ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ ФГОС ДО по формированию основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 31
2.1 Диагностика основ безопасного поведения детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2 Реализация педагогических условий формирования основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
основ безопасного поведения детей старшего дошкольного 55 возраста
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение 69
1 Теоретические основы формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ ФГОС ДО по формированию основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 31
2.1 Диагностика основ безопасного поведения детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2 Реализация педагогических условий формирования основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
основ безопасного поведения детей старшего дошкольного 55 возраста
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение 69
В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие», которая предусматривает «...формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [26].
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Проблемам обеспечения безопасного поведения дошкольников посвящены исследования К.Ю. Белой, Н.Н. Поддъяковым, Д.Б. Элькониным, и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» J[2], [28], [42].
По словам Е.А. Соловьёвой, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации [32].
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспекте формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
Объект исследования: формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
1. Проанализировать ФГОС ДО на предмет выявления места формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, реферирование, тезирование; эмпирические: наблюдение,эксперимент, беседа, сравнение; методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Шапкинская СОШ №11, выборка исследования составила 19 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 7 мальчиков.
Методологическая база исследования представлена работами Л. Захарова «Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста», Н. Мельникова «Нравственная сфера личности дошкольника» и др.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (январь - февраль 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование плана предстоящего исследования.
2 этап (март - апрель 2016 г.) - подбор материала для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3 этап (май 2016 г.) - реализация педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по теме работы. Результаты исследования могут быть учтены при составлении и реализации рекомендаций для воспитателей по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по педагогике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 источниками таблиц, приложения. Общий объем работы составляет 70 страниц
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Проблемам обеспечения безопасного поведения дошкольников посвящены исследования К.Ю. Белой, Н.Н. Поддъяковым, Д.Б. Элькониным, и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» J[2], [28], [42].
По словам Е.А. Соловьёвой, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации [32].
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспекте формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
Объект исследования: формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
1. Проанализировать ФГОС ДО на предмет выявления места формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, реферирование, тезирование; эмпирические: наблюдение,эксперимент, беседа, сравнение; методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Шапкинская СОШ №11, выборка исследования составила 19 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 7 мальчиков.
Методологическая база исследования представлена работами Л. Захарова «Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста», Н. Мельникова «Нравственная сфера личности дошкольника» и др.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (январь - февраль 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование плана предстоящего исследования.
2 этап (март - апрель 2016 г.) - подбор материала для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3 этап (май 2016 г.) - реализация педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по теме работы. Результаты исследования могут быть учтены при составлении и реализации рекомендаций для воспитателей по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по педагогике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 источниками таблиц, приложения. Общий объем работы составляет 70 страниц
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Проанализировав ФГОС ДО, на предмет выявления места формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в данном документе достаточно хорошо прослеживается линия изучения данного вопроса, в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» исследуется направление по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, где мы смогли в полном объеме раскрыть сущность проблемы нашего исследования, узнать о специфики работы в этом направлении, изучить условия для создание социальной ситуации развития в условиях ДО.
В ходе исследования нами выявлены следующие особенности формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста:
- нацеленность образовательного процесса на сохранение, укрепление и развитие безопасности каждого ребенка при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- ориентация педагогического процесса на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие, а также через активное отношение к своей безопасности и субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей;
- создание условий для становления двигательного опыта и опыта безопасного поведения на основе органического единства природных возможностей и потребностей ребенка в движении;
- стимулирование деятельности ребенка, обеспечивающее выработку привычек, активное включение навыков безопасного поведения в повседневную жизнь;
- включение родителей в активную поддержку основ безопасного поведения у детей в ДОУ и дома.
IT* TV»*
Также мы выделили следующие педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста: здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования основ безопасного поведения детей; включение дошкольников в проектную деятельность; комплексный мониторинг изучения уровня сформированности основ безопасного поведения дошкольников.
После теоретического изучения проблемы формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. На начальном этапе нашего эксперимента, нами была проведена диагностика основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Анализируя полученные в ходе диагностики результаты, мы пришли к выводу, что у 6 (31,6%) детей знания о безопасном поведении сформированы на достаточно высоком уровне, ' дошкольники знают как необходимо вести себя в опасной ситуации, и о том как не попадать в них. У 8 (42,1%) детей — средний уровень знаний о безопасном поведении, ребята не всегда могут правильно повести себя в опасной ситуации. Низкий уровень имеют 5 (26,3%) детей, ребята плохо знают основы безопасного поведения, родители боятся оставлять детей одних, при этом практически не рассказываю дошкольникам о том как себя необходимо вести в той или иной ситуации.
Таким образом, мы выяснили, что большинство дошкольников в частности 13 (68%) детей имеют средний и низкий уровень , что позволяет нам сделать вывод о необходимости реализации педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного ; поведения.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась реатизация определенных нами педагогических условий. В результате чего, мы добились: дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем
отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.
По окончании формирующего этапа опытно - экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику, анализ результатов которой показал, что уровень сформированности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста повысился у 7 чел. (36,8%), так как среди дошкольников отсутствуют дети с низким уровнем сформированности основ безопасного поведения, то мы можем говорить о том, что на дошкольников повлияла реализация педагогических условий. Средний уровень формирования основ безопасного поведения повысился у 2 дошкольников (10,5%), благодаря изучению и реализации педагогического условия «Здоровье-сберегающая среда». Подводя итоги, мы можем говорить о том, что положительная динамика в формировании основ безопасного поведения прослеживается у 10 (52,6%) дошкольников.
Полученная динамика говорит об эффективной реализации педагогических условий в формировании основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
В ходе исследования нами выявлены следующие особенности формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста:
- нацеленность образовательного процесса на сохранение, укрепление и развитие безопасности каждого ребенка при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- ориентация педагогического процесса на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие, а также через активное отношение к своей безопасности и субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей;
- создание условий для становления двигательного опыта и опыта безопасного поведения на основе органического единства природных возможностей и потребностей ребенка в движении;
- стимулирование деятельности ребенка, обеспечивающее выработку привычек, активное включение навыков безопасного поведения в повседневную жизнь;
- включение родителей в активную поддержку основ безопасного поведения у детей в ДОУ и дома.
IT* TV»*
Также мы выделили следующие педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста: здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования основ безопасного поведения детей; включение дошкольников в проектную деятельность; комплексный мониторинг изучения уровня сформированности основ безопасного поведения дошкольников.
После теоретического изучения проблемы формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. На начальном этапе нашего эксперимента, нами была проведена диагностика основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Анализируя полученные в ходе диагностики результаты, мы пришли к выводу, что у 6 (31,6%) детей знания о безопасном поведении сформированы на достаточно высоком уровне, ' дошкольники знают как необходимо вести себя в опасной ситуации, и о том как не попадать в них. У 8 (42,1%) детей — средний уровень знаний о безопасном поведении, ребята не всегда могут правильно повести себя в опасной ситуации. Низкий уровень имеют 5 (26,3%) детей, ребята плохо знают основы безопасного поведения, родители боятся оставлять детей одних, при этом практически не рассказываю дошкольникам о том как себя необходимо вести в той или иной ситуации.
Таким образом, мы выяснили, что большинство дошкольников в частности 13 (68%) детей имеют средний и низкий уровень , что позволяет нам сделать вывод о необходимости реализации педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного ; поведения.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась реатизация определенных нами педагогических условий. В результате чего, мы добились: дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем
отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.
По окончании формирующего этапа опытно - экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику, анализ результатов которой показал, что уровень сформированности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста повысился у 7 чел. (36,8%), так как среди дошкольников отсутствуют дети с низким уровнем сформированности основ безопасного поведения, то мы можем говорить о том, что на дошкольников повлияла реализация педагогических условий. Средний уровень формирования основ безопасного поведения повысился у 2 дошкольников (10,5%), благодаря изучению и реализации педагогического условия «Здоровье-сберегающая среда». Подводя итоги, мы можем говорить о том, что положительная динамика в формировании основ безопасного поведения прослеживается у 10 (52,6%) дошкольников.
Полученная динамика говорит об эффективной реализации педагогических условий в формировании основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИУМЕ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



