить выбор стратегии организации;
- дать организационно-экономическую характеристику организации;
- провести мониторинг внешней среды организации;
- осуществить выбор стратегии организации;
- осуществить обоснование стратегии;
- дать оценку мероприятиям по реализации стратегии.
Объект исследования - филиал ГПКК «Губернские аптеки» (ЦРА № 11).
Предмет анализа – стратегия организации.
Тeopeтичeскoй oснoвoй нaписaния данного исследования являются
нaучныe тpуды oтeчeствeнных и зapубeжных ученых пo тeмe работы, a тaкжe
мaтepиaлы пepиoдичeскoй пeчaти пo дaннoму вoпpoсу.
Инфopмaциoннoй oснoвoй исследования являются дaнныe бухгaлтepскoй
и aнaлитичeскoй oтчeтнoсти организации.
Пpaктичeскaя знaчимoсть peзультaтoв исслeдoвaния зaключaeтся в
вoзмoжнoсти испoльзoвaния пoлучeнных peзультaтoв aнaлизa в дaльнeйшeй
пpaктичeскoй дeятeльнoсти аптеки.
Руководство организации должно программировать текущие,
оперативные и перспективные задачи фирмы, иными словами, должно
разработать целостную концепцию развития организации и ее будущую
позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной
теорией управления необходимо определить стратегию.
Цель работы состояла в разработке стратегии организации.
Объект исследования - филиал ГПКК «Губернские аптеки» (ЦРА № 11).
Сеть государственных аптек "Губернские аптеки" является крупнейшей
региональной аптечной сетью России.
Деятельность предприятия за исследуемые периоды анализа следует
оценивать отрицательно: несмотря на рост выручки, прибыли от продаж, в
динамике наблюдается снижение относительных показателей деятельности, а
именно рентабельности конечной работы аптеки.
Общая численность работников аптеки в 2015 году составила 38 человек,
что больше предыдущего периода на 2 работника. Положительно оценивается
то, что в период анализа наблюдался рост производительности труда всех
категорий работников, то есть растет эффективность использования трудовых
ресурсов организации.
В динамике отмечается рост эффективности использования основных
фондов предприятия, о чем свидетельствует рост показателя фондоотдачи и
сокращение фондоемкости.
Ключевыми факторами внешней среды, оказывающими положительное
влияние на деятельность предприятия являются:
- уровень доходов населения – поскольку в последние годы наблюдается
устойчивая тенденция к росту доходов, это влечет увеличение потребления
продуктов питания, в частности молочной продукции.
- динамика численности населения города – рост численности населения
ведет к росту объемов потребления;89
Отрицательное влияние на работу предприятия оказывают:
- курс валют – поскольку часть сырья компания закупает за рубежом и
платит за него в евро, то изменение курса валют в сторону роста стоимости
евро ведет к повышению себестоимости продукции;
- налоговая политика – изменение ставок и отсутствие гибкой налоговой
политики ведет к росту расходов;
- ставки банков - рост процентов по кредиту ведет к увеличению расходов
предприятия, оттягивая средства которые могли бы быть использованы для
продвижения и инновационного развития предприятия.
На основании проведенного анализа сделан вывод, что у «Губернские
аптеки» по сравнению с его ближайшим конкурентом есть следующие
преимущества: квалификация и способности высшего менеджмента; система
контроля качества продукции; цены; каналы сбыта; репутация на рынке.
К недостаткам предприятия по сравнению с конкурентом можно
отнести: организацию сбыта; рентабельность; объем сбыта; доля рынка;
рекламную деятельность.
На основе составленной матрицы SWOT, был определен ряд наилучших
стратегий для деятельности организации. Наиболее оптимальной для
достижения поставленных целей исследуемого предприятия названа стратегия
усиления позиций на рынке.
На основании построенной матрицы МcKinscy аптеке было
рекомендовано больше внимания уделять продвижению детских смесей и
питания.
В рамках выбранной стратегии усиления позиций на рынке предприятию
предлагается:
- выделить часть ассортимента, а именно «детское питание и смеси» в
отдельную категорию на сайте при продаже через Интернет – это облегчит для
покупателей поиск необходимой продукции;
- ввести систему мотивации/демотивации для оперативного персонала
осуществляющего интернет-продажу на основе опроса потребителей;81
- ввести в договора с поставщиками пункт о штрафных санкциях в случае
нарушения срока поставки.
По срокам реализация стратегия рассчитана на один год.
За счет осуществления стратегии в экономических показателях работы
аптеки произойдут следующие изменения:
выручка аптеки возрастет с 31466,1 до 33039,4 тыс. руб. или на5%;
издержки обращения за счет изменения фонда оплаты труда увеличатся на
2,4 тыс.руб.;
прочие доходы за счет штрафных санкций для поставщиков возрастут на 120
тыс. руб. до 313,7 тыс.руб.
чистая прибыль возрастет на 35,87% или 236 тыс. руб. до 893,8 тыс.руб.
При осуществлении стратегии усиления позиций на рынке повысится
эффективность системы управления предприятия, а именно будет отмечаться
рост оценки эффективности системы управления деятельностью аптеки с 16,8
до 18,4 баллов. То есть система управления станет более эффективной. Поэтому
можно сказать, что для аптеки выбраны оптимальные изменения - все
показатели эффективности в динамике вырастут.
Риски реализации стратегии являются прогнозируемыми и
управляемыми, поэтому ее стоит принять к реализации.