ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 6
1.1 Сущность организационного механизма управления инновационным
развития предприятия сферы услуг 6
1.2 Система показателей и методика оценки уровня инновационного развития
предприятия сферы услуг 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В настоящее время Россия переживает бум новаторства, поскольку у нее нет другого пути развития экономики, кроме инновационного, однако время на реализацию инновационной модели экономики жестко ограничено опережающими темпами развития стран-конкурентов. Значительная часть предприятий неконкурентоспособна на международных рынках и выигрывает ценовую конкуренцию лишь внутри страны и на рынках стран СНГ. Более того, несмотря на приближение к группе развитых стран по основным макроэкономическим показателям, отставание по эффективности использования инновационного потенциала по сравнению с развитыми странами усилилось.
Инновационное развитие - необходимое условие обеспечения конкурентоспособности России в XXI веке. Необходимость инновационного развития предприятий предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Это объективно требует теоретического исследования организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг. Именно этим объясняется актуальность темы бакалаврской работы
Цель бакалаврской работы - разработка и внедрение организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг.
Для выполнения цели данной работы были выполнены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг;
• Анализ хозяйственной деятельности, исследование показателей финансовой отчетности и показателей, определяющих уровень инновационного развития ООО «Край Спорт Ресурс»;
• Разработка организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг
Объектом исследования данной работы является ООО «Край Спорт Ресурс», занимающееся розничной торговлей спортивными товарами в г.Красноярске. Предмет исследования: организационный механизм инновационного развития предприятия сферы услуг.
Нормативной базой исследования являются как законы и нормативные акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ,
Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и научная и учебная литература, посвященная проблемам инновационного развития предприятия сферы услуг. В частности, используются исследования таких зарубежных и отечественных авторов как У. Брэддик, П. Друкер, Р. А. Фатхутдинов, В. Г. Медынский,М. Портер, Й. Шумпетер, Н. М. Авсянников.
Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 89 стр. Бакалаврская работа иллюстрирована 17 рисунками; 32 таблицами; приложениями. Список использованных источников включает в себя 72 источника.
Инновационная деятельность способствует постепенному инновационному развитию, тогда как повышение инновационного развития на основе разработки новых направлений деятельности способствует стремительному развитию пропорциональному радикальности внедренных или коммерциализированных инноваций. Повышение уровня инновационного развития должно заключать в себе комплекс целенаправленных последовательных мероприятий, актуализирующих сбалансированное развитие качественных и количественных характеристик интегрированных подсистем инновационного потенциала. Были определены внешние и внутренние стимулы инновационного развития предприятий сферы услуг, которые являются рычагами механизма инновационного развития предприятий сферы услуг.
Основываясь на всем вышесказанном, сформулируем определение организационного механизма управления инновационным развитием предприятия сферы услуг. Под организационным механизмом управления инновационным развитием предприятия сферы услуг будем понимать совокупность взаимосвязей элементов управления деятельностью предприятия, которые организационно, технически и экономически связаны между собой , позволяющая с использованием средств и методов управления воздействовать на предприятие с целью инновационного развития.
Торговое предприятие ООО «Край Спорт Ресурс» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска, и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие действует в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом и для достижения целей вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Общество действует на основании хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс. Общество имеет самостоятельный баланс, иные счета в банках России, имеет круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак.
Местонахождение ООО «Край Спорт Ресурс»: Российская Федерация, 660061, г. Красноярск, ул. Свердловская 8а.
Основным видом деятельности является розничная торговля спортивными товарами.
Цели анализируемой организации - это повышение конкурентоспособности, завоевание позиции лидера на рынке, более полное удовлетворение запросов потребителей продукции реализуемой предприятием, обеспечение ежегодного прироста прибыли предприятия, увеличение объемов продаж.
Основные потребители спортивных товаров относятся к «среднему классу». Наиболее активными покупателями спортивных товаров являются женщины в возрасте 16-19 лет (76% респондентов в этой группе приобрели спортивные товары в течение года), при этом приобретая в основном, спортивную одежду и обувь
Среди производителей спортивных товаров в ООО «Край Спорт Ресурс» ведущее положение занимают китайские производители: доля их товаров достигает 70%, доля продукции европейского производства - 15%,
отечественного производства - также 10-15% рынка
Конкуренты по аналогичной продукции это предприятия г.Красноярска: магазин спортивных товаров «СК Чемпион», торговое предприятие «Снег Сибири», магазин «Диана-спорт».
ООО «Край Спорт Ресурс» набрало всего 45 баллов по уровню конкурентоспособности. Главным недостатком данного предприятия является то, что магазин не имеет удобного места подъезда и парковки, а также плохое обеспечение рекламной деятельности. Также хочется отметить приятную обстановку магазина: новое, светлое помещение, приятная музыка.
В целом можно сказать, что лидером по конкурентоспособности является торговое предприятие «СК Чемпион».
Проведённый анализ проблем структурного характера ООО «Край Спорт Ресурс» позволил выявить следующие недостатки:
организация слабо реагирует на изменение обстоятельств;
имеет место недостаточная координация между сотрудниками, которые отвечают за новые рынки сбыта, и теми, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков.
На предприятии отсутствует отдел маркетинга, исследования спроса и мероприятия по стимулированию сбыта проводятся директором.
На протяжении 2015 года в ООО «Край Спорт Ресурс» в целях продвижения продукции было выделено на рекламу порядка 30 тыс.руб. Денежные средства были направлены на рекламу в местной газете и на местном канале (бегущая строка).
В 2015 году рентабельность конечной деятельности со знаком «плюс» но наблюдается ее снижение на 0,02 %. Уменьшение рентабельности говорит о снижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Проведена оценка уровня инновационного развития потенциала ООО «Край Спорт Ресурс» по методике, представленной в пункте 1.2 данной работы и выяснено что развитие инновационного потенциала актуально для предприятия в данной области деятельности и с учетом всех видов инновационного развития.
В третьей главе представлена программа действий при сложившихся условиях, за счет которой объект исследования ООО «Край Спорт Ресурс» сможет не только повысить свой уровень инновационного развития потенциала и увеличить производительность труда, но и быть конкурентоспособным предприятием на рынке. Чтобы реализовать предложенный программно-целевой подход инновационного развития ООО «Край Спорт Ресурс», необходимо внедрить разработанный организационный механизм инновационного развития предприятия.
Анализ экономической эффективности мероприятий по повышению уровня инновационного развития организации показал, что максимальные финансовые вложения потребует блок совершенствования системы мотивации и стимулирования труда 45 тыс. руб. Внедрение организационного механизма инновационного развития ООО «Край Спорт Ресурс» предполагает качественное изменение системы управления в сторону увеличения организационной эффективности
1. Аркин П.А. Факторы стимулирования инновационного развития предприятия П.А.Аркин, Д.М. Кучерявенко// Вестник Самарского государственного экономического университета - 2014.- № 12.- с.65.
2. Арсентьева Н. А. Инновационный потенциал как фактор повышения конкурентоспособности экономики / Н.А. Арсентьева // Казанская наука. - 2010. - № 2
3. Арсланова Х. Д. Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности / Х.Д Арсланова //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 1 -с. 41
4. Баженов Г. Е. Инновационный потенциал - основа устойчивого экономического развития предприятия / Г.Е. Баженов, О.А. Кислицына // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2010. - № 3
5. Богачев, А. И. Инновационный потенциал и инновационная активность российских предприятий / А.И. Богачев, А.А. Полякова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. - № 64
6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов.— Москва: Книжный мир, 2003. -312с.
7. Брэддик У. Менеджмент в организации: учеб. пособие / У. Брэддик. - Москва: ЮНИТИ, 2015 - 294с.
8. Вагнер, О. В. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия на основе анализа устойчивости /О.В. Вагнер // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2008. - № 68
9. Грачева, Н. В. Построение управления развитием инновационной деятельности промышленных предприятий по рыночному пути /Н.В. Грачева // Известия Орловского государственного технического университета. -2009. - № 1
10. Грачева, Н. В. Развитие инновационной деятельности промышленных предприятий за счет рыночной функции /Н.В. Грачева //Интеграл. - 2007. - № 6
11. Дагаев, А. В. Рычаги инновационного роста / А. В. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 8
12. Жигунов И.М. .Организационно-экономический механизм управления инновационным развитием предприятия сферы услуг. автореф. дис. канд. экон. наук 08.00.05. ТЭИ СФУ. - Красноярск, 2015. - С. 23.
13. Иванов, О. Ю. Бизнес-симуляции - инновационный подход к развитию персонала / О. Ю. Иванов // Образование и инновации. - 2009. - №4
14. Иванюк, И. А. Развитие системы управления инновационной деятельностью / И. А. Иванюк, М. Б. Пономарева //Известия Волгоградского государственного технического университета.- 2014. - № 5
15. Ильенкова, Л. М., Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ Л. М. Ильенкова. - Москва: Экономика, 2013
16. Князев, С. А. Оценка инновационного потенциала предприятия / С.А. Князев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2010. - №1 (16).
17. Кравченко, Н. А. Инновационные предложения в зеркале отраслевых траекторий / Н. А. Кравченко, С. А. Кузнецова, А. Т. Юсупова // Инновации. - 2006. - № 4
18. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. - Москва: Экзамен, 2011
19. Колесников, С. И. Развитие инновационной деятельности в России / С. И. Колесников //Компетентность. - 2006. - № 11-12
20. Колосова, Т. В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия / Т. В. Колосова // Транспортное дело России. - 2009. - № 1
21. Кочетков С. В. Управление инновационным потенциалом предприятия / С. В. Кочетков // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2005. - № 3.
22. Кравченко, Н. А. Инновационное развитие промышленного комплекса / Н. А. Кравченко, С. А. Кузнецова, А. Т. Юсупова // Инновации. - 2009. - № 1
23. Кулагин, А.С. Немного о термине «инновация» / А. С. Кулагин // Инновации. - 2004. - №7.
24. Лебедев, А. С. Инновационный потенциал: сущность и структура: автореф. дис. канд. экон. наук: 24. 09. 2005/ А. С. Лебедев. - Волжский, 2006.
25. Лисин, Б. И. Инновационный потенциал как фактор развития / Б. И. Лисин // Инновации. - 2002. - №7
26. Лукьянов, А. С. Проблемы создания эффективной системы управления инновационным потенциалом работников / А. С. Лукьянов // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2010. - № 112
27. Макарова, В. Л. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. Авт. Колл. В. Л. Макарова, А. Е. Варшавский. - Москва: Наука, 2014
28. Малхасян, Г. А. Инновационный потенциал регионального промышленного развития / Г. А. Малхасян //Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2010. - № 4
29. Мансурова, Ю. Т. Управление инновационным потенциалом предприятия / Ю. Т. Мансурова // Экономические науки. - 2009. - № 60
30. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Г. Медынский. - Москва: ИНФРА, 2012
31. Мирский, Э. М. Кадровый потенциал инновационного развития / Э. М. Мирский, Л. М Барботько, В. А. Войтов //Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2008. - № 11
32. Незнамова, Л.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия: автореф. дис. канд. экон. наук: 19. 08. 2014 / Л. А. Незнамова. - Санкт-Петербург, 2015
33. Нестерук, Д. Н. Мониторинг использования инновационного потенциала организации: автореф. дис. канд. экон. наук: 14. 07. 2005 / Д. Н. Нестерук. - Томск, 2006
34. Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 3
35. Синцов, А. Н. Развитие инновационной деятельности предприятий / А. Н. Синцов //Приволжский научный журнал.- 2008. - № 2
36. Сироткина, Н. В. Инновационные подходы к управлению промышленными объектами на основе системы индикаторов: автореф. дис. канд. экон. наук: 20. 05. 2007 / Ю.П. Анисимов, Н.В. Сироткина. - Воронеж, 2008
37. Соменкова, Н.С. Инновации предприятий как фактор экономического
роста / Н.С. Соменкова // Социально-экономическое развитие России: проблемы и перспективы: материалы Межрегиональной научн-практической конференции. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009 - 68с.
38. Татаринцева, И. В. Модель управления инновационным потенциалом экономического субъекта / И. В. Татаринцева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2012.- № 1.
39. Трифилова, А. А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. - Москва: Финансы и статистика, 2013
40. Трофимов, О. В. Инновационный потенциал предприятия и методы его определения: автореф. дис. канд. экон. наук: 21. 05. 2010 / О. В. Трофимов. - Новосибирск, 2010
41. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008