Введение
1. Теоретические аспекты разработки целевых программ в сфере
образования 10
1.1 Понятие, сущность и классификация программ развития 10
1.2 Основные подходы к разработке учебных программ для одаренных
детей Красноярья: критерии эффективности их реализации 15
2. История развития целевой программы «Одарённые дети Красноярского края» и реализация её концепции 26
2.1. Предпосылки создания и анализ целевой программы «Одаренные дети Красноярья» 26
2.2 Законодательная база для разработки программы «Одаренные дети Красноярья» 33
2.3. Анализ результатов реализации программы «Одаренные дети Красноярья» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Паспорт долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» 60
Актуальность темы исследования обусловлена задачами обучения и воспитания одаренных детей, которые приобрели особое значение на пороге XXI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одарёнными детьми ведется с целью создать условия для развития творческой личности учащихся, для их самоопределения и самореализации, совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, искусства и производства.
В современных условиях необходимо отметить ключевое предложение,недавно вступившего в должность председателя правительства Медведева Д.А. о разделении Министерства образования и науки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Данное разделение позволит лучше сконцентрировать проблематику в системе образования в РФ. Так же разделение Министерства образования и науки позволит сконцентрировать поток денежных средств в конкретные проблемы, которыми будет заниматься отдельное Министерство.
Степень изученности работ по теме низкая, ввиду того что только в последнее время проблема обучения одаренных детей приобретает широкий масштаб. Однако ряд психологов проводили исследования по развитию одаренных детей. Данная проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Так, в книге Б. С. Алякринского «Очерки о таланте и способностях» автор повествует о способностях человека, то что они не являются раз и навсегда определенными, ограниченными наследственностью, что любой человек может повысить свою умственную продуктивность. В книге рассказывается о развитии способностей и воспитании таланта детей, о формировании характера и воспитании воли, о культуре и воспитании чувств детей, о видах памяти и законах заучивания, а также о культуре умственного труда, т.е. о больших возможностях развития и самовоспитания, заложенных в каждом ребенке.
И. Ю. Кулагина в своем пособии о возрастной психологии излагает основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дает представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Данный научный труд может сформировать один из критериев разграничения баз данных по одаренным детям.
Исследуя возникновение и развитие языка, Н.В. Виденеев в книге «Природа интеллектуальных способностей человека» показывает его материальный механизм, т. е. взаимосвязь и взаимодействие материальных структур внешней и внутренней речи. Это дает ему возможность проследить, как устроен язык и как он работает, порождая способности к мышлению и общению людей; каков механизм обмена мыслями; как он влияет на наши умственные способности.
Проблемами развития интеллекта детей в целом во многих своих работах изучал В.Н. Дружинин. Так, например, в работе о психологии одаренных детей , автор затрагивает важнейшие проблемы: влияние среды на развития интеллекта, развития интеллекта и специальных познавательных способностей в течении жизни и др.
Так же для формирования критериев баз данных по тематике бакалаврского исследования необходимо знать о всестороннем развитии личности и воспитании способностей в одаренных детях. Данную проблему изучал Е. А. Шумилин в своей работе о развитии и воспитании способностей у детей .
Еще одним из критериев по которому может производиться разделение одаренных детей в базы данных, является наличие творческого потенциала. Именно творческая составляющая является одной из главных в развитии одаренного ребенка в будущем. Данная проблема исследована Е.А. Яковлевой в ее работе о психологии развития творческого потенциала личности .
Что касается анализа программы «Одаренные дети Красноярья», то на сегоднешний день исследования по теме отсутствуют.
Цель исследования - проанализировать историю развития целевой программы «Одарённые дети Красноярья» и реализацию её концепции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущности программ развития одаренных детей;
- раскрыть классификацию программ развития одаренных детей;
- проанализировать предпосылки создания программы «Одарённые дети Красноярья»
- проанализировать программу «Одарённые дети Красноярья»
- проанализировать результаты реализации программы.
Объектом исследования является целевая программа развития «Одарённые дети Красноярья».
Предметом исследования выступает совокупность методологических, теоретических и практических факторов, отражающих специфику целевой программы «Одаренные дети Красноярья»
Методология исследования. Основные методы, использовавшиеся в работе - это анализ, синтез, индукции, моделирования, хронологический метод.
В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы. Из общенаучных методов были применены следующие:
- метод анализа и синтеза - один из важнейших методов, позволяющих охарактеризовать историю развития базы данных «Одарённые дети Красноярья», становление системы выявления и поддержки талантливых детей Красноярского края;
- метод индукции был применен для сбора фактов о современном состоянии баз данных по одаренным детям, их анализ и подведения общих итогов;
- метод моделирования был употреблен с целью прогнозирования перспективы развития базы данных «Одарённые дети Красноярья» с учетом всех предыдущих этапов и современного законодательства, устройства общества;
- хронологический метод позволил проанализировать труды отечественных и зарубежных психологов и практиков в сфере образования.
Использовались элементы системного подхода и комплексного анализа, что обеспечило в данном исследовании создание максимально полной характеристики базы данных «Одарённые дети Красноярья»,обозначены перспективы ее развития.
Источниковая база исследования основывается на опубликованных источниках. Это нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня.
Первая разновидность - это федеральные нормативно-правовые документы. Основным источником в данном исследовании является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015), который заложил основы для создания базы данных по одаренным детям.
Первым в данной ситуации отреагировал Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006г., «Образование для инновационных обществ в XXI веке», в котором обозначил основные тезисы развития иновационного общества в РФ. Хотелось бы отметить, что за год до этого в проекте об основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта Образование, которые были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.),у же были обговорены данные тезисы.
После этого выходит Приказ Минобрнауки России от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении положения о всероссийской олимпиаде школьников», что способствует развитию одаренных детей.
Что касается регионального уровня, то тут необходимо отметить Постановление Правительства Красноярского Края от 3 декабря 2008 г. № 211-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»;
Постановление Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 г. № 586-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 07.06.2011 № 326-п, от 09.09.2011 № 505-п, от 25.10.2011 № 639-п, от 20.04.2012 № 176-п, от 28.09.2012 № 501-п, от 22.04.2013 № 202-п), что является ключевым источников информации в данной теме исследования. На базе данного Постановление Правительства было выпущено еще несколько нормативно-правовых актов местного значения;
Распоряжение Правительства Красноярского края от 13.12.2012 № 976-р «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора педагогов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно работающих с одаренными детьми, для выплаты денежных премий в 2012 году» - позволило отобрать лучших педагогов на территории Красноярского Края.
Распоряжение Правительства Красноярского края от 23.12.2013 № 938- р «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора педагогов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно работающих с одаренными детьми, для выплаты денежных премий в 2013 году» - позволило отобрать лучших педагогов на территории Красноярского Края.
Постановление Правительства Красноярского края от 29.05.2013 № 269-п «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ, направленных на поддержку одаренных детей, на 2013 год» - позволило стимулировать субсидиями муниципальные долгосрочные целевые программы;
Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 19.01.2012 №09-04/2 «Об организации круглогодичных школ
интеллектуального роста, художественно-эстетического развития и спортивного мастерства для одаренных детей в 2012 году» - позволил сформировать круглосуточное развития одаренных детей на 2012 г.
Хронологическими рамками исследования - 2010-2018 гг. Верхняя граница - 2010 г. - обусловлена моментом создания целевой программы «Одарённые дети Красноярья» Нижняя граница - 2018 г. - отражает современное состояние целевой программы «Одарённые дети Красноярья»
Территориальные рамки исследования - Красноярский край, на территории которого действует целевая программа «Одарённые дети Красноярья»
Научная новизна исследования заключается в том, что в представленной работе сделана попытка комплексного исследования развития целевой программы и ее результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и проанализированный материал представляется возможным использовать в дальнейшем осуществлении научных исследований по рассмотренной теме.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфа, заключение и список использованных в работе источников.
Апробация была изложена в статье:
Хилинская А. К. «Одаренные дети - участники активов музеев образовательных учреждений Красноярского Края» // Материалы XXIX Международной научно - практической конференции:
Перспективы развития науки и образования / Под общей редакцией А.В. Туголукова М: ИП Туголуков А.В., 2018. 316с .
Программа «Одарённые дети Красноярья» разработана министерством образования и науки по поручению губернатора края, а также в рамках реализации образовательной стратегии «Наша новая школа».
При этом хотелось бы отметить, что в данное время разделение Министерства образования и науки на два министерства, пойдет на руку в плане концентрации внимания к конкретным проблемам.
Проанализировав данную тему можно сделать вывод, что основной проблемой работы с одаренными детьми, является почти что отсутствие структурированной системы в данной отрасли. Многие нормативно-правовые акты существуют лишь на региональном уровне, что в свою очередь влияет на охват и вовлеченность государство в решение проблемы с одаренными детьми в Российской Федерации.
В перечень образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми входят: 10 общеобразовательных учреждений - интернатов для одаренных детей и один кадетская школа с общим контингентом обучающихся 3 080 детей; 54 лицеев и гимназий, 40 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (свыше 52 тыс. школьников); 186 учреждений дополнительного образования детей (около 162 тыс. детей). Более 4,9 тыс. обучающихся в крае обучаются по дополнительным образовательным программам в дистанционной форме.
Основной проблемой системы работы с одаренными детьми в сфере образования в крае является ее не структурированность. Деятельность, направленная на выявление и развитие способностей у интеллектуально одаренных детей, разрознена, организационно не выстроена, осуществляется параллельно различными субъектами. Отсутствуют учреждения,выполняющие координационную и аналитическую функции.
Цель программы - выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей,проживающих на территории Красноярского края. Те же задачи преследует и созданный сайт.
Так, на нем ведется рейтинг лучших педагогов и учеников региона. Выбираются они, как пояснили в пресс-службе, из победителей краевых и всероссийских олимпиад и конкурсов, информация о которых содержится в специальной базе данных. Стоимость портала в пресс-службе озвучить затруднились, сославшись на то, что изготовлением сайта занималось не министерство, а институт повышения квалификации.
С 2011 г. стартовала долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» целью которой является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей, проживающих на территории всего Красноярского края.
В рамках долгосрочной целевой программы ««Одаренные дети Красноярья» для координации работы по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в крае создана система из трех краевых ресурсных центров, 7 - межрайонных, 2 - муниципальных, а также более тысячи ответственных по работе с одаренными детьми во всех образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и министерствах, реализующих программу. Общую координацию деятельности центров и ведения базы данных «Одаренные дети Красноярья», расположенной на портале «Красталант» осуществляет краевой ресурсный центр по работе с интеллектуально одаренными детьми, созданный на базе Института повышения квалификации педагогических работников.
Обеспечена деятельность единого образовательного портала для работы с одаренными детьми, на котором размещена база данных «Одаренные дети Красноярья». По состоянию на 31.12.2017 г. база содержала информацию о 136 598 учащихся и 23 213 педагогах, успешно работающих с одаренными детьми. На основе данных базы сформирован рейтинг детей и педагогов Красноярского края, опубликованный на портале www.krastalant.ru.
В 2017 г. в крае проведено 28 профильных смен для интеллектуально, спортивно, творчески одаренных детей. Общее количество детей, включенных в профильные смены, составило 17 702 ребенка .
В настоящее время действует комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов 2015 - 2020 г. В рамках данной программы ежегодно проводятся мероприятия по развитию одаренных детей:
- разработка, апробация и внедрения эффективных методик,инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста;
разработка электронных образовательных ресурсов по различным программам дополнительного образования детей для одаренных детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью;
- поддержка дебютных проектов молодых авторов и исполнителей в области искусства;
- выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддердке молодых российских ученых.
При этом важно понимать направленность целевых программ по теме данного исследования. Только при заинтересованности со стороны педагогов, качественному подбору массовых мероприятий, локальному стимулированию достижений одаренных детей в будущем проблема одаренных детей может уйти на второй план.
Необходимо со всей серьезностью относится к проблеме идентификации одаренных детей, так как при неправильной ли же несвоевременной идентификации одаренного ребенка в определенную группу, могут возникнут проблемы у ребенка в раскрытии его талантов и способностей. Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик.
Следует отметить, что одаренному ребенку в школе ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Однако если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить? ») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов. Здесь то и необходима помощь со стороны грамотного и квалифицированного педагога.
Таким образом, реализация программы достигла ожидаемых результатов. Основные проблемы долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» решаются, что подтверждают количественные показатели включенности обучающихся в мероприятия программы и успешности их участия в соревновательных мероприятиях всероссийского и международного уровней.
1. Опубликованные источники
1.1 Федеральные нормативно-правовые акты
1.1.1. Конституция Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2009. 48с.
1.1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часить 1 -3. - М.: Юрайт, 2009. 152 с.
1.1.3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ред. от 13.07.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_116226/
1.1.4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г. // Вестник образования. 2010г. № 3.C. 3-20.
1.1.5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751). - М: Библиотека «Учительской газеты», 2000. 23 с.
1.1.6. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства. Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. М., 2008г. 126 с.
1.1.7. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного
национального проекта Образование, утверждены президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря
2005 г.) // Вестник образования. 2006. № 1. С. 3-6.
55
1.1.8. Послание Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации от 10 мая 2006г., «Образование для
инновационных обществ в XXI веке» (заявление, принятое на саммите в Санкт-Петербурге 16.07.2006г.) // Учительская газета. 2006. № 21. С. 1.
1.1.9. Приказ Минобрнауки России от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении положения о всероссийской олимпиаде школьников» // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic t 386.htm (дата обращения 01.03.2018г.)
1.1.1. Региональные нормативно-правовые акты
1.1.1.1. Постановление Правительства Красноярского Края от 3 декабря 2008 г. № 211-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ» // Консультант плюс
1.1.1.2. Постановление Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 г. N 586-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 07.06.2011 N 326-п, от 09.09.2011 N 505-п, от 25.10.2011 N 639-п, от 20.04.2012 N 176-п, от 28.09.2012 N 501-п, от 22.04.2013 N 202-п) // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic.php?t=384 (дата обращения 01.03.2018г.)
1.1.1.3. Распоряжение Правительства Красноярского края от 13.12.2012
№ 976-р «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора педагогов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно
работающих с одаренными детьми, для выплаты денежных премий в
2012 году» // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic.php?t=384 (дата обращения 01.03.2018г.)
1.1.1.4. Распоряжение Правительства Красноярского края от 23.12.2013
№ 938-р «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора педагогов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно
работающих с одаренными детьми, для выплаты денежных премий в
2013 году» // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic.php?t=384 (дата обращения 01.03.2018г.)
1.1.1.4. Постановление Правительства Красноярского края от 29.05.2013 № 269-п «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ, направленных на поддержку одаренных детей, на 2013 год» // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic.php?t=384 (дата обращения 01.03.2018г.)
1.1.1.5. Распоряжение Правительства Красноярского края от 30.12.2013
№ 1002-р «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора муниципальных образований Красноярского края по распределению школьных автобусов, приобретенных министерством образования и науки Красноярского края в 2013 году для организации подвоза учащихся к месту проведения круглогодичных школ интеллектуального роста, художественно-эстетического развития и спортивного мастерства, летних профильных смен» // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://krao.ru/rb-
topic.php?t=384 (дата обращения 04.03.2018г.)
1.1.1.6. Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 21.01.2011 №6004/2 об утверждении положения и состава рабочей группы по формированию списков участников конкурсных мероприятий за пределами Красноярского края // Консультант плюс
1.1.1.7. Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 19.01.2012 №09-04/2 «Об организации круглогодичных школ интеллектуального роста, художественно-эстетического развития и спортивного мастерства для одаренных детей в 2012 году» // Консультант плюс
1.1.1.8. Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 25.10.2011 № 205-04/2 «Об утверждении положения о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников», http://krao.ru/rb- topic_t_386.htm// Консультант плюс
1.2 Электронные сайты
1.2.1. Министерство образования и науки Красноярского края. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krao.ru/rb-topic.php?t=384. (дата обращения 04.12.2017).
1.2.2. Красноярский краевой институт повышения квалификации
работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://krastalant.ru/ (дата обращения 04.12.2017).
Литература
1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. (Очерки о самовоспитании) / Б.С. Алякринский. М.: Знание, 2004. 200с.
2. Антонова Г. П., Особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения /Г.П.Антонова, З.И. Икунина// Вопросы психологии 2008. № 2. С.12-21.
3. Бодалев А. А. Психология о личности. / А.А. Бодалев М.: Изд-во Моек. ун-та, 1988. 188 с.
4. Введение в психодиагностику. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / К.М. Гуревича и др., М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
5. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных особенностей человека / Н. В. Видинеев М.: Мысль, 1989. 173с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика,. 2004. 480 с.
7. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети/ Ю.З. Гильбух М.: Знание, 2005. 80с
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 2009. 336 с.
9. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей/ А.Л. Госдинер //Вопросы психологии № 4. М.: 2006. С.82-88
10. Гуревич К. К., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 2000. 80с.
11. Дорфман Л.Я., Основные направления исследований креативности в науке и искусстве/ Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии М.: 2005. С.101-106.
12. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве, искусство творчества/ В.Н. Дружинин / Под редакцией Л. Дорфмана и др. М: Наука; Смысл, 2007. 549 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин/ СПб.: ПитерКом, 2006. 386 с.
14. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей М.: Мысль, 1998. 301с.
15. Зимняя И. А. педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. 480 с.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2004. 176 с.
17. Курбатова И. А. Возможности полимодального подхода к диагностике детской одаренности//Вопр. психол. 2005. № 2. С.59-65
18. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 624 с.
19. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М: Международная педагогическая академия, 2007. 256 с.
20. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. 128с.
21. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. №6. С. 29-33.
22. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. 160 с.
23. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
24. Развитие и диагностика способностей / Ответ. редакторы В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 2001. 181с.
25. Сборник аналитических материалов по итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012 году. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, 2012. 34с.
26. Штерн В. Умственная одаренность; Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В. А. Лукова. СПб: Союз, 1997. 128 с.
27. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр. психол. 2004. № 5. С. 37-42.
28. Шумилин Е. А. Всестороннее развитие личности и воспитание способностей//Как развивать и воспитывать способности у детей. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. 120с.
29. Щебланова Е. И., Аверина И.С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопр. психол. 1996. № 1. С.97- 107.
30. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская // М.: Педагогика, 1979. 144с.
31. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности / Е.А. Яковлева // М.: «Флинта», 2007. 224 с.