Введение 3
1. Концепция системного подхода к оценке эффективности управления
предприятием сферы услуг 5
1.1. Системный подход: понятие, принципы и правила 5
1.2 Методики анализа системного подхода к оценке эффективности управления
предприятия 18
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложения 88
Очевидный факт, что главным показателем эффективного менеджмента является устойчивое развитие организации и процветание ее в современных рыночных условиях. Однако вопрос, в чем конкретно заключается механизм успешной деятельности предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы, влияния других внешних факторов на него требует более полного и аргументированного ответа. Поэтому для понимания содержания деятельности современных компаний, фирм, корпораций необходим не привычный - «аналитический» метод, но иной - более точный, целостный, всесторонний подход. Такой метод существует, он известен под названием системного подхода.
Наиболее авторитетные отечественные и западные теоретики менеджмента считают, что именно системный подход является научной основой, главным методологическим инструментом деятельности современного менеджера. В целом, основе системного подхода лежит рассмотрение любой организации как многопланового явления, связывающего в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие внутри и вне организации. То есть, системный подход подразумевает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Системный подход к исследованию означает рассмотрение объекта и предмета исследования одновременно и как особой системы, и как элемента более общей системы. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений. Именно этим объясняется актуальность бакалаврской работы
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы современного управления системным подходом к оценке эффективности управления предприятием сферы услуг;
- провести анализ и дать оценку системного подхода управления в ООО «Мелтон-Сервис»;
- разработать рекомендаций по совершенствованию системного подхода к оценке эффективности управления предприятием сферы услуг ООО «Мелстон- Сервис».
Предметом исследования является системный подход к оценке эффективности управления предприятием сферы услуг. Объектом исследования служит конкретное предприятие - ООО «Мелтон-Сервис».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 86 стр. Список использованных источников включает в себя 50 источников.
Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями [29]. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.
Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Общество с ограниченной ответственностью «Мелстон-Сервис», именуемое в дальнейшем «Общество», создается и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
«Мелстон-Сервис» является первой компанией в России, предложившей полный спектр услуг по обслуживанию заправочных станций и нефтебаз.
ООО «Мелстон-Сервис» является официальным дистрибьютором всемирно известного производителя оборудования для автозаправочных станций - компании «Wayne a GE Energy Business».
Компания «Открытые Технологии», российский системный интегратор, разработала и запустила для ООО «Мелстон-Сервис» новую Автоматизированную Систему Управления Сервисной службой (АСУ СС Мелстон-Сервис).
Основными клиентами ООО «Мелстон-Сервис» являются такие компании как ОАО «Красноярскнефтепродукт» и ООО «РН-
Красноярскнефтепродукт»
Анализ конкурентов показал, что основным конкурентом ООО «Мелстон- сервис» является ООО «СибАЗС Сервис», который конкурирует по нескольким позициям.
За анализируемый период выручка от реализации услуг в 2015г. выросла по сравнению с 2014г.- на 9710 тыс. руб., что вызвано ростом объемов предоставленных услуг данного предприятия и расширением сферы деятельности.
Темпы роста выручки от реализации услуг в 2015г. составили 118,19%. Темпы роста выручка от реализации услуг опережают темпы роста себестоимости услуг на 7,73%, что, несомненно, является положительным фактором в деятельности данного предприятия.
Из матрицы оценки стратегий видно, что наиболее подходящей стратегией для фирмы ООО «Мелстон-сервис» является стратегия усиления позиций на рынке (фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции). В качестве дополнения к ней также может быть использована стратегия развития рынка (поиске фирмой новых рынков для уже производимого продукта).
По данным анализа эффективности системы управления в разрезе компонентов экспертным методом можно дать некоторые рекомендации:
-Разработать положение о системе аттестации персонала,
-Для повышения активности и инициативности персонала разработать систему, учитывающую суммарный вклад работника в общие результаты труда коллектива;
-Обеспечение гибкости и последовательности принимаемых решений, а также многие другие мероприятия по совершенствованию системы управления по отдельным элементам.
При внедрении всех рекомендаций предполагается повышение эффективности системы управления.
В современных условиях для большинства предприятий целесообразно использовать комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием
Для обеспечения эффективного взаимодействия организации со своими стейкхолдерами предлагаем использовать следующую методику, включающую в себя несколько этапов.
1-й этап. Идентификация заинтересованных сторон организации и их интересов.
Стейкхолдер - это лицо (юридическое или физическое), имеющее определенные интересы, права или требования. Предъявляются и направлены они по отношению к системе и ее свойствам. Таково общее значение слова "стейкхолдер". Можно сказать иными словами, что имеет место управление отношениями между заинтересованными сторонами. В современном мире стейкхолдеры - это организации или группы отдельных лиц, которые являются основой успеха любой организации.
В результате идентификации стейкхолдеров организация получает исчерпывающий список своих заинтересованных, обязательный для последующего анализа по взаимодействию с ними. Однако нами предлагается выделить дополнительные подгруппы стейкхолдеров, т. к. их характеристики могут являться очень значимыми и конкретными, помогая понять, насколько существенными являются проблемы и какие дальнейшие шаги следует предпринять для эффективного взаимодействия.
2-й этап. Классификация стейкхолдеров и определение групп для взаимодействия. Классификация заинтересованных сторон организации осуществим в соответствии с моделью Митчела, Агла и Вуда, основанной на сочетание следующих характеристик заинтересованной стороны: «власть», «срочность», «легитимность».
По завершении данного этапа менеджмент организации ООО «Мелстон- сервис» определяет список ключевых стейкхолдеров организации, для которых необходимо провести анализ характера взаимодействия и разработать варианты его возможной корректировки.
3-й этап. Определение целей и задач ООО «Мелстон-сервис» по взаимодействию со стейкхолдерами для предотвращения конфликта интересов.
После определения целей взаимодействия организации ООО «Мелстон- сервис» со стейкхолдерами и соотнесения текущего уровня взаимодействия возникает определенный разрыв во взаимоотношениях, который можно преодолеть, разрешив ряд проблем.
Таким образом, ключевая задача менеджмента на данном этапе выявит проблемы, существенные для долгосрочного развития организации.
В первую очередь должны быть реализованы задачи по устранению наиболее проблемных ситуаций взаимодействия для стейкхолдеров с высоким уровнем установившихся (или стремящихся к такому уровню) отношений, учитывая обеспеченность ресурсами организации. В результате разрешение поставленных задач позволяет избежать конфликта интересов стейкхолдеров и организации. Однако, учитывая ограниченность ресурсов организации, необходимо учитывать, что суммарная стоимость ресурсов организации ООО «Мелстон-сервис» на разрешение задач по предотвращению конфликта интересов не должна превышать стоимость устранения последствий конфликта интересов.
4- й этап. Включение показателей оценки взаимодействия организации ООО «Мелстон-сервис» со стейкхолдерами в систему сбалансированных показателей эффективности.
Наиболее оптимальным вариантом разработки показателей для всех перспектив системы сбалансированных показателей является введение целевых показателей по достижению задач организации в области взаимодействия со стейкхолдерами
Таким образом, разработанная методика позволяет не только очертить круг задач по взаимодействию организации со стейкхолдерами, но и предлагает конкретные инструменты их реализации
1. Трудовой кодекс Российской Федерации ( по состоянию на 15 апреля). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2016. - 206 с.
2. Акимов Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимов. - Москва: ЮНИТИ, 2013. - 367 с.
3. Абрамова В.И. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие / В.И. Абрамова - Москва: РИОР, 2012.- 161 с.
4. Банников С. А. Принципы и методы организации рационального управления коллективом на основе использования потенциала персонала / С. А. Банников // Консультант директора. - 2013. - N 9. - С.33-36.
5. Бейлстрекси Д. Управление переменами. Человеческий фактор / Д. Бейлстрекси // Европейское качество. - 2009. - N 3. - С.36-47.
6. Безручко П. Как повысить результативность команды? / П. Безручко // Менеджмент сегодня. - 2010. - N 2. - С.7-10.
7. Бовин А.А. Управление инновациями в организации : учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович.- 2-е изд., стер.- Москва : Омега-Л, 2014.- 415 с.
8. Борисова Я. В. Разработка и внедрение системы оценки персонала в динамично развивающейся компании / Я. В. Борисова // Справочник кадровика. - 2014. - N 7. - С. 112-115.
9. Бухалков М.И. Управление персоналом на предприятии: учебник / М.И. Бухалков, Н.М. Кузьмина, О.А. Бабордина- Москва: Экзамен, 2014. - 320с.
10. Бычин В. Б. Кадровая составляющая нормировани труда / В. Б. Бычин, Е. В. Шубенкова, В. Малинин // Управление персоналом. - 2010. - N 6. - С.63-66.
11. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента: / Д.Д. Вачугова. - Москва: Высшая Школа, 2011. - 570 с.
12. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика : учеб.пособие / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко.- Москва: Эксмо, 2014.- 432 с.
13. Вершняк Л. Н. Система поддержки принятия управленческих решений на основе системного подхода к управлению производственным предприятием : монография / Л.Н. Вершняк, С.В. Здрестова-Захаренкова, О.М.Федорова; Краснояр. гос. торг. экон. ин-т. - Красноярск, 2012.
14. Воронин С.И. Организационное проектирование: учеб. пособие / С.И.Воронин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2011. - 105 с
15. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития / В.С. Ефремов [Электронный ресурс] : Режим доступа: www.cfin.ru.
16. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / Егоршин А.П. - Нижний Новгород: НИМБ, 2011. - 720с.
17. Ермаков В.В. Менеджмент организации: учеб. пособие / В.В.
Ермаков. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2009. - 208 с.
18. Истомин Е.П. Теория организации. Системный подход / Е.П. Истомин, А.Г.Соколов. - Москва: Андреевский издательский дом, 2009 - 368с.
19. Кабушкин Н.И. Организационные формы и структура управления организацией / Н.И.Кабушкин // Методы и принципы менеджмента. - 2010. - №2. - С. 105-118.
20. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебно - практическое пособие для студентов заочного обучения / А.Я. Кибанов, Н.В. Федорова- Москва: Финстатинформ, 2009.- 430 с.
21. Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - Москва: ГАУ, 2012. - 842 с.
22. Кириллова Е. Корпоративное обучение - новые возможности / Е. Кириллова, Д. Богатов // Управление персоналом. - 2014. - N 6. - С.20-21.
23. Ковалишина Г.В. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой / Г.В. Ковалишина [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.auditfin.eom/fin/2002/2/rkovalishina/rkovalishina.asp
24. Кожина Е.В. Трудовой потенциал - как важнейший фактор
стратегического обеспечения конкурентоспособности предприятия// Экономика и управление: сборник научных трудов. / под ред. А.Е.Карлика. - Санкт -Петербург.: Издательствово СПбГУЭФ.- 2009. -Ч.2. - С. 44 -49.
25. .Коршунова Е. Д. Методология адаптивного развития кадрового потенциала предприятия / Е. Д. Коршунова // Современное управление. - 2010. - N 1. - С.25-30
26. Косьмина Е. А. К проблеме управления потенциалом персонала / Е. А. Косьмина // Управление персоналом. - 2014. - N 20. - С.42-44.
27. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме : Эффекты и парадоксы : на материалах 120 российских компаний = практ. пособие / авт. Ю. Д. Красовский. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
28. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. - 4-е изд., испр. - Москва : Дело, 2009. - 392 с.
29. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте / М.В. Локтионов - Москва: Генезис, 2010.- 345 с.
30. Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации. Управление персоналом : учеб. пособие / М.И. Магура, Ю.И. Плешин. - Санкт - Петербург: Просвет, 2010. - 428 с.
31. Мазур И.И. Эффективный менеджмент: учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - Москва: Высшая школа, 2014. - 555 с.
32. Маева Н. Мотивация к обучению или обучение как мотив: две грани важной управленческой пары / Н. Маева // Управление магазином. - 2013. - N 3. - С.5-12.
33. Малая О. Корпоративное обучение как социокультурный проект / О. Малая // Предпринимательство. - 2014. - N 6. - С.31-46.
34. Миляева Л. Мотивационная модель управления персоналом инновационных организаций / Л. Миляева // Человек и труд. - 2014. - N 8. - С.60-64.
35. Нестерчук Н. И. Оценка персонала как ключевой инструмент его развития / Н. И. Нестерчук, Л. А. Коршик // Деньги и кредит. - 2013. - N 11. - С.48-52.
36. Одегов Ю. Г. Предпринимательские риски и управление непредвиденными кадровыми ситуациями / Ю. Г. Одегов, Т. О. Соломанидина // Управление персоналом. - 2013. - N 5. - С.66-71.
37. Орехов В. Д. Обучение персонала: эффективность и экономичность / В. Д. Орехов // Управление персоналом . - 2012. - No. 3. - С.55- 58.
38. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - С.190-195.
39. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации : Учебник для вузов / В.П. Пугачев. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 279 с.
40. Садыков В.М. Теоретические аспекты системного подходы в управлении / В.М. Садыков, О.В.Соломатина [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fan-5.ru/na5/01514.php
41. Сурков С. Социально-психологические модели в анализе трудовой мотивации работников / С. Сурков // Вопросы экономики. - 2009. - N 8. - С.90- 101.
42. Теория организаций и организационное проектирование : пособие по неклассической методологии : учеб. пособие / ред. Т. П. Фокина. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2013. - 240 с.
43. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов - Москва: Дело, 2014. - 324 с.
45. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Дело, 2012. - 448 с.
46. Филин С.А. Практический менеджмент или управление для управляющих: Курс лекций / С.А.Филин. - Алматы: Институт директоре, 2014. - 146 с
47. Шмелева А.Н. Менеджмент: учебное пособие / А.Н.Шмелева, B. Д .Дорофеев, Н.Ю.Шестопал. - Москва: Инфра-М, 2014. - 440 с
48. Яхонтова Е. С. Практика управления персоналом и лидерство: результаты исследования / Е. С. Яхонтова // Менеджмент сегодня. - 2014. - N 3. -C. 158-165.
49. Яхонтова Е. Системный подход к мотивации персонала / Е. Яхонтова // Менеджмент сегодня. - 2009. - N 1. - С.47-52.