Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие личностной сферы одаренных детей с помощью мульттерапии (Бурятский государственный университет)

Работа №85418

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАОУ СОШ № 56 и МАОУ СОШ № 2 города Улан-Удэ. Участвовали 53 подростка 10-12 лет.
Есть много приложений (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития личности одаренных детей с помощью мульттерапии 7
1.1. Особенности личностной сферы одаренных детей 7
1.2. Метод мульттерапии: содержание, условия реализации, роль в развитии личностной сферы 22
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности мульттерапии в качестве метода развития личностной сферы одаренных детей на примере математического класса 35
2.1. Организация экспериментальной работы по диагностике и развитию личностной сферы одаренных детей с помощью мульттерапии 35
2.2. Результаты исследования психолого-педагогических условий развития личностной сферы одаренных детей с помощью метода пассивной мульттерапии 43
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 78


Мульттерапия - одно из направлений арт-терапии. Направлена на выявление психологических особенностей личности, решение эмоциональных проблем. Делится на пассивную (просмотр и обсуждение мультфильмов) и активную (создание мультфильмов). Мы будем использовать пассивную мульттерапию. Она решает не только задачи личностного развития, но и позволяет диагностировать проблемные зоны при обсуждении и выборе наиболее привлекательного персонажа для себя.
Высокое развитие отдельных способностей не гарантирует развития личностных способностей на высоком уровне. Также, в работах исследователей мы видим, что одаренность часто выступает фактором развития девиантного поведения. Что определяет следующую проблему для данного исследования - наиболее эффективные условия для развития личностной сферы одаренных детей.
Цель исследования: изучить эффективность метода пассивной мульттерапии как способа развития личностной сферы одаренных детей.
Объект: процесс развития личностной сферы одаренных детей.
Предмет: психолого-педагогические условия развития личностной сферы одаренных детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие личности одаренных детей может быть осуществлено посредством метода пассивной мульттерапии, которая предполагает создание ряда социально-психологических условий: 1) активизация познавательно-оценочного и эмоционального уровней личностной, межличностной и социальной рефлексии; 2) работа с установками личности с целью развития социальных чувств; 3) работа с идентификацией с целью развития самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость решения ряда задач:
1. изучить психологические основы развития личностной сферы одаренных детей;
2. исследовать формы, средства и методы развития личностной сферы одаренных детей;
3. определить параметры и методики исследования личностной сферы одаренных детей;
4. с учетом результатов проведенной диагностики разработать и апробировать программу развития личностной сферы одаренных детей;
5. проанализировать результаты повторной диагностики личностной сферы;
6. обобщить результаты исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области феномена одаренности (А.М. Матюшкин, В.И. Панов, О.А. Кириллова); исследования в области изучения личностной сферы одаренных детей (Н.В Алексеева, Г.Б. Монина, М.С. Рузина А.П. Суходимцева, А.О. Лучинина, М.Ю. Агалакова, П. Мерш, Ж.-Ш. Терасье, Ю.Д. Бабаева, Т.Ю. Герасимова, И.Ф. Сибгатуллина); методическая литература о методе пассивной мульттерапии (О.В. Козлова, Д.Н. Бабиченко, А.А. Гуськова, Т. С. Злотникова, М. К. Магомедова, Р. А. Абдулбекова, Н.С. Мельнова).
Методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-педагогической, методологической литературы, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме исследования); 2) эмпирические (эксперимент, опрос, тест, анкетирование, наблюдение); 3) методы качественно-количественной обработки данных (среднее арифметическое, сравнение, номотетические методы интерпретации); 4) методы математико-статистической обработки данных (W-критерий Вилкоксона).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была рассмотрена роль метода пассивной мульттерапии в качестве развития личностной сферы одаренных детей. Одаренные дети являются капиталом каждой страны, поэтому в диагностику и развитие одаренности каждое государство вкладывает много ресурсов. Наличие одаренности в какой-либо сфере не гарантирует высокий уровень развития остальных сфер. К примеру, математически одаренные дети могут быть некоммуникабельны и с трудом проходить процесс социальной адаптации. Чаще всего под развитием одаренности понимают именно предметное содержание какой-либо сферы, упуская из поля видимости развитие личности одаренного ребенка. А ведь именно развитие личности обеспечивает высокие результаты в выбранной ребенком сфере и его личностное и социальное благополучие.
Ситуация в мире на сегодняшний день нестабильна. Пандемия изменила не только привычные условия жизни людей, но и процесс обучения. В условиях быстрой сменяемости режима обучения, нам необходим метод работы с учениками, который бы не потерял свою эффективность при переходе с онлайн-режима в офлайн и наоборот. При изучении методической литературы мы остановились на методе мульттерапии. Его реализация достаточно проста в режиме дистанционного обучения и не требует индивидуальной работы. Мульттерапия - направление арттерапии, предполагающее создание условий для диагностики, развития и коррекции различных личностных проблем человека. Содержание метода заключается в просмотре и обсуждении мультфильма или его фрагмента с целью формирования или коррекции определенных качеств личности. Каждое занятие с использованием мульттерапии имеет свою структуру и правила.
Первым этапом эмпирического исследования выступила входная диагностика личностной сферы одаренных детей. В её результате подтвердилась актуальность проблемы нашего исследования - одаренные дети имеют высокий уровень агрессивности, тревожности, низкий уровень эмоционального интеллекта и коммуникабельности.
В процессе изучения работ, посвященных изучению особенностей личностной сферы одаренных детей, мы выделили следующие условия, которыми будем руководствоваться при создании программы: 1) активизация познавательно-оценочного и эмоционального уровней личностной, межличностной и социальной рефлексии; 2) работа с установками личности с целью развития социальных чувств; 3) работа с идентификацией с целью развития самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Нами было проведено 9 занятий длительностью 45 минут. Основная часть упражнений была направлена на реализацию условий гипотезы, что заключалось в развитии личностной сферы одаренных детей. Следует отметить, что каждое занятие было направлено не только на развитие определенных качеств личностной сферы, но и на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, так как это является одним из факторов достижения успехов для одаренных детей. При разработке программы, в качестве главного метода работы мы включили мульттерапию, это объясняется возрастными потребностями испытуемых и эффективностью работы данного метода.



1. Агарагимова В. К. Мульттерапия как способ педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот / В. К. Агарагимова, Ф. А. Кабардиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4. – С. 26-28.
2. Агаханов Н. Х. Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников / Н. Х. Агаханов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (129). – С. 120-124.
3. Алексеева Е. Н. Диагностика математической одаренности и развитие математических способностей старших школьников на уроках и во внеурочной деятельности / Е. Н. Алексеева // Ученые записки государственного орловского университета. – 2020. – № 2. – С. 131-133.
4. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева. – Волгоград : Учитель, 2019. – 182 с.
5. Афанасьев В. В. Работа с одаренными детьми по математике : монография / В. В. Афанасьев, В. Н. Алексеев, С. А. Тихомиров. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019. – 132 с.
6. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации / Д. Н. Бабиченко. – Москва : Искусство, 2014. – 114 с.
7. Безрукова Н. П. Потенциальная интеллектуальная одаренность подростков: проблемы выявления и развития / Н. П. Безрукова // Интеллект. Культура. Образование : материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи, Новосибирск, 16-18 сентября 2018 г. – Новосибирск, 2018. – С. 34-37.
8. Белова С. Ю. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одаренности / С. Ю. Белова // Модели инновационных решений повышения конкурентноспособности отечественной науки : материалы научно-практической конференции, Челябинск 4 июня 2020 г. – Челябинск, 2020. – С. 5-6.
9. Беляева Ю. И. Мульттерапия как метод коррекции страхов младших школьников / Ю. И. Беляева // Педагогика и психология в 21 веке: современное состояние и тенденции исследования : материалы научно- практической конференции, Киров 23 апреля 2020 г. – Киров, 2020. – С. 18-22.
10. Брызгалова И. Л. Особенности использования мульттерапии при коррекции и развитии эмоциональной сферы у детей с задержкой развития / И. Л. Брызгалова // Детская и подростковая реабилитация. – Москва, 2010. – №2(15). – С. 31.
11. Ветвицкая С. М. Особенности изучения психологии одаренности в кратком историческом аспекте / С. М. Ветвицкая // Успехи современного естествознания. – Москва, 2018. – № 11-2. – С. 96-98.
12. Голубничая Е. В. Из опыта реализации педагогического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего образования на базе муниципальных центров / Е. В. Голубичная // Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2016. – С. 94-96.
13. Гоничева И. В. Преодоление эмоциональных и личностных проблем средствами мульттерапии / И. В. Гоничева // Психологическая наука и практика: личность и социокультурная среда : материалы научно-практической конференции, Пермь, 25-26 ноября 2016 г. – Пермь, 2016. – С. 52-54.
14. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет / А. А. Гуськова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
15. Гуцал Н. С. Анализ современных концепций одаренности в психологии и педагогике / Н. С. Гуцал, Е. В. Черная // Международный студенческий научный вестник. – Москва, 2016. – № 5-1. – С. 45-54.
16. Далингер В. А. Теория и практика работы с математически одаренными детьми / В. А. Далингер // Международный журнал экспериментального образования. – Москва, 2017. – № 9. – С. 141-143.
17. Дендебер И. А. Организация развивающей образовательной среды: рефлексивная деятельность обучающихся / И. А. Дендебер // Успехи современного естествознания. – Москва, 2015. – № 6. – С. 145-150.
18. Дикопольцев Д. Е. Об использовании метода мульттерапии в психокоррек-ционной работе с несовершеннолетними осужденными / Д. Е. Дикопольцев, B. Н. Казанцев // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 4(53). – С. 59-66.
19. Жебровская Н. А. Влияние мультипликации на взаимоотношения родителей и детей / Н. А. Жебровская // XXI века: образование, наука, инновации : материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 22-24 ноября 2017 г. – Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. – С. 134-135.
20. Жунисбекова Ж. А. Некоторые психолого-педагогические особенности дифференциации одаренных детей / Ж. А. Жунисбекова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2. – С. 330-335.
21. Закирова А. Б. Особенности работы педагога с одаренными детьми / А. Б. Закирова, Ю. В. Валишина // Гуманитарный научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 4-7.
22. Злотникова Т. С. Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка / Т. С. Злотникова, О. В. Горохова // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 160-166.
23. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 160 с.
24. Комарова А. А. Мульт-терапия как метод реабилитации детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Комарова // Научно-практический журнал Аспирант. – 2016. – № 10. – С. 17-20.
25. Комарова Л. В. Возможности социально-культурных технологий в развитии математической одаренности / Л. В. Комарова // Новое слово в науке: перспективы развития. – Чебоксары, 2017. – № 1. – С. 71-73.
26. Комарова Л. В. Понятие «математическая одаренность» / Л. В. Комарова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – Чебоксары, 2016. – № 3. – С. 20-23.
27. Кречетова Е. А. Мульттерапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младшего школьника / Е. А. Кречетова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : материалы международной конференции, Горно-Алтайск 14 декабря 2017 г. – Горно-Алтайск, 2017. – С. 276-280.
28. Кривуля Н. Г. Специфика развития и формирование особенностей отечественной анимационной индустрии в контексте концепции детства / Н. Г. Кривуля // Наука телевидения. – Москва, 2018. – Ч. 1, № 14.2. – С. 107-135.
29. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 1968. – 432 с.
30. Кузнецова А. Я. Одарённость индивида и общество / А. Я. Кузнецова // Международный журнал экспериментального образования. – Москва, 2016. – № 9-1. – С. 144-148.
31. Куниченко О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О. В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. – Т. 3, № 5. – С. 133-137.
32. Лебедева А. К. Современный подросток как объект психологического исследования / А. К. Лебедева / Актуальные проблемы возрастной психологии : материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 марта. 2013 г. – Казань, 2018. – С. 133-142.
33. Литке Н. В. Работа с одаренными детьми / Н. В. Литке // Вестник научных конференций. – 2020. – № 10-4(62). – С. 93-94.
34. Магомедова М. К. Артпедагогика в современной образовательной парадигме педагогики ненасилия / М. К. Магомедова, Р. А. Абдулбекова // Проблемы и перспективы современной науки и образования : материалы III Международной научно-практической конференции, Махачкала 26 октября 2016. – Махачкала, 2016. – С. 43-48.
35. Маргиева И. К. Работа с одаренными детьми в школе / И. К. Маргиева // Успехи современного естествознания. – Москва, 2017. – № 12-1. – С. 184.
36. Мержвинская А. А. Мульттерапия как метод развития личности одаренных детей / А. А. Мержвинская // Актуальные научные исследования в современном мире. – Переяслав-Хмельницкий, 2020. – С. 31-35.
37. Мержвинская А. А. Особенности личностной сферы математически одаренных детей / А. А. Мержвинская // Инновации. Наука. Образование : научный журнал. – Москва, 2021. – № 1. – С. 519-523.
38. Можаева Г. В. Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей / Г. В. Можаева, И. В. Тубалова // Открытое и дистанционное образование. – Новгород, 2019. – № 1. – С. 36-43.
39. Монина Г. Б. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 128 с.
40. Мультстудия «Я творю мир» : учебное пособие / Н. С. Муродходжаева, В. Н. Пунчик, И. В. Амочаева [и др.]. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 207 с.
41. Мурзина Н. Н. социализации детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе посредством мульттерапии / Н. Н. Мурзина // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования : материалы научно- практической конференции, Сургут 19 апреля 2019 г. – Сургут, 2019. – С. 512-519.
42. Назарова Д. В. Творческая личность «за кадром»: трансформация и самореализация / Д. В. Назарова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 341-344.
43. Николаева И. И. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в школе / И. И. Николаева, А. А. Романова // Международный студенческий научный вестник. – Москва, 2016. – № 6. – С. 58-63.
44. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. И. Карпова, Н. С. Муродходжаева, О. В. Цаплина, А. П. Каитов // Вестник ТПГУ. – 2020. – № 6. – С. 46-56.
45. Петрова Н. П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева // Мир науки, культуры и образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 353-355.
46. Петрунина О. Г. Творческая коммуникация в процессе мульттерапии на занятиях в разновозрастной группе в условиях дополнительного образования / О. Г. Петрунина, А. И. Свотина // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования : материалы научно-практической конференции в рамках Фестиваля наук. – Москва : Перо, 2017. – С. 259-270.
47. Родионова С. Д. Опыт становления системы работы с одаренными детьми / С. Д. Родионова, В. П. Богданова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 89-93.
48. Савлучинская Н. В. Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения / Н. В. Савлучинская, А. В. Щечилина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – Омск, 2017. – № 4 (17). – С. 125-127.
49. Солдатова Г. В Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова ; под ред. Г. В. Солдатовой. – Москва, 2017. – 176 с.
50. Татаринцева А. Ю. Создание мультипликации как развитие творческого потенциала младших школьников / А. Ю. Татаринцева, А. А. Комарова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 67-72.
51. Телина И. А. Теория и методика работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования / И. А. Телина // Педагогика: семья – школа – общество (инновации и технологии) : монография / под общей ред. проф. Т. Б. Кропочевой. – Воронеж : ВГПУ; Москва : Наука Информ, 2018. – С. 108-120.
52. Тестов В. А. О проблеме диагностики математической одаренности учащихся / В. А. Тестов // Успехи современной науки и образования. – Москва, 2017. – № 1. – С. 62-65.
53. Цай П. Обзор теоретических исследований мульттерапии в России / П. Цай // Студенческий вестник. – Москва, 2020. – № 25. – С. 19-21.
54. Чемоданова Ю. Е. Развитие творческих способностей младших школьников средствами мульттерапии / Ю. Е. Чемоданова, Е. А. Кувалдина // Педагогика и психология в 21 веке: современное состояние и тенденции исследования : материалы научно-практической конференции, Киров 20-21 апреля 2018 г. – Киров, 2018. – С. 358-363.
55. Шадрин В. Ю. Математическая одаренность школьника как социально-педагогический феномен / В. Ю. Шадрин // Успехи современного естествознания. – Москва, 2018. – № 2. – С. 84-85.
56. Шаханская А. Ю. Влияние мультипликацонных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста / А. Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 22. – С. 286-289.
57. Шилина Н. В. К вопросу выявления и развития математической одаренности детей младшего школьного возраста / Н. В. Шилина, К. В. Циллер // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 50-51. – С. 126-131.
58. Шустова О. А. Работа с одаренными и мотивированными детьми / О. А. Шустова // Образование в современной школе «Одаренные дети Москвы. Западный округ". – Москва, 2015. – № 7. – С. 8-13.
59. Вайцевич И. А. «Мультетрапия как метод развития внимания старших дошкольников» [Электронный ресурс] / И. А. Вайцевич. – URL : http://sci-article.ru/stat.php?i=1449334559 (дата обращения: 20.01.2021).
60. Гребенникова В. М. К вопросу о социально-педагогическом сопровождении личностного развития одаренных школьников в условиях дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина, Я. О. Вартанян. – URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=23412 (дата обращения: 23.01.2021).
61. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утвержденный Президентом РФ 03.04.2012 [Электронный ресурс]. – URL : https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Federal%20lows/koncepcia_talantov.pdf (дата обращения: 16.10.2020).
62. Мельнова Н. С. Мульттерапия – как средство творческой социализации детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Н. С. Мельнова. – URL : http://74442s015.edusite.ru/p246aa1.html (дата обращения: 20.01.2021).
63. Мульттерапия как средство развития эмоциональной сферы ребенка [Электронный ресурс]. – URL : https://podrastu.ru/terapia/multterapia/multterapija-sredstvo-razvitija.html (дата обращения: 20.01.2021).
64. Павловна С. Т. Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом [Электронный ресурс] / С. Т. Павлова. – URL : http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-pavlovna-starodvorskih/sozdanie-multfilma-v-uslovijah-dou-shag-za-shagom.html (дата обращения: 20.01.2021).
65. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности одаренных детей на уроках математики (учебно-методическое пособие) / О. С. Батурина, С. А. Бронников, Э. П. Бронникова, М. С. Черникова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – URL : http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7915 (дата обращения: 23.03.2021).
66. Сентемовой Е. Ю. Мультфильмы, как средстве воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / Е. Ю. Сентемовой. – URL : http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-yurevna-sentemova/statja-o-multfilme-kak-sredstve-vospitanija.html (дата обращения: 20.01.2021).
67. Суходимцева А. П. Создание окружной системы сопровождения развития одаренных детей [Электронный ресурс] / А. П. Суходимцева, М. М. Гордон // Программа «Одаренные дети» : актуальность, проблемы, реализации. – URL : https://refdb.ru/look/1280375-pall.html (дата обращения 3.01.2021).
68. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс] / Д. В. Ушаков. – URL : http://creativity.ipras.ru/texts/books/ushakov2011.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
69. Цыренова Ю. Д. Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей c ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Ю. Д. Цыренова. – URL : https://www.multashkino.ru/post/2019/12/12 (дата обращения: 10.11.2020).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ