Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №22064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ ФГОС ДО по формированию основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Педагогические условия формирования основ безопасного
поведения детей старшего дошкольного возраста 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 31
2.1 Диагностика основ безопасного поведения детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2 Реализация педагогических условий формирования основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
основ безопасного поведения детей старшего дошкольного 55 возраста
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение 69


В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие», которая предусматривает «...формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [26].
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Проблемам обеспечения безопасного поведения дошкольников посвящены исследования К.Ю. Белой, Н.Н. Поддъяковым, Д.Б. Элькониным, и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» J[2], [28], [42].
По словам Е.А. Соловьёвой, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации [32].
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспекте формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
Объект исследования: формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст.
1. Проанализировать ФГОС ДО на предмет выявления места формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, реферирование, тезирование; эмпирические: наблюдение,эксперимент, беседа, сравнение; методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Шапкинская СОШ №11, выборка исследования составила 19 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 7 мальчиков.
Методологическая база исследования представлена работами Л. Захарова «Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста», Н. Мельникова «Нравственная сфера личности дошкольника» и др.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (январь - февраль 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование плана предстоящего исследования.
2 этап (март - апрель 2016 г.) - подбор материала для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3 этап (май 2016 г.) - реализация педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по теме работы. Результаты исследования могут быть учтены при составлении и реализации рекомендаций для воспитателей по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраст. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по педагогике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 источниками таблиц, приложения. Общий объем работы составляет 70 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Проанализировав ФГОС ДО, на предмет выявления места формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в данном документе достаточно хорошо прослеживается линия изучения данного вопроса, в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» исследуется направление по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, где мы смогли в полном объеме раскрыть сущность проблемы нашего исследования, узнать о специфики работы в этом направлении, изучить условия для создание социальной ситуации развития в условиях ДО.
В ходе исследования нами выявлены следующие особенности формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста:
- нацеленность образовательного процесса на сохранение, укрепление и развитие безопасности каждого ребенка при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- ориентация педагогического процесса на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие, а также через активное отношение к своей безопасности и субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей;
- создание условий для становления двигательного опыта и опыта безопасного поведения на основе органического единства природных возможностей и потребностей ребенка в движении;
- стимулирование деятельности ребенка, обеспечивающее выработку привычек, активное включение навыков безопасного поведения в повседневную жизнь;
- включение родителей в активную поддержку основ безопасного поведения у детей в ДОУ и дома. 
IT* TV»*
Также мы выделили следующие педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста: здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования основ безопасного поведения детей; включение дошкольников в проектную деятельность; комплексный мониторинг изучения уровня сформированности основ безопасного поведения дошкольников.
После теоретического изучения проблемы формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. На начальном этапе нашего эксперимента, нами была проведена диагностика основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Анализируя полученные в ходе диагностики результаты, мы пришли к выводу, что у 6 (31,6%) детей знания о безопасном поведении сформированы на достаточно высоком уровне, ' дошкольники знают как необходимо вести себя в опасной ситуации, и о том как не попадать в них. У 8 (42,1%) детей — средний уровень знаний о безопасном поведении, ребята не всегда могут правильно повести себя в опасной ситуации. Низкий уровень имеют 5 (26,3%) детей, ребята плохо знают основы безопасного поведения, родители боятся оставлять детей одних, при этом практически не рассказываю дошкольникам о том как себя необходимо вести в той или иной ситуации.
Таким образом, мы выяснили, что большинство дошкольников в частности 13 (68%) детей имеют средний и низкий уровень , что позволяет нам сделать вывод о необходимости реализации педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного ; поведения.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась реатизация определенных нами педагогических условий. В результате чего, мы добились: дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем 
отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.
По окончании формирующего этапа опытно - экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику, анализ результатов которой показал, что уровень сформированности основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста повысился у 7 чел. (36,8%), так как среди дошкольников отсутствуют дети с низким уровнем сформированности основ безопасного поведения, то мы можем говорить о том, что на дошкольников повлияла реализация педагогических условий. Средний уровень формирования основ безопасного поведения повысился у 2 дошкольников (10,5%), благодаря изучению и реализации педагогического условия «Здоровье-сберегающая среда». Подводя итоги, мы можем говорить о том, что положительная динамика в формировании основ безопасного поведения прослеживается у 10 (52,6%) дошкольников.
Полученная динамика говорит об эффективной реализации педагогических условий в формировании основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва: Просвещение, 2009. - 248 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учеб, пособие / Н.Н. Авдеева,О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - Москва: АСТ-С.П., 2002. - 279 с.
3. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности: учебник / Л.П. Анастасова. - Москва: Академия, 2006. - 264 с.
4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: учебник / Л.В. Артемова. - Москва: Просвещение, 2010. - 283 с.
5. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. / Н.Ю. Белая. - Москва: Просвещение, 2000. - 194 с.
6. Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 4-9.
7. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учебное пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - Москва: Оникс, 2013. - 342 с.
8. Волчкова, В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: учебник / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Санкт-Петербург: СпбЛТА, 2004. - 369 с.
9. Дегтяренко, О.А. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений / О.А. Дегтяренко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №6. - С. 34-36.
10. Денисенкова, Н.В., Ваш ребёнок познаёт мир / Н.В. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2013. - №1. - С. 76-80.
11. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: учебник / О.В. Дыбина. - Москва: АСВ, 2009.-247 с.
12. Захарова. Л.М. Педагогическое сопровождение процесса
этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.М. Захарова. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. - 44с.
13. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - Москва: Карапуз, 2007. - 165 с.
14. Ильчиков, М.З. Социология воспитания: учебник / М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов. - Москва: Академия, 2009. - 231 с.
15. Князева, О.П. Мои помощники / О.П. Князева //Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 12-15.
16. Кобитина, И.И. Детям о технике: учебное пособие/ И.И. Кобитина. - Москва: Просвещение, 2001. - 102 с.
17. Ковальковская, Н.К. Как должна быть организована жизнь ребенка / Н.К. Ковальковская // В помощь просвещенцу. - 2013. - №6. - С. 23-25.
18. Козлова, С.А. «Я - человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. - Москва: Академия, 2009. - 94 с.
19. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие / С.А. Козлова. - Москва: Академия 2011. - 86 с.
20. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - С. 35-37.
21. Краснопольский, Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста / Э. Краснопольский // Вестник просвещения. - 2011. - №7. - С. 83-87.
22. Кулагина, И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе [Электронный ресурс]: Вестник Университета РАО. Режим доступа: rusacademedu.ru
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1977.-234 с.
24. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1979. - 135 с.
25. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка. - М.: Наука, 2009. - 235 с.
26. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155//Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. - С. 22.
27. Парамонова, Л.В. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения ,и развития детей раннего и дошкольного возраста / Л.В. Парамонова // Дошкольное воспитание. -2015. - №6. - С.27-31.
28. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977-346 с.
29. Пономарева, Л.И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования [Электронный ресурс]: Вестник науки. Режим доступа: shgpi.edu.ru
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1986.-523 с.
31. Рыбалко, Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольном периоде / Е.Ф. Рыбалко // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / под ред. А.А. Бодалева. - Л., 1973.-206 с.
32. Соловьёва, Е.А. Гражданское воспитание сегодня /Е.А. Соловьёва //Дошкольное воспитание. - 2013.- №8. - С. 56-60
33. Стёркина, Р.С. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р.С. Стёркина // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 45-48.
34. Телегин, М.В. Мировоззренческие представления: феноменологическое описание [Электронный ресурс]: Вестник Университета РАО. Режим доступа: http://www.rntelegin.ru
35. Усачев, А.П. Школа безопасности: учебник / А.П. Усачев,А.Д. Березин. - Москва: Просвещение, 2009. - 412 с.
36. Ушакова, Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. - М.: Наука, 1979. - 196 с.
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега - Л., 2014. - 124 с.
38. Федяевская, В.М. За безопасность детей на улице /
B. М. Федяевская // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С. 15-20.
39. Шарова, О.Г. Основы пожаробезопасного поведения: учебное пособие / О.Г. Шарова - Санкт-Петербург, 2010. - 95 с.
40. Шаталин, А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! / А.А. Шаталин // После уроков. - 2002. - №6. - C. 87-89.
41. Шаталин, А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг» /А.А. Шаталин // После уроков. - 2003. - №5. - С. 34-38.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М: Наука, 1960. - 247 с.
43. Якобсон, П.М. Психология чувств детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 1987. - 126 с.
44. Якупов, А.М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: дис. ... канд. пед. Наук: 14.02.02. / А.М. Якупов. - Магнитогорск, 2011.- 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ