Формирование кадровой политики региона для развития бизнеса в сфере гостеприимства
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические аспекты устойчивого развития бизнеса в
сфере гостеприимства 10
1.1 Современное состояние и тенденции развития индустрии
гостеприимства 10
1.2 Особенности управления устойчивым развитием предприятий в
сферы гостеприимства 30
2 Оценка базовых подходов к формированию кадровой политики для
развития бизнеса в сфере гостеприимства 40
2.1 Кадровые технологии как инструмент реализации кадровой
политики 40
2.2 Стратегические особенности развития предприятий сферы
гостеприимства на примере г. Красноярска 50
2.3 Анализ кадровой политики и кадрового обеспечения в сфере
гостеприимства г. Красноярска 61
3 Совершенствование технологий реализации кадровой политики
региона для развития бизнеса в сфере гостеприимства 75
3.1 Предложения по совершенствованию механизмов реализации
кадровой политики предприятий сферы гостеприимства в региональных условиях 75
3.2 Определение возможных рисков и эффективности предложенных
механизмов формирования кадровой политики 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретико-методологические аспекты устойчивого развития бизнеса в
сфере гостеприимства 10
1.1 Современное состояние и тенденции развития индустрии
гостеприимства 10
1.2 Особенности управления устойчивым развитием предприятий в
сферы гостеприимства 30
2 Оценка базовых подходов к формированию кадровой политики для
развития бизнеса в сфере гостеприимства 40
2.1 Кадровые технологии как инструмент реализации кадровой
политики 40
2.2 Стратегические особенности развития предприятий сферы
гостеприимства на примере г. Красноярска 50
2.3 Анализ кадровой политики и кадрового обеспечения в сфере
гостеприимства г. Красноярска 61
3 Совершенствование технологий реализации кадровой политики
региона для развития бизнеса в сфере гостеприимства 75
3.1 Предложения по совершенствованию механизмов реализации
кадровой политики предприятий сферы гостеприимства в региональных условиях 75
3.2 Определение возможных рисков и эффективности предложенных
механизмов формирования кадровой политики 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертационного исследования. Развитие интеграционных процессов в экономике и взаимосвязей между территориями предполагает высокий уровень развития сферы услуг как связующего звена хозяйственного механизма. В настоящее время индустрия гостеприимства представляет собой неотъемлемую составную часть сферы услуг, она тесно связана с ресторанным бизнесом, торговлей, транспортом и другими отраслями. Открывающиеся перспективы роста объемов предоставления услуг делают этот сектор весьма привлекательным для бизнеса.
Гостеприимство является одним из основополагающих понятий современного общества, которое вследствие длительного этапа развития превратилось в мощную индустрию, которая объединяет под собой тысячи профессионалов, создающих все лучшие условия для потребителей услуг - гостей и жителей региона. Несомненно, что система Российского гостеприимства, как показатель национальной идентичности, а также различные формы ресторанного и гостиничного бизнеса в стране существуют уже достаточно долгое время, формируя результатами своей деятельности представление о том, что олицетворяет собой «сибирская культура». Однако, не смотря на это, можно говорить о том, что Российская индустрия гостеприимства в ее современном виде - относительно молодая сфера деятельности, для успешного функционирования которой требуется серьезное внимание, как со стороны самих предпринимателей, так и государства в целом.
Во многом развитие бизнеса в сфере гостеприимства в современной России происходило схоластически, методом проб и ошибок, а научные методы организации и управления отечественными предпринимателями по ряду причин практически не были востребованы. При этом понимая, что данный вид бизнеса способен обеспечить стабильный доход как в федеральный бюджет, так региональный и муниципальный, а также обеспечить население определенным количеством рабочих мест, - число объектов индустрии гостеприимства в России стало расти с каждым годом. Опасность остаться на периферии и угроза острой конкуренции вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительство и частные компании начали инвестировать средства в предприятия и организации сферы. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых объектов, изменению структуры управления на предприятиях индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих методик, которые и определи актуальность выбранного направления исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Тенденциям развития сферы услуг, а также методам их изучения посвящены труды Э.М. Агабабьяна, Г.П. Гвоздевой, С.Ю. Вайнштейна, Е.Н. Жильцова, Х. Ламперта, В.Д. Марковой, Р. Мердика, А.С. Новоселова, Р. Рассела, Б. Рендера, Л.Ю. Руди, А.З. Селезнева, М.В. Удальцовой, К. Хаксевера и др. Исследования этих авторов содержат теоретические идеи и методологические подходы к решению вопросов управления сферой услуг в условиях конкурентной среды.
Вопросам повышения эффективности управления предприятиями рынка сферы гостеприимства посвящены работы современных российских исследователей: М.В. Кобяк, К.С. Горяинова, Р.И. Даоод, С.А. Михайлова, А.В. Ксенофонтова, И.В. Никифорова, М.Г. Амировой, О.А. Пекарской, Г.М. Амосовой и другие. Однако в исследованиях не описаны детально и полно факторы, определяющие развитие рынка отдельных типов услуг и предприятий.
Вопросы формирования кадровой политики и функционирования рынка труда отражены в монографиях, диссертациях, статьях, публикациях по результатам научно-практических конференций. В них рассматривается достаточно широкий круг теоретических вопросов, прямо или косвенно касающихся различных аспектов кадровой политики регионов в различных сферах. Можно выделить ряд работ, посвященных решению проблем управления кадрами, как предприятий, так и отдельных территорий. Вопросы кадрового менеджмента рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Ведут активную работу и занимаются исследованиями в этой области такие ученые, как Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О. А. Аликаев, В.И. Гавренкова, А.В. Дейнека, М. Н. Лаврентьева, М.Ю. Рогожин, П.Э. Шлендер, С.А. Шапиро. Методы и подходы к изучению способностей персонала представлены в работах специалистов в области психологии А.А. Реан, М.А. Дмитриевой. Также можно выделить авторов, например, Ю.Г. Одегова, занимающихся исследованиями в области кадровой политики, её исторического формирования и адаптации в соответствии с различными территориальными признаками.
Объектом диссертационного исследования является деятельность по формированию региональной кадровой политики для развития бизнеса в сфере гостеприимства.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и эффективного использования кадровых ресурсов в сфере гостеприимства Красноярского края.
Целью данной работы является разработка комплекса положений по формированию кадровой политики региона в сфере гостеприимства, а также исследование состояния и перспектив развития бизнеса сферы гостеприимства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать современное состояние и возможности развития бизнеса в сфере гостеприимства.
2) Выявить основные проблемы развития бизнеса в сфере гостеприимства.
3) Обобщить организационно-методические основы формирования кадровой политики в сфере гостеприимства.
4) Охарактеризовать структуры кадрового обеспечения сферы гостеприимства региона.
5) Разработать рекомендации для совершенствования кадровой политики выбранной сферы.
Теоретической и эмпирической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам формирования, управления и использования человеческих ресурсов, положения теорий стратегического менеджмента, маркетинга, научные труды в области управления предприятиями сферы гостеприимства, а также исследования в области организационной культуры, организационного поведения, теории организаций, управления персоналом, психологии труда.
Информационной основой исследования послужили материалы научно-практических конференций, концепции, изложенные в современных научных исследованиях, нормативно-методические и законодательные акты государственных органов управления. В качестве информационных источников использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, региональных органов власти, документы справочно-правовых систем, официальная отчетность предприятий сферы гостеприимства, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Методическое обеспечение. В процессе работы над магистерской диссертацией было проведено применение таких методов исследования, как системный подход, системно-структурный анализ, а также функциональный подход, в центре внимания которых идея целостности и структурности, внутренней активности и динамизма изучаемых объектов, особенностей их функционирования в экономике региона в целом. В процессе исследования также использованы общенаучные методы анализа, синтеза и систематизации статистических данных, а также сложившиеся в экономике и менеджменте научные положения и выводы по исследуемой тематике, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных авторов.
Научная значимость исследования определяется углублением и расширением понимания специфики и ключевых направлений развития кадровой политики сферы гостеприимства региона.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе исследования данные являются базой для конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления процессом формирования кадровой политики региона. Исследование может быть использовано региональными и муниципальными органами управления при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития региона и формирования региональной политики занятости населения в сфере гостеприимства. Основные положения и результаты работы позволяют повысить эффективность функционирования региональной экономики посредством учета особенностей процессов формирования кадровой политики региона в условиях быстроизменяющихся рыночных требований.
Структура и объем диссертации. Содержание работы включает введение, изложение диссертации в трех главах, список использованных источников, включающий 160 наименований, заключение.
Гостеприимство является одним из основополагающих понятий современного общества, которое вследствие длительного этапа развития превратилось в мощную индустрию, которая объединяет под собой тысячи профессионалов, создающих все лучшие условия для потребителей услуг - гостей и жителей региона. Несомненно, что система Российского гостеприимства, как показатель национальной идентичности, а также различные формы ресторанного и гостиничного бизнеса в стране существуют уже достаточно долгое время, формируя результатами своей деятельности представление о том, что олицетворяет собой «сибирская культура». Однако, не смотря на это, можно говорить о том, что Российская индустрия гостеприимства в ее современном виде - относительно молодая сфера деятельности, для успешного функционирования которой требуется серьезное внимание, как со стороны самих предпринимателей, так и государства в целом.
Во многом развитие бизнеса в сфере гостеприимства в современной России происходило схоластически, методом проб и ошибок, а научные методы организации и управления отечественными предпринимателями по ряду причин практически не были востребованы. При этом понимая, что данный вид бизнеса способен обеспечить стабильный доход как в федеральный бюджет, так региональный и муниципальный, а также обеспечить население определенным количеством рабочих мест, - число объектов индустрии гостеприимства в России стало расти с каждым годом. Опасность остаться на периферии и угроза острой конкуренции вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительство и частные компании начали инвестировать средства в предприятия и организации сферы. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых объектов, изменению структуры управления на предприятиях индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих методик, которые и определи актуальность выбранного направления исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Тенденциям развития сферы услуг, а также методам их изучения посвящены труды Э.М. Агабабьяна, Г.П. Гвоздевой, С.Ю. Вайнштейна, Е.Н. Жильцова, Х. Ламперта, В.Д. Марковой, Р. Мердика, А.С. Новоселова, Р. Рассела, Б. Рендера, Л.Ю. Руди, А.З. Селезнева, М.В. Удальцовой, К. Хаксевера и др. Исследования этих авторов содержат теоретические идеи и методологические подходы к решению вопросов управления сферой услуг в условиях конкурентной среды.
Вопросам повышения эффективности управления предприятиями рынка сферы гостеприимства посвящены работы современных российских исследователей: М.В. Кобяк, К.С. Горяинова, Р.И. Даоод, С.А. Михайлова, А.В. Ксенофонтова, И.В. Никифорова, М.Г. Амировой, О.А. Пекарской, Г.М. Амосовой и другие. Однако в исследованиях не описаны детально и полно факторы, определяющие развитие рынка отдельных типов услуг и предприятий.
Вопросы формирования кадровой политики и функционирования рынка труда отражены в монографиях, диссертациях, статьях, публикациях по результатам научно-практических конференций. В них рассматривается достаточно широкий круг теоретических вопросов, прямо или косвенно касающихся различных аспектов кадровой политики регионов в различных сферах. Можно выделить ряд работ, посвященных решению проблем управления кадрами, как предприятий, так и отдельных территорий. Вопросы кадрового менеджмента рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Ведут активную работу и занимаются исследованиями в этой области такие ученые, как Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О. А. Аликаев, В.И. Гавренкова, А.В. Дейнека, М. Н. Лаврентьева, М.Ю. Рогожин, П.Э. Шлендер, С.А. Шапиро. Методы и подходы к изучению способностей персонала представлены в работах специалистов в области психологии А.А. Реан, М.А. Дмитриевой. Также можно выделить авторов, например, Ю.Г. Одегова, занимающихся исследованиями в области кадровой политики, её исторического формирования и адаптации в соответствии с различными территориальными признаками.
Объектом диссертационного исследования является деятельность по формированию региональной кадровой политики для развития бизнеса в сфере гостеприимства.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и эффективного использования кадровых ресурсов в сфере гостеприимства Красноярского края.
Целью данной работы является разработка комплекса положений по формированию кадровой политики региона в сфере гостеприимства, а также исследование состояния и перспектив развития бизнеса сферы гостеприимства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать современное состояние и возможности развития бизнеса в сфере гостеприимства.
2) Выявить основные проблемы развития бизнеса в сфере гостеприимства.
3) Обобщить организационно-методические основы формирования кадровой политики в сфере гостеприимства.
4) Охарактеризовать структуры кадрового обеспечения сферы гостеприимства региона.
5) Разработать рекомендации для совершенствования кадровой политики выбранной сферы.
Теоретической и эмпирической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам формирования, управления и использования человеческих ресурсов, положения теорий стратегического менеджмента, маркетинга, научные труды в области управления предприятиями сферы гостеприимства, а также исследования в области организационной культуры, организационного поведения, теории организаций, управления персоналом, психологии труда.
Информационной основой исследования послужили материалы научно-практических конференций, концепции, изложенные в современных научных исследованиях, нормативно-методические и законодательные акты государственных органов управления. В качестве информационных источников использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, региональных органов власти, документы справочно-правовых систем, официальная отчетность предприятий сферы гостеприимства, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Методическое обеспечение. В процессе работы над магистерской диссертацией было проведено применение таких методов исследования, как системный подход, системно-структурный анализ, а также функциональный подход, в центре внимания которых идея целостности и структурности, внутренней активности и динамизма изучаемых объектов, особенностей их функционирования в экономике региона в целом. В процессе исследования также использованы общенаучные методы анализа, синтеза и систематизации статистических данных, а также сложившиеся в экономике и менеджменте научные положения и выводы по исследуемой тематике, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных авторов.
Научная значимость исследования определяется углублением и расширением понимания специфики и ключевых направлений развития кадровой политики сферы гостеприимства региона.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе исследования данные являются базой для конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления процессом формирования кадровой политики региона. Исследование может быть использовано региональными и муниципальными органами управления при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития региона и формирования региональной политики занятости населения в сфере гостеприимства. Основные положения и результаты работы позволяют повысить эффективность функционирования региональной экономики посредством учета особенностей процессов формирования кадровой политики региона в условиях быстроизменяющихся рыночных требований.
Структура и объем диссертации. Содержание работы включает введение, изложение диссертации в трех главах, список использованных источников, включающий 160 наименований, заключение.
На основании проведенного в работе исследования можно еще раз подчеркнуть, что система Российского гостеприимства, как показатель национальной идентичности, а также различные формы ресторанного и гостиничного бизнеса в стране существуют уже достаточно долгое время, формируя результатами своей деятельности представление о том, что олицетворяет собой «сибирская культура». Однако, не смотря на это, можно говорить о том, что Российская индустрия гостеприимства в ее современном виде - относительно молодая сфера деятельности, для успешного функционирования которой требуется серьезное внимание, как со стороны самих предпринимателей, так и государства в целом. Также, рассмотрение сферы гостеприимства в региональном аспекте, в частности, на территории города Красноярска позволяет говорить о том, что на протяжении нескольких последних лет она имела постоянную тенденцию к росту, которая продолжается и в настоящее время, и планируется в дальнейшем.
В качестве базового определения индустрии гостеприимства в работе был использован представленный на законодательном уровне подход к ее определению, учитывая положение о том, что сфера гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.
Анализ кадровой политики, проводимой в сфере гостеприимства Красноярского края, и используемых при её реализации кадровых технологий позволил выявить ряд существенных проблем в данной области. Среди проблем, стоящих особенно остро, были определены такие как проблема кадрового ресурсосбережения, включающая в себя: нерациональное использование существующих трудовых ресурсов; ограниченное их воспроизводство; выбытие ресурсов, главным образом за счет оттока специалистов из отрасли, отсутствие мотивационных стимулов к работе (недостаточная социальная защищенность, зачастую полное отсутствие возможности профессионального роста), что, в свою очередь, привело к снижению престижа профессии, уменьшению притока специалистов молодого возраста, повысилась доля работников старших возрастных групп. Также, немаловажной кадровой проблемой сегодняшнего гостеприимства в Крае является недостаточный уровень знаний и практических навыков персонала занятого на предприятиях отрасли
Было определено, что задачей кадровой политики предприятий края в этом вопросе должно являться создание необходимых условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, повышение престижа самой сферы и возможность развития выпускников как специалистов. Для решения поставленной задачи, в процессе исследования были разработан комплекс мероприятий по формированию кадровой политики региона для развития бизнеса в сфере гостеприимства, включающий в себя три взаимосвязанных блока: модель обучения, адаптации и мотивации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1) В настоящее время активно развивается интерес к развитию индустрии гостеприимства как на международном, так и на национальном и региональном уровнях.
2) Социальная результативность индустрии тесно связана с управлением персоналом в данной сфере. Эффективное управление трудовыми ресурсами дает возможность организации быть конкурентоспособной на рынке данных услуг.
3) На состояние и развитие индустрии гостеприимства оказывают влияние такие внешние факторы общего характера, как нестабильность экономического развития государства (экономический кризис), развитие деловой активности среди граждан, степень политической стабильности в обществе, состояние инвестиционного климата в стране и эффективность государственной системы управления.
4) В целях повышения эффективности бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности следует системно воздействовать на экономическую и социальную составляющие работы индустрии.
В качестве базового определения индустрии гостеприимства в работе был использован представленный на законодательном уровне подход к ее определению, учитывая положение о том, что сфера гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.
Анализ кадровой политики, проводимой в сфере гостеприимства Красноярского края, и используемых при её реализации кадровых технологий позволил выявить ряд существенных проблем в данной области. Среди проблем, стоящих особенно остро, были определены такие как проблема кадрового ресурсосбережения, включающая в себя: нерациональное использование существующих трудовых ресурсов; ограниченное их воспроизводство; выбытие ресурсов, главным образом за счет оттока специалистов из отрасли, отсутствие мотивационных стимулов к работе (недостаточная социальная защищенность, зачастую полное отсутствие возможности профессионального роста), что, в свою очередь, привело к снижению престижа профессии, уменьшению притока специалистов молодого возраста, повысилась доля работников старших возрастных групп. Также, немаловажной кадровой проблемой сегодняшнего гостеприимства в Крае является недостаточный уровень знаний и практических навыков персонала занятого на предприятиях отрасли
Было определено, что задачей кадровой политики предприятий края в этом вопросе должно являться создание необходимых условий для закрепления молодых специалистов в отрасли, повышение престижа самой сферы и возможность развития выпускников как специалистов. Для решения поставленной задачи, в процессе исследования были разработан комплекс мероприятий по формированию кадровой политики региона для развития бизнеса в сфере гостеприимства, включающий в себя три взаимосвязанных блока: модель обучения, адаптации и мотивации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1) В настоящее время активно развивается интерес к развитию индустрии гостеприимства как на международном, так и на национальном и региональном уровнях.
2) Социальная результативность индустрии тесно связана с управлением персоналом в данной сфере. Эффективное управление трудовыми ресурсами дает возможность организации быть конкурентоспособной на рынке данных услуг.
3) На состояние и развитие индустрии гостеприимства оказывают влияние такие внешние факторы общего характера, как нестабильность экономического развития государства (экономический кризис), развитие деловой активности среди граждан, степень политической стабильности в обществе, состояние инвестиционного климата в стране и эффективность государственной системы управления.
4) В целях повышения эффективности бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности следует системно воздействовать на экономическую и социальную составляющие работы индустрии.
Подобные работы
- Перспективы развития научно-популярного туризма (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Роль и значение туристско-информационных центров для развития туризма и индустрии гостеприимства
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Маркетинг персонала в сфере гостиничного бизнеса
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Управление бизнесом в отраслях непроизводственной сферы (спорт, гостеприимство, медицина, образование, культура и др.)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Социальные проектирование как инструмент управления имиджем региона
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022



