ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды, значение
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли
1.3 Методика планирования оборота розничной торговли и резервы его роста в современных условиях
2. АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТРОЙДОМ»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «СтройДом»
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли предприятия ООО «СтройДом»
2.3. Анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия ООО «СтройДом»
2.4 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «СтройДом»
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТРОЙДОМ»
3.1 Планирование общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия с использованием различных методов
3.2 Планирование оборота розничной торговли по периодам года и по товарным группам
3.3 Резервы роста оборота розничной торговли торгового предприятия и их экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для каждого коммерческого предприятия одна из главных задач - обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Положительные изменения в его деятельности связаны, в первую очередь, с положительной динамикой его оборота или объема продаж, то есть по характеру динамики оборота оценивается положительно или отрицательно результат деятельности предприятий.
Развитию оборота розничной торговли торговых предприятий всех форм собственности и организационно - правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что он характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет оборот розничной реализации и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие оборота розничной торговли определяет широту и глубину проникновения предприятий на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
Бакалаврская работа посвящена теме «Оборот розничной торговли: анализ и экономическое обоснование резервов роста» и выполнена на материалах торгового предприятия ООО «СтройДом».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе оборот розничной торговли является основополагающим показателем торговли, от которого зависят все остальные показатели деятельности предприятий отрасли. Его значение отражает сущность и развитие деятельности предприятий.
Целью бакалаврской работы является выявление резервов роста оборота розничной торговли на основе его анализа и планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. рассмотреть понятие, состав, виды, значение оборота розничной торговли ;
2. изучить методику анализа и планирования оборота розничной торговли;
3. дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия;
4. провести анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли, а также выявить и оценить факторы, оказывающие влияние на объем оборота розничной торговли;
5. провести анализ состояния товарных ресурсов предприятия;
6. провести планирование общего объема оборота розничной торговли предприятия с использованием различных методов и провести его распределение по периодам года и товарным позициям;
7. выявить резервы роста оборота розничной торговли и их экономически обосновать.
Теоретической основой бакалаврской работы являются работы отечественных экономистов по изучаемому вопросу и проблеме: Александрова Ю. Л., Бланка И.А., Емельяновой О.Н., Соломатина А. Н., Терещенко Н. Н., и других, законодательные акты Российской Федерации и его структур; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати; учебники и учебные пособия; материалы собственных исследований.
Методической основой написания бакалаврской работы является использование в процессе проводимого анализа совокупности различных методов: метода анализа и синтеза, группировки и сравнения, метода разниц и цепных подстановок и др., а также следующих методов планирования - количественных (экономико-статистических методов, экономико-математических методов, целевой прибыли и др.) и качественных (метода экспертных оценок).
Информационную основу исследования составляют данные официальной бухгалтерской и статистической отчетности и данные оперативного учета торгового предприятия.
Предметом исследования в данной бакалаврской работе является оборот розничной торговли. Объектом исследования служит торговое предприятие ООО «СтройДом» г. Красноярска.
Общий объем работы 99 стр. Бакалаврская работа иллюстрирована 13 рисунками; 36 таблицами. Библиографический список включает в себя 35 источников.
В ходе написания данной работы был проведен анализ и экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «СтройДом», изучены теоретические и методические основы понятия оборота розничной торговли, рассмотрен его состав, классификация, значимость этого показателя в достижении результатов деятельности торговых предприятий, изучены методики анализа и планирования оборота розничной торговли.
При всем этом была проведена краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «СтройДом»; проведен анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли; анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия; факторный анализ оборота розничной торговли. Также было произведено планирование оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «СтройДом» и экономически обоснован оборот розничной торговли торгового предприятия, и разработаны рекомендации по его увеличению.
Проведенный в работе анализ показывает, что для ознакомления с деятельностью любой организации необходимо изучить, возможно, большее число ее сторон, сформировать на этой основе объективное мнение о положительных и отрицательных моментах в деятельности предприятия, выявить слабые стороны и возможности их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на результаты работы торгового предприятия.
В целом деятельность предприятия ООО «СтройДом» в отчетном периоде улучшилась, так как сумма чистой прибыли увеличилась на 47,32% при росте ее рентабельности на 1,91%. Этот результат в основном сформировался в результате основной деятельности предприятия, то есть реализации товаров, и был обусловлен ростом оборота розничной торговли на 12,33% , ростом суммы валовой прибыли на 13,27%, снижением уровня издержек обращения на 1,73%. Также следует отметить в качестве положительного момента рост эффективности использования ресурсов предприятия: торговой площади, трудовых ресурсов, основных фондов. В качестве негативных моментов отмечается замедление оборачиваемости оборотных средств, рост уровня фонда заработной платы.
К основным моментам формирования и динамики оборота розничной торговли , как предмета исследования, можно отнести:
■ Объем оборота розничной торговли за 2015 год по предприятию составил 26421 тыс. руб., что выше показателя прошлого года на 2901 тыс. руб. или 12,33%. Такой рост частично объясняется тем, что в анализируемом периоде произошел рост производительности труда одного работника на 63,57 тыс. руб. Также в отчетном периоде численность работников торгово¬оперативного персонала увеличилась на 1 человека;
В действующих и сопоставимых ценах объем оборота розничной торговли за период 2011-2015 годов постоянно увеличивался;
■ Анализ оборота розничной торговли по кварталам показал, что в прошлом году наибольший объем оборота розничной торговли пришелся на третий квартал в сумме 6303,36 тыс. руб. и составил 27,3% от общего объема оборота розничной торговли. В отчетном периоде наибольший оборот розничной торговли пришелся на второй квартал в сумме 7249,92 тыс. руб., а удельный вес в общем объеме оборота составил 27,44%;
К отрицательным моментам в анализе оборота розничной торговли относятся следующие: прирост оборота розничной торговли в большей степени связан с увеличением влияния таких экстенсивных факторов, как цены на товары, ростом численности работников, увеличением среднегодовой стоимости оборотных средств.
С другой стороны, в группе факторов, связанных с использованием торговой площади, основных фондов в большей степени прирост оборота был обеспечен интенсивными факторами: ростом эффективности использования торговой площади, фондооотдачи.
• Так как коэффициент равномерности более 95% (коэффициент равномерности равен 97,36%) следует отметить, что реализация осуществляются равномерно;
• Коэффициент ритмичности развития оборота розничной торговли по кварталам в отчетном году составил 1,0, то есть развитие оборота по кварталам анализируемого периода проходило ритмично;
• Предприятие ООО «СтройДом» осуществляет реализацию различных товаров для ремонта, строительства и благоустройства дачных, садовых участков, а также хозяйственных товаров. .Исходя из проведенного анализа оборота розничной торговли в разрезе товарных групп выявлено, что наибольший удельный вес в обороте розничной торговли в прошлом и отчетном годах составил оборот розничной торговли по группе «Садовые домики, бани, беседки, туалеты, террасные блоки». Достаточно высок объем реализации по таким группам, как пиломатериалы, столярные изделия.
• Произошло ускорение товарооборачиваемости, что привело к относительному высвобождению из оборота денежных средств.
Что касается процесса планирования, то он позволяет представить реальную картину будущей деятельности предприятия при выполнении запланированных мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия.
В третьей главе было проведено планирование оборота розничной торговли различными методами. Рекомендуемой плановой величиной оборота розничной торговли является 30048,3 тыс. руб., полученный экономико - статистическим методом по среднегодовым темпам роста.
Планирование оборота розничной торговли по кварталам свидетельствуют о положительном развитии оборота розничной торговли предприятия по кварталам в 2016 году
При планировании структуры оборота розничной торговли предприятия торговли использовали метод расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оборота и метод с использованием коэффициента эластичности, из которых был выбран первый, как наиболее отражающий сложившуюся за предыдущие периоды тенденцию.
Кроме того, для улучшения результатов деятельности торгового предприятия ООО «СтройДом» были предложены конкретные мероприятия: Введение новой товарной группы - полимер-песчанного шифера, также предложено введение дисконтной системы продажи товаров.
Вследствие нововведений произойдут следующие положительные изменения в деятельности торгового предприятия «СтройДом»: рост оборота розничной торговли и валовой прибыли.
Также следует отметить, что в будущем 2016 году будет наблюдаться рост прибыли от продаж, ее рентабельности
Можно сделать вывод, что введенные мероприятия улучшит деятельность торгового предприятия и приведут к увеличению эффективности всех показателей.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. Ч. 2: [Электронный ресурс] : в редакции от 15.02.2016: - Режим доступа: Консультант Плюс.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации : В 4 ч. Ч. 1 : [Электронный ресурс]: действующая редакция от 31.01.2016. - Режим доступа: Консультант Плюс.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации[электронный ресурс];
((действующая редакция от 06.04.2015) - Режим доступа : КонсультантПлюс.
4. Учёт материально-производственных запасов: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 : утв. приказом М-ва финансов РФ от 9.06.2001 г.№ 44 н: [Электронный ресурс]: с изменениями и дополнениями от: 27 ноября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября 2010 г. - Режим доступа: Консультант Плюс.
5. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" [Электронный ресурс]: приказ Росстата 26.10.2015 N 498. - Режим доступа: Консультант Плюс
6. О бухгалтерском учёте : федер. закон от 6.12.2011 № 402 - ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. от 01.11.2014: - Режим доступа: Консультант Плюс.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №134 н действ. Ред. 24.10.2010 г.) .: [электронный ресурс]: //http: // consultant/ ru.
8. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли: утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5// http // base.consultant.ru.
9. Алексина С.Б. Методы стимулирования продаж в тороговле : учебник / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 304 с, ил. - (Высшее образование).
10. Анализ и планирование оборота розничной торговли и товарных запасов розничного торгового предприятия: Практикум / Сост. Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова; КГТЭИ. - Красноярск, 2006. - 76с.
11. Берг Т.И. Планирование в торговле: учебное пособие / Т.И. Берг. - Красноярск. - 2005. - 133 с.
12. Баженов Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли : учебное пособие / Ю.К. Баженов, ГГ. Иванов. - М. : ИД -ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2014. — 96 с. — (Высшее образование).
13. Бланк И.А. Торговый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк - К. : Эльга, Ника-Центр, 2009.-782с.
14. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА-М, 2008. - 314 с. - (Высшее образование).
15. Брагин Л. А., Иванов Г. Г.,Стукалова И. Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханов 2009.- 236с.
16. Ерохина Л.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения: учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - М. : КНОРУС, 2009. - 304 с.
17. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) : учебник / Г.Г. Иванов. М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. 352 с. : ил. (Высшее образование).
18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко.- Минск: Вышейшая школа, 2008. - 573 с.
19. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, В.В. Гавриков. - Минск: Новое знание, 2007. - 240 с.
20. Метелев С.Е.Экономика предприятия (торговли и общественногопитания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М.Калинина и др. - М.: Инфра-М, 2011
21. Плотникова В.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.И. Бариленко. — М.: Форум, 2012 - 464 с.
22. Соловьева Н.А. Анализ финансовых результатов деятельности торговой организации : учеб. пособие / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т ; сост. Н. А. Соловьева, О. Ю. Дягель. - Красноярск, 2007. - 236 с.
23. Смирнова А.М. Оборот розничной торговли торгового предприятия: конспект лекций / А.М. Смирнова. - Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т., 2008. - 44 с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. — 6-e изд., испр. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 284 с.
25. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / под ред. А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер,2009. - 560 с.
26. Терещенко Н.Н. Планирование деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.- экон. ин¬т. - Красноярск : Универс; Союз, 2007. - 112 с.
27. Теория экономического анализа: учебник/ Баканов М., Мельник М., Шеремет А. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 536 с..
28. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 288 с
29. Экономика предприятия (организации): Учебник / Под ред. О.В. Девяткина, В.Я. Позднякова. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013 - 640 с.
30. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / О. И. Волков [и др.]; под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.
31. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов / В П Грузинов. 3-е изд. , перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА 2009.¬795 с.
32. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под редакцией В. Я.Горфинкеля.- М. : Проспект, 2011. - 640 с.
33. Экономика предприятия/ М. И. Тертышник. - М. : Инфра-М; сер: Высшее образование, 2010.- 336 с.
34. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. В 2ч. Ч.1 / Ю. Л. Александров [и др.]; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. — Красноярск 2002. —258 с.
35. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Электронный учебник/ Электронная книга. - М. : Кнорус Разработчик: Кнорус, 2013.