Командные формы решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики как средство формирования коммуникативных УУД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Ресурсы для формирования коммуникативных УУД на уроках
информатики 6
1.1 Характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения . 6
1.2 Условия использования командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики 10
1.3 Понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте
подготовки к командным олимпиадам 16
2 Разработка уроков с применением командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики в 4 классе 20
2.1 Элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках
информатики 20
2.2 Разработка методических рекомендаций учителю для введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики 21
2.3 Результаты апробации введения элементов командных форм решения
олимпиадных задач на уроках информатике 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д 38-46
1 Ресурсы для формирования коммуникативных УУД на уроках
информатики 6
1.1 Характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения . 6
1.2 Условия использования командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики 10
1.3 Понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте
подготовки к командным олимпиадам 16
2 Разработка уроков с применением командных форм решения олимпиадных
задач на уроках информатики в 4 классе 20
2.1 Элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках
информатики 20
2.2 Разработка методических рекомендаций учителю для введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики 21
2.3 Результаты апробации введения элементов командных форм решения
олимпиадных задач на уроках информатике 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Д 38-46
Актуальной задачей на сегодняшний день является формирование таких коммуникативных УУД как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, а также управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий.
Известные корпорации Яндекс и Google при трудоустройстве на работу, где требуется работа с информационными и проектными процессами, используют в качестве отбора решение олимпиадных задач, обосновывая это тем, что настоящим программистам и профессионалам необходимы рассуждения над решением - так проверяется способность рассуждать в неизвестной ситуации [41].
Вопрос формирования умения работать в команде в своих работах затрагивали такие авторы как В.Г. Парфенова, А.С. Макаренко, М.И. Андросова [27].
В трудах ученых, В.С Жирковой, А.Г. Асмолова, И.В. Кухтинской и др. указано, что последствия недостаточной сформированное™ способности к общению в детстве, могут проявляться в дальнейшем в межличностных и внутриличностных конфликтах, которые у взрослого человека разрешить или произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно [28].
В качестве социальных причин того, что в настоящее время современные дети зачастую не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов называют то, что дети не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Одним из эффективных способов формирования и развития коммуникативных УУД обучающихся является участие их в командных олимпиадах. Однако, командные олимпиады чаще всего используются при организации олимпиад по математике. Среди них «Математическая регата» (средняя ступень), «Математические бои» (средняя, старшая ступень), «Карусель» (начиная с 4 класса) и др. Вместе с тем, на уроках информатики также могут быть использованы элементы командных форм решения олимпиадных заданий.
Предметная компетентность учителя информатики, исходя из которой учитель должен уметь решать олимпиадных задачи, которые возникают в ходе работы с учениками рассматривается в профессиональном стандарте педагога "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года №544н.
Одним из значимых результатов обучающегося, которые учитываются в портфолио, является участие и победа на олимпиаде.
Согласно работам Н.Н. Паньгиной, способы работы со школьниками при подготовке в олимпиадам по информатике определяются несколькими объективными факторами: это информационные ресурсы, кадровый потенциал учителей и наставников, а так же новые методики в области информатики [20].
Проблема: какие командные формы решения олимпиадных задач способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и управление поведением партнера - контроль коррекция, оценка его действий на уроках информатики в 4-ом классе.
Цель: Разработка процедуры подготовки решения олимпиадных задач командой обучающихся 4-ом классе на уроках информатики и методические рекомендации к ним, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Объект: условия подготовки учащихся 4 классов к командным формам решения олимпиадных задач по информатике.
Предмет: командные формы решения олимпиадных задач по информатике, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза: введение командных форм решения олимпиадных задач в 4¬ом классе на уроках информатики для формирования коммуникативных УУД будет эффективно, если процесс подготовки команды направлен на:
- освоение обучающимися процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения;
- учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Задачи:
1. Описать характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения;
2. Выделить условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики;
3. Описать понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам;
4. Разработать и апробировать способ решения олимпиадных задач в команде на уроках информатики;
Практическая значимость. Разработанный элемент командных форм решения олимпиадных задач по информатике и методические рекомендации к ним позволят внедрить в процесс обучения элементы проведения уроков, которые будут способствовать увеличению вовлеченности школьников в групповую работу, собственно формированию коммуникативных УУД.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Известные корпорации Яндекс и Google при трудоустройстве на работу, где требуется работа с информационными и проектными процессами, используют в качестве отбора решение олимпиадных задач, обосновывая это тем, что настоящим программистам и профессионалам необходимы рассуждения над решением - так проверяется способность рассуждать в неизвестной ситуации [41].
Вопрос формирования умения работать в команде в своих работах затрагивали такие авторы как В.Г. Парфенова, А.С. Макаренко, М.И. Андросова [27].
В трудах ученых, В.С Жирковой, А.Г. Асмолова, И.В. Кухтинской и др. указано, что последствия недостаточной сформированное™ способности к общению в детстве, могут проявляться в дальнейшем в межличностных и внутриличностных конфликтах, которые у взрослого человека разрешить или произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно [28].
В качестве социальных причин того, что в настоящее время современные дети зачастую не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов называют то, что дети не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Одним из эффективных способов формирования и развития коммуникативных УУД обучающихся является участие их в командных олимпиадах. Однако, командные олимпиады чаще всего используются при организации олимпиад по математике. Среди них «Математическая регата» (средняя ступень), «Математические бои» (средняя, старшая ступень), «Карусель» (начиная с 4 класса) и др. Вместе с тем, на уроках информатики также могут быть использованы элементы командных форм решения олимпиадных заданий.
Предметная компетентность учителя информатики, исходя из которой учитель должен уметь решать олимпиадных задачи, которые возникают в ходе работы с учениками рассматривается в профессиональном стандарте педагога "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года №544н.
Одним из значимых результатов обучающегося, которые учитываются в портфолио, является участие и победа на олимпиаде.
Согласно работам Н.Н. Паньгиной, способы работы со школьниками при подготовке в олимпиадам по информатике определяются несколькими объективными факторами: это информационные ресурсы, кадровый потенциал учителей и наставников, а так же новые методики в области информатики [20].
Проблема: какие командные формы решения олимпиадных задач способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и управление поведением партнера - контроль коррекция, оценка его действий на уроках информатики в 4-ом классе.
Цель: Разработка процедуры подготовки решения олимпиадных задач командой обучающихся 4-ом классе на уроках информатики и методические рекомендации к ним, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Объект: условия подготовки учащихся 4 классов к командным формам решения олимпиадных задач по информатике.
Предмет: командные формы решения олимпиадных задач по информатике, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза: введение командных форм решения олимпиадных задач в 4¬ом классе на уроках информатики для формирования коммуникативных УУД будет эффективно, если процесс подготовки команды направлен на:
- освоение обучающимися процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения;
- учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Задачи:
1. Описать характеристики олимпиад по информатике и формы их проведения;
2. Выделить условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики;
3. Описать понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам;
4. Разработать и апробировать способ решения олимпиадных задач в команде на уроках информатики;
Практическая значимость. Разработанный элемент командных форм решения олимпиадных задач по информатике и методические рекомендации к ним позволят внедрить в процесс обучения элементы проведения уроков, которые будут способствовать увеличению вовлеченности школьников в групповую работу, собственно формированию коммуникативных УУД.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Работа посвящена разработке процедуры подготовки решения олимпиадных задач командой обучающихся в 4-ом классе на уроках информатики. В результате решения первой задачи описаны характеристики олимпиадных задач по информатике и формы проведения олимпиад. Выделены следующие характеристики командных олимпиад по информатике в средней и старшей школе:
- соревновательность;
- открытость (любой обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в соревновании со сверстниками и принять участие в олимпиаде);
- возможность узнать свой рейтинг среди сверстников;
- массовость (любой обучающийся может принять участие в соревновании).
Мы рассмотрели основные формы, используемые при подготовке к олимпиадам по информатике в младшей школе.
Далее нами были выделены условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в начальной школе. Прототипом командных олимпиад были выбраны олимпиады по математике - «Математические бои», «Математическая карусель». Сделано предположение о процедуре подготовки в команде.
В качестве решения третьей задачи, нами было описано понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам. Описание состоит в том, что Е.В. Леонова считает, что «коммуникативные УУД» - это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми [34]. В качестве особенности подготовки к командной олимпиаде было выделена необходимость этапа анализа с участниками действий учеников в команде того, как обучающиеся находят и договариваются об общем решении, распределяют обязанности.
Для решения следующей задачи необходимо было разработать и апробировать элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в 4-ом классе. Описана процедура подготовки к командной олимпиаде «Расскажи другому». Были выделены условия реализации процедуры на уроке информатики, подобран заданный материал, разработан проект уроков. Апробация прошла в МБОУ СОШ №9 г. Минусинска.
В процессе работы выделены условия освоение формирования коммуникативных УУД посредством введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики: освоение процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения; учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Материалы и выводы могут быть использованы в учебном процессе на уроках информатики для 4 классов, отдельные элементы методического обеспечения педагогами в качестве основы организации учебного процесса.
- соревновательность;
- открытость (любой обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в соревновании со сверстниками и принять участие в олимпиаде);
- возможность узнать свой рейтинг среди сверстников;
- массовость (любой обучающийся может принять участие в соревновании).
Мы рассмотрели основные формы, используемые при подготовке к олимпиадам по информатике в младшей школе.
Далее нами были выделены условия использования командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в начальной школе. Прототипом командных олимпиад были выбраны олимпиады по математике - «Математические бои», «Математическая карусель». Сделано предположение о процедуре подготовки в команде.
В качестве решения третьей задачи, нами было описано понятие «коммуникативные УУД» младших школьников в контексте подготовки к командным олимпиадам. Описание состоит в том, что Е.В. Леонова считает, что «коммуникативные УУД» - это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми [34]. В качестве особенности подготовки к командной олимпиаде было выделена необходимость этапа анализа с участниками действий учеников в команде того, как обучающиеся находят и договариваются об общем решении, распределяют обязанности.
Для решения следующей задачи необходимо было разработать и апробировать элементы командных форм решения олимпиадных задач на уроках информатики в 4-ом классе. Описана процедура подготовки к командной олимпиаде «Расскажи другому». Были выделены условия реализации процедуры на уроке информатики, подобран заданный материал, разработан проект уроков. Апробация прошла в МБОУ СОШ №9 г. Минусинска.
В процессе работы выделены условия освоение формирования коммуникативных УУД посредством введения командных форм решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики: освоение процедуры решения задачи в команде с последующей презентацией решения; учителем организован с обучающимися анализ действий участников в команде при решении задачи.
Материалы и выводы могут быть использованы в учебном процессе на уроках информатики для 4 классов, отдельные элементы методического обеспечения педагогами в качестве основы организации учебного процесса.



