Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Работа №92708

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Теоретико-методические аспекты использования интерактивной доски для преподавания курса математики в общеобразовательной школе 11
1.1. Организация учебного процесса с использованием интерактивных средств
обучения 11
1.2. Способы организации подготовки обучающихся на уроках математики с
использованием интерактивной доски 17
1.3. Прикладной пакет "Живая геометрия" как инструмент в использовании
интерактивной доски на уроках математики 27
ГЛАВА 2. Методика подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике с использованием интерактивной доски на основе использования пакета "Живая геометрия" 31
2.1. Анализ заданий по математике при подготовке к итоговой аттестации 31
2.1.1. Распределение заданий контрольных измерительных материалов по
содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности 33
2.2. Разработка заданий по математике при подготовке к итоговой аттестации с
использованием интерактивной доски на основе использования пакета "Живая геометрия" 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке учащихся к
итоговой аттестации с использованием интерактивной доски на основе использования пакета "Живая геометрия" 52
Заключение 59
Библиографический список: 61
Приложение 1 66
Приложение 2 68
Приложение 3 73


Одной из наиболее важных задач связанных с модернизацией системы образования сегодня является задача ее информатизации. Впервые эта задача была поставлена в рамках теории и методики обучения математики как задача включения в типовой перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ специальных школьных микрокалькуляторов МКШ-2 (Приказ Министра просвещения СССР от 30.12.1981 года) и разработки методики их использования в учебном процессе. В инструктивно-методическом письме Министерства Просвещения СССР говорилось, что микрокалькуляторы «... используются не только для упрощения вычислительной работы, но ... и для подведения учащихся к некоторым гипотезам, которые доказываются в дальнейшем» [3].
Сегодня общепризнанным средством компьютерной поддержки исследовательской деятельности учащихся по математике выступают системы динамическойгеометрии. Разработка этих программных продуктов образовательного и научного назначения началась во Франции в 1980 г как реакция на образовательную реформу Н.Бурбаки, которая предполагала формализованное изучение всех разделовматематики, без обращения к какой- либо наглядности на основе строгих дедуктивных рассуждений. В результаты этой работы была создана первая версияСаЬп-дёошё1ге(1985г.), которая позволяла создавать не только динамические изображения математических объектов, но и использовать их для проведения компьютерных экспериментов. Сегодня программных продуктов, обладающих подобными возможностями, созданоужеоченьмного:Сео№ХТ,ТйеСеоше1ег’з8ке1сйраб(Живаяматематика), GeoGebra, Сгособйе, СшбегеИа, Математический конструктор, и др.. Они выступают не только средством учебно-исследовательской деятельности, но и творческой средой для создания динамических листов, обладающих разным уровнем интерактивности, и предназначенных для достижения различных образовательных целей в условиях исследовательского обучения.
В рамках мероприятий по подготовке к введению ФГОС ООО в нашей стране активно ведутся работы по созданию электронных приложений к учебникам геометрии на основе русифицированных DGS, или DGS созданных российскими производителями, а также разработка и апробация технологий обучения геометрии с использование этих электронных приложений.
Информационные технологии в обучении представляют собой технологию, основанную с применением информатики и которая реализуется с помощью компьютеров. Компьютер, как новое и динамичное развивающее средство обучения - главная отличительная особенность информационной технологии. Используя компьютер и программные средства, а значит, и программное обеспечение обучающего характера учитель-предметник делает разнообразным и углубленным учебный процесс, при этом повышается эффективность обучения.
В современном обществе быстрыми темпами набирает обороты информатизация и существенное значение приобретает использование информационных технологий в образования, и, в частности, при изучении предмета математики.
При взаимосвязи изучения информатики и математики школьники знакомятся с математической исследовательской деятельностью и применят компьютер как рабочий инструмент исследования. Такой подход в изучении математики способствует развитию творческой активности школьников, происходит интеграция учебной и организационной деятельности ученика и учителя.
Необходимо отметить, что при обучении математике дидактические возможности новых информационных технологий можно реализовать более широко, чем при изучении других предметов. Одной из главных причин этого, является то, что информационные технологии состоят из математической составляющей, это особенно проявляется для учащихся именно при изучении математических дисциплин с использованием компьютерной техники. Интегрированное обучение математики и информатики в среднем звене формирует у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков; способствует достижению более высокого уровня умственного развития учащихся, развитию у них способности к самообучению. Рационально изучать многие математические темы с использованием информационных технологий. Наиболее наглядно информационные технологии можно продемонстрировать при помощи интерактивной доски.
В многочисленных публикациях на эту тему отмечается, что «компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля». Классифицируем имеющиеся примеры по типу информационных технологий. Таким образом, мы получим перечень классов ИКТ, знание которых необходимо для направления профиля «Математика».
Сейчас в сети Интернет существует множество сайтов, на которых можно найти различные электронные образовательные ресурсы, рекомендации по их использованию, а также обсудить с коллегами свои педагогические достижения и проблемы. В качестве примера можно назвать: «Образовательный математический сайт Exponenta.ru». Специализированные программно¬педагогические средства называются учеными и учителями-практиками одними из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании математики. Данный программный инструментарий позволяет учителю давать важнейшие понятия курса математики на более высоком уровне по сравнению с традиционными методами. В настоящее время таких программных средств выпущено большое количество. Вот лишь некоторые.
Издательство 1С: серия «Школа»
Математика 5-11 классы: практикум (комплекс лабораторных работ для поддержки курсов геометрии, алгебры, алгоритмики и теории вероятностей с практическими заданиями творческого характера на конструирование, моделирование, математический эксперимент);
Репетитор. Математика (учебник, задачник и справочник, полный курс средней школы, подготовка в вуз);
Алгебра 7-11 (учебник, тестовые задачи, интерактивные чертежи, примеры и решения, рабочая тетрадь).
Издательство «Дрофа» [Сайт издательства «Дрофа» 2012]:
Интерактивная математика 5-9: электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл. под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; 7-9 кл. под редакцией Г.В. Дорофеева; состоит из 12 виртуальных лабораторий, в каждой из которых есть примеры задач, решаемых с использованием инструментария этих лабораторий; обеспечен контроль за действиями учащихся и возможность самоконтроля;
Математика 5-11. Практикум (виртуальные лаборатории, методические рекомендации, классный журнал).
Издательство «Физикон» (ЗАО «Новый диск») [Сайт издательства «Физикон» ].
«Геометрия не для отличников» (теоретические материалы по всем разделам курса, видео-уроки учителя с объяснением задач и разбором решений, задачи с подсказками, ответами и полными решениями, контрольные работы);
«Открытая математика. Стереометрия» и др. (иллюстрированный учебник, трёхмерные чертежи фигур и их сечений, интерактивные учебные модели, справочные таблицы, поисковая система, биографии учёных-математиков, методическая поддержка курса, журнал учёта работы ученика, система составления контрольных работ).
В литературе и сети Интернет можно найти массу примеров использования подобных программных средств учебного назначения в школьной практической работе.
Учитель математики может применять программу из учебно-методического комплекта «Живая математика». Ученики работают могут работать над творческими проектами («Компьютерное моделирование правильных многогранников», «Построим циркулем узор», «Секреты геометрии замка»). В ходе работы активно применять «Живую математику». Она помогает решать поставленные задачи на современном уровне - доступном, ярком, наглядном, делает проекты исследовательскими.
Пакет «Живая геометрия» рекомендован Институтом информатизации образования Российской академии образования для использования на уроках математики. Одними из таких инновационных средств в области информатизации образования выступают интерактивные средства обучения (ИСО), включающие компьютер с его периферийными устройствами и оборудование, состоящее из интерактивных досок, планшетов, столов, дисплеев, систем голосования, а также специализированное программное обеспечение для работы с ними и различные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Анализ исследований современной педагогической науки показывает, что сложились определенные теоретические предпосылки к использованию интерактивных средств обучения: проведены комплексные исследования в области теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.); разработаны теория педагогики взаимодействий (Е.В. Коротаева), теория и практика интерактивного обучения (Ю.Ю. Гавронская, М.С. Помелова, Г.К. Селевко, О.Г. Смолянинова, С.Б. Ступина и др.), в которых рассматриваются концептуальные основы педагогических взаимодействий в современном образовательном процессе; выполнены многочисленные исследования в области применения электронных образовательных ресурсов, интерактивных технических средств в учебном процессе (Р.М.Абдулов, Л.Н. Бобровская, В.В. Гузеев, В.В. Довгань, Т.И. Долгая, А.А. Журин, А.В. Осин, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская, Н.Г. Суворова и др.).
Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки решения этой задачи: реализация федеральных программ информатизации образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» и др.), направленных на оснащение школ компьютерной и интерактивной техникой с соответствующим программным обеспечением; внедрение новых ФГОС, определяющих деятельностный подход в обучении как основу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, метапредметных результатов обучения.
С введением стандартов второго поколения в развитии российской образовательной системы начинается новый этап. В частности, инновационный характер этого этапа выражается в переориентации системы образования на критериально - ориентированный подход к оценке результатов, в том числе, в использовании системы объективных измерителей качества подготовки выпускников.
В этом отношении итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения.
Работа по введению новой формы ГИА выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в ряде регионов не справляются более 20% школьников. Объективно математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?
Исходя из вышеперечисленного, определена проблема исследования, которая заключается в недостаточной разработанности методических основ по использованию прикладного пакета "Живая геометрия" для подготовки обучающихся по математике в общеобразовательной школе.
Объект исследования - использование интерактивных средств обучения в преподавании математики в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование интерактивной доски в преподавании математики на основе пакета "Живая геометрия".
Цель исследования разработать компоненты методики по созданию заданий в пакете "Живая геометрия" с использованием интерактивной доски на уроках математики.
Замысел и организация исследования предполагали проверку следующей гипотезы:
эффективность применения системы интерактивного комплекса, состоящего из интерактивной доски и прикладного пакета "Живая геометрия" на уроках математики в общеобразовательной школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме.
Систематизировать и обобщить методику проведения контроля знаний с использованием интерактивной доски на уроках математики.
Разработать и апробировать пакеты заданий в программе "Живая геометрия" с использованием интерактивной доски на уроках математики.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали школьники МБОУ «Лицей №112» г. Барнаула.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи деятельностного подхода, обусловливающие активизацию позна-вательной деятельности обучающихся (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Сериков и др.), и компетентностного подхода, определяющие закономерности формирования готовности как аспекта профессиональной компетентности (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.);
- основные положения теории и методики обучения информатике и ИКТ, связанные с развитием методических систем обучения (С.А. Бешенков, Е.В. Данильчук, Т.А. Кувалдина, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.В. Роберт, Т.К. Смыковская, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер и др.);
- идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ (И.Е. Вострокнутов, М.И. Ко-валенко, А.М. Коротков, Т.М. Петрова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, А.Н. Сергеев, Т.К. Смыковская, Е.В. Соболева, Н.В. Софронова и др.);
- теоретико-методологические аспекты педагогического интерактивного взаимодействия (Е.В. Коротаева, Дж. Мид, К. Роджерс, Г.К. Селевко, С.Б. Ступина и др.), использования интерактивности в ЭОР (Бент Б. Андресен, Катя ванден Бринк, Л.Н. Бобровская, Т.И. Долгая, Г.В. Ерофеева, А.А. Журин, М.С. Помелова, Питер Риман, А.И. Рыжков, И.В. Роберт, Е.В. Соболева, Н.Г. Суворова и др.).
Методы исследования:
теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педа-гогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государ-ственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
эмпирические - сравнение, анализ, педагогический эксперимент;
статистические- статистическая и математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества обусловили активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Информационные технологии дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими. Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски с использованием пакета "Живая геометрия" на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски и пакета "Живая геометрия" позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Следует отметить, что успеваемость по математике, в большей степени, чем по другим предметам, зависит от концентрации внимания. Устойчивое внимание выступает как одно из обязательных условий, определяющих успешность в математике, определённую роль играют объём внимания и высокий моторный темп.
Итак, применение интерактивной доски и пакета "Живая геометрия" на уроках математики позволяет повысить мотивацию к изучению математики,сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повысить заинтересованность ребят в изучении предмета, подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
Всё это позволяет сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен. Так же использование интерактивной доски пакета "Живая геометрия"в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Интерактивная доска в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создает необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что организация учебного процесса с помощью применения системы интерактивного комплекса, состоящего из интерактивной доски и прикладного пакета "Живая геометрия" на уроках математики действенна и продуктивна.



1. Акпаева, А.Б. Методика формирования математических понятий у школьников[Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. /Акпаева, А.Б - Алматы, 2000. - 26 с.
2. Анисимова, Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологии в обучении[Текст]: автореф. дис. д- рапед. наук/Н.С. Анисимова. - СПб., 2002. - 32 с.
3. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. - М.: Изд-во «НексПринт», 2010 - 152 с.
4. Аствацатуров, Г.О. Три уровня интерактивности в
мультимедийной дидактике [Текст] / Г.О.Аствацатуров//
Школьные технологии. - М.: Народное образование, 2012.
5. Баранова, Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе[Текст]: дис. канд. пед. наук. - Саранск: АГПИ им. А.П. Гайдара, 1999 - 163 с
6. Бахман, Ф.М. Построение геометрии на основе понятия симметрии. [Текст] / Ф.М. Бахман - М.: Просвещение, 1969. - 356 с.
7. Беккер, Б.М.Применение векторов к решению задач. [Текст] / Б.М. Беккер, В.Б. Некрасов - С-Пб.: Питер, 1997. - 188 с.
8. Беляев, М.И. Природные механизмы законов сохранения. Симметрия и асимметрия.[Текст] / М.И. Беляев - М.: Наука, 2007. - 126 с
9. Берман, Г.Н. Циклоида. Об одной замечательной кривой линии и некоторых других, с ней связанных. 3-е изд. [Текст] / Г.Н. Берман - М.: Наука, 1980. - 112 с.
10. Вигнер, Ю. Симметрия и законы сохранения. [Текст] / Ю. Вигнер - М.: Наука, 1963. - 122 с.
11. Вольхин, К.А.Геометрические основы построения чертежа.
Геометрическое черчение. [Электронное учебное пособие.] / К.А.Вольхин, Т.А. Астахова - Новосибирск, 2004
12. Воротников, И.А. Занимательное черчение. 2-е изд., доп.[Текст] / И.А. Воротников - М.: Просвещение, 1969. - 149 с.: ил.
13. Геометрия, 7-9: Учеб.для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2002. -384 с.
14. Гервер, В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. [Текст] / В.А.Гервер - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 144 с.: ил.
15. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. [Текст] / Г.И. Глейзер- М.: Просвещение, 1983. - 351 с.: ил.
16. Дадаян, А.А. Основы черчения и инженерной графики.
Геометрические построения на плоскости и в пространстве. [Текст] / А.А. Дадаян - М.: Изд-во Форум, 2007. - 464 с.
17. Далингер, В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учеб. пособие.[Текст] / В.А. Далингер - Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. - 419 с.
18. Емельянов, А.Е. Универсальная геометрия в природе и
архитектуре[Текст] / А.Е. Емельянов - Донбасс, 1990 - 189 с.
19. Живая геометрия. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Б. Шабат- М.: Институт новых технологий образования, 2001. - 239 с.
20. Кабулова,Г.С.Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе[Текст]/Г.С.Кабулова, И.И. Ефимова, С.В. Тороян// Школьные технологии . - 2011. - №9. - С.11-18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ