КРАСНОЯРСКИЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
|
Введение 3
1 Литературный журнал: время быть 7
1.1 Из истории литературной журналистики 7
1.2 Литературный журнал сегодня 19
1.3 Проблемы, ресурсы и перспективы 28
2 Красноярский журнал «День и ночь»: вчера, сегодня, завтра 37
2.1 Как и почему это было 37
2.2 Журнал сегодня 51
2.3 Журналу быть: ресурсы, возможности, перспективы 66
2.4 Ограничения и возможности журнала 71
Заключение 83
Список использованных источников 90
Приложение А Авторский состав литературного журнала «День и ночь» города Красноярска 96
1 Литературный журнал: время быть 7
1.1 Из истории литературной журналистики 7
1.2 Литературный журнал сегодня 19
1.3 Проблемы, ресурсы и перспективы 28
2 Красноярский журнал «День и ночь»: вчера, сегодня, завтра 37
2.1 Как и почему это было 37
2.2 Журнал сегодня 51
2.3 Журналу быть: ресурсы, возможности, перспективы 66
2.4 Ограничения и возможности журнала 71
Заключение 83
Список использованных источников 90
Приложение А Авторский состав литературного журнала «День и ночь» города Красноярска 96
Российским новаторством в издании литературных журналов считается толстый журнал. Это тип периодики, вызванный к жизни своеобразием культурных ценностей России, её историей. Толстый литературный журнал - это традиция русской журналистики.
Более двух столетий они были культурными ориентирами для русской интеллигенции, как в России, так и для русского зарубежья [Махонина, 2004, с. 64].
Литературные журналы появились в России в 18 веке. В 1760-х годах при Московском университете появляется журнал «Полезное увеселение». Его издает поэт и прозаик Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807 г.г.). Темы публикаций в этом журнале самые различные: о личном усовершенствовании, о дружбе, мире. Стихи главенствовали над всеми материалами - ведь в журнале печатались молодые поэты той поры, нынче в большинстве конечно позабытые: Ипполит Федорович Богданович, Сергей Герасимович Домашнев, Алексей Васильевич и Семен Васильевич Нарышкины, Алексей Андреевич Ржевский, Денис Иванович и Павел Иванович Фонвизины [Западов, 1973, с. 211].
Известно, что важную роль в журналистике в 19 веке сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. В 1836 г. А.С. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. А. С. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому [Есин, 2000, с. 16]. Тем не менее, орган печати, организованный поэтом, — примечательное явление. Пушкин отдавал предпочтение русским авторам, мечтал расширить программу своего издания, пригласить в журнал В.Г. Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта [Есин, 2000, с. 16].
Большой популярностью литературные журналы пользовались в эпоху Перестройки 1985 - начале 1990-х, когда активно обсуждались общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Всеобщим вниманием пользовалась «возвращенная литература»: русские писатели- эмигранты первой, второй и третьей волны. Один из таких журналов - «Арион». Выходит с 1994 года по сей день, является изданием современной русской поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, литературоведческие статьи Александра Алейника, Владимира Колесникова, Леонида Раскина, Ефим Ярошевского и других [Ивлев, 2000, с. 282].
На сегодняшний день в России количество толстых журналов значительно снизилось по сравнению с 19 веком, когда такой тип журналов был наиболее популярен.
У большинства российских литературных журналов сегодня есть странички в Интернете: «Новый мир», «Юность», «Звезда». Это сделано в интересах и редакции, и для удобства читателя, ведь сегодня тенденция перехода аудитории и текста в виртуальное пространство - одна из основных.
На сайте «Журнального зала» (это литературный интернет-проект), который предоставляет русскоязычные толстые литературно-художественных журналы, выходящие в России, можно найти различные и нужные электронные номера изданий. И они не строго литературные.
При просмотре этого сайта заметна тенденция сохранения журналами и института традиционной подписки (по почте). И это важно для традиционного круга читателей.
Основная проблема любого толстого журнала - его медлительность и громоздкость, - утверждает С. Я. Махонина в учебном пособии «История русской журналистики начала XX века». Но существуют и другие причины снижения востребованности изданий такого типа. «Убыстрившийся ритм исторического развития, усложнение общественной жизни, рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересует более широкий круг не только общественных, но и научных и политических проблем», - пишет С. Я. Махонина.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является красноярский литературный журнал «День и ночь», а предметом - его возможности и ограничения его существования в современном медиапространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных характеристик журнала «День и ночь», составляющих его особенности и востребованность.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие литературной журналистики и ее позиций в России и мире;
- рассмотреть историю и этапы развития литературных журналов в России и мире, дать общую характеристику изданию;
- обозначить положение литературных журналов на рынке современных российских СМИ;
- рассмотреть историю и этапы развития журнала «День и ночь», дать общую характеристику изданию;
-обозначить проблемные точки и перспективы его существования и развития;
- сбор эмпирического материала (выборка характерных для журнала публикаций - по страницам журнала «День и ночь»).
Методы исследования:
- исторический (выяснение и описание истоков становления литературной журналистики);
-сбор, по методу сплошного наблюдения, информации о литературной журналистике, её анализ и обобщение;
- аналитический (анализ типологической модели журналов и сравнение позиций этих журналов с позициями других толстых журналов в целом по России);
- анализ возможностей и ограничений в развитии литературной журналистики и, в частности, журнала «День и ночь»;
- количественный (выявление данных о тираже данного журнала на разных этапах его развития);
- описательный (представление и описание журнала «День и ночь», начиная с его основания);
- функциональный (функции журнала «День и ночь»);
- сопоставительный (сопоставление литературы и журналистики);
- типологический (характеристика журнала «День и ночь» как типа и модели).
В выпускной квалификационной работе мы ориентируемся на работы по вопросам типологии периодических изданий А.И. Акопова и А.Г. Бочарова. Кроме того, в основе исследования лежат исследовательские работы Е.П. Прохорова.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где сформулированы ее основные положения, определяющие аспекты, по которым развертывается содержание первой и второй глав. В первой главе рассматривается понятие «литературная журналистика», появление и развитие литературных журналов, а также позиции литературного журнала в условиях российского медиарынка.
Во второй главе рассматривается красноярский литературный журнал «День и ночь», его создание, положение на сегодняшний день и перспективы, ближайшее будущее журнала.
В заключении мы подводим итоги нашей работы и намечаем перспективы на дальнейшую работу.
Список использованных источников содержит 57 наименований.
Более двух столетий они были культурными ориентирами для русской интеллигенции, как в России, так и для русского зарубежья [Махонина, 2004, с. 64].
Литературные журналы появились в России в 18 веке. В 1760-х годах при Московском университете появляется журнал «Полезное увеселение». Его издает поэт и прозаик Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807 г.г.). Темы публикаций в этом журнале самые различные: о личном усовершенствовании, о дружбе, мире. Стихи главенствовали над всеми материалами - ведь в журнале печатались молодые поэты той поры, нынче в большинстве конечно позабытые: Ипполит Федорович Богданович, Сергей Герасимович Домашнев, Алексей Васильевич и Семен Васильевич Нарышкины, Алексей Андреевич Ржевский, Денис Иванович и Павел Иванович Фонвизины [Западов, 1973, с. 211].
Известно, что важную роль в журналистике в 19 веке сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. В 1836 г. А.С. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. А. С. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому [Есин, 2000, с. 16]. Тем не менее, орган печати, организованный поэтом, — примечательное явление. Пушкин отдавал предпочтение русским авторам, мечтал расширить программу своего издания, пригласить в журнал В.Г. Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта [Есин, 2000, с. 16].
Большой популярностью литературные журналы пользовались в эпоху Перестройки 1985 - начале 1990-х, когда активно обсуждались общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Всеобщим вниманием пользовалась «возвращенная литература»: русские писатели- эмигранты первой, второй и третьей волны. Один из таких журналов - «Арион». Выходит с 1994 года по сей день, является изданием современной русской поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, литературоведческие статьи Александра Алейника, Владимира Колесникова, Леонида Раскина, Ефим Ярошевского и других [Ивлев, 2000, с. 282].
На сегодняшний день в России количество толстых журналов значительно снизилось по сравнению с 19 веком, когда такой тип журналов был наиболее популярен.
У большинства российских литературных журналов сегодня есть странички в Интернете: «Новый мир», «Юность», «Звезда». Это сделано в интересах и редакции, и для удобства читателя, ведь сегодня тенденция перехода аудитории и текста в виртуальное пространство - одна из основных.
На сайте «Журнального зала» (это литературный интернет-проект), который предоставляет русскоязычные толстые литературно-художественных журналы, выходящие в России, можно найти различные и нужные электронные номера изданий. И они не строго литературные.
При просмотре этого сайта заметна тенденция сохранения журналами и института традиционной подписки (по почте). И это важно для традиционного круга читателей.
Основная проблема любого толстого журнала - его медлительность и громоздкость, - утверждает С. Я. Махонина в учебном пособии «История русской журналистики начала XX века». Но существуют и другие причины снижения востребованности изданий такого типа. «Убыстрившийся ритм исторического развития, усложнение общественной жизни, рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересует более широкий круг не только общественных, но и научных и политических проблем», - пишет С. Я. Махонина.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является красноярский литературный журнал «День и ночь», а предметом - его возможности и ограничения его существования в современном медиапространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных характеристик журнала «День и ночь», составляющих его особенности и востребованность.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие литературной журналистики и ее позиций в России и мире;
- рассмотреть историю и этапы развития литературных журналов в России и мире, дать общую характеристику изданию;
- обозначить положение литературных журналов на рынке современных российских СМИ;
- рассмотреть историю и этапы развития журнала «День и ночь», дать общую характеристику изданию;
-обозначить проблемные точки и перспективы его существования и развития;
- сбор эмпирического материала (выборка характерных для журнала публикаций - по страницам журнала «День и ночь»).
Методы исследования:
- исторический (выяснение и описание истоков становления литературной журналистики);
-сбор, по методу сплошного наблюдения, информации о литературной журналистике, её анализ и обобщение;
- аналитический (анализ типологической модели журналов и сравнение позиций этих журналов с позициями других толстых журналов в целом по России);
- анализ возможностей и ограничений в развитии литературной журналистики и, в частности, журнала «День и ночь»;
- количественный (выявление данных о тираже данного журнала на разных этапах его развития);
- описательный (представление и описание журнала «День и ночь», начиная с его основания);
- функциональный (функции журнала «День и ночь»);
- сопоставительный (сопоставление литературы и журналистики);
- типологический (характеристика журнала «День и ночь» как типа и модели).
В выпускной квалификационной работе мы ориентируемся на работы по вопросам типологии периодических изданий А.И. Акопова и А.Г. Бочарова. Кроме того, в основе исследования лежат исследовательские работы Е.П. Прохорова.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где сформулированы ее основные положения, определяющие аспекты, по которым развертывается содержание первой и второй глав. В первой главе рассматривается понятие «литературная журналистика», появление и развитие литературных журналов, а также позиции литературного журнала в условиях российского медиарынка.
Во второй главе рассматривается красноярский литературный журнал «День и ночь», его создание, положение на сегодняшний день и перспективы, ближайшее будущее журнала.
В заключении мы подводим итоги нашей работы и намечаем перспективы на дальнейшую работу.
Список использованных источников содержит 57 наименований.
Целью написания выпускной квалификационной работы было изучение красноярского литературного журнала «День и ночь», что предполагает выявление его возможностей и ограничений. Поставленная на первоначальном этапе цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
В ходе исследования обозначено положение литературных журналов на рынке российских СМИ, дана общая характеристика изданию«День и ночь», рассмотрена его история и этапы развития. В развитие темы нашей работы выявлены основные характеристики журнала «День и ночь», которые составляют его востребованность и особенности, характеризующие его относительно слабые позиции на рынке наших СМИ. При этом попутно уточнено понятие литературной журналистики и ее позиций в России и мире.
В первом разделе выполненной работы рассмотрены основные теоретические аспекты литературной журналистики, дано, со ссылкой на Е. П. Прохорова, определение литературной журналистики как жанра, в котором репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов, выявлены её основные черты и особенности.
Выделен в данной работе и исторический раздел, где представлены сведения о первых литературных журналах в мире и в России. Представлен в этом разделе и первый российский частный литературный журнал А.П.Сумарокова (1717- 1777 гг. с образным названием «Трудолюбивая пчела»). Интересно было проследить за появлением литературных журналов в Европе и выяснили, что первой на этом поприще была Франция, где в 1665 г. вышел первый литературный журнал под названием «Journal des Savants»), представив далее пять этапов его развития (по векам, начиная с XVII в.).
Даны в первой главе нашей работы общие сведения и характеристики известным российским и советским литературным журналам. Среди последних - не утратившие и сегодня признания у российских читателей такие издания,
как «Юность», «Новый мир», «Знамя», «Звезда» и другие. На этом фоне современные российские литературные журналы отчётливо отличаются своими оригинальными, выразительными, названиями, см.: «Дети Ра», «Воздух», «Лампа и дымоход», «Полдень. XXI век», «Прочтение» и другие.
Отдельно рассмотрены взаимоотношения литературной журналистики и интернета, где многие литературные издания имеют свои сайты, регулярно выкладываются отдельные выпуски различных журналов, отдельные из которых вообще существуют только в интернете. Есть в нашей работе и сведения об интернет-портале «Журнальный зал». «Журнальный зал» является уникальной особенностью российской литературной журналистики. Это ресурс, где представлены различные литературно-художественные журналы, выходящие в России и за ее пределами на русском языке.
«Журнальный зал» полно отражает состояние литературной журналистики в России сегодня. Он содержит информацию как о журналах, которые сохранились с советского времени (см. выше), так и о журналах новых, появившихся в начале XXI в. («Зеркало», «Арион», «Дети Ра»).
Исходя из содержания первого раздела можно сделать вывод, что журналистика в XXI в. приобретает новое содержание и очертание. Сегодня информация является главным товаром на медиарынке. Но люди устали от погони за информацией и от её избыточности. Они хотят вдумчивого, неторопливого чтения. Поэтому на первый план в культурной жизни человека и выходят литературные журналы.
Литературные журналы сегодня остаются живыми проводниками в мире, где идет постоянная погоня за деловой информацией как одним из источников для прибыли и бизнеса. Литературные журналы помогают сохранить культуру, языки, понять внутренний мир человека и культуры, человечество в целом. Такие издания являются основным коммуникативным посредником литературного процесса и остаются востребованными как литературной средой, так и читателями.
Сегодня литературные журналы являются немассовыми, они рассчитаны на узкий круг читателей. Важно и то, что литературные журналы - это не медиабизнес. Они не приносят большой прибыли. Их миссия в другом: они создаются для души, для поднятия духа, культуры, в интересах этического и эстетического воспитания.
Аналитическая часть выпускной квалификационной работы посвящена журналу «День и ночь», что отражено в названии нашей работы. В этой главе на уровне её разделов представлены:
- история создания и развития этого журнала;
- его особенности, за которыми на уровне задач выявляются возможности и ограничения его настоящего и дальнейшего существования и развития.
Этот журнал позиционируется редакцией в современном журнальном пространстве как семейный и сибирский. При знакомстве с журналом были изучены его характерные особенности, типологические характеристики, проблемы и перспективы развития. Рассмотрев типологические характеристики журнала по модели А. И. Акопова, можно сделать вывод, что журнал действительно является журналистикой, журналистским творением. У нашего издания есть все признаки, присущие печатному СМИ. Журнал публикует множество публицистических материалов, и это журналистский профиль нашего журнала. Также мы видим, что в журнале репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов, а это и есть литературная журналистика.
В результате исследование номеров мы также выяснили, что «День и ночь» твердо придерживается изначально выбранной позиции журнала для семейного чтения, а главной задачей во всех рассмотренных номерах остается знакомство читателя с современной литературой. Читательскую аудиторию редакция журнала выделяет как семейную, интеллигентную, всесторонне¬развитую. Авторский состав из номера в номер меняется (т.к. задача журнала - познакомить читателей с новыми именами в современной литературе, а это и есть новостная журналистика. При этом есть и авторы, с которыми мы встречаемся постоянно.
«День и ночь» уделяет достойное внимание журналистскому началу в издании. На его страницах мы встречаем множество журналистских жанров, таких как интервью, публицистика, очерк, рецензия, фельетон, зарисовка, документальная проза. Всё это говорит о том, что наше издание сегодня не является строго литературным. Оно имеет и журналистский профиль.
«День и ночь» сообщает читателям об актуальных, значимых событиях в общественно-культурной и окололитературной деятельности. Однако литературность, несомненно, тоже присутствует в журнале. Она отражена публикациями современной прозы и поэзии. Сегодняшние авторы пишут на темы, которые кажутся им значимыми, которые волнуют не только их, но и весь мир. Например, о Великой Отечественной войне, вечный вопрос об отцах и детях. В литературных текстах мы находим отсылки и к злободневным темам, таким как миграция, ксенофобия, к нашей реальности.
Журнал знакомит читателей с новыми произведениями не только сибирских и российских авторов, но и зарубежных, в том числе, американских. У него есть как перспективы развития, так и барьеры, ограничения, развития. Последним в нашей работе уделено особое внимание, поскольку это реальные угрозы всему нашему журналу, так и его дальнейшему существованию в современных условиях.
В роли ограничителей представлены нами богатые литературные традиции и нормы русской культуры, несовместимые с примитивными ценностями современного медиабизнеса.
Возможности и перспективы развития нашего журнала просматриваются в рамках разграничения и совместимости в нашем журнале как литературоведческих, так и литературологических публикаций. Противопоставление литературоведческих материалов литературологическим исходно было намечено в зарубежных исследованиях. В российских источниках оно нашло отражение пока только в отдельных авторских публикациях. Тенденция усиления литературологического направления прослеживается и по нашему журналу.
Важным является и то, что журнал старается сохранять верность живому русскому языку. На его страницах можно встретить тексты, написанные разговорным стилем, жаргонизмы. Но они есть только тогда, когда действительно нужны, когда без них теряется смысл произведения. В целом же редакция журнала отдает предпочтение настоящему литературному языку.
Сегодня «День и ночь» является лучшим литературным журналом за Уралом. «День и ночь» публикует лучшие образцы современной словесности [Бирюков, 2006,http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=05501400318]. Журнал не имеет никакого отношения к бизнесу. Издание позиционирует себя как культурное. И подтверждают свой высокий статус из номера в номер. Если бы редакция ставила в приоритет бизнес, мы бы видели в журнале рекламу, заказные и массовые тексты. У «Дня и ночи» этого нет. Журнал выходит небольшим тиражом (1200 экземпляров), в нем не встретишь фотографий или рисунков, любой лишней информации. Там только словесные тексты. Причем тексты хорошего качества, отобранные со вкусом.
Можно полагать, что в ближайшее время литературные журналы будут существовать. Так, есть тенденция открытия, появления, новых литературных журналов. Так как люди устали от бесконечного потока информации и хотят вдумчивого, неспешного чтения. В этом контексте журнал «День и Ночь» характеризуется как относительно молодой (ему только 23 года), но перспективный. Часто в данном издании печатаются московские и зарубежные писатели, такие как Е. Цейтлин, З. Костич, М. Мелодьев и др. Это свидетельствует о престижности нашего журнала. Мы думаем, что «День и Ночь» еще не один десяток лет будет радовать нас новыми публикациями и талантливыми именами.
Говоря о литературной журналистике, рассматривая её становление, цели, нужно отметить то, что в нашей науке нет строгого разделения между дисциплинами описательного, языкового, -ведческого характера (к которым относится литературоведение, краеведение, страноведение) и дисциплинами системообразующими, логическими (куда относятся журналистика, пиар, менеджмент и другие науки и практики). У журнала «День и ночь» - два явных профиля: литературологический и литературоведческий. И на сегодняшний день первый профиль сильнее. Потому что мы встречаем в издании множество журналистских текстов. Есть и литературоведческие, т.е. творческие публикации, где мы видим полет мысли и чувства авторов, который не ограничен никакими рамками. Однако литературологическая составляющая берет вверх.
Эти два профиля, литературологический и литературоведческий, представляют сегодня возможности, ресурсы развития журнала. На смену литературным традициям в СМИ и литературу приходит креатив как ремесло, как системный взгляд на литературу, которая всегда была в ведении литературоведия. Сегодня развитие литературы в направлении к литературологии намечено. И литературология со временем может стать более сильной в наш рациональный век.
и литературоведческое начало безусловно сохранится, оно тоже будет существовать.
Мы чувствуем усталость общества от коммерциализации, медиатизации (особенно явно это проявляется в интернете). Людям становится присущ эскапизм. И одним из выходов из этой ситуации становится живая литература и журналистика, которая создается не ради бизнеса и дохода, а ради мысли, размышлений и способности человека переосмыслить происходящее.
Таким образом, поставленная на первоначальном этапе цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
В ходе исследования обозначено положение литературных журналов на рынке российских СМИ, дана общая характеристика изданию«День и ночь», рассмотрена его история и этапы развития. В развитие темы нашей работы выявлены основные характеристики журнала «День и ночь», которые составляют его востребованность и особенности, характеризующие его относительно слабые позиции на рынке наших СМИ. При этом попутно уточнено понятие литературной журналистики и ее позиций в России и мире.
В первом разделе выполненной работы рассмотрены основные теоретические аспекты литературной журналистики, дано, со ссылкой на Е. П. Прохорова, определение литературной журналистики как жанра, в котором репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов, выявлены её основные черты и особенности.
Выделен в данной работе и исторический раздел, где представлены сведения о первых литературных журналах в мире и в России. Представлен в этом разделе и первый российский частный литературный журнал А.П.Сумарокова (1717- 1777 гг. с образным названием «Трудолюбивая пчела»). Интересно было проследить за появлением литературных журналов в Европе и выяснили, что первой на этом поприще была Франция, где в 1665 г. вышел первый литературный журнал под названием «Journal des Savants»), представив далее пять этапов его развития (по векам, начиная с XVII в.).
Даны в первой главе нашей работы общие сведения и характеристики известным российским и советским литературным журналам. Среди последних - не утратившие и сегодня признания у российских читателей такие издания,
как «Юность», «Новый мир», «Знамя», «Звезда» и другие. На этом фоне современные российские литературные журналы отчётливо отличаются своими оригинальными, выразительными, названиями, см.: «Дети Ра», «Воздух», «Лампа и дымоход», «Полдень. XXI век», «Прочтение» и другие.
Отдельно рассмотрены взаимоотношения литературной журналистики и интернета, где многие литературные издания имеют свои сайты, регулярно выкладываются отдельные выпуски различных журналов, отдельные из которых вообще существуют только в интернете. Есть в нашей работе и сведения об интернет-портале «Журнальный зал». «Журнальный зал» является уникальной особенностью российской литературной журналистики. Это ресурс, где представлены различные литературно-художественные журналы, выходящие в России и за ее пределами на русском языке.
«Журнальный зал» полно отражает состояние литературной журналистики в России сегодня. Он содержит информацию как о журналах, которые сохранились с советского времени (см. выше), так и о журналах новых, появившихся в начале XXI в. («Зеркало», «Арион», «Дети Ра»).
Исходя из содержания первого раздела можно сделать вывод, что журналистика в XXI в. приобретает новое содержание и очертание. Сегодня информация является главным товаром на медиарынке. Но люди устали от погони за информацией и от её избыточности. Они хотят вдумчивого, неторопливого чтения. Поэтому на первый план в культурной жизни человека и выходят литературные журналы.
Литературные журналы сегодня остаются живыми проводниками в мире, где идет постоянная погоня за деловой информацией как одним из источников для прибыли и бизнеса. Литературные журналы помогают сохранить культуру, языки, понять внутренний мир человека и культуры, человечество в целом. Такие издания являются основным коммуникативным посредником литературного процесса и остаются востребованными как литературной средой, так и читателями.
Сегодня литературные журналы являются немассовыми, они рассчитаны на узкий круг читателей. Важно и то, что литературные журналы - это не медиабизнес. Они не приносят большой прибыли. Их миссия в другом: они создаются для души, для поднятия духа, культуры, в интересах этического и эстетического воспитания.
Аналитическая часть выпускной квалификационной работы посвящена журналу «День и ночь», что отражено в названии нашей работы. В этой главе на уровне её разделов представлены:
- история создания и развития этого журнала;
- его особенности, за которыми на уровне задач выявляются возможности и ограничения его настоящего и дальнейшего существования и развития.
Этот журнал позиционируется редакцией в современном журнальном пространстве как семейный и сибирский. При знакомстве с журналом были изучены его характерные особенности, типологические характеристики, проблемы и перспективы развития. Рассмотрев типологические характеристики журнала по модели А. И. Акопова, можно сделать вывод, что журнал действительно является журналистикой, журналистским творением. У нашего издания есть все признаки, присущие печатному СМИ. Журнал публикует множество публицистических материалов, и это журналистский профиль нашего журнала. Также мы видим, что в журнале репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов, а это и есть литературная журналистика.
В результате исследование номеров мы также выяснили, что «День и ночь» твердо придерживается изначально выбранной позиции журнала для семейного чтения, а главной задачей во всех рассмотренных номерах остается знакомство читателя с современной литературой. Читательскую аудиторию редакция журнала выделяет как семейную, интеллигентную, всесторонне¬развитую. Авторский состав из номера в номер меняется (т.к. задача журнала - познакомить читателей с новыми именами в современной литературе, а это и есть новостная журналистика. При этом есть и авторы, с которыми мы встречаемся постоянно.
«День и ночь» уделяет достойное внимание журналистскому началу в издании. На его страницах мы встречаем множество журналистских жанров, таких как интервью, публицистика, очерк, рецензия, фельетон, зарисовка, документальная проза. Всё это говорит о том, что наше издание сегодня не является строго литературным. Оно имеет и журналистский профиль.
«День и ночь» сообщает читателям об актуальных, значимых событиях в общественно-культурной и окололитературной деятельности. Однако литературность, несомненно, тоже присутствует в журнале. Она отражена публикациями современной прозы и поэзии. Сегодняшние авторы пишут на темы, которые кажутся им значимыми, которые волнуют не только их, но и весь мир. Например, о Великой Отечественной войне, вечный вопрос об отцах и детях. В литературных текстах мы находим отсылки и к злободневным темам, таким как миграция, ксенофобия, к нашей реальности.
Журнал знакомит читателей с новыми произведениями не только сибирских и российских авторов, но и зарубежных, в том числе, американских. У него есть как перспективы развития, так и барьеры, ограничения, развития. Последним в нашей работе уделено особое внимание, поскольку это реальные угрозы всему нашему журналу, так и его дальнейшему существованию в современных условиях.
В роли ограничителей представлены нами богатые литературные традиции и нормы русской культуры, несовместимые с примитивными ценностями современного медиабизнеса.
Возможности и перспективы развития нашего журнала просматриваются в рамках разграничения и совместимости в нашем журнале как литературоведческих, так и литературологических публикаций. Противопоставление литературоведческих материалов литературологическим исходно было намечено в зарубежных исследованиях. В российских источниках оно нашло отражение пока только в отдельных авторских публикациях. Тенденция усиления литературологического направления прослеживается и по нашему журналу.
Важным является и то, что журнал старается сохранять верность живому русскому языку. На его страницах можно встретить тексты, написанные разговорным стилем, жаргонизмы. Но они есть только тогда, когда действительно нужны, когда без них теряется смысл произведения. В целом же редакция журнала отдает предпочтение настоящему литературному языку.
Сегодня «День и ночь» является лучшим литературным журналом за Уралом. «День и ночь» публикует лучшие образцы современной словесности [Бирюков, 2006,http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=05501400318]. Журнал не имеет никакого отношения к бизнесу. Издание позиционирует себя как культурное. И подтверждают свой высокий статус из номера в номер. Если бы редакция ставила в приоритет бизнес, мы бы видели в журнале рекламу, заказные и массовые тексты. У «Дня и ночи» этого нет. Журнал выходит небольшим тиражом (1200 экземпляров), в нем не встретишь фотографий или рисунков, любой лишней информации. Там только словесные тексты. Причем тексты хорошего качества, отобранные со вкусом.
Можно полагать, что в ближайшее время литературные журналы будут существовать. Так, есть тенденция открытия, появления, новых литературных журналов. Так как люди устали от бесконечного потока информации и хотят вдумчивого, неспешного чтения. В этом контексте журнал «День и Ночь» характеризуется как относительно молодой (ему только 23 года), но перспективный. Часто в данном издании печатаются московские и зарубежные писатели, такие как Е. Цейтлин, З. Костич, М. Мелодьев и др. Это свидетельствует о престижности нашего журнала. Мы думаем, что «День и Ночь» еще не один десяток лет будет радовать нас новыми публикациями и талантливыми именами.
Говоря о литературной журналистике, рассматривая её становление, цели, нужно отметить то, что в нашей науке нет строгого разделения между дисциплинами описательного, языкового, -ведческого характера (к которым относится литературоведение, краеведение, страноведение) и дисциплинами системообразующими, логическими (куда относятся журналистика, пиар, менеджмент и другие науки и практики). У журнала «День и ночь» - два явных профиля: литературологический и литературоведческий. И на сегодняшний день первый профиль сильнее. Потому что мы встречаем в издании множество журналистских текстов. Есть и литературоведческие, т.е. творческие публикации, где мы видим полет мысли и чувства авторов, который не ограничен никакими рамками. Однако литературологическая составляющая берет вверх.
Эти два профиля, литературологический и литературоведческий, представляют сегодня возможности, ресурсы развития журнала. На смену литературным традициям в СМИ и литературу приходит креатив как ремесло, как системный взгляд на литературу, которая всегда была в ведении литературоведия. Сегодня развитие литературы в направлении к литературологии намечено. И литературология со временем может стать более сильной в наш рациональный век.
и литературоведческое начало безусловно сохранится, оно тоже будет существовать.
Мы чувствуем усталость общества от коммерциализации, медиатизации (особенно явно это проявляется в интернете). Людям становится присущ эскапизм. И одним из выходов из этой ситуации становится живая литература и журналистика, которая создается не ради бизнеса и дохода, а ради мысли, размышлений и способности человека переосмыслить происходящее.
Таким образом, поставленная на первоначальном этапе цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - АВТОБИОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ В ЛИРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В. МАЯКОВСКОГО
Дипломные работы, ВКР, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - АВТОБИОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ В
ЛИРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В.
МАЯКОВСКОГО
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ОСЕНИ 1993 ГОДА В ОТРАЖЕНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - Я3ЫКОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ МЕЖДУНAPOДНЫX ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ НA МАТЕРИАЛЕ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ» И «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Влияние дефицита солнечного света на психологическое и соматическое здоровье пришлого населения Арктической зоны Российской Федерации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2022 - «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЛОГОПЕДА
В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



