Введение 4
1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами в современных организациях 6
1.1 Понятие человеческого потенциала: сущность, содержание.
Система управления человеческим потенциалом 6
1.2 Современные проблемы и методы исследования систем управления
человеческим потенциалом 14
Заключение 71
Список использованных источников
Динамично изменяющиеся условия внешней среды в свете современных тенденций развития предъявляют новые требования к успешному функционированию человеческого потенциала существующих организаций сферы услуг.
Управление человеческими ресурсами является функцией организации, призванной увеличить производительность сотрудников для достижения стратегических целей работодателя. Управление человеческими ресурсами в первую очередь касается управления людьми в организациях, фокусируясь на политике и системах взаимоотношений.
Создание профессионального ядра человеческих ресурсов в организации - это необходимое и объективное требование для успешной жизнедеятельности в условиях трудно предсказуемых экономических, финансовых и социальных изменений. Это обуславливает потребность в совершенствовании подходов к управлению работниками различных категорий и специальностей организаций сферы услуг.
Учитывая, что на сегодняшний день для обеспечения лидирующих позиций на фоне обостренной конкурентной борьбы недостаточно использование только традиционных форм и методов ведения бизнеса, в условиях повсеместного развития инновационных процессов широкое применение получают технологии в управлении человеческим потенциалом, что свидетельствует об актуальности выбранной темы работы. Таким образом, необходимость развития человеческого потенциала обусловлена тем, что развивая, его можно превратить в мощнейший человеческий капитал, который в свою очередь выступил движущей силой для более эффективного и плодотворного развития организации сферы услуг. Следовательно, важность развития человеческого потенциала невозможно переоценить. Поэтому вопросам и проблемам, связанным с развитием человеческого потенциала организаций сферы услуг, необходимо уделять большое внимание и проводить эффективную и масштабную работу в данном направлении [23].
Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления человеческим потенциалом предприятия сферы услуг.
Предметом изучения в бакалаврской работе служит система управления человеческим потенциалом предприятия сферы услуг, а объектом исследования является специализированное розничное торговое предприятие по продаже техники ООО «Эльдорадо».
Для достижения поставленной цели в бакалаврской работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления человеческими ресурсами в современных организациях;
- оценить результаты мониторинга факторов организационной среды предприятия ООО «Эльдорадо»;
- разработать функциональную персонал-стратегию для торгового предприятия ООО «Эльдорадо»;
- исследовать существующую систему управления человеческим потенциалом предприятия «Эльдорадо»;
- выявить проблематику в существующей системе управления человеческим потенциалом предприятия «Эльдорадо»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления человеческим потенциалом на предприятии ООО «Эльдорадо».
Предметом защиты в бакалаврской работе служат рекомендации по совершенствованию системы управления человеческим потенциалом предприятия ООО «Эльдорадо».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы - 87 страниц. Бакалаврская работа иллюстрирована 35 таблицами, 20 рисунками, 5 приложениями. Список использованных источников в бакалаврской работе включает в себя 50 наименований.
Совершенствование системы управления человеческим потенциалом предприятия сферы услуг на материалах ООО «Эльдорадо» способствовало наличию следующих выводов.
Организационно-правовая характеристика торгового предприятия «Эльдорадо» показала, что данная организация относится к Обществу с ограниченной ответственностью с линейно-функциональной организационной структурой, где во главе организации стоит директор, общее количество сотрудников в последние годы не менялось, составило 41 человек.
Общая внешняя среда торгового предприятия ООО «Эльдорадо» изучалась по методу PEST. Значимо было влияние экономических факторов, а также технологического фактора «Влияние технологических факторов на рост продаж, развитие ассортимента техники».
При анализе среды прямого воздействия предприятия ООО «Эльдорадо» было установлено следующее: основной и единственный поставщик техники - головной офис компании, высокий уровень конкурентоспособности организации вместе с конкурентом - магазином «М-Видео», разные группы покупателей.
Анализ основных срезов организации ООО «Эльдорадо» показал их достаточно высокое влияние, кроме таких срезов, как производственный (из-за отсутствия в организации производственной составляющей) и маркетинговый (из-за отсутствия в конкретном магазине отдела маркетинга).
С целью выбора оптимальной персонал-стратегии развития предприятия ООО «Эльдорадо» был использован метод SWOT-анализа. Матрица выбора оптимальной персонал-стратегии торгового предприятия ООО «Эльдорадо» определила наибольшую вероятность исполнения стратегии развития человеческого потенциала.
Управление человеческим потенциалом осуществляется отделом кадров, а также административно-управленческим персоналом в лице директора магазина, заведующего складом и прочих работников. При экспертной оценке эффективности компонентов человеческого потенциала предприятия были определены, как достоинства исследуемых компонентов (например, то, что в составе персонала присутствуют, как мужчины, так и женщины), так и недостатки (например, низкая активность персонала в работе предприятия), формирующие проблематику.
Эффективность системы управления человеческим потенциалом в ООО «Эльдорадо» подтверждена: отсутствием изменений в численности разных категорий работников в организации; низким коэффициентом текучести кадров; ростом производительности труда работников в 2015 году на 87,1 тыс.руб./чел.; высокой культурой обслуживания работников предприятия; пр. Невысокую эффективность системы управления человеческим потенциалом в ООО «Эльдорадо» подтверждают: рост потери рабочего времени у сотрудников; невысокая доля работников с высоким опытом работы в торговле (от 11 до 15 лет); отсутствие роста работников с высшим образованием.
Основной целью реализации стратегии развития человеческого потенциала является создание целевой долгосрочной конкурентоспособности и совершенствование системы управления человеческим потенциалом в ООО «Эльдорадо». Цель достигается в ООО «Эльдорадо» через следующие блоки- задачи: разработка системы поиска, найма и отбора персонала; улучшение системы адаптации персонала; совершенствование системы мотивации; совершенствование УДК. Создание программы аттестации новых сотрудников в ООО «Эльдорадо» реализуется через разработку универсальной программы аттестации новых сотрудников, внедрение при отборе персонала социально-психологического тестирования, разработку плана по отбору персонала. Поддержка молодых специалистов в ООО «Эльдорадо» будет выражаться в разработке кадрового резерва из молодых специалистов; создании адаптационной программы для вновь пришедших специалистов. Разработка системы мотивации для работников предприятия ООО «Эльдорадо» основана на создании материальной системы мотивации сотрудников, разработке
мотивационных листов для сотрудников. Последним мероприятием в совершенствовании системы управления человеческим потенциалом становится совершенствование системы УДК ООО «Эльдорадо». Это мероприятие становится возможным при обучении управленческих работников на курсах повышения квалификации и при разработке плана по развитию системы УДК. Исполнителями мероприятий будут: директор магазина «Эльдорадо», начальники отделов продаж, супервайзеры, бухгалтер главного офиса компании. Сроками реализации мероприятий в торговом предприятии ООО «Эльдорадо» являются 19 недель, а используемыми ресурсами - кадровые, информационные, финансовые.
Социальные показатели эффективности системы управления человеческим потенциалом в ООО «Эльдорадо» после реализации мероприятий покажут сокращение на 5% уровня конфликтности среди работников, также снизятся потери рабочего времени на 1,5%, увеличится доля квалифицированных работников - на 1,1%. Также растет степень удовлетворенности персонала работой на предприятии после реализации мероприятий на 10%. Экономические показатели эффективности системы управления человеческим потенциалом в ООО «Эльдорадо» после реализации мероприятий заметно возрастут по производительности труда (на 144,1 тыс.руб./чел. или на 7,6%), прибыль на одного работника увеличится на 11,3 тыс.руб./чел. или на 14,4%.
Критериальный расчет показателей эффективности системы управления персоналом в ООО «Эльдорадо» показал, что до реализации мероприятий общая оценка существующей системы составляла 20,9 баллов (69,7%), а после реализации мероприятий увеличилась на 2,4 балла или на 8% (станет 77,7%).
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - Москва: ПРИОР, 2016. - 665 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: по состоянию на 1 февраля 2016 г. - Москва: Эксмо, 2016. - 675 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, по состоянию на 1 февраля 2016 г. - Москва: Эксмо, 2016. - 281 с.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: № 197-ФЗ от 30.12.2001, по состоянию на 1.01.16. - Москва: Эксмо, 2016. - 233 с.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный
ресурс]: федер. закон № 14 от 08.02.1998, в ред. от 29.12.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 381 от 28.12.2009, в ред. от 09.01.2016 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.
7. О сдаче земельного участка в аренду предприятию: приказ по Красноярскому краю №345-1 в ред. от 12.02.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // krskstate.ru.
8. Айзмина, Е. Проблемы управления персоналом в сфере услуг / Е. Айзмина // Директор по персоналу. - 2016. - № 2. - С. 20-22.
9. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учеб. пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова. - Москва: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
10. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 c.
11. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учеб. пособие / В.Р. Веснин. - Москва: Проспект, 2013. - 96 c.
12. Высоцкая, В.С. Развитие человеческого потенциала / В.С. Высоцкая //Кадровое дело. - 2016. - № 2. - С. 13-19.
13. Глухенькая, Н.М. Исследование систем управления персоналом организации: монография / Н.М. Глухенькая. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2014. - 96 с.
14. Егорова, М.С. Проблемы управления человеческими ресурсами / М.С. Егорова, Е.Е. Сальтевская // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 521-523.
15. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
16. Зыкова, И.Н. Не эффективность HR-менеджмента в современных реалиях / И.Н. Зыкова // Кадровое дело. - 2015. - № 11. - С. 25-27.
17. Кобилов, А.Э. Человеческий капитал как определитель роста / А.Э. Кобилов, М.Ш. Хайдарова // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 261-266.
18. Компания «Эльдорадо» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eldorado.ru.
19. Котырло, Е.С. Человеческий потенциал и человеческий капитал как научные категории / Е.С. Котырло // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 6. - С. 1-6.
20. Кулыгина, И.А. Управление персоналом: учеб. пособие / И.А. Кулыгина, Н.А. Каширин. - Челябинск: ЮУрГУ, 2007. - 106 с.
21. Лапшин, В.А. Структурные компоненты человеческого потенциала /
B. А. Лапшин // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2013. - № 1. -C. 259-263.
22. Листьева, Н. Опыт управления персоналом в крупных российских и зарубежных компаниях // Справочник кадровика. - 2016. - № 2. - С. 11-13.
23. Лосун, К.В. Вопросы развития человеческого потенциала / К.В. Лосун // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1 [Электронный ресурс]: http://human.snauka.ru/2015/01/9352.
24. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: учеб. пособие / Л.И. Лукичева. - Москва: Омега-Л, 2013. - 263 c.
25. Маннапов, Р.Г. Управление человеческими ресурсами в организациях сферы услуг. Научные основы формирования и развития: монография / Р.Г. Маннапов, Л.А. Берешева. - Москва: МАКС Пресс, 2011. - 176 с.
26. Маслов, К.Ю. Управление человеческими ресурсами / К.Ю. Маслов // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 443-446.
27. Мироненко С.С. Управление человеческими ресурсами организаций / С.С. Мироненко // Кадры. - 2015. - № 6. - С. 22-24.
28. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник / В.М. Мишин. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 527 с.
29. Мозгачев, М.И Основные подходы оценки человеческого потенциала управленца / М.И. Мозгачев // Политическое управление. - 2014. - № 1 (07). - С. 10-13.
30. Мотышина, М.С. Исследование систем управления: учеб. пособие / М.С. Мотышина. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 220 с.
31. Мыльников, Д.П. Проблематика систем управления человеческими ресурсами / Д.П. Мыльников // Актуальные вопросы экономики и управления.
- Москва: ПРИОР, 2014. - С. 38-41.
32. Население Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.krasstat.gks.rU/doklad/12/dok.htm02-1.1.
33. Новости технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// techvesti.ru/articles.
34. Переверзева, А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние / А.В. Переверзева // Сборник материалов по итогам международной научно-практической конференции. - Москва: Креативная экономика, 2011. - 496 с.
35. Показатели естественного движения населения [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://web.krasstat.gks.ru/doklad/12/dok.htm02-1.1.
36. Ревуцкий, Л.Д. Человеческий потенциал отдельного работника и трудового коллектива предприятия / Л.Д. Ревуцкий // Аудиторские ведомости.
- 2011. - № 11. - С. 70-74.
37. Рогова, А.Н. Актуальные проблемы развития человеческих ресурсов в компаниях / А.Н. Рогова // Директор по персоналу. - 2016. - № 4. - С. 15-19.
38. Рынок труда Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht1p://tmd.krskstate.m^ontent/рынок%20труда.
39. Средняя заработная плата в Красноярском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2016.html.
40. Статистика Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
41. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 637 с.
42. Управление персоналом: учебник / под ред. И.А. Максимцева, Н.А. Горелова. - Москва: Юрайт, 2016. - 526 с.
43. Управление «человеческим капиталом»: уточнение объекта,
структуры и оценки. Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах: монография / под. общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. - Пенза: Лига, 2008. - 394 с.
44. Уровень инфляции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/1999475.html.
45. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва: Аделант, 2013. - 800 c.
46. Цены и тарифы. Красноярскстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/price.
47. Чаплина, А.Н. Менеджмент в торговле: учеб. пособие / А.Н. Чаплина, И.В. Щедрина; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 232 с.
48. Чжан, В. Тенденция в развитии современной системы стратегического управления человеческими ресурсами / В. Чжан // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 464-465.
49. Шеркунов, С.А. Человеческий капитал и стратегия инновационного развития экономики / С.А. Шеркунов // Проблемы и перспективы экономики