ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 5
1.1 Конкурентоспособность предприятия и инструменты ее
обеспечения 5
1.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия сферы услуг 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время, в России наблюдается спад производства, что связано с экономическим кризисом, введением санкций некоторых стран и рядом других проблем.
Все это, достаточно обострило конкурентную борьбу хозяйствующих структур. Предприятия вынуждены бороться за свое место на занимаемом рынке, для них обеспечение конкурентоспособности становится буквально главной стратегической задачей.
Чтобы выжить организации начинают осваивать новые виды услуг, улучшать качество продукции, внедрять новейшие технологии, улучшать внутри коллективное существование и любыми методами бороться за каждого клиента.
Много сил тратится на изучение рынка, сбора нужной информации, анализа и разрабатывания дальнейшей стратегии по повышению конкурентоспособности.
Исходя, из всего выше сказанного, можно сказать, что актуальность выбранной темы, обосновывается необходимостью эффективного применения инструментов конкурентоспособности.
Цель выпускной бакалаврской работы - разработка конкурентной стратегии предприятия сферы услуг.
Для выполнения цели бакалаврской работы были выполнены следующие задачи:
- Изучение теоретических основ обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы услуг;
- Анализ и оценка конкурентоспособности ООО ИЦ «ИСКРА»;
- Формирование конкурентной стратегии ООО ИЦ «ИСКРА».
Объект исследования - предприятие сферы услуг ООО ИЦ «ИСКРА».
Предмет исследования: конкурентоспособность ООО ИЦ «ИСКРА».
В данной работе рассматриваются труды как отечественных так и зарубежных авторов. Теоретические и практические аспекты Конкурентоспособности определены в трудах таких авторов как В. Грибов, Л. М. Калашникова, В. Г. Кандалинцев, Э. М. Коротков, Н. В. Кришталь, М. В. Маракулин, Р. А. Фатхутдинов, В. А. Быков, И. У. Зулькарнаев, А. А. Чурсин, А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе, Артур А. Томпсон-младший и А.Дж. Стрикленд, Е.П. Голубков, И.В. Максимов и многих других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 83 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована 8 рисунками; 23 таблицами; приложениями. Список использованных источников включает в себя 76 источников.
«Конкурентоспособность предприятия» - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы можно оценить только на предприятиях, которые относятся к одной отрасли и фирм, производимых одинаковые товары, услуги. Чтобы определить конкурентоспособность, нужно одинаковые по товарам (услугам) предприятия (фирмы) сравнить между собой как в стране, так и на мировом рынке.
Определенной методики расчета конкурентоспособности не выявлено, в основном происходит сравнение одних компаний с другими. Анализ конкурентоспособности предприятий сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, и от выбора тех или иных сторон деятельности предприятия зависит исход оценки.
В современном мире существует зависимость конкурентоспособности компании от различных экономических явлений, то есть происходит воздействие на нее многих факторов. Все факторы, внешние и внутренние, важны для проведения оценки конкурентоспособности копании, так как от их влияния зависят показатели критериев конкурентоспособности.
Общество с ограниченной ответственностью ИЦ «ИСКРА» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Место нахождения Общества: Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Марковского, д. 106.
Место нахождения Общества определяется местом его государственной регистрации
В соответствии с классификацией предприятий по типам, ООО ИЦ «ИСКРА» является дочерним предприятием от ВМИ «Консультант Плюс» и считается региональным центром по продажам программы «Консультант плюс».
Целью создания предприятия является насыщение рынка справочноправовых систем, а так же извлечение прибыли.
Предметом деятельности предприятия является организация и обеспечение потребителей качественными товаром и услугами.
Клиентами ООО ИЦ «ИСКРА» является 60% юридических лиц и 40% физических лиц.
Компания «ИСКРА» обеспечивает правовой информацией более 3 500 предприятий по всему краю. Это государственные структуры, крупные коммерческие предприятия, организации малого и среднего бизнеса.
Анализ конкурентов показал, что ООО ИЦ «ИСКРА» является лидером на рынке справочно - правовых систем.
Проведённый анализ проблем структурного характера ООО ИЦ «ИСКРА» позволил выявить следующие недостатки:
- организация слабо реагирует на изменение обстоятельств;
- имеет место недостаточная координация между сотрудниками, которые отвечают за новые рынки сбыта, и теми, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков.
Данные результаты свидетельствуют о том, что руководству необходимо усилить контроль за деятельностью управленческого персонала и принять меры по совершенствованию координации между структурными подразделениями.
Проведенный финансовый анализ показал, что за исследуемый период времени отмечается расширение масштабов хозяйственной деятельности ООО ИЦ «ИСКРА», связанное с увеличением выручки от реализации справочно-правовой системы «Консультант плюс».
Изучив и дав оценку показателю эффективности управления, можно улучшить оценку, разработав эффективную систему управления информационных потоков и уделив большое внимание внутрифирменной рекламе и маркетингу, а также повысив качество рабочей силы.
В 2014 году по сравнению с 2013 уровень конкурентоспособности ООО ИЦ «ИСКРА» снизился на примерно на 10%, но в 2015 году наметилась тенденция роста комплексного показателя на 1,24% по сравнению с 2014 годом, что свидетельствует о росте конкурентоспособности системы управления данным предприятием. Вместе с тем, следует обратить внимание на неустойчивые колебания показателей конкурентоспособности организации сбыта и управленческой деятельности, по которым сохраняется риск их существенного ухудшения в перспективе.
В третьей главе представлена программа обеспечения конкурентоспособности компании.
Введение мероприятий, приведет к росту эффективности деятельности и системы управления ООО ИЦ «ИСКРА», росту финансовых результатов и устойчивости экономического положения, что очень важно для конкурентоспособности компании.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - Москва: Юридическая литература, 2016. - 62 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3ч.: по состоянию на 1 февр. 2014 г. - Москва: Омега-Л, 2016. - 681с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2010. № 197-ФЗ. - Новосибирск: 2016. - 206 с.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года К209-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Режим доступа: http: // www. consultant. ru.
5. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - Москва: Новости, 2008. - 176 с.
6. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев
- Москва: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 234 с.
7. Ахматова, М.Е. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова // Маркетинг. - 2013 - №4.-С. 25-27.
8. Багиев Г.Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика / Г.Л. Багиев. - Санкт Петербург. : Изд-во СПбУЭФ, 2008. - 254 с.
9. Белокоровин Э. Бенчмаркинг - большие возможности малого бизнеса / Э. Белокоровин, Д. Маслов // Управление кампанией. - 2008. - № 1. -С. 32.
10. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №5.
11. Бланк И. А. Управление прибылью: учебник / И. А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2008. - 416 с.
12. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации?/Т. Бочарова // Управление персоналом. - 2013. - №4. - С. 38-39.
13. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарика, 2008. - 296 с.
14. Воеводина Н.А. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ: учебник для вузов / Н.А.Воеводина, В.Б.Толберг, Е.Ю.Логинова. - Москва: Научная книга, 2009. - 117 с.
15. Грибов B. Экономика предприятия: учебник, практикум / B. Грибов, B. Грузинов. — Москва: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
16. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 438 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2008 - 340 с.
18. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник / В. А. Горемыкин, Э. Р. Бугулов, А. Ю. Богомолов. - Москва: Дом Билинъ, 2009. - 689 с.
19. Данилов И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / И.П. Данилов. - Москва: Стандарты и качество, 2008. - 72 с.
20. Еленева Ю.К. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Ю.К. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013 - №6. - С. 9-11.
21. Зулькарнаев И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4 (24). — С. 17.
22. Калашникова Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции / Л. М. Калашникова // Машиностроитель. — 2003. — № 11. — С. 1518.
23. Калмыков Г. И. Строительный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть? / Г. И. Калмыков. — Москва: Флинта: Наука, 2003. — 440 с.
24. Кандалинцев В. Г. Сбалансированное управление предприятием: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. - Москва: КноРус, 2006. - 224 с.
25. Каплина О.В. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода /О.В. Каплина, Д.А. Зайченко // Маркетинг. - 2012.- №4. - С. 24-38.
26. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - Москва: ИНФРА - М, 2014. - 638с.
27. Кожина Е.В. Исследование содержания понятия конкурентоспособности как экономической категории // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть II / Под ред. А.Е. Карлика.- Санкт Петербург.: Изд-во СПбГУЭФ.-2009.- С. 25 - 27.
28. Кожина Е.В. Современные принципы и подходы к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия// Актуальные проблемы экономики и управления современной России, секция «Актуальные проблемы менеджмента»: Сборник III Всероссийской научно-практической конференции преподавателей с международным участием. - Пермь: Изд-во Перм.гос.ун-та. - 2009. - С. 5 - 9.
29. Кожина Е.В. Трудовой потенциал - как важнейший фактор стратегического обеспечения конкурентоспособности предприятия// Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть II / Под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.- 2009. - С. 44 - 49.
30. Кожина Е.В. Управление формированием трудового потенциала персонала предприятия как важнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности// Российское предпринимательство.- 2009.- №11(1) - С. 16 - 19.
31. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: учебник / Э. М. Коротков- Москва: Дека, 2007. - 304 с.
32. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов / И. И. Мазур [и др.] - Москва: Высшая школа, 2014. - 431 с.
33. Котельников, О.П. Управление конкурентоспособностью / О.П. Котельников. - Абсолют, 2013 - 122с.
34. Котляров С. А. Управление затратами: учебное пособие / С. А. Котляров. - Спб.: Питер, 2013. - 433 с.
35. Кричевский Р. А. Если Вы - руководитель: учебное пособие / Р. А. Кричевский. - Москва: Проспект, 2011. - 285 с.
36. Кришталь Н. В. Стратегическая конкурентоспособность: понятие и метод определения / Н. В. Кришталь // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика.- 2006. - № 2 (11). - С. 355 -359.
37. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 720 с.
38. Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения / А. А. Литвинов. - Москва: Полипром, 2013. - 255с.
39. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие / И.М. Лифиц. - Москва: Юрайт-Издат, 2008.- 335 с.
40. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учебник / Л. И. Лукичева. - СПб.: LOHE^^, 2007. - 969 с.
41. Магура М. И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации. Управление персоналом: учебное пособие / М. И. Магура, Ю. И. Плешин. - СПб. : 2014. - 428 с.
42. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 2008. - №3. - С. 51-56.
43. Маракулин М. В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М. В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 4. — С. 29-34.
44. Межевов А. Оценка конкурентоспособности бизнеса /А.Межевов // Маркетинг. - 2013. - №5. - С. 24-31.
45. Мескон М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Дело ЛТД, 2009. - 264 с.
46. Методика оценки и анализа конкурентоспособности систем управления на предприятиях : метод. указания / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т ; сост. А. Н. Чаплина, И. В. Кошелева. - Красноярск: КГТЭИ, 2002. - 165 с.
47. Миляева Л. Управление конкурентоспособностью персонала в инновационной среде / Л. Миляева // Человек и труд. - 2007. - N 7. - С.78-81.
48. Минько Э. В. Качество и конкурентоспособность / Э. В. Минько, М. Л. Кричевский. — Санкт Петербург: Питер, 2006. — 464 с.9 с.
49. Мошнов, В.Е. Комплексная оценка конкурентоспособности / В.Е. Мошнов // Корпоративный менеджмент. - 2012. - №10.- С. 26-30.
50. Плотицина Т. М. Определение конкурентоспособности предприятия / Т. М. Плотицина // Вестник Тамбовского государственного технического универ- ситета. — 2010. — Т. 16, № 1. — С. 205-211.
51. Попова, Е.Л. Как измерить конкурентоспособность предприятий / Е.Л. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - С.22-26.
52. Портер М. Конкуренция / М.Портер - Санкт Петербург: Изд. дом Вильяме, 2007.- 420 с.
53. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Маркет ДС, 2007. — 480 с.
54. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 243 с.
55. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит; пер. с англ., предисл. В. С. Афанасьева ; под науч. ред. П. Н. Клюкина. — Москва: ЭКСМО, 2007. — 957 с.
56. Снитко Л. Т. Управление капиталом торговой организации. Экономический аспект: учебное пособие для вузов / Л. Т. Снитко, Е. Н. Висторобская, Т. Ю. Бугаева. - Москва: РДЛ, 2014. - 69 с.
57. Технология управления персоналом: учебное пособие / под ред. П. В. Журавлев; С. А. Карташов; - Москва: ЭКЗАМЕН, 2010. - 658 с.
58. Томсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А. А Томпсон, А. Дж. Стрикленд; - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 576 с.
59. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2006. - 465 с.
60. Управление проектами: учебное пособие / под общ. ред. И. И. Мазура. - 2-е изд. - Москва: Омега - Л, 2014. - 338 с.
61. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - Москва: Дело, 2012. - 448 с.
62. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2010.-312 с.
63. Филисофова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков, под ред. Т.Г. Философовой. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 271 с.
64. Халезов В. Н. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе метода бенчмаркинга / В.Н.Халезов // УЭкС - 2011. - №6 - С. 32 -36
65. Чаплина А.Н. Механизм обеспечения конкурентоспособности сетевых розничных предприятий / А.Н Чаплина, И.А. Войцеховская. - Красноярск, 2008. - 133с.
66. Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью организации / А. А. Чурсин. — Москва: Информтехника, 2006. — 372 с
67. Шаповалов В. Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации / В. Шаповалов // Управление персоналом. - 2007. - N 18. - С.43-44.
68. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности
предприятия /В. Шкардун // Маркетинг. - 2012. - №1. - С. 38-59.
69. Государственное регулирование конкуренции в отрасли [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://cvberleninka.rU/article/n/tiosudarstvennoe-regulirovanie-sfery-uslug
70. Общая характеристика экономической ситуации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cfo-russia.ru/issledo vaniva/index.php?article=l 5086
71. Курс национальной валюты и ставка рефинансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://bankirsha.com/all-rates-of-refunding-of-the-central-bank-with-1992.html
72. Уровень инфляции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pfgfx.ru/vkladv/inflvaciva-v-rossii-v-2016-godu.html
73. Уровень безработицы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://god2016.su/bezrabotica-201 б-v-rossii/
74. Демографические изменения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/20150429/227785020.html
75. Изменений структуры доходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4223632
76. Значимые тенденции в области НИОКР [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://referatwork.ru/articles/niokr-in-Russia-2013-2014-2015-
2016.html