Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Работа №22484

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы121
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
564
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Специфика социализации младших школьников 12
1.1 Понятие социализации 12
1.2 Технологии социализации младших школьников 24
2 Основные направления в досуговой деятельности младших школьников 41
2.1 Понятие досуговой деятельности младших школьников 41
2.2 Проект «Семейный клуб» на базе детской библиотеки
им. Н. Островского 55
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложения

Актуальность исследования
В жизни человека, живущего в современном мире, главной целью является самореализация. Как известно, эта цель находится на высшей точке пирамиды потребностей Абрахама Маслоу. Все другие, низшие по рангу потребности, будучи в полной мере удовлетворёнными, приводят именно к этой ступени развития личности человека .
Разумеется, неудовлетворённая в полной мере потребность не станет менее заметной и тем более не исчезнет. Путь к высшей ступени — самореализации — напрямую связан с другими, полностью удовлетворёнными потребностями, пронизывающими жизнедеятельность человека на протяжении всей его жизни.
Член современного общества не может обойтись без признания себя другими членами общества, не может существовать без социальной принадлежности, без контактов с другими людьми. В настоящее время предметную направленность жизнедеятельности человека определяют, прежде всего, количество и качество социальных контактов. Попросту говоря, без участия других людей, без удовлетворения социальной потребности человек никогда не сможет встать на ступень самореализации.
Так как современному человеку нельзя в полной мере осуществить удовлетворение своих потребностей без других членов общества, то социализация является главным шагом к достижению данной цели.
Как известно, социализация начинается с раннего возраста, когда человек еще не понимает своих действий, не осознаёт себя членом какого-либо общества и не испытывает потребности в самореализации. Именно начиная с данного этапа жизни, человеку предстоит научиться общаться с другими индивидами, выстраивать коммуникацию, развиваться для успешного пути к самоактуализации. Если в младенческом возрасте человек занят непрерывной досуговой деятельностью, то, после вступления в школу, эта ситуация коренным образом меняется. В школе ребёнок встречает множество незнакомых людей, с которыми ему предстоит контактировать и выстраивать разного рода отношения; время и вид деятельности строго регламентируются; появляется домашнее задание, которое школьник обязан выполнить; также ученику необходимо придерживаться определённого поведения. Внезапный отрыв от комфорта и постоянной игры к практически полноценной взрослой жизни может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье школьника первого класса.
Справиться с возрастающим стрессом, отдохнуть от постоянно поступающей информации на уроках, порезвиться, пообщаться с другими детьми вне учебного класса позволяет досуговая деятельность. По словам М. Б. Зацепиной , ученик младших классов не способен постоянно находиться в процессе обучения, ему необходимо время от времени побегать, поиграть, т.е. заняться другим видом деятельности для восстановления своих сил.
Изучение видов досуговой деятельности для младших школьников и их наполнения очень важно, ведь, как уже отмечалось, именно с этого этапа начинается их жизнь в обществе, даже если они этого ещё не понимают.
Видов досуговой деятельности несколько. Прежде всего, основным и главным видом досуговой деятельности является общение, без которого, в принципе, социализация не может продолжаться. Кроме того, еще одним видом досуговой деятельности является отдых, который делится на активный и пассивный; также существует самообразование, помогающее школьнику упрочить предыдущие знания и получить новые; развлечение, будучи весьма разнообразным, имеющее компенсационный характер, а также как высшая ступень в досуговой деятельности — творчество, когда школьник удовлетворяет свои творческие потребности, являющиеся одними из самых важных в жизнедеятельности человека.
В настоящее время досуговая деятельность младших школьников приобрела небывалый размах. Появилось огромное количество новых видов развлечений, активного и пассивного отдыха и т.д. С развитием научно-технического прогресса возникают совершенно новые формы досуговой деятельности; кроме того, сами виды досуговой деятельности неизбежно трансформируются, приобретают иной характер.
Социализация современного школьника младшего возраста — непростой процесс. Помимо динамично развивающегося общества, появления информационных технологий и прочих проявлений темпов жизни XXI века есть целый ряд проблем, связанных с воспитанием и развитием личности человека. Эти проблемы возникают во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в досуговой сфере.
Особо важной проблемой в социализации школьников младшего возраста является разделение досуга детей и родителей. Практически все виды досуга предполагают раздельное времяпрепровождение членов семьи по причине разного возраста и разных интересов, а также из-за занятости родителей на работе. Такое разделение негативно сказывается на взаимоотношениях между ребёнком и родителями; кроме того, школьник младшего возраста, нуждающийся в родительской поддержке и не получающий её, постепенно начинает самоизолироваться от окружающих, что сопровождается чрезмерным увлечением играми на компьютере, гаджетах.
Влияние современных форм досуговой деятельности на социализацию младших школьников еще недостаточно изучено, но, так как социализация является процессом интеграции человека в общество, изучение и анализ современной досуговой деятельности школьников младшего возраста, её форм, особенностей и проблем в процессе социализации является актуальной проблемой и целью данной выпускной квалификационной работы.
Степень изученности проблемы
О роли досуговой деятельности в процессе социализации посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как историческое развитие досуговой деятельности младших дошкольников, актуальность и роль в процессе социализации, содержание, виды, формы, технологии, а также методы осуществления досуговой деятельности в культурно-досуговых учреждениях, лагерях, развлекательных учреждениях, образовательных учреждениях и т.д.
Изучением феномена досуговой деятельности, раскрытием содержания понятия «свободное время» и «досуговое время», а также изучением истории и составлением фундаментальных основ термина «досуг» занимались зарубежные авторы Йонне Поль, Стэнли Паркер, Э. Стеббинс, Йохан Хёйзинга и другие. Анализ и теоретизацию досуга можно также встретить в трудах
отечественных учёных: Ф. С. Махова, Т. Г. Киселёва, А. Ф. Воловика,
Н. В. Микляева, А. М. Нуксунова, А. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова,
Э. В. Соколова, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Н. И. Бочарова,

О. Г. Тихонова и других.
Немало работ посвящено социализации личности. Фундаментальные основы понятия «социализация» содержатся в работах Э. Гидденса,
Жана Пиаже, Г. С. Холла, Д. Г. Мида и другие. В советской научной практике основными работами по социализации считались труды В. С. Мухиной,
А. В. Петровского, А. Н. Леонтьева, И. С. Кона, А. С. Макаренко,
П. А. Сорокина ряда других исследователей.
Изучением современных концепций социализации, исследованием процесса интеграции школьника младшего возраста в российское общество, анализом и построением новой теории социализации занимались и занимаются Н. В. Андреенкова, Н. Ф. Голованова, Л. А. Даринская, Б. А. Титов, М. В. Созинова, М. Ю. Кондратьев, Т. Ф. Алексеенко, И. С. Клецина, А. А. Реан, А. И. Ковалева, чьи труды также использовались при написании теоретической части данной выпускной квалификационной работы.
В последние годы особое внимание содержательной части досуговой деятельности младших школьников, её эффективности в процессе социализации и развитии творческих, коммуникативных и индивидуальных способностей детей младшего школьного возраста уделял ряд современных российских исследователей-педагогов, таких как М. Б. Зацепина, А. Б. Антонова, Т. С. Комарова, И. Н. Ерошенкова, З. А. Александрова, Л. В. Куцакова, А. Т. Куракин, Г. Н. Гришина, И. Н. Тимофеев, Р. К. Серёжникова, В. В. Корякова и другие.
Таким образом, социализация личности, воспитание детей-школьников, организация досуговой деятельности разных видов и форм в культурно-досуговых учреждениях изучены российскими и зарубежными исследователями на необходимом уровне для рассмотрения проблематики данной выпускной квалификационной работы. Опираясь на труды вышеупомянутых исследователей, социологов, психологов, педагогов, будет проведён анализ особенностей социализации школьников младшего возраста; будут рассмотрены её виды, основные определения, понятия и специфика воспитания школьников.
Использование материалов научных работ по исследованию досуговой деятельности, её видов, особенностей и форм позволит комплексно подойти к проблематике данной выпускной квалификационной работы, а именно: поможет раскрыть особенности современной досуговой деятельности младших школьников в городе Красноярске; изучить её основные формы; дать оценку тем или иным видам, а также сделать выводы по изучаемой проблематике и подвести итоги.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является социализация школьников младшего возраста, предметом — досуговая деятельность школьников младшего возраста.
Цель исследования
Цель — исследование роли досуговой деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста.
Задачи исследования
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. Изучение процесса социализации личности на современном этапе развития общества и её содержания — функций, уровней, основных этапов, агентов, факторов и механизмов;
2. Разбор технологий социализации школьников младшего возраста с помощью трудов, работ, статей, публикаций по педагогике и детской психологии российских и зарубежных исследователей;
3. Анализирование современной культурно-досуговой деятельности школьников младшего возраста, определение понятия «детский досуг», проведение соц. исследования, соотношение итогов соц. исследований теоретической основой работы;
4. Разработка проекта для решения поставленной проблемы с учётом выявленных недостатков в процессе социализации школьников младшего возраста по результатам экспертного интервью и анкетирования родителей.
Методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили:
- теоретическая концепция о социально-культурной деятельности (Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников);
- психолого-педагогическая теория социализации, предложенная А. А. Реаном;
- положения по организации культурно-досуговой деятельности, в рамках которых содержится обоснования социализирующего потенциала культурно-досуговой деятельности и условия её реализации (М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова и др.);
- методология и методы реализации социокультурных технологий как средства формирования личности (А. П. Марков, Г. М. Бирженюк и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы зарубежных и отечественных исследователей, педагогов, психологов по проблеме социализации личности, психологическим особенностям школьников младшего возраста, досуговой деятельности в процессе социализации;
2. Эмпирические: экспертное интервью с семью специалистами, работающими в сфере досуговой деятельности школьников младшего возраста; анкетирование ста трёх родителей, дети которых учатся в начальной школе.
Эмпирические исследования проводились с 1 февраля 2016 по 12 мая 2016 года в МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского». Результаты исследований дали основу для разработки предлагаемого проектного решения.
Гипотеза исследования
Совместная деятельность является ведущим механизмом социализации школьников младшего возраста.
Научная новизна
В работе зафиксированы основные тенденции в досуговой деятельности школьников младшего возраста; выявлена ведущая роль семейного досуга как вида совместной деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста; проведён анализ социально-культурной ситуации в области досуга школьников младшего возраста.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в: обосновании необходимости введения новых педагогических приёмов в процессе социализации школьников младшего возраста в области семейного досуга; рассмотрении понятия «совместная деятельность» как основы исследования процесса социализации школьников младшего возраста; выявлении специфики досуговой деятельности, раскрывающей особенности социализации школьников младшего возраста.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для корректировки деятельности культурно-досуговых учреждений для школьников младшего возраста. Предлагаемый проект может быть реализован в деятельности различных учреждений культуры по организации семейного досуга.
Апробация работы
Предлагаемый проект «Семейный клуб» по своей актуальности и спектру решаемых проблем получил первое место на Международной научно¬практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный - 2016» в секции «Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика».
Предлагаемый проект, заключающийся в организации семейного досуга как ведущего вида совместной деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста, был одобрен директором Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизированная библиотечная система для детей им. Н. Островского» Григорьевой Оксаной Евгеньевной в рецензии (Приложение В).
Структура работы
Введение, реферат, первая глава, вторая глава, заключение, приложения А-Г, список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, нами изучена роль современной досуговой деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста. В ходе исследования был проделан значительный объем работы по изучению теоретической основы процесса социализации, а также выполнен анализ современной досуговой сферы с проведением социологических исследований, на основании которых предложен проект как способ решения поставленной проблемы.
При решении задачи изучения процесса социализации личности и её содержания — функций, уровней, основных этапов, агентов, факторов, механизмов и технологий в первой главе данной работы мы выделили основные закономерности развития школьников младшего возраста. В соответствии с этим нами обнаружены недостатки в воспитании — относительно малое количество времени ежедневного контакта родителей с ребёнком, разрешение проводить время за компьютером рекомендованного, невладение приёмами правильного воспитания. Согласно результатам анкетирования родителей, такая ситуация имеет широкое распространение в современных семьях, что приводит к постепенному ухудшению поведения школьника и усложнению взаимоотношений членов семьи. К наиболее частым проблемам, с которыми сталкиваются родители, можно отнести: чрезмерное увлечение школьником младшего возраста компьютерными играми, слабая обратная связь во время контакта, частые семейные конфликты, недоверие ребёнка и нежелание общаться с родителями.
Решение задачи работы — проведение анализа современной досуговой сферы во второй главе работы позволило нам обнаружить источник перечисленных проблем. Согласно результатам экспертного интервью, отсутствие семейной формы досуга негативно сказывается на психике школьника младшего возраста. Детальное изучение видов, форм досуговой деятельности и их влияние на процесс социализации доказало безошибочность мнения экспертов.
На основании того, что неучастие родителей в досуге ребёнка-школьника негативно отражается на процессе социализации, наша работа позволяет подтвердить роль досуговой деятельности в процессе формирования личности. Обозначенные проблемы происходят из неполноценной организации досуга в семье, где каждый член в своё свободное время практически не контактирует с родными, предпочитая этому просмотр контента соц. сетей, кинофильмов и не имея мотивации к совместному досугу.
Как выяснилось, совместная досуговая деятельность членов семьи в городе Красноярске развита недостаточно. В качестве решения задачи работы нами разработан проект с семейной формой досуга на базе детской библиотеки, конкретно — еженедельный «Семейный клуб», культурно-досуговые мероприятия которого проводятся в свободное от работы/учёбы время.
Проект учитывает: особенности воспитания, взаимоотношения с родителями и другими людьми, детскую психологию и тимбилдинг; ежемесячные консультации с детским психологом всей семьёй; предложен максимально эффективный уровень сложности преподносимой информации; также, в соответствии с возрастом, включены культурные нормы и правила поведения в обществе.
Мы приходим к выводу о том, что реализация проекта позволит сплотить членов семьи, даст возможность устранить нарастающие сложности во взаимоотношениях и избежать проблемы в процессе социализации школьника младшего возраста.
В процессе работы выявились некоторые вопросы, требующие отдельной доработки: вероятность внедрения проекта в другие досуговые учреждения и возможности реализации проекта в летний период.
Таким образом, задачи данной выпускной квалификационной работы решены в полном объёме, цель — исследование роли досуговой деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста — была достигнута.
В ходе проведения исследования была подтверждена гипотеза, заключающаяся в том, что совместная деятельность является ведущим механизмом социализации школьников младшего возраста. Подтвердить гипотезу помогли труды, научные работы и статьи российских и зарубежных психологов-педагогов, а также экспертное интервью специалистов досуговой сферы города Красноярска.
В заключение отметим, что проект был положительно оценён директором МБУК «ЦБС для детей им. Н. Островского» и рекомендован к реализации на базе детской библиотеки С. Михалкова, начиная с осени 2016 года.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие / В. В. Абраменкова. - Москва : ПЕР СЭ, 2003. - 213 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Издательский центр Академия, 1999. - 110 с.
3. Александрова, З. А. Организация досуга школьников классным руководителем. / З. А. Александрова // Учительский журнал. - 2009. - № 3. - С. 32 - 44.
4. Алексеенко, Т. Ф. Социализация личности: возможности и риски : учебное пособие / Т. Ф. Алексеенко. - Киев : Педагогическая мысль, 2007. - 244 с.
5. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности. / Н. В. Андреенкова // Социальные исследования. - 1970. - № 3. - С. 13-26.
6. Антонова, О. А. Уроки культуры : учебное пособие / О. А. Антонова. - Санкт-Петербург : РГПУ имени А. И. Герцена, 2006. - 14 с.
7. Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. - Москва : Смысл, 2000. - 215-230 с.
8. Бардиер, Г. Л. Что касается меня... Сомнения и переживания младших школьников : монография / Г. Л. Бардиер, И. М. Никольская. - Санкт- Петербург : Речь, 2005. - 87 с.
9. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка : учебное пособие / А. И. Баркан. Москва : Аст-Пресс, 1999. - 57 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учебное пособие / Л. И. Божович. Москва : Просвещение, 1968. - 348 с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: монография / под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва, Воронеж : Институт практической психологии, 1995. - 247 с.
12. Большой психологический словарь : психологический словарь / Москва : Изд-во ОЛМА-ПРЕСС. - сост. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. - 2004. - 112 с.
13. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье : учебное пособие для вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова ; под общ. ред. Н. И. Бочарова. - Москва : Издательский Центр «Академия», 2001. - 187 с.
14. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста : учебное пособие / Н. И. Бочарова. - Москва : АРКТИ, 2003. - 29 с.
15. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учебник. / А. Ф. Воловик. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 1998. - 48 с.
16. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Воспитание. В 6 т. Т. 4. Воспитание : учебник для вузов / Москва, 1984. - Гл. 4. - С. 71.
17. Гавров, С. Н. Образование в процессе социализации личности / С. Н. Гавров, Н. Д. Никандров // Вестник УРАО. - 2008. - № 5. - С. 32-54.
18. Гилинский, Я. И. Стадии социализации индивида : учебное пособие / Я. И. Гилинский. - Ленинград : Человек и общество, 1971. - 394 с.
19. Голованова, Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема : учебное пособие / Н. Ф. Голованова. - Санкт- Петербург : Специальная литература, 1997. - 48 с.
20. Голованова, Н. Ф. Социализация младших школьников : учебник / Н. Ф. Голованова. - Санкт-Петербург : Речь, 1996. - 104 с.
21. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 33 с.
22. Гончаров, Н. П. Примерное Положение об организации культурно¬досуговой деятельности в муниципальном образовании : справочник руководителя учреждения культуры / Н. П. Гончаров. - Москва, 2009. - №8. - 51 с.
23. Гришина, Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье : учебное пособие / Г. Н. Гришина. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 1990. - 231 с.
24. Гультяев, И. И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Гультяев Иван Иванович. - Москва, 2005. - 228 с.
25. Даринская, Л. А. Раскрытие ключевых понятий в определении концепции развития творческого потенциала учащегося : материалы науч.- практ. конф., 26 марта 2002 г. / Санкт-Петербург : СПбГУПМ, 2003. - 69-79 с.
26. Добринская, Е. И. Свободное время и культура личности : учебное пособие / Е. И. Добринская. - Ленинград : Просвещение, 1983. - 438 с.
27. Дружинин, В. Н. Психология семьи : учебник / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 1996. - 290 с.
28. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в
современных условиях : учебник / И. Н. Ерошенков. - Москва : НГИК, 2004. - 91 с.
29. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность : учебное пособие / А. Д. Жарков. - Москва : МГУК, 2007. - 203 с.
30. Жарков, А. Д. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебник для вузов / А. Д. Жарков. - Москва, 2006. - 104 с.
31. Жигульский, К. П. Праздник и культура : учебное пособие / К. П. Жигульский. - Москва : Прогресс, 1985. - 19 с.
32. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду : учебное пособие / М. Б. Зацепина. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. - 132¬149 с.
33. Иванов, А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр / А. В. Иванов // Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 32-51.
34. Иванова, И. В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста :

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ