ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ тенденций развития рынка мебели в России 6
1.1 Перспективы и проблемы развития рынка мебели в России 6
1.2 Факторы и условия обеспечения конкурентоспособности организации на рынке мебели 26
2 Оценка конкурентной позиции ООО «Ника» на рынке мебели Красноярского края 37
2.1 Характеристика и анализ деятельности ООО «Ника» 37
2.2 Анализ потребителей и спроса на продукцию ООО «Ника» 56
2.3 Оценка конкурентной среды ООО «Ника» 68
3 Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности ООО «Ника» 81
3.1 Формирование комплекса мероприятий повышения конкурентоспособности ООО «Ника» на рынке мебели Красноярского края 81
3.2 Оценка влияния мероприятий на рост конкурентоспособности
ООО «Ника» 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
В настоящее время необходимым условием повышения конкурентоспособности отечественных мебельных компаний на рынке является эффективная политика, направленная на всестороннее и наиболее полное удовлетворение нужд и запросов конечных потребителей.
В конкурентной борьбе руководителям организаций необходимо постоянно и всесторонне изучать изменяющиеся потребности различных категорий потребителей, определять факторы, влияющие на их поведение, на основе полученных данных разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Низкая эффективность отечественных мебельных предприятий в настоящее время обусловлена рядом факторов, при этом одной из наиболее острых проблем является нарушение сбалансированности в составе товарных портфелей и структуре производственной программы предприятий. Это приводит к тому, что российские организации не могут сформировать адекватное требованиям рынка товарное предложение, что ведет к углублению разрыва связей с потребителями и значительному снижению рыночного потенциала и прибыльности отечественной мебельной промышленности.
Тем не менее, потенциал российского мебельного рынка высок.
Увеличение производства мебели оказывает серьезное позитивное воздействие на развитие смежных отраслей, как лесопромышленного комплекса, так и химической, легкой, стекольной, текстильной, станкострои¬тельной и др. отраслей.
В настоящее время мебельная компания «Ника» сталкивается с такими проблемами, как:
- высокий уровень конкуренции на рынке мебели Красноярского края;
- небольшая доля рынка ООО «Ника» в сегменте офисной мебели;
- снижение объемов продаж ООО «Ника»;
- ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ника».
Исходя из перечисленных проблем, целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ тенденций развития мебельного рынка в России и Красноярском крае;
- определить факторы и условия обеспечения конкурентоспособности организации в условиях современного рынка;
- оценить возможности и проблемы ООО «Ника» в обеспечении роста конкурентоспособности на рынке мебели Красноярского края;
- разработать комплекс мероприятий по росту конкурентоспособности ООО «Ника» на рынке мебели Красноярского края;
- дать оценку эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ООО «Ника».
Разработанные мероприятия должны привести к увеличению рыночной доли ООО «Ника» и усилению позиций на рынке мебели Красноярского края.
Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы следующие методы: SWOT - анализ, сегментирование, экспертный опрос, матрица базовых конкурентных стратегий М. Портера и др.
Информационной базой являются финансовая отчетность ООО «Ника», данные об объемах и структуре продаж ООО «Ника», статистические материалы Росстата о тенденциях развития рынка мебели в РФ, данные российских и зарубежных информационных агентств, Справочник «2ГИС».
В ходе выполнения бакалаврской работы был решен ряд задач:
- проведен анализ тенденций развития мебельного рынка в России и Красноярском крае;
- выявлены факторы и условия обеспечения конкурентоспособности организации в условиях современного рынка;
- оценены возможности и проблемы ООО «Ника» в обеспечении роста конкурентоспособности на рынке мебели Красноярского края;
- разработан комплекс мероприятий по росту конкурентоспособности ООО «Ника» на рынке мебели Красноярского края;
- дана оценка эффективности разработанных мероприятий.
По данным Росстата по итогам 2017 года мебельщики оказались в группе лидеров среди обрабатывающих отраслей. Индекс промышленного производства в России за 2017 г. составил 101% к предыдущему году. Рост меньше, чем в 2016 г.
Мебельная индустрия показала месячную прибавку в декабре на 13,1%, мебельщики вышли на совокупный годовой прирост объёмов производства в 8,7%. В 2017 г. отрасль оказалась на четвертом месте среди всех секторов обрабатывающей промышленности после автотранспорта, фармацевтики и группы «прочие готовые изделия».
Однако положение в мебельной отрасли на данный момент таково, что перспективы развития на длительный срок есть только у крупных компаний, отличающихся запасом прочности. Они могут противостоять возросшему уровню конкуренции, заблаговременным внедрением новых технологий и расширением ассортимента, как по направлениям, так и по ценовым категориям.
Собственное производство также является важнейшей составляющей успеха. Это дает компании ряд преимуществ, например, возможность оперативно реагировать на спрос и учитывать местную специфику, что немаловажно. 30% компаний, работающих на мебельном рынке имеют собственные производственные комбинаты. Но ведущие позиции занимают те, кто может контролировать не только производство, но и сбыт.
Оценка угроз мебельной компании «Ника» показала, что в целом состояние работы предприятия оценивается как стабильное. Наступление перечисленных угроз маловероятно, но существует необходимость их контроля, при возникновении критической ситуации, и разработать стратегии по принятию решений. В случае наступления одной из угроз, система разработанных стратегий помогает предприятию предотвратить угрозу без дополнительных финансовых и временных затрат; тем самым делая работу предприятия более эффективной и мене рискованной. Следует отметить, что немедленного устранения требует увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов, т.к. нынешняя ситуация делает выбор покупателя очень широким и вероятность потерять клиента компании очень высока.
Оптимизация товарного портфеля позволит ООО «Ника» увеличить долю ассортимента, входящего в зону AY, BY ABC-XYZ-анализа.
Чистая прибыль с учетом разработанных мероприятий увеличится на 461,6 тыс. руб. и составит 1 656,36 тыс. руб. В тоже время, отказ от производства некоторых товарных позиций снизит долю неликвидных товарных запасов ООО «Ника».
Мероприятия по повышению конкурентоспособности будут способствовать укреплению рыночных позиций ООО «Ника» как участника рынка мебели.
1 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг Менеждмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 с.: ил. - (Серия «Классический зарубежный учебник»).
2 Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - Электрон. дан. -Москва: КноРус, 2013. - 120 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53437 - Загл. с экрана.
3 Ворох, Н.И. Технологии продаж: учебное пособие / Н.И. Ворох, Г.А. Смирнова. - СПб.: ИЭО САУ, 2014. - 386 с.
4 Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебное пособие / Н.И. Гавриленко. - Москва: Директ-Медиа, 2017. - 194 с.
5 Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2017. - 728 с.
6 Платное обслуживание населения в России. 2017: Стат. сб./ П37 Росстат. - M., 2017. - 111 c.
7 Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие / А.С. Головачев. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 320 с.
8 Зеленская, Н.И. Современная маркетинговая деятельность торговых предприятий [Электронный ресурс] : монография / Н.И. Зеленская, Н.Г. Зеркалий, Е.В. Исаева [и др.]. - Электрон. дан. - Омск: ОмГУ (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского), 2014. -172 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61891 - Загл. с экрана.
9 http://www.amedoro.com ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.
10 Красюк, И.Н. Аспекты конкурентоспособности и управления собственными торговыми марками на розничных торговых предприятиях: монография [Электронный ресурс]: монография / И.Н. Красюк, С.А. Калугина, А.С. Шульдешов. - Электрон. дан. - Москва: Дашков и К, 2015. - 172 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70511 - Загл. с экрана.
11 Сьюэлл, К. Клиенты на всю жизнь. / К. Сьюэлл, П. Браун. - Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.
12 http://www.openbusiness.ru/
13 http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-roznichnaya- torgovlya-mebelyu/
14 Старов, С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей [Электронный ресурс]: монография. - Электрон. дан. - СПб.: СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет), 2013. - 492 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=47520 - Загл. с экрана.
15 https://rg.ru/2015/09/16/mebel.html
16 Шальнова, О.А. Технологии формирования потребительской
лояльности в розничной торговле [Электронный ресурс]: монография /
О.А. Шальнова, М.В. Зинцова, Н.В. Ребрикова. - Электрон. дан. - Москва: Дашков и К, 2014. - 107 с. - Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70585 - Загл. с экрана.
17 http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=13996
18 http://www.best-mdf.ru/news/mebelnaya-promishlennost-2016.htm
19 Цысарь, А.В. Лояльность покупателей: основные определения, методы, измерения, способы управления// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2015.-№5.- с. 55-61.
20 Деева, А.И. Ценообразование: учебное пособие / А.И. Деева. - Москва: МИКХиС, 2012 г.
21 Васильев, Г.А. Основы маркетинга: учебное пособие / Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц. - Москва: Юнити-Дана, 2012 г. - 102 с.
22 Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник / В.В. Герасименко. - Москва: Юнити-Дана, 2011. - 687с.
23 Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика: учебное пособие / Л.А. Данченок, А.Г. Иванова. - Москва: Эксмо, 2010 г.
24 Дейли Д. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Д. Дейли - М.: Вильямс, 2014 г.
25 Джек Траут, Эл Райс. Позиционирование битва за умы. - СПб.: Питер, 2009 г. - 336 с - (Серия «Деловой Бестселлер»).
26 Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П.Дойль - Спб.: Питер, 2011 г.
27 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг Менеждмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 с.: ил. - (Серия «Классический зарубежный учебник»).
28 Куликов, А.Л. Цены и ценообразование: учебное пособие. С.-П. -
2014. -354с.
29 Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование: М.: Издательство БЕК, 2011 г.
30 Маланичев А.Г. Исследование потенциала повышения цены товара на основе его конкурентоспособности// Маркетинг в России и за рубежом.- 2014.- №1.- С.76-81.
31 Марн М., Регнер Э., Завада К.. Ценовое преимущество / М. Марн, Э. Регнер, К. Завада - М: Альпина Бизнес Букс, 2014 г.
32 Матанцев А.Н., Анализ рынка: Настольная книга маркетолога, Москва / Альфа-Пресс, 2009 г.
33 Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. - М.:Эксмо, 2013 г. - С. 336 - (Профессиональное издание для бизнеса).
34 Фуколова Ю. Почем продовать будем / Ю. Фуколова // Секрет фирмы - 17.02.2013 г. - №3 - С. 14
35 Энциклопедия маркетинга - http: //www.marketing.spb .ru/about/
36 www.tehinf. ru/stroitelstvo/091104_mebel/
37 Российский рынок мебели в текущем году. - Мебельный вестник.
38 marketing.rbc.ru/reviews/.. ,/chapter4-1.shtml
39 Пармухина, Е. Потенциал есть! А есть ли перспективы? / Е. Пармухина // Фабрика мебели. - 2013. - № 1. С. 14-16.
40 Вахтель, Д. Анализ продуктового портфеля - ключевой метод стратегического планирования бизнеса в рамках разработки, выпуска и сбыта продуктов компании / Д. Вахтель // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - № 6 (90). С. 452-463.
41 Комкова, Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице / Е. Комкова. - Спб.: Питер, 2012. - 352 с.
42 Бузукова, Е.А. Закупки и поставщик. Курс управления ассортиментом в рознице / Е.А. Бузукова. - Спб.: Питер, 2012. - 432 с.
43 Егоров, И.В. Управление товарными система: учебное пособие / И.В. Егоров. - М.: Дашков и К, 2011. - 644 с.
44 Платонов, С. А качество оценит покупатель... / С. Платонов // Мебельное обозрение. - 2011. - № 67. С. 12-13.
45 Хорин, А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин,
В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2011. - 520 с.
46 Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория. Методология. Практика / В.Д. Шкардун. - М.: Дело,
2015. - 415 с.
47 Уолкер, О. Маркетинговая стратегия. Курс МВА / О. Уолкер. - М.: Вершина, 2011. - 496 с.
48 Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. - Спб.: Питер, 2010. - 879 с.
49 Овчинникова, О.В. Как и какую информацию нужно собирать для формирования маркетинговой стратегии / О.В. Овчинникова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4 (88). С. 294-305.
50 Большаков, А.А. Практика успешной разработки нового продукта / А.А. Большаков, А.И. Иващенко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 3 (87). С. 198-210.
51 Гуревич, А. Мебель - это не тупое сколачивание досок / А. Гуревич // мебельное обозрение. - 2014. - № 64. С. 9-11.
52 Лифщиц, М. Кризис: школа выживания / М. Лифшиц // Мебельное обозрение. - 2014. - № 55. С. 45-47.
53 Рукавишников, А.В. Как увеличить продажи? Интеллектуальный маркетинг / А.В. Рукавишников. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
54 Зотов, В. Ассортиментная политика фирмы / В. Зотов. - М.: Эксмо, 2012. - 240 с.
55 Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2016. - 728 с.
56 Платное обслуживание населения в России. 2016: Стат. сб./ П37 Росстат. - M., 2016. - 111 c.
57 Отчет о финансовых результатах ООО «Ника» за 2017 г.
58 http://www.mnogomebel.ru - мебельная информационная система.
59 http://www.amedoro.com ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.
60 http://www.garniture.ru - Первый периодический мебельный интернет-журнал.
61 http://www.promebel.com - Журнал мебельный бизнес.
62 http://www.openbusiness.ru/
63 http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-roznichnaya- torgovlya-mebelyu/
64 http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=13611
65 https://rg.ru/2015/09/16/mebel.html
66 http: //www.promebel .com/ru/headings/? articleID=13880
67 http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=13996
68 http://www.best-mdf.ru/news/mebelnaya-promishlennost-2014.htm
69 http://www.lesprom.com - информационно-аналитический портал Леспром.ру .