Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
|
Введение 2
Глава 1. Конституционно-правовой статус Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 6
1.1. Конституционно-правовые основы деятельности института
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 7
1.2. Принципы и задачи деятельности института Уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской Федерации 19
1.3. Виды Уполномоченных по правам человека в субъектах
РФ 35
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с иными институтами защиты прав и свобод человека 41
2.1. Взаимодействие с федеральными органами государственной
власти, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с органами местного самоуправления 41
2.2. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации 53
2.3. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации с общественными организациями 68
2.4. Проблемы разработки критериев оценки эффективности и
показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 63
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения
Глава 1. Конституционно-правовой статус Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 6
1.1. Конституционно-правовые основы деятельности института
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 7
1.2. Принципы и задачи деятельности института Уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской Федерации 19
1.3. Виды Уполномоченных по правам человека в субъектах
РФ 35
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с иными институтами защиты прав и свобод человека 41
2.1. Взаимодействие с федеральными органами государственной
власти, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с органами местного самоуправления 41
2.2. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации 53
2.3. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации с общественными организациями 68
2.4. Проблемы разработки критериев оценки эффективности и
показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 63
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, происходящие в России, процесс формирования гражданского общества и построение правового, демократического, социального государства настоятельно требуют политических, социальных, экономических, культурных модернизаций современного российского общества и совершенствования механизма государственной власти. И одна из сложнейших задач этой реформы состоит в изменении взаимоотношений власти и человека, налаживании действенной обратной связи между гражданами и представителями властных структур. Очевидная отчужденность аппарата государственной власти от граждан, высокий уровень коррупции, низкая исполнительская дисциплина, правовой нигилизм, отсутствие традиций уважения к правам человека предопределяют необходимость развития новых, демократических институтов, деятельность которых основывалась бы не на традиционной защите государственных интересов, а была направлена на надлежащее обеспечение прав человека.
Во многих странах мира таким институтом является омбудсмен. Он зарекомендовал себя как такой, что, во-первых, способствует обеспечению прав человека, во-вторых, повышает эффективность деятельности органов государственной власти, их должностных лиц. Омбудсмен представляет собой один из ключевых факторов создания гарантий демократического развития общества и реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Его введение - это важный шаг в направлении институционализации демократических процессов в социально-политической жизни любой страны. Особая потребность в этом правозащитном институте возникает тогда, когда органы государственной власти не удовлетворяют нужный уровень решения возложенных на них задач, что вызывает необходимость в дополнительных механизмах защиты прав человека. Деятельность омбудсмена позволяет устранить существующие противоречия
между государством и гражданским обществом, легитимизировать власть, гарантировать гражданам право на «надлежащее управление» со стороны государственно-властных структур путем соблюдения ими не только «буквы закона», но и «духа юридических норм», правил административной этики. Именно это обстоятельство, а также легкодоступность омбудсмена, отсутствие лишних формальностей в его работе обусловливают распространение в мире омбудсменовские идеи.
Важным направлением государственных реформ в России является укрепление федеративных начал государства, в том числе и в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина, что предполагает необходимость совершенствования государственных правозащитных институтов в субъектах Российской Федерации, в том числе, Уполномоченных по правам человека.
В своем обращении на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации 16 августа 2012 года Президент России В.В. Путин сказал: «Государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права, интересы граждан. Это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном. Вместе с тем, к сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной. Ваша работа не обличена какими-то званиями, регалиями, особыми полномочиями, но она очень благородная и не может не приносить удовлетворения, потому что вы напрямую помогаете конкретным гражданам»[48].
В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека существует как на уровне Российской Федерации, так и во всех субъектах федерации. В других субъектах общественность ещё борется за это. Но за время своего существования был наработан определенный опыт правозащитной работы, который требует обобщения и оценки с целью дальнейшего совершенствования правовой основы его деятельности.
Таким образом, необходимость исследования конституционно-правового статуса института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ определяется современным состоянием отечественной правовой науки, необходимостью дальнейшей теоретической разработки о месте данного института в системе конституционного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина и перспективах его развития.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и работ отечественных ученых, посвященных исследованию правового статуса омбудсмена, раскрыть правовую природу этого института, провести комплексное исследование проблем функционирования института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) дать характеристику конституционно-правовых основ статуса
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
2) проанализировать принципы деятельности, направления и задачи Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
3) исследовать проблемы взаимодействия Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с органами власти и негосударственными организациями;
4) рассмотреть проблемы разработки критериев оценки эффективности и показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с учреждением и функционированием института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права, регулирующие учреждение, правовой статус, полномочия Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Методы исследования. Основу работы составляет диалектический метод познания государственно-правовых явлений, который позволил рассматривать институт омбудсмена в динамике его становления и развития, взаимосвязи с другими элементами государства и общества. С целью всестороннего анализа конституционно-правового статуса института омбудсмена в субъектах РФ также применялись такие общенаучные и специальные научные методы, как системно-структурный, функциональный, формально-логический, метод
толкования норм, методы моделирования и прогнозирования; среди специальных - технико-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблематике. Это, прежде всего, исследования В.В. Бойцовой и Л.В. Бойцовой, Е.С. Буянкиной, И.Ф. Вершининой, В.А. Лебедева, Н.Ф. Лукашовой, Е.Г. Маркеловой, А.Ю. Сунгурова, С.Ш. Мухаметшиной, В.В. Эмих и др.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Во многих странах мира таким институтом является омбудсмен. Он зарекомендовал себя как такой, что, во-первых, способствует обеспечению прав человека, во-вторых, повышает эффективность деятельности органов государственной власти, их должностных лиц. Омбудсмен представляет собой один из ключевых факторов создания гарантий демократического развития общества и реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Его введение - это важный шаг в направлении институционализации демократических процессов в социально-политической жизни любой страны. Особая потребность в этом правозащитном институте возникает тогда, когда органы государственной власти не удовлетворяют нужный уровень решения возложенных на них задач, что вызывает необходимость в дополнительных механизмах защиты прав человека. Деятельность омбудсмена позволяет устранить существующие противоречия
между государством и гражданским обществом, легитимизировать власть, гарантировать гражданам право на «надлежащее управление» со стороны государственно-властных структур путем соблюдения ими не только «буквы закона», но и «духа юридических норм», правил административной этики. Именно это обстоятельство, а также легкодоступность омбудсмена, отсутствие лишних формальностей в его работе обусловливают распространение в мире омбудсменовские идеи.
Важным направлением государственных реформ в России является укрепление федеративных начал государства, в том числе и в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина, что предполагает необходимость совершенствования государственных правозащитных институтов в субъектах Российской Федерации, в том числе, Уполномоченных по правам человека.
В своем обращении на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации 16 августа 2012 года Президент России В.В. Путин сказал: «Государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права, интересы граждан. Это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном. Вместе с тем, к сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной. Ваша работа не обличена какими-то званиями, регалиями, особыми полномочиями, но она очень благородная и не может не приносить удовлетворения, потому что вы напрямую помогаете конкретным гражданам»[48].
В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека существует как на уровне Российской Федерации, так и во всех субъектах федерации. В других субъектах общественность ещё борется за это. Но за время своего существования был наработан определенный опыт правозащитной работы, который требует обобщения и оценки с целью дальнейшего совершенствования правовой основы его деятельности.
Таким образом, необходимость исследования конституционно-правового статуса института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ определяется современным состоянием отечественной правовой науки, необходимостью дальнейшей теоретической разработки о месте данного института в системе конституционного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина и перспективах его развития.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и работ отечественных ученых, посвященных исследованию правового статуса омбудсмена, раскрыть правовую природу этого института, провести комплексное исследование проблем функционирования института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) дать характеристику конституционно-правовых основ статуса
Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
2) проанализировать принципы деятельности, направления и задачи Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
3) исследовать проблемы взаимодействия Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с органами власти и негосударственными организациями;
4) рассмотреть проблемы разработки критериев оценки эффективности и показателей деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с учреждением и функционированием института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права, регулирующие учреждение, правовой статус, полномочия Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Методы исследования. Основу работы составляет диалектический метод познания государственно-правовых явлений, который позволил рассматривать институт омбудсмена в динамике его становления и развития, взаимосвязи с другими элементами государства и общества. С целью всестороннего анализа конституционно-правового статуса института омбудсмена в субъектах РФ также применялись такие общенаучные и специальные научные методы, как системно-структурный, функциональный, формально-логический, метод
толкования норм, методы моделирования и прогнозирования; среди специальных - технико-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблематике. Это, прежде всего, исследования В.В. Бойцовой и Л.В. Бойцовой, Е.С. Буянкиной, И.Ф. Вершининой, В.А. Лебедева, Н.Ф. Лукашовой, Е.Г. Маркеловой, А.Ю. Сунгурова, С.Ш. Мухаметшиной, В.В. Эмих и др.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Итак, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется как избираемый (назначаемый) законодательным органом субъекта РФ независимый, политически нейтральный, единоличный контрольно-надзорный, правозащитный орган государственной власти в форме должностного лица, который уполномочен защищать права и свободы граждан, рассматривать жалобы на злоупотребления и произвол со стороны должностных лиц, но без права изменения принятых ими решений.
Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации характеризуется такими чертами как: а) это орган государственной власти в форме должностного лица; б) Уполномоченный назначается на свою должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ; в) он представляет собой независимый орган; г) это единоличный институт; д) омбудсмен - политически нейтральный орган; е) он на постоянной основе осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории субъекта Российской Федерации; ж) Уполномоченный осуществляет свою правозащитную деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые он получает по собственной инициативе и обращениями граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; з) Уполномоченный руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и субъекта РФ, действующими международными договорами; и) он действует неформально по своему усмотрению; к) сила его решений не имеет обязательного характера. Даже его основное специфическое полномочие, а именно направление заключения о необходимости принятия мер по восстановлению прав и свобод, не носит властного характера, а является только рекомендательным.
2. Функции омбудсмена - это основные направления его деятельности
омбудсмена, вытекающие из его задач и определяющих сущность и социальное назначение этого контрольно-надзорного, правозащитного института и реализуются в предусмотренных действующим законодательством формах и методах. В законодательстве субъектов Российской Федерации об Уполномоченные по правам человека закреплено восемь задач: контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местного самоуправления; содействие реализации прав человека; восстановление нарушенные прав граждан; обеспечение защиты прав ребенка; совершенствование законодательства субъекта РФ; информирование жителей субъекта РФ о положении в области обеспечения и защиты прав человека; совершенствование гражданско-правового образования, правового
просвещения; развитие международного сотрудничества.
3. Кроме Уполномоченные по правам человека в РФ, в ряде субъектов Федерации создаются институты Уполномоченных по правам человека «специальной компетенции»: Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по правам осужденных, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам студентов. Рассматривается возможность учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов. Представляется целесообразной ввести такую модель организации института Уполномоченного по правам человека, в рамках которой «специализированный» Уполномоченный по правам человека назначается законодательным (представительным) органом. При этом деятельность обоих Уполномоченные (общей компетенции и «специализированного») обеспечивает единый аппарат.
4. Региональные Уполномоченные взаимодействуют между собой путем обмена информацией; функционирует Координационный совет российских уполномоченных по правам человека, который выполняет важные функции - обмен информацией, обсуждение наиболее острых и актуальных проблем, приглашение на рабочие встречи руководителей федеральных министерств и ведомств и руководства государства, идет развитие двухсторонних отношений. Но сложным является вопрос взаимодействия региональных уполномоченных с работающими в их регионах территориальными подразделениями федеральных органов власти, поскольку в плане законодательного регулирования вопроса полной ясности нет. С одной стороны, сфера ответственности регионального уполномоченного включает всю территорию субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, его компетенция распространяется только на государственные и муниципальные органы самого субъекта. Действующие на территории субъекта Российской Федерации региональные подразделения федеральных органов власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтом поступающие к региональному уполномоченному жалобы на их действия могу быть разрешены фактически только на основе личной договоренности с их руководителями, а не на незыблемой основе закона. В связи с этим многие региональные уполномоченные выходят из положения, подписывая с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти специальные соглашения о сотрудничестве. В то же время они не порождают прав и обязательств сторон, а только выражают их добрую волю, которая в случае конфликта между сторонами может быть подвергнута серьезным испытаниям с немалым ущербом для авторитета и эффективности уполномоченного. Указанные проблемы порождаются пробелами в законодательном регулировании деятельности региональные уполномоченных - федеральное законодательство их деятельность почти никак не регулирует, потому отсутствие законодательного регулирования их работы на федеральном уровне оборачивается для региональных уполномоченные серьезной практической проблемой.
5. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ эффективно сотрудничают с общественными организациями как в области защиты прав человека, так и в направлении правового просвещения. Совместно с общественными организациями субъектов РФ осуществляется гражданско-правовое образование. Во многих субъектах РФ действуют общественные представители Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в городах и районах субъекта РФ, что позволяет гражданам обращаться за защитой своих прав по месту жительства, оперативно решать вопросы восстановления их прав.
В настоящее одной из главных проблем нашего общества является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Одна из важнейших задач Уполномоченного как независимого государственного правозащитного института - способствовать диалогу, выполнять функции связующего звена, находить точки соприкосновения и понимания между гражданами и должностными лицами, между общественными организациями и государственными органами. Успех такой работы возможен только при сотрудничестве Уполномоченного с институтами гражданского общества. Именно такой подход способствует развитию диалога и пониманию, что права человека могут быть обеспечены лишь тогда, когда человеческая жизнь и достоинство личности признаются высшей ценностью и государством, и гражданами в каждодневной жизни.
6. В условиях системных сдвигов, меняющих социально-экономическую жизнь большого количества граждан, целесообразно усиление качества работы с людьми на всех уровнях через усиление ответственности должностных лиц при решении проблем граждан посредством выработки понятных для граждан стандартов, механизмов взаимодействия и критериев оценки работы государственных органов, непосредственно работающих с обращениями граждан. Представляется необходимым обратить внимание органов законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации на целесообразность создания стандартов и критериев как для органов власти, работающих с обращениями граждан, так и для института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека выступает важным инструментом государственной внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, способствующим эффективному взаимодействию государства и гражданского общества в сфере правозащитной деятельности. Но неурегулированность статуса Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне приводит к тому, что в основных законах субъектов РФ нет четкого определения цели создания данного института, порядка формирования, а также закрепления необходимой полноты полномочий и гарантий его деятельности. Можно констатировать, что на сегодняшний день единообразие регионального законодательства утрачено. В итоге появляются неоднозначные законодательные решения и конструкции.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», в котором определялись бы основные положения правового статуса, порядка назначения и компетенции уполномоченных, а также формы их взаимодействия с правоохранительными и судебными органами, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, федеральными структурами и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, гарантии их независимости и самостоятельности, а также недопустимости вмешательства в их правозащитную деятельность.
Такое совершенствование законодательства способствовало бы укреплению конституционной законности в сфере защиты прав человека и, как следствие, развитию Российской Федерации как демократического правового государства.
1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется как избираемый (назначаемый) законодательным органом субъекта РФ независимый, политически нейтральный, единоличный контрольно-надзорный, правозащитный орган государственной власти в форме должностного лица, который уполномочен защищать права и свободы граждан, рассматривать жалобы на злоупотребления и произвол со стороны должностных лиц, но без права изменения принятых ими решений.
Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации характеризуется такими чертами как: а) это орган государственной власти в форме должностного лица; б) Уполномоченный назначается на свою должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ; в) он представляет собой независимый орган; г) это единоличный институт; д) омбудсмен - политически нейтральный орган; е) он на постоянной основе осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории субъекта Российской Федерации; ж) Уполномоченный осуществляет свою правозащитную деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые он получает по собственной инициативе и обращениями граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; з) Уполномоченный руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и субъекта РФ, действующими международными договорами; и) он действует неформально по своему усмотрению; к) сила его решений не имеет обязательного характера. Даже его основное специфическое полномочие, а именно направление заключения о необходимости принятия мер по восстановлению прав и свобод, не носит властного характера, а является только рекомендательным.
2. Функции омбудсмена - это основные направления его деятельности
омбудсмена, вытекающие из его задач и определяющих сущность и социальное назначение этого контрольно-надзорного, правозащитного института и реализуются в предусмотренных действующим законодательством формах и методах. В законодательстве субъектов Российской Федерации об Уполномоченные по правам человека закреплено восемь задач: контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местного самоуправления; содействие реализации прав человека; восстановление нарушенные прав граждан; обеспечение защиты прав ребенка; совершенствование законодательства субъекта РФ; информирование жителей субъекта РФ о положении в области обеспечения и защиты прав человека; совершенствование гражданско-правового образования, правового
просвещения; развитие международного сотрудничества.
3. Кроме Уполномоченные по правам человека в РФ, в ряде субъектов Федерации создаются институты Уполномоченных по правам человека «специальной компетенции»: Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по правам осужденных, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам студентов. Рассматривается возможность учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов. Представляется целесообразной ввести такую модель организации института Уполномоченного по правам человека, в рамках которой «специализированный» Уполномоченный по правам человека назначается законодательным (представительным) органом. При этом деятельность обоих Уполномоченные (общей компетенции и «специализированного») обеспечивает единый аппарат.
4. Региональные Уполномоченные взаимодействуют между собой путем обмена информацией; функционирует Координационный совет российских уполномоченных по правам человека, который выполняет важные функции - обмен информацией, обсуждение наиболее острых и актуальных проблем, приглашение на рабочие встречи руководителей федеральных министерств и ведомств и руководства государства, идет развитие двухсторонних отношений. Но сложным является вопрос взаимодействия региональных уполномоченных с работающими в их регионах территориальными подразделениями федеральных органов власти, поскольку в плане законодательного регулирования вопроса полной ясности нет. С одной стороны, сфера ответственности регионального уполномоченного включает всю территорию субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, его компетенция распространяется только на государственные и муниципальные органы самого субъекта. Действующие на территории субъекта Российской Федерации региональные подразделения федеральных органов власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтом поступающие к региональному уполномоченному жалобы на их действия могу быть разрешены фактически только на основе личной договоренности с их руководителями, а не на незыблемой основе закона. В связи с этим многие региональные уполномоченные выходят из положения, подписывая с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти специальные соглашения о сотрудничестве. В то же время они не порождают прав и обязательств сторон, а только выражают их добрую волю, которая в случае конфликта между сторонами может быть подвергнута серьезным испытаниям с немалым ущербом для авторитета и эффективности уполномоченного. Указанные проблемы порождаются пробелами в законодательном регулировании деятельности региональные уполномоченных - федеральное законодательство их деятельность почти никак не регулирует, потому отсутствие законодательного регулирования их работы на федеральном уровне оборачивается для региональных уполномоченные серьезной практической проблемой.
5. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ эффективно сотрудничают с общественными организациями как в области защиты прав человека, так и в направлении правового просвещения. Совместно с общественными организациями субъектов РФ осуществляется гражданско-правовое образование. Во многих субъектах РФ действуют общественные представители Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в городах и районах субъекта РФ, что позволяет гражданам обращаться за защитой своих прав по месту жительства, оперативно решать вопросы восстановления их прав.
В настоящее одной из главных проблем нашего общества является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Одна из важнейших задач Уполномоченного как независимого государственного правозащитного института - способствовать диалогу, выполнять функции связующего звена, находить точки соприкосновения и понимания между гражданами и должностными лицами, между общественными организациями и государственными органами. Успех такой работы возможен только при сотрудничестве Уполномоченного с институтами гражданского общества. Именно такой подход способствует развитию диалога и пониманию, что права человека могут быть обеспечены лишь тогда, когда человеческая жизнь и достоинство личности признаются высшей ценностью и государством, и гражданами в каждодневной жизни.
6. В условиях системных сдвигов, меняющих социально-экономическую жизнь большого количества граждан, целесообразно усиление качества работы с людьми на всех уровнях через усиление ответственности должностных лиц при решении проблем граждан посредством выработки понятных для граждан стандартов, механизмов взаимодействия и критериев оценки работы государственных органов, непосредственно работающих с обращениями граждан. Представляется необходимым обратить внимание органов законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации на целесообразность создания стандартов и критериев как для органов власти, работающих с обращениями граждан, так и для института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека выступает важным инструментом государственной внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, способствующим эффективному взаимодействию государства и гражданского общества в сфере правозащитной деятельности. Но неурегулированность статуса Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне приводит к тому, что в основных законах субъектов РФ нет четкого определения цели создания данного института, порядка формирования, а также закрепления необходимой полноты полномочий и гарантий его деятельности. Можно констатировать, что на сегодняшний день единообразие регионального законодательства утрачено. В итоге появляются неоднозначные законодательные решения и конструкции.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ», в котором определялись бы основные положения правового статуса, порядка назначения и компетенции уполномоченных, а также формы их взаимодействия с правоохранительными и судебными органами, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, федеральными структурами и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, гарантии их независимости и самостоятельности, а также недопустимости вмешательства в их правозащитную деятельность.
Такое совершенствование законодательства способствовало бы укреплению конституционной законности в сфере защиты прав человека и, как следствие, развитию Российской Федерации как демократического правового государства.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека РФ (на примере Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовой статус института уполномоченного по правам человека
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Институт уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и зарубежных странах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



