Введение 3
1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности на
уроках математики в сельской начальной школе 8
1.1 Существующие подходы к активизации познавательной
деятельности на уроках математики в начальной школе 8
1.2 Характеристики и условия применения средств активизации познавательной деятельности обучающихся вторых классов в сельской школе 21
2 Разработка комплекта средств активизации познавательной деятельности на уроках математики в сельской начальной школе 37
2.1 Анализ результатов и условий обучения математике во вторых классах по программе «Школа России» 37
2.2 Комплект средств активизации познавательной деятельности при обучении математике для второклассников 41
2.3 Методические рекомендации по применению разработанного
комплекта 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Актуальность темы. Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является занимательная игра.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по- другому.
Активизация познавательной деятельности ученика, без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его.
Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Занимательные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что занимательная игра как форма классной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения.
Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения занимательной игры на уроках математики реализуются недостаточно. А может ли занимательная игра являться эффективным средством развития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и заключается основополагающий вопрос данного исследования.
Проблемой исследования является поиск научных знаний о том, каковы характеристики и условия применения средств обучения, способствующих активизации познавательной деятельности второклассников на уроках математики в сельской школе.
Цель работы: разработать и обосновать комплект средств обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся вторых классов на уроках математики в условиях малокомплектной сельской школы.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся вторых классов сельской школы
Предмет исследования: средства активизации познавательной деятельности
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что активизации познавательной деятельности обучающихся вторых классов на уроках математики в условиях малокомплектной сельской школы будут способствовать:
- средства обучения на основе ИКТ для организации фронтальной и групповой работы при помощи интерактивной доски, документ - камеры и Интернет - сервисов;
- средства обучения для организации самостоятельной классной и домашней работы обучающихся, при помощи математических интернет- сервисов.
Задачи исследования:
а) провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления теоретических основ активизации познавательной деятельности обучающихся вторых классов на уроках математики в условиях малокомплектной сельской школы.
б) провести анализ результатов и условий обучения по программе «Школа России» (Моро М. И.) с целью отбора тем уроков, для которых целесообразно разработать комплект средств активизации познавательной деятельности.
в) спроектировать серию уроков в виде методического планирования, для обеспечения которых необходимо разработать средств активизации познавательной деятельности.
г) при помощи программного обеспечения интерактивной доски, математических интернет-сервисов и конструкторов интерактивных упражнений разработать комплект средств активизации познавательной деятельности.
д) Описать методические рекомендации по использованию в практике педагогического процесса начальной школы разработанных средств.
Эмпирическая база исследования: МБОУ Талажанская ООШ, с. Талажанка Казачинского района Красноярского края.
Работа состоит из Введения, двух глав, подразделов к ним, Заключения, списка использованной литературы и приложений
Рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средства развития интереса к учению у младших школьников в малокомплектной начальной школе, мы пришли к выводам:
а) Интерес к учению - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
б) В младшем школьном возрасте развитие интереса к учению имеет свои особенности. Мотивом учения является познавательный интерес, который побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса к учению. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, с применение игровых технологий.
в) Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию интереса к учению у младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Малокомплектная школа, это школа, в которой учитель работает одновременно с несколькими классами, в то же время:
- школа, в которой один учитель работает одновременно, со всеми классами называется однокомплектной;
- школа, в которой два учителя работают двухкомплектной.
В стране в сельских местностях имеются небольшие и отдаленные населенные пункты, при которых открываются малокомплектные школы, при наличии числа детей 7-летного возраста значительно меньше нормы, установленной для одного класса. В малокомплектной школе (МШ) учитель ведет занятия одновременно с двумя, тремя или четырьмя классами. В течений урока, работа с учителем и самостоятельная работа детей чередуются несколько раз: в то время, когда учащиеся одного класса работают под непосредственным руководством учителя, учащиеся других классов работают самостоятельно.
Большое значения для эффективной работы с несколькими классами имеет правильно составленное расписание учебных занятий. Как показывает опыт работы, лучше составить расписание так, чтобы одновременно во всех классах шли уроки математики. В этом случая учителю легче переключать свое внимание при переходе от одного класса и другому. Кроме того, создается условия для организации общей работы детей всех классов.
Уроки математики, как и другие уроки, расчленяются на несколько организационных этапов, каждый из которых должен быт логически завершенной частью. Особенно важно правильно организовать начало урока так, чтобы все классы сразу включились в продуктивную работу.
Хорошее знание материала, точные вопросы учащимся, тщательный отбор упражнений и наглядных пособий - все это помогает учителю проводить занятия с детьми.
Большое значение имеет организация самостоятельной работы наряду учебников. Для самостоятельной работы наряду, с учебником следует систематически использовать тетради с печатной основой, индивидуальные карточки с заданиями. В этом случае можно дифференцировать задания с
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы нужно проводить чаще. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени работа занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям тогда, когда новый материал был не очень сложным, такие самостоятельные работы даются детям на этапе работы над пройденном материалом. По своей продолжительности они занимают 15-20 минут. Самостоятельные работы дают детям и на весь урок.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. - М.: Высшая школа / Г. С. Абрамова. - Москва: 2011. - 285 с.
2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник / В. П. Беспалько. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 256 с.
3. Блохина, Е. А. Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников: учебник / Е.А. Блохина. - М.: Начальная школа плюс до и после. №3, 2012. - С. 20-25.
4. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л.Н. Вахрушева. - Москва 2013. - № 4. - С. 32.
5. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. А. Б. Воронцов. - М.: Академия, 2012. - 120 с.
6. Демченкова, Н. А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике/Актуальные проблемы обучения математике / Н. А. Демченкова.- Орел: изд.ОГУ, 2012. - c. 173-174.
7. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / И.Н. Корбакова.- Волгоград: Учитель, 2011. - 125 с.
8. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 302 с.
9. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс/Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 31-33.
10. Ибрагимов И.В. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2013. - 285 с.
11. Исаханова С.П. Как помочь детям полюбить математику.//Начальная школа. №5, 2013. - С. 26-28.
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учеб.пособие для студентов сред. и высш. пед. уч.еб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
13. Колмогоров А.Н. О профессии математика. М.: Наука, 1960. - 339 с.
14. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И. Чуприковой. М.: Воронеж, 2012. - 188 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 356 с.
16. Кутугина Е.С., Тутубалин Д.К. Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2014. - С. 81-83.
17. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 2011. - 227 с.
18. Маркова А.А., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
19. Моро М.И. Математика. 3 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений с электронным носителем: В 2 ч. Ч. 2. М.: Академи, 2012. - 185 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Юрайт-издат, 2011. - 374 с.
21. Новикова Е.В., Гасымов М.Ф. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. М.: Полимедиа, 2012. - 278 с.
22. Останина Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач // Начальная школа. 2012. № 7. - С. 45¬48.
23. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2011. - 385 с.
24. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.И. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2012. - 200 с.
25. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. - 2012. №11. - С. 71-74.
26. Попова Н. П. Деятельностный способ обучения. М.: ОАОУ НИРО, 2011. - С.38-40.
27. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. - 2011. - 210 с.
28. Романов А.Б., Торопцев В.А. Технология дистанционного обучения. М.: Юнити-Дана, 2011. - 274 с.
29. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
30. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А ... - М.: Академия, 2012. - 576 с
31. Стойлова Л.П. Математика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Инфра-М, 2012. - 330 с.
32. Стойлова Л.П. Организатор внеурочной работы по математике в начальной школе: Сб.учеб. метод. комплексов дисциплин специализации. М.: Академия, 2011. - 112 с.
33. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М: Просвещение, 2012.
34. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория и методика. М.: Наука, 2012. - 102 с.
35. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.
В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Академия, 2014. - 208 с.
36. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.:Академический Проект, 2013. - 144 с.
37. Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/ Сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 340 с.
38. Баматова, Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С.66-68. [Источник:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-vychislitelnyh-navykov- mladshih-shkolniko]
39. Крук Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. [Источник: festival.1september.ru]
40. Кулешова В.В. Интерактивная доска - актуальный востребованный ресурс (адаптация в ОС Linux). [Источник: http://www.rostovgorod.ru/?ID=5948]
41. Современные подходы к обучению математике в начальной школе
(Опыт по апробации учебника Н.Б. Истоминой). [Источник:
http://festival. 1september.ru/articles/514342]
42. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. [Источник:
http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm]