Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Референдум в РФ

Работа №21807

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Понятие референдума, история становления и развития 6 законодательства о референдуме в России и зарубежных странах
1.1 Понятие и значение референдума 6
1.2 Референдум за рубежом: опыт и проблемы нормативного 12
регулирования
1.3 Становление и развитие референдума в России 20
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование референдумов в 28 Российской Федерации
2.1 Референдум Российской Федерации 28
2.2 Местный референдум 49
Заключение 67
Список использованных источников 70


Актуальность темы
Практическая значимость диплома заключается в обобщении законодательной практики на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития правотворчества в области референдума, прав и свобод человека и гражданина.
Для решения этой задачи необходимо оценить состояние законодательства на федеральном и региональных уровнях; проанализировать состояние законодательства по указанной проблеме в зарубежных странах, выявить общемировые тенденции совершенствования этого правового института; проследить историю его развития; показать пробелы и несоответствия законодательства по вопросу закрепления и применения института референдума на практике.
Нетрудно заметить, сколь неравномерно развивается законодательство о референдуме на региональном уровне. Поэтому, со всей очевидностью, перед наукой конституционного права встала задача разработки научно обоснованной концепции регионального законодательства о референдуме. Эти обстоятельства и определяют растущий интерес исследователей к проблемам референдума.
Степень изученности проблемы. Институт референдума рассматривается в работах современных российских исследователей, таких как Б.В. Круглов, М.В. Баглай, В.А. Туманов, Ю.А. Дмитриев, В.В. Комарова, И.А. Филипова. Р.Б. Круглое, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б. И.А. Филипова акцентировали свое внимание на проблемах конституционно-правового закрепления и регулирования указанного института права. Иные исследователи рассматривали референдум как составную часть других проблем.
Проблемами анализа референдума в зарубежных странах занимались В.Е. Чиркин, В.В. Маклаков, В.А. Туманов, А.А. Мишин, С.В. Троицкий, Б.А. Страшун. Они достаточно подробно показали его юридическую природу и основные этапы развития.
И, наконец, в научной литературе есть ряд статей, изучающих отдельные аспекты референдума. Это, например, статьи таких авторов, как М.Н. Марченко, С.Ю. Амбарнов, И.А. Старостина, Ю.А. Дмитриев, В.В. Комарова, Р.А. Сафаров и других исследователей.
В.В. Комарова в своей монографии «Референдум в системе народовластия в Российской Федерации» подробно анализирует этот правовой институт. Она акцентирует внимание читателей на вопросах теории референдума, его отличиях от других институтов непосредственной демократии, рассматривает основные виды референдумов. Также она наиболее полно рассматривает вопросы закрепления института референдума в законодательстве федерального уровня и основные стадии его проведения.
В зарубежной литературе следует отметить работы Курти, Мунье, К. Еллинека, К. Хессе, Р. Давида, К. Жоффре-Спинози, Ж. Дюкло, Л. Дюги, Дж. Зиммермана. Они посвящены институту референдума в зарубежных странах.
Обзор научной литературы по вопросам референдума показывает, что проблема становления и развития института референдума нуждается в дальнейшей разработке. В связи с принятием федерального закона, регулирующего отношения, связанные с референдумом , это стало еще более актуальным. Также, ни один из вышеуказанных исследователей не останавливал свое внимание на вопросах законодательства муниципального образования Российской Федерации о референдуме.
Цель настоящей работы состоит в обобщении и критическом анализе законодательства о референдуме Российской Федерации, включая региональное законодательство о референдуме, проблем его становления, развития и применения на практике. Реализуя поставленную цель, автор исходил из того непреложного факта, что законодательство о референдуме практически реализует принцип демократизма, закрепленный в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью определился и объект исследования - законодательство Российской Федерации и зарубежных стран о референдуме.
Предметом исследования стали теоретические вопросы закрепления и реализации института референдума, его современное состояние, тенденции развития и реализация его на практике. Все перечисленные проблемы рассматриваются через призму конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации, в его увязке с федеральным законодательством.
Предмет исследования определил и его основные задачи, которые заключаются в:
а) выявлении основных тенденций и закономерностей развития модели современного института референдума и его реализация в законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и в правоприменительной практике;
б) определении роли и места правового института референдума в системе российского законодательства;
в) анализе законодательства, раскрывающего организацию, порядок проведения и подведения итогов референдума, степень реализации конституционного права граждан на участие в референдуме;
Методологической основой работы стали современные научные концепции референдума, демократические принципы их проведения и обеспечения права граждан на участие в референдуме, общепризнанные положения теории конституционного права. Поскольку институт референдума является правовым институтом конституционного права, то оно играет систематизирующую, интегрирующую и обобщающую роль в его становлении, закреплении, развитии и реализации на практике.
В качестве методов исследования использовались диалектический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного, общенаучные и частно - научные методы исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.
Основными понятиями, применяемыми в настоящем исследовании, являются термины «референдум», «непосредственная демократия» и другие.
Общеизвестно, что референдум является институтом непосредственной демократии. Для его анализа необходимо сказать о таком понятии, как народный суверенитет. Он неделим и абсолютен. Это понятие означает, что власть в государстве принадлежит только народу. Народ, в свою очередь, может осуществлять свою власть как через своих представителей (главным образом в законодательных органах власти), так и непосредственно (через выборы и референдумы). Говоря о референдуме, можно сказать, что граждане сами «творят» законы, то есть занимаются правотворчеством, или одобряют либо отклоняют вопрос или законопроект, вынесенный на голосование. В нашей стране на федеральном уровне предусмотрен императивный референдум. Это значит, что решение, принятое на нем, вступает в законную силу после принятия, действует на всей территории России и не нуждается в дополнительном утверждении. Это отличает его от консультативного референдума и от простого опроса общественного мнения.
Структура работы. Настоящий диплом состоит введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
В заключении можно отметить:
во-первых, в отдельных странах, конституции которых не содержат положений о референдуме, общенациональные референдумы формально¬юридически не запрещены и поэтому могут проводиться (Дания, Канада, Финляндия);
во-вторых, общенациональный референдум возможен как в унитарном (Греция, Италия, Испания, Португалия), так и в федеративном (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Россия, ФРГ, Швейцария) государствах;
в-третьих, среди инициаторов референдума в большинстве государств выступают граждане, их объединения, представляющие в компетентные органы для реализации инициативы референдума определенное количество подписей граждан, обладающих правом участия в референдуме;
в-четвертых, референдум может служить консолидирующим и одновременно корректирующим деятельность органов государственной власти инструментом в современном государстве.
В связи с последним обстоятельством важно отметить, что и в современном развитом «постиндустриальном» и «информационном» государстве, достаточно сдержанно относящемся к прямой демократии, авторитетные политики заявляют об очевидном дефиците плебисцитарных элементов, четкое закрепление которых в конституции и законодательстве способствовало бы усилению корректирующей деятельности граждан.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Важнейшим достижением политической жизни россиян последних двадцати лет является обновление принципов участия граждан в организации органов государственной власти и местного самоуправления, принятии решений государственного и местного значения. Прежде всего, речь идет о приближении к общедемократическим стандартам принципов участия граждан в референдуме и выборах.
На волне общедемократических преобразований начала 90-х годов 20 в. референдум и свободные выборы были признаны «высшим непосредственным выражением власти народа» (ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации). С того времени законодательство о референдумах и выборах в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образованиях получило стремительное развитие, стало одной из наиболее развитых сфер российского законодательства.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, преждевременно говорить о «завершении» процесса развития и совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации.


1. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002 // Бюллетень международных договоров. - 2006. - N 2. - С. 18 - 34.
Нормативно - правовые акты Российской Федерации:
2. Конституция Российской Федерации: Принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - N 27. - Ст. 6.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 24. - Ст. 2253.
6. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 // Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 42. - Ст. 1633.
7. О референдуме РСФСР: Закон РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
- 1990. - N 21. - Ст. 230.
Нормативно - правовые акты субъектов Российской Федерации:
8. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц: Закон Алтайского края от 08.07. 2003 № 35-ЗС (в ред. от 07.12.2012) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87 (Ч. I). - Ст. 23.
Практика высших судов Российской Федерации:
9. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 5. - Ст. 708.
10. По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. "а" п. 4 ст. 13, п. 3 ст.
19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 25. - Ст. 3002.
11. По жалобе граждан Добрецовой Тамары Ивановны и Проворовой Валентины Николаевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 201-О [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
Учебная литература:
12. Баглай М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. - Москва : Норма, 2013. - 784 с.
13. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в Российской Федерации политико¬правовой и технологические аспекты / Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко // Государство и право. - 2011. - № 8. - C. 5-14.
14. Государственное право зарубежных стран / под ред. В.В. Маклакова. - Москва: Бек, 2013. - 381 с.
15. Государственное право РФ / под ред. О.Е. Кутафина. - Москва : Юридическая литература, 2014. - 532 с.
16. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями? / С.А. Егоров // Государство и право - 2011. - №6. - С. 102-110.
17. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России / Г. Зимон // Вопросы философии. - 2012. - № 2. - С. 27-32.
18. Катков Д.Б. Конституционное право России / Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго - М.: Юриспруденция, 1999. - 228 с.
19. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е.М. Ковешников. - Москва : Норма, 2011. - 272 с.
20. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - Москва: Проспект, 2012. - 215 с.
21. Комарова В.В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / В.В. Комарова. - Москва, 1995 - 27 с.
22. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России М / В.В. Комарова. - Москва: Формула права, 2011. - 26 с.
23. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшун. - Москва: Норма, 2014. - 372 с.
24. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России / А.А. Кривачев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №1. - С. 38-45.
25. Лучин В.О. Новый закон о референдуме / В.О Лучин, А.В. Мазуров // Право и политика. - 2004. - №8. - С. 5-9.
26. Лучин В.О. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика / В.О. Лучин, А.В. Мазуров // Право и политика. - 2003. - N 9. - С. 43-58.
27. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. Сер. Право. - 2013. - №6. - С. 14- 17.
28. Миронов Н.М. Правовое регулирование муниципальных выборов и референдумов / Н.М. Миронов // Адвокат. - 2004. - № 8. - С. 66-70.
29. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран / А.А. Мишин. - Москва: Юстицинформ, 2011. - 520 с.
30. Невинский В.В. Общероссийский референдум: содержание и значение конституционно-правовых новелл 2002 и 2004г. / В.В. Невинский // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №3. - С. 14-17.
31. Новгородцев П.И. Сущность кризиса современного правосознания / П.И. Новгородцев. - Москва: Типолитография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1908. - 171 с.
32. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1. - С. 20-25.
33. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований / В.В. Платковский // Социологические исследования. - 1995. - № 10. - С.12 -18.
34. Референдум как институт непосредственной демократии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №6. - С. 10.
35. Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12:00:02 / Г.В. Синцов. - Москва, 2003. - 24 с.
36. Соловьев В.Г. Результаты голосования можно заказать / В.Г. Соловьев // Родная газета. - 2003. - 04 апреля. - С.1.
37. Устинов Д.Ю. Народовластие как важнейшая основа конституционного строя России / Д.Ю. Устинов // Конституционные чтения: межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 1. - Саратов: Пагс, 2012. - С. 26-29.
38. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / Чиркин В.Е. - Москва: Норма, 2013. - 528 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ