Введение
1. Анализ образовательных учреждений социальной сферы 8
1.1 Описание образовательных учреждения социальной сферы 10
1.2 Процессы учреждений социальной защиты 16
1.3 Аппаратное и программное обеспечение образовательных учреждений
социальной сферы 26
1.4 Информационная безопасность образовательных учреждений
социальной сферы 29
1.5 Показатели оценки эффективности внешних и внутренних процессов
образовательных учреждений социальной сферы 31
1.6 Качественный анализ процессов образовательных учреждений
социальной сферы. SWOT-анализ 33
1.5 Постановка задачи проектирования информационной системы 38
1.5.1 Анализ путей решения имеющихся проблем 38
1.5.2 Цели и задачи проектирования информационной системы 39
1.5.3 Требования к информационной системе 40
2 Анализ и выбор проектных решений 42
2.1 Анализ существующих ИТ-разработок в образовательных учреждениях
социальной сферы 42
2.2 Обоснование выбора технологии проектирования информационной
системы 42
2.3 Выбор и обоснование проектных решений
для информационной системы 44
2.4 Концепция информационной системы для образовательных учреждений
социальной сферы 48
3 Проектирование ИТ-мероприятий 50
3.1 Функциональная архитектура системы 50
3.2 Информационное обеспечение системы 52
3.3 Программное обеспечение 57
3.4 Организационное обеспечение 58
3.5 Контрольный пример реализации проекта 58
3.6 Обоснование эффективности разработанных ИТ-решений 64
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение
В условиях постоянных нестабильной экономической ситуации
обеспечение устойчивого развития предприятий приобретает исключительно
важную роль. Проблема устойчивого развития является исключительно
многообразной. Любая организация находится и функционирует в среде. И под
влиянием событий, происходящих в быстроизменяющейся среде, происходит
воздействие на внутреннее строение организации.
Каждая организация, в той или иной степени, воздействует со своей
внешней средой и по-разному реагирует на происходящие в ней изменения. Для
каждой организации важно знать природу изменений и умело реагировать на
них.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.
Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации
функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном
промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником
проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает
необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном
уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней
средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы
внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие
организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует
возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из
внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления
состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое
позволило бы ей поддерживать еѐ потенциал на уровне, необходимом для
достижения еѐ целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в
долгосрочной перспективе. [4]
Влияние внешней и внутренней сред друг на друга проявляются в
абсолютно всех организациях, будь то организация частного типа,
преследующая цель повышение прибыли, будь то государственная
организация, старающаяся оптимизировать управление с целью повышение
эффективности своей деятельности. Чтобы наладить процессы взаимодействия
организации с внешней средой, внутренние процессы должны быть
подготовлены и настроены на возможность оперативного приема и передачи
данных с внешней средой.
Актуальность данной работы состоит в необходимости
совершенствования механизмов управления взаимодействиями
образовательных учреждений социальной сферы и внешней среды на основе
современных информационных технологий, в частности актуальность связана с
повышением эффективности обработки данных организации и сокращении6
времени на их обработку и передачу в другие учреждения с целью повышения
оперативности принятия решений. Так же в повышении безопасности хранения
данных.
Объектом исследования в данной работе являются образовательные
учреждения социальной сферы и процессы взаимодействия их с внешней
средой.
Предметом исследования являются способы усовершенствования
процессов взаимодействия с внешней средой образовательных учреждений
социальной сферы на основе ИТ-методов.
В качестве примера образовательного учреждения социальной сферы
выступает административный отдел Краевого государственного казенного
образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 им. И.А.Пономарева».
Детский дом – воспитательное заведение для детей, лишившихся
родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в
помощи и защите государства. Данная организация представляет собой
сложную и комплексную систему со всеми присущими ей характеристиками и
атрибутами. Кроме того, в исследуемом учреждении работает программа
патронатных семей, что отличает этот детский дом от других.
В целом автоматизация работы в рассматриваемом учреждении
находится на низком уровне: подсчет патронатных средств, контроль над
патронатными воспитателями, ведение документации по воспитанникам и их
родственникам, определение воспитанника в детском доме, составление
типовых отчетов для Министерства – все эти операции выполняются вручную.
Основная задача управления состоит в эффективном распределении
деятельности сотрудников учреждения, повышения качества и скорости
обработки данных.
Целью работы является совершенствование процессов внешнего
взаимодействия образовательных учреждений социальной сферы на основе
современных ИТ-мероприятий для повышения эффективности управления.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих
задач:
− провести анализ предметной области;
− определить процессы внутренние и внешние, подлежащие
автоматизации;
− выполнить постановку целей и задач автоматизации;
− проанализировать существующие разработки;
− выбрать и обосновать проектные решения и технологию
проектирования;
− разработать информационное, программное и организационное
обеспечение;
− протестировать разработанную информационную систему.
В первом разделе данной работы дана характеристика предметной
области, построены организационные и функциональные структуры, созданы7
схемы внутренних процессов, показан принцип взаимодействия с внешними
организациями, описаны аппаратные и программные средства, существующая
информационная безопасность, возможное угрозы и способы их
предотвращения, определены цели и задач данной работы, проведен анализ и
моделирование требований к информационной системе.
Во втором разделе проведен анализ существующих программных средств
и технологий проектирования для достижения поставленной цели, выбрано и
обосновано программное средство и технология проектирования для создания
информационной системы, а также проектные решения по информационному,
программному и аппаратному обеспечению, создана концепция
информационной системы.
Третий раздел является проектной частью, в которой создана
функциональная архитектура, концептуальная и даталогическая модели
информационной системы, событийная цепочка процесса учета движения
воспитанников, представлен интерфейс информационных системы и сценарий
диалога информационной системы с пользователем, произведено тестирование
созданной информационной системы и приведены примеры тестовых данных.
Для достижения цели автоматизации процесса обмена данными с
внешними организациями, а также организация внутреннего учета патронатных
средств и контроля движения воспитанника, в работе были рассмотрены
внешние и внутренние процессы исследуемого объекта.
В ходе работы было выявлено, что организация эффективного
взаимодействия с внешними организациями детского дома невозможна при
условии сохранения устаревших принципов работы внутри учреждения.
Был проведен анализ предметной области и на основании должностных
инструкций построены организационная и функциональная структуры.
Построена модель «AS – IS» процессов учета патронатных средств и
определения воспитанника в детском доме, используя Ramus Educational, и
выявлены слабые стороны: нерационально организован процесс принятия
ребенка; на протяжении всего процесса все действия осуществляет один
человек – заместитель директора по воспитательной части; все операции,
расчеты выполняются вручную. Далее, проанализировав программные и
аппаратные средства учреждения, смоделированы рассматриваемые процессы в
варианте «TO – BE», в которых решены ранее описанные проблемы.
После проведенных исследований, была разработана концепция
информационной системы, на основе которой был создан проект и
последующая его реализация в Microsoft Access. Разработанная ИСДд№2
полностью адаптирована к рассматриваемому Детскому дому №2. Она
позволяет осуществлять ввод и редактирование данных, поиск информации по
заданным параметрам, составлять автоматически по имеющемся данным
типовые отчеты, расчет патронатных денежных средств к выплате, определять
воспитанника в детском доме при его поступлении. Ввиду этого, данная ИС
позволяет сократить время обработки данных, избежать допущение ошибок при
вводе информации и служит дополнительным резервным хранилищем. Данная
система протестирована в процессе практики, работает исправно. В дополнение
к этому, разработаны документы URD, SRD, ADD, на случай реализации
данного проекта другим разработчиком.
Кроме этого предложен вариант размещения ИСДд№2 в облачном
хранилище Google Диск, что послужит дополнительным гарантом для
сохранности информации. Проблема конфиденциальности предложено решить
с помощью криптографической файловой системы Encfs4win.
В дальнейшем рассмотрен вариант системы взаимодействия детского
дома №2 с внешними организациями, а именно с Министерством образования и
науки Красноярского края и органами опеки и попечительства, ЕИС (единая
информационная система для организаций по работе с детьми – сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей). Разработана и наглядно
представлена схема обмена данными, предложен вариант размещения данных,
разграничения доступа к ЕИС в облачном хранилище. Предложенное решение66
учитывает специфику деятельности данных организаций, а так же
ограниченность денежных средств на разработку ИС.
Расширение ИСДд№2 до ЕИС позволит качественно улучшить работу не
только сотрудников рассматриваемого образовательного учреждения, но и
сотрудников Министерства образования и науки по Красноярскому краю, давая
им возможность осуществлять более полный контроль над деятельностью
детского дома, и сотрудников органов опеки и попечительства, налаживая
ускоренный обмен информацией между организациями.
Научная новизна данной работы состоит в обосновании использования
облачных технологий для усовершенствования процессов управления
взаимодействием учреждений социальной защиты с внешней средой в рамках
Единой Информационной Системы.
К практической новизне работы относится разработка и реализация
прототипа информационной системы для учреждений социальной защиты.
AllFusion [Электронный ресурс]: официальный сайт AllFusion. –
Электронные данные – Режим доступа: http://www.interface.ru
2. BestReferat.ru [Электронный ресурс]: информационный портал. –
Электронные данные – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-
377137.html .
3. Brain–snob [Электронный ресурс]: официальный сайт. –
Электронные данные– Режим доступа: http://brain–snob.ru
4. Diplomba [Электронный ресурс]: информационный портал. –
Электронные данные – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/14991 .
5. Fox Manager [Электронный ресурс]: информационный портал. –
Электронные данные – Режим доступа: http://www.fox–manager.com
6. Interface.ru [Электронный ресурс]: информационный портал. –
Электронные данные – Режим доступа: http://www.interface.ru
7. WwwGrandars.ru [Электронный ресурс]: Электрон. Энциклопедия. –
Режим доступа: http://www.grandars.ru
8. Аббакумов, Т. А. Бизнес–анализ информации / Т. А. Аббакумов. //
Статистические методы, М: Экономика, 2009 – 97 c.
9. Абдикеев, А. Д. Киселев Управление знаниями корпорации и
реинжини–ринг бизнеса / А. Д. Абдикеев. – М.: ИНФРА–М, 2010 – 36 c.
10. Агальцов, В. П. Базы данных: Учебник / В. П. Агальцов //
Распределенные и удаленные базы данных. – Москва : Издательский Дом
"ФОРУМ", 2013. – 272 с.
11. Вдовенко, Л.А. Информационная система предприятия / Л. А.
Вдовенко – М.: Вузовский учебник, 2010 – 342 c.
12. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
родителей [Электронный ресурс] : Электронная библиотека студента
Библиофонд – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=556698#2
13. Гагарина, Л. Г. Разработка и эксплуатация автоматизированных
информационных систем: учебное пособие / Л. Г. Гагарина. – М : ИНФРА–М,
2009. – 384 с.
14. Галактионов, В. И. Сага о проектах построения архитектуры
предприятия / В. И. Галактионов // Директор информационной службы. – 2002.
–№ 7–8.
15. Голицына, О. Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына /
Москва: Издательство "ФОРУМ" – Москва : Издательский Дом "ИНФРА–М",
2009. – 400 с.
16. Дворников, А. Взгляд на мир глазами доктора Шеера: ARIS eEPC /
А. Дворников // Авант Партнер. – 2005. – №23.
17. Дей, Дж., Базы данных. Проектирование и разработка: учеб. / Джон
Дей, Крейг Ван Слайк, Рэймонд Фрост. – М.: НТ Пресс, 2007. – 592 с.68
18. Диго, С. М. Базы данных: учебно–методический комплекс / С. М.
Диго. – Москва: [б. и.], 2011.
19. Заботина, Н. Н. Проектирование информационных систем: Учебное
пособие / Н.Н. Заботина. – Издательский Дом "ИНФРА–М", 2013. – 331 с.
20. Избачков, Ю.С. Информационные системы: 3–е изд. / Ю. С.
Избачков. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.
21. Интеграция базы данных ACCESS с приложениями MICROSOFT
[Электронный ресурс] : Научная энциклопедия Book-Science. – Электрон. дан. –
Режим доступа: http://book-science.ru.
22. Исаев, Г.Н. Предпринимательство в информационной сфере / Г.Н.
Исаев. – М.: Инфра–М, 2011 – 56 c.
23. Конончук, А. М. Современные проблемы организации
автоматизированного документооборота в государственных учреждениях. Пути
решения этих проблем // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной
Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию
образования Красноярского края [Электронный ресурс]. — Красноярск:
Сибирский федеральный ун-т, 2014. — Режим доступа: http://conf.sfukras.ru/sites/mn2014/directions.html
24. Конончук, А.М. Проблемы применения информационных
технологий в обработке данных в государственных учреждениях.
[Электронный ресурс] : VII Международная студенческая электронная научная
конференция «Студенческий научный форум – 2016». – Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2016/1460/19569.
25. Конончук, А.М. Сбалансированная система показателей
государственных учреждений по работе с детьми-сиротами. [Электронный
ресурс] : VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум – 2016». – Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2016/1460/19583
26. Королев, М. А. Информационные системы и структуры данных:
учеб. для вузов / М. А. Королев, Г.Н. Клешко, А. И. Мишенин. – М.:
Статистика, 2007. – 184 с.
27. Культин, Н.Б. Инструменты управления проектами / Н.Б Культин. //
Project Expert и Microsoft Project – М.: BHV, 2012 – 435 c.
28. Маклаков, С. BPwin и ERwin. CASE – средства разработки
информационных систем: учеб. / С. Маклаков. –М.: Диалог–МИФИ, 2000. –256
с.
29. О системах оплаты труда работников краевых государственных
учреждений [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от от 29.10.2009
N 9-3864. // Профессиональные справочные системы «Техэксперт». – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/985017078
30. Об организации работы по патронатному воспитанию в
Красноярском крае [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от
28.04.2005 №14-3365. // Официальный интернет – портал правовой информации
«Красноярский край». – Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru .69
31. Образование Красноярского края [Электронный ресурс]:
информационный портал. – Электронные данные – Режим доступа:
http://www.krao.ru .
32. Общая информация Сибирский федеральный университет
[Электронный ресурс]: официальный сайт Сибирского федерального
университета. – Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.sfu–kras.ru
33. Организационная структура [Электронный ресурс] : Википедия
свободная энциклопедия. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Организационная структура
34. Петров, В.Н. Информационные системы: учеб.для вузов / Петров
В.Н. – М.: изд–во ACT, 2003. – 687 с.
35. Практика и проблематика моделирования бизнес–процессов: учеб.
пособие / А. Г. Зуева, Б. В. Носков, Е. В. Сидоренко, Е. И. Всяких, С. П.
Киселев. – М.: ДМК Пресс, – 2008. – 310 с.
36. Сайт BusinessTuning [Электронный ресурс]: официальный сайт
Business Tudio – Режим доступа: http://www.businesstuning.ru/pm/56–obzor–
programm–dlya–modelirovaniya–biznes–processov.html
37. Сатунина, А.Е. Управление проектом корпоративной
информационной системы предприятия / А.Е, Сатунина. – М.: Финансы и
статистика, 2009 – 39 c.
38. Скворцов, В. И. Технологические основы использования системы
ARIS Toolset 7.0: учеб. / В. И. Скворцов. – М.: Диалог–МИФИ, 2006. – 288 с.
39. Советов, В. В. Базы данных. Теория и практика / В. В. Советов. –
М.: Юрайт , 2012 – 345 c.
40. СТО – 4.2 – 07 – 2014 Стандарт организации. Система менеджмента
качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению
документов учебной и научной деятельности. Система управления СФУ, 2014.
– 60 с.
41. Титоренко, Г.А. Информационные системы в экономике: учеб.
пособие для вузов / Титоренко Г.А. – М.: изд–во ACT, 2008. – 463 с.
42. Функциональная модель [Электронный ресурс] : Википедия
свободная энциклопедия. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Функциональная модель
43. Хомоненко, В. М. Базы данных / В. М. Хомоненко – М: Корона–Век
, 2010 – 45 c.
44. Шеер, А. В.