Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация концепта «сердца» в английском языке

Работа №21569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические положения теории «концепта»
1.1 Понятие «концепта» в лингвистике
1.2 Классификация концептов
1.3 Способы вербализации «концепта»
2 Концепт «сердце» (heart) в английском языке 28
2.1 Вербализация концепта «сердце» (heart) в паремии английского
языка 28
2.2 Вербализация концепта «сердце» (heart) в пространстве
художественного текста на материале Британского корпуса английского 36
языка
2.3 Программы кружка «Лингвист»
Заключение 50
Список использованных источников 52


В настоящее время изучение концептов в языке является одним из перспективных направлений в лингвистической науке. Концепты изучаются в когнитивном [И. А. Стернин], культурологическом [В.И Карасик, Г. Г. Слышкин, Ю. С Степанов, Р. М. Фрумкина], лингвистическом [А.П. Бабушкин], литературоведческом [В. Г. Зусман] и других аспектах. Предлагаются различные их интерпретации, классификации и методы исследования. Концепт рассматривается как ментальная и как языковая единица, что позволяет обозначить ряд важных для общей лингвистики вопросов. Кроме того, изучение концептов представляет интерес в рамках рассмотрения проблем когнитивной лингвистики.
Характерной чертой современной лингвистики является повышенное внимание к исследованию семантики языковых единиц. В последние десятилетия активно изучаются лексические, словообразовательные и грамматические значения, различные средства выражения смысла, взаимоотношения слова и контекста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние двадцать лет доминирует в лингвистике (и во многих других гуманитарных науках) антропоцентрический подход к изучению языковых явлений. Исследования того или иного концепта позволяет определить особенности восприятия мира носителями языка. Кроме того, изучения центра и периферии концептуального поля в разных языках, дает возможность делать выводы о сходстве и различиях разных культур. Так, исследования англоязычной картины мира показывают, что концепт «сердце» (heart) не играет такой роли, как концепт «душа» в русской культуре.
Объектом исследования является концепт «сердце» (heart) в английском языке.
Предметом исследования выступает вербализация концепта «сердце» (heart) в английском языке.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить особенности
вербализации концепта «сердце» (heart) в английском языке.
Указанная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Изучить понятие «концепт» в лингвистической литературе.
2. Рассмотреть классификации концептов.
3. Выявить способы вербализации концептов.
4. Проанализировать и выявить особенности отражения концепта «сердце» в паремии английского языка.
5. Проанализировать и выявить особенности отражения концепта «сердце» в пространстве художественного текста.
6. Разработать программу кружка для учащихся среднего звена.
Методологической основой исследования явились научные труды: А.П.
Бабушкина, Г. Г. Слышкина, М. В. Пименовой, Ю. С Степанова, И. А. Стернина и др.
Материалом для работы послужили фразеологические обороты, лексемы, тексты произведений, включенные в Британский корпус английского языка.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования:
a) теоретический анализ научных изданий, диссертационных исследований и научных статей;
b) сравнительно-сопоставительный анализ паремии английского и русского языков;
c) метод сплошной выборки.
Практическая значимость: исследование, проведенное в выпускной квалификационной работе, будет способствовать более точному пониманию лексемы «сердце» в английских текстах, кроме того методическая разработка мажет быть использована в работе учителей английского языка.
Структура работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников в количестве 59. Общий объем работы 57 страниц. В первой главе описаны теоретические основы концепта, его классификации и способы вербализации; во второй главе представлена 1) описание концепта «сердце» (heart) в паремии английского языка и пространстве художественного текста на материале Британского корпуса английского языка, 2) разработка программы кружка «Лингвист».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены поставленные задачи, а именно: раскрыт смысл концепта «сердца», выявлены особенности классификации концептов, их роль в паремии английского языка и пространстве художественного текста, а также пояснены способы вербализации концептов и разработана программа кружка «Лингвист».
Так мы считаем, что «концепт» является мыслительной категорией, и это дает большой простор для его толкования. Категория «концепта» фигурирует сегодня в исследованиях философов, логиков, психологов, культурологов и несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций.
Не мало важным аспектом при изучении литературы было определение того, что в лингвистике нет единства в понимании концептов и их классификации.
Нами было замечено, что в языке концепт, во-первых вербализуется, поскольку получает свое имя, а во-вторых, представляется разноуровневыми средствами языка.
Анализ фразеологии английского языка показал, что концепт «сердце» (heart) отражает в равной степени как позитивные, так и отрицательные качества человека:
4. Эмоционально-психологического состояния:
• радость; покой; печаль, страдание; страх.
5. Как орган чувств:
• символ любви; раздражённость.
6. Отображение человеческого характера:
• мужество, храбрость; искренность; трусость; суть.
В результате проведенного анализа было установлено, что концепт «сердце» (heart) в русском языке шире, поскольку шире круг признаков, характеризующих его участие в эмоциональной сфере. В английском языке концепт «сердце» (heart) расширяется за счет признаков, характеризующих состояние организма и деятельность человека. Во фразеологии английского языка и художественных текстах репрезентуются периферические (или вторичные) значения.



1. Адамчик, В. В. Словарь символов и знаков / В. В. Адамчик. - Москва : АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 240 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. / Н.Ф. Алнфиренко. - Волгоград : Перемена, 2003. - 112 с.
3. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. - Москва : Гнозис, 1997. - 269 с.
4. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка : монография / А. П. Бабушкин. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 1996. - 330 с.
5. Бердяев, Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм / Н. А. Бердяев // Русский космизм: Антология философской мысли. - Москва : Педагогика- Пресс, 2009. - 175 с.
6. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика : курс лекций / Н. Н. Болдырев. Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
7. Болотнова, Н. С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистике текста / Н.С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск. - 2003, -№ 3-4. - С. 55-59.
8. Воркачев, С. Г. Культурный концепт и значение : труды Кубанского государственного технологического университета, вып. 2. гуманитарные науки / С. Г. Воркачев. - Краснодар. - 2003. - 276 с.
9. Воркачев, С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С.Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3 : Аспекты метакоммуникативной деятельности. - Воронеж, 2002. - С. 79-95.
10. Воркачев, С. Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования : монография / С. Г. Воркачев, - Волгоград : ВолГУ, 2007. - 254 с.
11. Воробьев, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В.В. Воробьев. - Москва : Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.
12. Выготский, Л.С. Психолингвистика : науч. изд. / Л. С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.Н. Горелов. - Москва : Издание: Лабиринт, 2009. - 288 с.
13. Деева, Н. В. Концепт «Жизнь»: понятийная и символическая составляющие / Н. В. Деева // Вестник : НГУ. Серия: Лингвистика. - Москва, 2011. - Т. 9. - Вып. 2. - С83-89.
14. Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : учебное пособие / А. А. Залевская. - Воронеж : Издательство ВГУ, 2001. - 398 с.
15. Залевская, А. А. Концепт как достояние индивида : монография / А. А. Залевская. - Москва : Слово, 2005. - 244 с.
16. Иная ментальность : учебное пособие для студентов / В.И. Карасик, О. Г. Прохвачева, Я. В. Зубкова [и др.]. - Москва : Грозис, 2005. - 352 с.
17. Карасик, В. И. Языковые ключи : монография / В. И. Карасик. - Москва : Гнозис, 2009. - 406 с.
18. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. : В. И. Карасик монография / - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
19. Караулов, Ю. Н Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс] / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова. Режим доступа: http: //tesaurus .ru/dict/dict.php
20. Колесов, В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. - Санкт- Петербург : Петербургское Востоковедение, 2004. - 237 с.
21. Кошелев, А. Д. О языковом концепте ДОЛГ // Логический анализ языка: Языки этики : учебное пособие / А.Д. Кошелев. - Москва, 2000. - 156 с.
22. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? : монография / В. В. Красных. - Москва : ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
23. Кубрякова, Е. С. Об установках когнитивной лингвистики и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 6-7.
24. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков. - Москва : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
25. Кубрякова, Е. С. О современном понимании термина "концепт" в лингвистике и культурологии / Е.С. Кубрякова// Реальность, язык и сознание: междунар. межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - С. 3-9.
26. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. РАН - СЛЯ - 2006. - № 1. - 96 с.
27. Лыткина, О. И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике [Электронный ресурс] / О.И. Лыткина. Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tipologii-kontseptov-v-sovremennov- lingvistike
28. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Вып. I. - Архангельск, 1997. - 344 с.
29. Неретина, С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра : учебное пособие / С. С. Неретина. - Москвва : Гнозис, 1994. - 216 с.
30. Никитина, Д. Н. Дискурсивное взаимодействие концептов нефть и добро/зло в творчестве журналиста томского севера [Электронный ресурс] / Д. Н. Никитина, О. В. Орлова. Режим доступа: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/orlova o. v. 63 67 3 168 2016 .pdf
31. Никитина, С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка. Культурные концепты : учебное пособие / С. Е. Никитина - Москва : Наука, 1991. - 123 с.
32. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации : монография / М. В. Пименова. - Кемерово : ИПК Графика, 2004. - 386 с.
33. Пименова, М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ : монография / М.В. Пименова. - Кемерово : КемГУ, 2007. - 500 с.
34. Пименова, М. В. Метолодогия концептуальных исследований / М. В. Пименова // Антология концептов: словарь / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Москва : Гнозис, 2007. - С. 14-16.
35. Пименова, М. В. Особенности репрезентации концепта чувство в русской языковой картине мира : Мир человека и мир языка: Коллективная монография / М.В. Пименова. - Кемерово : ИПК “Графика”, 2003. - 120 с.
36. Попова, З. Д. Введение в когнитивную лингвистику : концептуальные исследования. выпуск 4 / З. Д. Попов, И. А. Стернин. - Кемерово : Комплекс «Графика», 2010. - 146 с
37. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика : учебное пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Москва : АСТ: Восток-Запад, 2010. - 314 с.
38. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике : монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Издательство АСТ Восток-Запад, 2001. - 93 с.
39. Попова, З. Д., Стернин, И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. - 30 с.
40. Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта : учебное пособие / Ю. Е. Прохоров Москва : Флинта, 2009. - 176 с.
41. Руднева, А. В. Русское народное музыкальное творчество : очерки по теории фольклора / А. В Руднева. - Москва : Композитор, 1994. - 222 с.
42. Рылова, Е. В. Когнитивный аспект исследования языкового сознания / Е.В. Рылова // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. «Язьжовое сознание и образ мира». - Москва, 1997. - 138 с.
43. Семенов, А. Н., Семенов, В.В. Русская литература XX века в вопросах и заданиях: 11 кл.: В 2ч. / А.Н. Семенов, В.В. Семенов - Москва : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.1. - 368 с.
44. Сидоренков, В. А. От слова - к образу, от словаря - к художественному тексту / В.А. Сидоренков // Слово и грамматические законы языка: Глагол. - Москва : Наука, 1989. - 222 с.
45. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : учебное пособие / Г. Г. Слышкин - Волгоград: Перемена, 2004. - 206 с.
46. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. / Ю.С. Степанов. - Москва, 1997. - 216 с.
47. Степанов, Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации : монография / Ю.С. Степанов. - Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. - 248 с.
48. Сыромятникова, Н. В. Понятие концепта в когнитивной лингвистике [Электронный ресурс] / Н. В. Сыромятникова. - Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
- Режим доступа: http: //tp.uss.dvfu.ru/conferences/aktualnve-problemv-
inoiazvchnogo-obrazov/section1/poniatie-koncepta-v-kognitivnoi-lingvist.html
49. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - Москва, 1996. - 286 с.
50. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4-х т. / М. Фасмер; изд-е 2-е, стереотип. - Москва : Прогресс, 2008. - 240 с.
51. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учебник / Р. М. Фрумкина. - Москва : Академия, 2008. - 320 с.
52. Холодная, М. А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям : монография / М. А. Холодная. Москва : Издательство "Институт психологии РАН", 2012. - 288 с.
53. Чесноков, И. И. Эмоциональный концепт как объект лингвокультурологии // Наследие академика В.И. Борковского и проблемы современной лингвистики : статьи, исследования, материалы / И.И. Чесноков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. - 236 с.
54. Шведова, Н. Ю. К определению концепта предмета языкознания // Языковая личность: текст, словарь, образ мира : Сб. статей. - Москва, 2006.- 508 с.
55. Электронный Британский корпус английского языка [Электронный ресурс] : The British National Corpus. Режим доступа: www//natcorp.ox.as.uk
56. Электронный толковый словарь английского языка [Электронный ресурс] : English to Russian Dictionary: ambiguous (значение слова «heart»). Режим доступа: http: //engood. ru/dictionary/search/
57. Электронный толковый словарь английского языка [Электронный
ресурс] : Вокабула (значение слова «heart»). Режим доступа:
http://www■вокабvла■рф/поиск/?фраза=heart
58. Электронный словарь английского языка [Электронный ресурс] : WOOORHUNT (значение слова «heart»). Режим доступа: http: //wooordhunt.ru/word/heart
59. Ярцева, В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / В. Н. Ярцева. - Режим доступа: http: //tapemark.narod.ru/les/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ