Введение 2
Глава 1. Конституционно-правовой статус Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 6
1.1. Конституционно-правовые основы деятельности института
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 7
1.2. Принципы и задачи деятельности института Уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской Федерации 19
1.3. Виды Уполномоченных по правам человека в субъектах
РФ 35
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с иными институтами защиты прав и свобод человека 41
2.1. Взаимодействие с федеральными органами государственной
власти, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с органами местного самоуправления 41
2.2. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации 53
2.3. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации с общественными организациями 68
2.4. Проблемы разработки критериев оценки эффективности и
показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 63
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, происходящие в России, процесс формирования гражданского общества и построение правового, демократического, социального государства настоятельно требуют политических, социальных, экономических, культурных модернизаций современного российского общества и совершенствования механизма государственной власти. И одна из сложнейших задач этой реформы состоит в изменении взаимоотношений власти и человека, налаживании действенной обратной связи между гражданами и представителями властных структур. Очевидная отчужденность аппарата государственной власти от граждан, высокий уровень коррупции, низкая исполнительская дисциплина, правовой нигилизм, отсутствие традиций уважения к правам человека предопределяют необходимость развития новых, демократических институтов, деятельность которых основывалась бы не на традиционной защите государственных интересов, а была направлена на надлежащее обеспечение прав человека.
Во многих странах мира таким институтом является омбудсмен. Он зарекомендовал себя как такой, что, во-первых, способствует обеспечению прав человека, во-вторых, повышает эффективность деятельности органов государственной власти, их должностных лиц. Омбудсмен представляет собой один из ключевых факторов создания гарантий демократического развития общества и реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Его введение - это важный шаг в направлении институционализации демократических процессов в социально-политической жизни любой страны. Особая потребность в этом правозащитном институте возникает тогда, когда органы государственной власти не удовлетворяют нужный уровень решения возложенных на них задач, что вызывает необходимость в дополнительных механизмах защиты прав человека. Деятельность омбудсмена позволяет устранить существующие противоречия
между государством и гражданским обществом, легитимизировать власть, гарантировать гражданам право на «надлежащее управление» со стороны государственно-властных структур путем соблюдения ими не только «буквы закона», но и «духа юридических норм», правил административной этики. Именно это обстоятельство, а также легкодоступность омбудсмена, отсутствие лишних формальностей в его работе обусловливают распространение в мире омбудсменовские идеи.
Важным направлением государственных реформ в России является укрепление федеративных начал государства, в том числе и в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина, что предполагает необходимость совершенствования государственных правозащитных институтов в субъектах Российской Федерации, в том числе, Уполномоченных по правам человека.
В своем обращении на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации 16 августа 2012 года Президент России В.В. Путин сказал: «Государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права, интересы граждан. Это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном. Вместе с тем, к сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной. Ваша работа не обличена какими-то званиями, регалиями, особыми полномочиями, но она очень благородная и не может не приносить удовлетворения, потому что вы напрямую помогаете конкретным гражданам»[48].
В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека существует как на уровне Российской Федерации, так и во всех субъектах федерации. В других субъектах общественность ещё борется за это. Но за время своего существования был наработан определенный опыт правозащитной работы, который требует обобщения и оценки с целью дальнейшего совершенствования правовой основы его деятельности.
Таким образом, необходимость исследования конституционно-правового статуса института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ определяется современным состоянием отечественной правовой науки, необходимостью дальнейшей теоретической разработки о месте данного института в системе конституционного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина и перспективах его развития.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и работ отечественных ученых, посвященных исследованию правового статуса омбудсмена, раскрыть правовую природу этого института, провести комплексное исследование проблем функционирования института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) дать характеристику конституционно-правовых основ статуса
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
2) проанализировать принципы деятельности, направления и задачи Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
3) исследовать проблемы взаимодействия Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с органами власти и негосударственными организациями;
4) рассмотреть проблемы разработки критериев оценки эффективности и показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с учреждением и функционированием института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права, регулирующие учреждение, правовой статус, полномочия Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Методы исследования. Основу работы составляет диалектический метод познания государственно-правовых явлений, который позволил рассматривать институт омбудсмена в динамике его становления и развития, взаимосвязи с другими элементами государства и общества. С целью всестороннего анализа конституционно-правового статуса института омбудсмена в субъектах РФ также применялись такие общенаучные и специальные научные методы, как системно-структурный, функциональный, формально-логический, метод
толкования норм, методы моделирования и прогнозирования; среди специальных - технико-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблематике. Это, прежде всего, исследования В.В. Бойцовой и Л.В. Бойцовой, Е.С. Буянкиной, И.Ф. Вершининой, В.А. Лебедева, Н.Ф. Лукашовой, Е.Г. Маркеловой, А.Ю. Сунгурова, С.Ш. Мухаметшиной, В.В. Эмих и др.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Итак, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется как избираемый (назначаемый) законодательным органом субъекта РФ независимый, политически нейтральный, единоличный контрольно-надзорный, правозащитный орган государственной власти в форме должностного лица, который уполномочен защищать права и свободы граждан, рассматривать жалобы на злоупотребления и произвол со стороны должностных лиц, но без права изменения принятых ими решений.
Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации характеризуется такими чертами как: а) это орган государственной власти в форме должностного лица; б) Уполномоченный назначается на свою должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ; в) он представляет собой независимый орган; г) это единоличный институт; д) омбудсмен - политически нейтральный орган; е) он на постоянной основе осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории субъекта Российской Федерации; ж) Уполномоченный осуществляет свою правозащитную деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые он получает по собственной инициативе и обращениями граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; з) Уполномоченный руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и субъекта РФ, действующими международными договорами; и) он действует неформально по своему усмотрению; к) сила его решений не имеет обязательного характера. Даже его основное специфическое полномочие, а именно направление заключения о необходимости принятия мер по восстановлению прав и свобод, не носит властного характера, а является только рекомендательным.
2. Функции омбудсмена - это основные направления его деятельности
омбудсмена, вытекающие из его задач и определяющих сущность и социальное назначение этого контрольно-надзорного, правозащитного института и реализуются в предусмотренных действующим законодательством формах и методах. В законодательстве субъектов Российской Федерации об Уполномоченные по правам человека закреплено восемь задач: контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местного самоуправления; содействие реализации прав человека; восстановление нарушенные прав граждан; обеспечение защиты прав ребенка; совершенствование законодательства субъекта РФ; информирование жителей субъекта РФ о положении в области обеспечения и защиты прав человека; совершенствование гражданско-правового образования, правового
просвещения; развитие международного сотрудничества.
3. Кроме Уполномоченные по правам человека в РФ, в ряде субъектов Федерации создаются институты Уполномоченных по правам человека «специальной компетенции»: Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по правам осужденных, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам студентов. Рассматривается возможность учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов. Представляется целесообразной ввести такую модель организации института Уполномоченного по правам человека, в рамках которой «специализированный» Уполномоченный по правам человека назначается законодательным (представительным) органом. При этом деятельность обоих Уполномоченные (общей компетенции и «специализированного») обеспечивает единый аппарат.
4. Региональные Уполномоченные взаимодействуют между собой путем обмена информацией; функционирует Координационный совет российских уполномоченных по правам человека, который выполняет важные функции - обмен информацией, обсуждение наиболее острых и актуальных проблем, приглашение на рабочие встречи руководителей федеральных министерств и ведомств и руководства государства, идет развитие двухсторонних отношений. Но сложным является вопрос взаимодействия региональных уполномоченных с работающими в их регионах территориальными подразделениями федеральных органов власти, поскольку в плане законодательного регулирования вопроса полной ясности нет. С одной стороны, сфера ответственности регионального уполномоченного включает всю территорию субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, его компетенция распространяется только на государственные и муниципальные органы самого субъекта. Действующие на территории субъекта Российской Федерации региональные подразделения федеральных органов власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтом поступающие к региональному уполномоченному жалобы на их действия могу быть разрешены фактически только на основе личной договоренности с их руководителями, а не на незыблемой основе закона. В связи с этим многие региональные уполномоченные выходят из положения, подписывая с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти специальные соглашения о сотрудничестве. В то же время они не порождают прав и обязательств сторон, а только выражают их добрую волю, которая в случае конфликта между сторонами может быть подвергнута серьезным испытаниям с немалым ущербом для авторитета и эффективности уполномоченного. Указанные проблемы порождаются пробелами в законодательном регулировании деятельности региональные уполномоченных - федеральное законодательство их деятельность почти никак не регулирует, потому отсутствие законодательного регулирования их работы на федеральном уровне оборачивается для региональных уполномоченные серьезной практической проблемой.
5. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ эффективно сотрудничают с общественными организациями как в области защиты прав человека, так и в направлении правового просвещения. Совместно с общественными организациями субъектов РФ осуществляется гражданско-правовое образование. Во многих субъектах РФ действуют общественные представители Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в городах и районах субъекта РФ, что позволяет гражданам обращаться за защитой своих прав по месту жительства, оперативно решать вопросы восстановления их прав.
В настоящее одной из главных проблем нашего общества является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Одна из важнейших задач Уполномоченного как независимого государственного правозащитного института - способствовать диалогу, выполнять функции связующего звена, находить точки соприкосновения и понимания между гражданами и должностными лицами, между общественными организациями и государственными органами. Успех такой работы возможен только при сотрудничестве Уполномоченного с институтами гражданского общества. Именно такой подход способствует развитию диалога и пониманию, что права человека могут быть обеспечены лишь тогда, когда человеческая жизнь и достоинство личности признаются высшей ценностью и государством, и гражданами в каждодневной жизни.
6. В условиях системных сдвигов, меняющих социально-экономическую жизнь большого количества граждан, целесообразно усиление качества работы с людьми на всех уровнях через усиление ответственности должностных лиц при решении проблем граждан посредством выработки понятных для граждан стандартов, механизмов взаимодействия и критериев оценки работы государственных органов, непосредственно работающих с обращениями граждан. Представляется необходимым обратить внимание органов законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации на целесообразность создания стандартов и критериев как для органов власти, работающих с обращениями граждан, так и для института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека выступает важным инструментом государственной внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, способствующим эффективному взаимодействию государства и гражданского общества в сфере правозащитной деятельности. Но неурегулированность статуса Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне приводит к тому, что в основных законах субъектов РФ нет четкого определения цели создания данного института, порядка формирования, а также закрепления необходимой полноты полномочий и гарантий его деятельности. Можно констатировать, что на сегодняшний день единообразие регионального законодательства утрачено. В итоге появляются неоднозначные законодательные решения и конструкции.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», в котором определялись бы основные положения правового статуса, порядка назначения и компетенции уполномоченных, а также формы их взаимодействия с правоохранительными и судебными органами, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, федеральными структурами и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, гарантии их независимости и самостоятельности, а также недопустимости вмешательства в их правозащитную деятельность.
Такое совершенствование законодательства способствовало бы укреплению конституционной законности в сфере защиты прав человека и, как следствие, развитию Российской Федерации как демократического правового государства.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.03.1997. - № 9. - Ст. 1011 (в ред. от 06.04.2015 г.)
3. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на: 01.01.2015).
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
5. Указ Президента РФ от 04.12.2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 07.12.2009. - № 49 (2 ч.). - Ст. 5921.
6. Указ Президента РФ от 1.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 сентября 2009 г. № 36 ст. 4312.
7. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г.№ 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. - 14.11.2005. - № 46. - Ст. 4720.
8. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
9. Устав Красноярского края от 5 июня 2008 года № 5-1777 в ред. Закона Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4727
10. Закон Красноярского края «Об Уполномоченном по правам человека Красноярском крае» от 25 октября 2007 года № 3-626. В ред. Закона Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1876 (с изменениями на: 13.11.2014).
Специальная литература
11. Амирова, P. P. Организационно-правовые вопросы деятельности
Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) : дис канд. юрид. наук / P. P.
Амирова - Казань, 2006.- C. 163-164, - 204 с.
12. Буянкина, Е. С. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Е. С. Буянкина. - Саранск, 2006.- 37с, - 195 с.
13. Вагизов, Р. Г. Становление института специализированных уполномоченных по правам человека в субъектах российской Федерации / Р. Г. Вагизов, Г. А. Мустафина // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. - № 2. - С. 77-84.
14. Вершинина, И. Ф. Институт Уполномоченного по правам человека в
субъектах Российской Федерации: конституционно-правовое
исследование: дисс. ... канд. юрид. наук / И. Ф. Вершинина. - М., 2010. - C. 38-39, - 126 с, - 185 с.
15. Вершинина, И. Ф. К вопросу о законодательных основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ / И. Ф. Вершинина // Право и государство: теория и практика. - 2009. - Т. 51. - № 3. - С. 19-23.
16. Глушкова С. И. Права человека в России: теория, история, практика / С. И. Глушкова. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. - С. 360-367.
17. Еремеева, Е. А. Организационно-правовые основы защиты прав и свобод
человека и гражданина в субъекте Российской Федерации: дис канд.
юрид. наук / Е. А. Еремеева. - Казань, 2007. - 92 c, - 182 с.
18. Калинин, В. А. Европейские стандарты защиты прав человека в практике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / В. А. Калинин, О. Н. Доронина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 10. - С. 31-35.
19. Козлова, Е. И. Конституционное право России. Учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.
20. Кокарев, К. П. Институт уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / К. П. Кокарев // Политическая наука. - 2009. - № 2. - С. 109-120.
21. Комбаров, Н. В. Правовой статус уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / Н. В. Комбаров // Журнал правовых и экономических исследований. - 2008. - № 4. - С. 15-19.
22. Комбарова, В. В. Согласительные процедуры в конституционном праве / В. В. Комбарова // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 3(61). - С. 84-86.
23. Крыжов, С. Б. Необходимость научного обоснования и законодательного закрепления гражданско-правового статуса Уполномоченного по правам человека и его аппарата / Под ред. А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2006.- 133c, -184 с.
24. Лентовска, Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам / Пер. с польского Э. С. Орловского. Т.1. - М.: Институт прав человека, 1997. - 312 с.
25. Ливеровский, А. А. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека / А. А. Ливеровский, Л. П. Романков, А. А. Худяков, А. И. Худяков // Ученые записки, выпуск 2. - СПб.: Институт права. Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2007. - С. 72-84.
26. Лукашова, Н. Ф. Место уполномоченного по правам человека в субъектах РФ в системе органов государственной власти / Н. Ф. Лукашова // Правовая культура. - 2008. - № 2. - С. 134-140.
27. Лукашова, Н. Ф. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте РФ с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти / Н. Ф. Лукашова // Власть. - 2010. - № 1. - С. 34-37.
28. Лукин, В. П. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2006 году / В. П. Лукин // Российская газета. - № 78. - 13.04.2007.
29. Лукин, В. П. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2008 году / В. П. Лукин // Российская газета. - № 68. - 17.04.2009.
30. Лукин, В. П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год / В. П. Лукин // Российская газета. - 29.03.2013. - № 6044.
31. Маркелова Е. Г. От института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к институту регионального Уполномоченного по правам человека. На пути к региональному Уполномоченному по правам человека / Под ред. А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2000. - 12 с, - 66 с.
32. Маркелова, Е. Г. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, экспертные советы и административная реформа: точки соприкосновения / Под ред. А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2006. - 134 с, -184 с.
33. Мархгейм, М. В. Формы и способы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / М. В. Мархгейм, А. Е. Новикова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 5. - С. 38-42.
34. Матросов, П. С. Уполномоченный по правам человека в РФ в механизме конституционного контроля в РФ / П. С. Матросов // Право и государство: теория и практика. - 2012.- № 5 (89). - С. 57-62.
35. Миронов, О. О. Особенности правового статуса уполномоченных по правам человека как субъектов взаимодействия с государственными и иными органами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / О.
O. Миронов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2011. - № 4. - C. 14-16.
36. Мустафина, Г. А. Конституционный статус уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / Г. А. Мустафина // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. - № 4. - С. 161-168.
37. Новикова, А. Е. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук / А. Е. Новикова. - СПб., 2007. - 93с, - 200 с.
38. Полухина, Р. Э. Основные задачи и принципы деятельности уполномоченных по правам человека в регионах российской Федерации /
P. Э. Полухина // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 73-75.
39. Сунгурова А. Ю., Бардиер Г. Л. Практический опыт и технологии деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Учебное пособие - СПб.: Норма, 2010.- 42с, - 102 с, - 136с, - 160 с.
40. Сунгуров, А. Ю. Институт омбудсмена: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа) / А. Ю. Сунгуров. - СПб.: Стратегия, 2005. - 384 с.
41. Терещенко, Н. Д. Формы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод / Н. Д. Терещенко // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 69-73.
42. Тхабисимова, Л. А. Проблемы правового статуса и деятельности уполномоченных по правам человека в РФ и ее субъектах / Л. А. Тхабисимова, И. М. Евлоев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
43. Ухтияров, А. И. Уполномоченный по правам человека - публично-правовой институт защиты прав граждан / А. И. Ухтияров // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №3 (39). - С. 17-20.
Электронные ресурсы
44. Анисимова Л. Основа всего - сотрудничество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://euro-ombudsman.org/ ombudsmen_activities/russia/ arhangelysk
45. В Государственную Думу внесен законопроект «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/228845/
46. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае с иными органами государственной власти. . - URL: http://24.mvd.ru/news/item/2333074.
47. Взаимодействие Уполномоченного с иными органами. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. - URL: http://kbkt24.ru/news/podpisano-soglashenie-o-sotrudnichestve/.
48. Встреча с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.kremlin.ru/news/1 6260 .
49. Глобальная программа против коррупции. Антикоррупционный набор инструментов // Комитет ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwvv.nobribes.org/russian/Documents
50. Деятельность института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Сайт Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ombu.ru/
51. Деятельность института уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Сайт Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsmankk.ru
52. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за
2012 год // - 29.03.2013. - № 6044. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/03/29/lukin-dok.html
53. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2014 году». - Режим доступа: http://www.sobranie.info/files/21 1756423419-03-15.pdf
54. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов края «О реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2014 году». - Режим доступа: http://www.sobranie.info/files/1767069338240413.pdf
55. Институт омбудсменов в России [Электронный ресурс]. - Режим достуnа:http://ria.ru/spravka/20130329/930038949.html.
56. Матвеев С.. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ombu.ru/ s-matveev-spetsialnyj -doklad-upolnomochenno go-po-pravam- cheloveka-v-subekte-rossijskoj-federatsii