ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические и методические аспекты анализа оборота розничной торговли 9
1.1 Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация . 9
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли предприятия 16
1.3 Резервы роста оборота розничной торговли предприятия 23
2 Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Алмакор и К» 27
2.1 Краткая организационно - экономическая характеристика деятельности
торгового предприятия ООО «Алмакор и К» 27
2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли ООО «Алмакор и К» 34
2.3 Факторный анализ оборота розничной торговли ООО «Алмакор и К».... 41
3 Пути увеличения оборота розничной торговли и совершенствования его структуры ООО «Алмакор и К» 47
3.1 Анализ товарного обеспечения торгового предприятия ООО «Алмакор и К» 47
3.2 Резервы роста оборота розничной торговли ООО «Алмакор и К» и их
экономические обозначения 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методика оценки влияния факторов на оборот розничной
торговли 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бухгалтерская отчетность ООО «Алмакор и К» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Индексы потребительских цен на отдельные группы
непродовольственных товаров 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Прайс-лист ОАО Концерн «Калина» на 15.05.2018 г 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Расчет оборота розничной торговли и валовой прибыли ... 81
Состояние торговли и уровень обеспечения населения товарами посредством торговой сферы прямо пропорционально влияют на социальную стабильность общества. Поэтому представляется весьма актуальным изучение этой области, особенно в свете развития экономики на данном этапе.
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа и планирования оборота розничной торговли [40].
Оборот розничной торговли считался, и будет считаться одним из важнейших народнохозяйственных показателей в условиях любого экономического уклада. Он приближается по своему значению к такому показателю, как совокупный внутренний валовой продукт, являясь органической составляющей, последнего [17].
Оборот розничной торговли - это важнейший показатель и торгового предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия, от него зависит объём валового дохода и прибыли. Его объем, и структура являются основой планирования других экономических показателей торгового предприятия [12].
В условиях формирования рыночных отношений каждое торговое предприятие ставит перед собой главную цель - получение максимальной прибыли, а оборот розничной торговли выступает, как необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизация прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема оборота розничной торговли как основного фактора [13].
В связи с этим изучению, анализу оборота розничной торговли должно уделяться особое внимание. Проводя анализ, следует определить, как происходит развитие оборота розничной торговли, и как используются товарные запасы торгового предприятия, самим предприятием.
Актуальность этой темы заключается в том, что в современном этапе развития торговли оценка оборота розничной торговли является необходимым условием для дальнейшего успешного развития предприятия. Анализ оборота розничной торговли позволяет контролировать хозяйственно-финансовое состояние фирмы (затраты, прибыль, убытки) и находить резервы роста экономики и торговли фирмы.
Результаты такого анализа прежде всего нужны собственникам, а также поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится анализ оборота розничной торговли с точки зрения собственников предприятия, то есть внутреннего и оперативного управления товарными запасами.
Целью написания бакалаврской работы является выявление резервов роста оборота розничной торговли на основе проведения его анализа.
Для достижения поставленных целей необходимо определить задачи. К числу таких задач относятся следующие:
- с теоретической точки зрения рассмотреть сущность оборота розничной торговли, методику его анализа и планирования;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику деятельности объекта исследования;
- проанализировать динамику и состав оборота розничной торговли объекта исследования;
- рассчитать и оценить влияние факторов на динамику оборота розничной торговли объекта исследования;
- определить резервы роста оборота розничной торговли объект исследования.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Алмакор и К», основным видом деятельности которого является торговля.
Предметом исследования в бакалаврской работе является оборот розничной торговли.
Теоретической основой написания бакалаврской работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, в частности Кравченко Л. И., Раицкого К.А., Соломатина А. Н., Александрова Ю. Л. и др., касающиеся данной проблемы, законодательные и нормативные документы РФ; учебники и учебные пособия; бухгалтерская отчетность предприятия, материалы собственных исследований.
Методической основой написания бакалаврской работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: группировки и сравнения, метода абсолютных разниц и цепных подстановок и др. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В сфере розничной торговли показатель оборота розничной торговли является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Оборот розничной торговли выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Целью написания бакалаврской работы являлось выявление и экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли, на основе его анализа и планирования. Обыкновенно, методики анализа торгового оборота заключены в выявлении динамики, структуры, факторов влияния на оборот и т.д. При этом, анализ оборота проводится за год и по кварталам, месяцам.
В качестве исследуемого предприятия выступила компания ООО «Алмакор и К», занимается розничными продажами декоративной косметики, парфюмерии, бытовой химии и средств гигиены. Компания является дистрибьютором крупных мировых брендов: L'oreal, Gamier, Johnson&Johnson, SCJohnson, Colgate, SCA и многих других.
По итогам проведенного финансового анализа деятельности ООО «Алмакор и К», можно сказать о повышении эффективности деятельности в сравнении с 2016 годом и снижением показателей в 2017 году. Важным моментом является то, что при росте оборота розничной торговли, происходит снижение рентабельности продаж и чистой прибыли. Значительно возрастают затраты.
В 2017 году оборот розничной торговли по парфюмерии снизился на 3757 тыс. руб. или на 42,6%, косметики для лица на 3258 тыс. руб. или на 35,1%, средства от насекомых уменьшились на 30,8% или на 536 тыс. руб., продажи прочих товаров сократилась на 29,2% или на 745 тыс.руб.
В 2017 году в наибольшей степени в денежном эквиваленте возрастают продажи колготок и носков на 2934 тыс.руб. или 21,1%. и составили 16845 тыс. руб. На втором месте по приросту находится группа косметики для губ с приростом на 2670 или 38,4% и составили 9166 тыс. руб.. На третьем месте находится группа средств по уходу за волосами с приростом на 1883 или 8,9% и составят 22981 тыс. руб.
Оборот розничной торговли в ООО «Алмакор и К» находится в прямой зависимости от таких факторов, как производительность и оборачиваемость. Другими словами, увеличивая производительность и оборачиваемость, организация будет увеличивать оборот. В случае обратной ситуации, оборот будет снижаться.
Оборот розничной торговли в ООО «Алмакор и К» находится в зависимости от множества факторов. Так, в течение анализируемого периода происходит рост оборота розничной торговли за счет роста цен, численности сотрудников, стоимости оборотных средств. Негативно на деятельность ООО «Алмакор и К» воздействовали такие факторы как производительность труда всех работников, в том числе работников торгово-оперативного персонала, скорость обращения оборотных средств, товарные запасы на конец года.
Анализ товарного обеспечения торгового предприятия за анализируемый период показал, что произошел рост оборота розничной торговли в покупных ценах в отчетном году по сравнению с прошлым на 4116 тыс.руб. или на 4,52%. На это повлияло увеличение поступлений запасов на 3100 тыс.руб. при темпе роста 4,06%.
В качестве основных мероприятий по использованию резерва было предложено:
1 Введение новой товарной группы «Посуда, ножевые изделия и столовые приборы». Предлагаемые мероприятия позволят увеличить оборот розничной торговли на 10752 тыс. руб. или на 8,9%;
2 Расширение ассортимента продукции за счет нового поставщика АО «Концерн «Калина», данная мера увеличит оборот на 2307 тыс.руб.;
3 Проведение рекламной компании обеспечит рост оборота розничной торговли на 1%;
При реализации разработанных мероприятий оборот розничной торговли увеличится на 11,77 % или 14160,7тыс. руб., сумма валовой прибыли увеличится на 16,54% или 4154,8 тыс. руб, что оценивается с положительной стороны, даже при незначительном сокращении ее уровня из-за низкой надбавки по новой продукции АО Концерна «Калина». Сумма издержек обращения вырастет на 5,19% и их уровень станет ниже на 1,09 относительно отчетного года, так как разработанные мероприятия характеризуются малой издержкоемкостью. За счет совокупности разработанных мер произойдет рост прибыли от продаж на 104,75% или 3000,0 тыс. руб., а рентабельности продаж на 1,98% и она составит 4,36%.
1. Конституция Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 2017. - Москва : ЭКСМО, 2017. - 31 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. 4.1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 28.03.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 03.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www. consultant.ru
4. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный
ресурс] : приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 02.07.2010 г. № 66н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www. consultant.ru
5. Об утверждении дополнений и изменений в инструкцию по заполнению унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения №№ П-1, П-2, П-3, П-4: Постановление
Госкомстата РФ от 20.11. 2006г. №69 // Вопросы статистики. - 2007. - № 2. - 16с.
6. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / М. С. Абрютина. — Москва : Дело и сервис. — 2016. — 512 с.
7. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов розничного торгового предприятия: практикум /Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т; сост. Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова. - Красноярск, 2003. - 76 с.
8. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания / Т.И. Арзуманова.- Москва : Дашков и К. - 2015. - 272 с.
9. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - Москва : Финансы и статистика, 2016. - 264 с.
10. Баканов М. И. Экономический анализ в торговле: учеб. пособие / М. И. Баканов. - Москва : Финансы и статистика, 2017. - 400 с.
11. Басковский М. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб пособие / М. Е. Басковский, Е. Н. Басковская. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 366 с.
12. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. / Л. А. Брагин. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 313 с.
13. Валевич Р. П. Экономика торгового предприятия / Р. П. Валевич, Е.А. Давыдова. — Минск: Вытттейттт. шк., 2016. - 367 с.
14. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. П. Владимирова. - Москва : Дашков и К., 2015. - 400 с.
15. Ерузинов В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.П. Ерузинов - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 795 с.
16. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. / Л. И. Кравченко. — Минск: Вытттейттт. шк., 2015. - 573с.
17. Смирнова А.М. Розничный товарооборот торгового предприятия: учебное пособие / А.М.Смирнова; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т.- Красноярск, 1998.-101 с.
18. Терещенко Н. Н. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов розничного торгового предприятия: учебное пособие / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова О.Н.: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - 2-е изд., перераб. и доп.;- Красноярск, 2006. - 116 с.
19. Терещенко Н. Н. Анализ и экономическое обоснование основных показателей деятельности торгового предприятия: расчетно-аналитич. работа / Н. Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. — Красноярск, 2003. - 76 с.
20. Терещенко Н.Н. Планирование на предприятии торговли: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2005. - 296 с.
21. Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: учеб. пособие / А.Н. Чаплина; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т.- Красноярск, 2007.-400 с.
22. Чаплина А.Н. Факторы обновления в российском менеджменте: монография/ / А.Н. Чаплина; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т.- Красноярск, 2015.-345 с.
23. Чаплина А.Н.. Культура управления: учеб. пособие / А.Н. Чаплина; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2013.-100 с.
24. Чернов В.А.Экономический анализ: учебное пособие для вузов / В.А. Чернов; под ред. М.И.Баканова.- Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 686 с.
25. Чечевицина Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицина, Н. Н. Чуев. — 2-е изд. — Москва : Маркетинг, 2016. — 352 с.
26. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.С. Соломатина. - Москва : Инфра-М, 2013. - 295 с.
27. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник/ под ред. А.С. Соломатина.- Москва : ИНФРА -М, 2012.- 292 с.
28. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. К. А. Раицкого. - Москва : Дашков и К0, 2015 г. - 1012 с.
29. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов / под. ред. Н. А. Сафронова- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Экономисту 2016. - 618 с.
30. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2017. - 1012 с.
31. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / под ред. О.И. Волкова, О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 601 с.
32. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкого. — 2-е изд. — Москва : Маркетинг, 2016. — 696 с.
33. Экономика предприятия: учебник для вузов / под. ред. В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ,2017. - 718 с.
34. Экономика предприятий торговли и общественного питания / под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. - Москва : Кнорус, 2017. - 400с.
35. Экономика предприятия: учебник для вузов / под. ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шульгальтера - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2015. - 718 с.
36. Экономика торгового предприятия: рабочая программа / Н. Н. Терещенко [и др.]; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. — Красноярск, 2001. — 40 с.
37. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. В 2ч. 4.1 /
Ю. Л. Александров [и др.]; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. — Красноярск, 2002. — 258 с.
38. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / под ред. А. И. Еребнева. — Москва : Экономика, 2016. — 238 с.
39. Экономика фирмы: учебник для вузов / под ред. В. Я.Еорфинкеля, В. А. Швандара - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.-416 с.
40. Экономический анализ: торговля, общественное питание,
туристический бизнес: учеб. пособие для вузов / под ред. М.И.Баканова.- Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.-686 с.
41. Экономический анализ: учебник для вузов / под ред.
Л. Т. Еиляровской. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -527 с.