Введение
1 Система регулирования государственных закупок в Российской Федерации .. 6
1.1 Контрактная система в сфере закупок 6
1.2 Защита конкуренции при размещении государственных закупок 13
2 Исследование системы государственных закупок 20
2.1 Анализ функционирования системы государственных закупок 20
2.2 Анализ проведения контроля в сфере закупок 40
2.3 Проблемы защиты добросовестной конкуренции при участии в закупках
для государственных и муниципальных нужд 47
3 Способы решения проблем защиты конкуренции при размещении закупок для
государственных и муниципальных нужд 56
3.1 Изменение порядка защиты конкуренции при размещении закупок.
3.2 Изменение контроля конкуренции при размещении закупок 58
Заключение 62
Список использованных источников 64
Система государственных закупок играет очень важную роль в развитии экономики государства в целом. От того с какой эффективностью государство производит закупку товаров, работ и услуг для своих нужд, зависят многие показатели, в том числе и эффективность расходовании бюджета страны. При осуществлении государственных и муниципальных закупок с высокой эффективностью без нецелесообразных затрат экономятся колоссальные средства, которые могли бы быть потрачены на выполнение социальных обязательств перед населением в полном объеме. На практике же немалая часть средств, выделяемая государством на закупки для нужд государства, расходуется, мягко говоря, неэффективно. Так как существует коррупция на разных уровнях власти, личностные интересы госзаказчика и трата бюджетных средств на излишние предметы роскоши, такие как дорогие автомобили, мебель и др. [1] Федеральные органы власти регулярно совершенствуют систему госзакупок, вводя новые законы, предпринимая меры по борьбе с коррупцией в данной сфере, однако пока не получилось довести данную систему на должный, приемлемый уровень.
Все вышесказанное обусловливает актуальность проблем,рассматриваемых в данной работе.
Объектом исследования данной работы является система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования являются принципы, методы, инструменты и направления совершенствования государственного регулирования защиты конкуренции при размещении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Целью работы является изучение и оценка действующей системы регулирования государственных закупок и конкуренции при размещении закупок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение действующей системы регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации;
- рассмотрение проведение контроля в сфере закупок;
- исследование защиты конкуренции при размещении закупок;
- разработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере защиты конкуренции при размещении закупок
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящей работе было рассмотрено законодательство в области регулирования контрактной системы Российской Федерации.
Также в данной работе были выполнены пункты, обозначенные в качестве задач на этапе начала работы: рассмотрена действующая система регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации; рассмотрено проведение контроля в сфере закупок; исследована защита конкуренции при размещении закупок; разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере защиты конкуренции при размещении закупок
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе внедряет в систему российского государственного заказа ряд значимых новаций. Данные новации должны позволить добиться следующего:
- Установить позитивные векторы развития системы закупок.
- Обеспечить необходимое регулирование на всех этапах обеспечения государственных (муниципальных нужд), а не исключительно на этапе размещения закупок.
- Внедрить и развить институт планирования государственного (муниципального) закупок.
- Предотвратить демпинг со стороны недобросовестных участников закупок.
- Путем расширения перечня допустимых способов торгов позволить заказчикам повысить эффективность осуществления закупок.
- Снизить контрактные риски на этапе исполнения контракта.
- Обеспечить максимальную прозрачность контрактной системы.
В итоге, все вышеперечисленное должно позволить реализовать системный подход к планированию, формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, повысить экономию бюджетных средств, обеспечить гласность и прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, усилить правовые механизмы предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В заключение можно констатировать, что развитие контрактной системы в Российской Федерации прошло длинный, нелегкий путь, на котором система развивалась и совершенствовалась, что не может не радовать. Принятие 44-ФЗ дает большие надежды на то, что система станет более эффективной и прозрачной.
1. Сорокина Н.П. Становление и развитие системы государственных закупок в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9388
2. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" // Российская газета. № 148. 30.06.1992.
3. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, № 34, ст. 3540.
4. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (вместе с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд") // Российская газета. № 74. 15.04.1997
5. Савина С. В. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов в предпринимательской деятельности: дис. канд. юрид. наук / науч. рук. Л. В. Андреева. М., 2007. С. 34
6. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"// Собрание законодательства РФ № 19. 10.05.1999. ст. 2302
7. Государственная дума. Заключение Президента РФ от 12 ноября 1997 «На проект Федерального закона «О торгах на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд» URL: http://asozd2.duma.gov.ru.
8. Андреева Л. В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Юрист. 2013. № 14. С. 126.
9. «Федеральная контрактная система США: сочетание гибкости и регулирования», Издательский дом "Бюджет" №10 Октябрь 2012 [электронный источник]: http://bujet.ru/article/204123.php
10. «Процесс организации федеральных закупок в США», журнал ФИНАНСЫ № 1, 2012 с. 62
11. Государственная дума. Законопроект «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Регистрационный номер законопроекта № 84971-4. URL:http://asozd2.duma.gov.ru.
12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// Собрание законодательства РФ.
2013. № 14. Ст. 1652.
14. Ямщиков А.С., Руйга И.Р., Совершенствование системы муниципального заказа (на примере г. Красноярска) // Экономика и предпринимательство. - 2013. № 12-2 (41-2). - С.430-434.
15. Официальный сайт Единой Информационной Системы в сфере закупок : http://www.zakupki.gov.ru
16. Федеральная служба государственной статистики : http://www.gks.ru
17. Официальный сайт Счетной Палаты РФ: http://www.ach.gov.ru/