Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическое сопровождение детско-родительских отношений по преодолению детской тревожности

Работа №21561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительских отношений.
1.1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
1.3 Социально-психологическое сопровождение проявлений тревожности у детей в системе детско- родительских отношений. 18-22
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалах констатирующего этапа исследования). 23 -32
Глава 3. Коррекционная программа психолого-педагогического
сопровождения по преодолению тревожности у детей в системе детско- родительских отношений
Заключение
Список литературы

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и
практики. В связи с этим я решила изучить эту тему и раскрыть ее в моей работе.
Цель исследования - апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей.
Объект исследования - детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.
Гипотеза, мы предполагаем, что преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста возможно в процесс комплексного психологопедагогического сопровождениями ПС) детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.
З.Апробировать программу комплексного психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений.
Методологическая основа:
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.
Методы исследования:
1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детскородительских отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа проводилась в ДОУ «159» Свердловского района г. Красноярска .
В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детскородительских отношений.
Изучение доступной психолого-педагогической литературы позволили нам сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Логика исследования позволила рассмотреть вопрос о влиянии родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка. Обзор существующих социально-психологических технологий лег в основу разработки собственной коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Исследователи обращают внимание, что для сопровождения детскородительских отношений можно использовать тренинг (когнитивно - поведенческий, социально-психологический).
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами проведен констатирующий этап исследования.
Использование известных психолго-педагогических методик показала, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). К низкому уровню детскородительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %).
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детскородительских отношениях, была составлена программа ППС, направленная на ее коррекцию.
Цель программы сопровождения:
- создание социально- психологических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;
апробирование
- эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии,проигрывание педагогических ситуаций, совместные занятия с детьми.
В ходе контрольного этапа эксперемента получены достоверные данные осущественном изменении детско-родительских отношений.
На низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семьи из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 5 (25%) семей - на средний уровень (сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа.
Полученные результаты эксперимента подтвердили рабочую гипотезу: создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М., 2012.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 2012. Т.13 №5.
3. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 2010.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 2015.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 2011.
6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 2016.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 2014. 8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». -СПб., 2010.
9.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 2016.
10. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога.2-изд.- М.:Генезис,2014.- 160с.
11. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 2012.
Коррекция тревожности и гиперавктивности в детском возрасте. ТЦ Сфера 2017
12. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. - М., 2013.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.,2012.
14. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 2011., №1.
15. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги.- М.:Генезис,2014.- 168с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ