Введение 3
1 Теоретические и методические основы исследования оборота розничной
торговли. 5
1.1 Оборот розничной торговли: сущность, состав, виды и их
классификация, значение 5
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли в современных
условиях И
1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и их
характеристика 17
2 Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО
«Сибтайм» как основа его планирования 27
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО
«Сибтайм» 27
2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли
ООО «Сибтайм» 37
2.3 Факторный анализ оборота розничной торговли ООО
«Сибтайм» 48
3 Экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли
ООО «Сибтайм»
3.1 Экономическое обоснование общего объема оборота розничной
торговли различными методами 56
3.2 Планирование оборота по составу и структуре. .61
3.3 Резервы роста оборота розничной торговли .67
Заключение 71
Библиографический список 76
Оборот розничной торговли - это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Его объем, и структура являются основой планирования других экономических показателей торгового предприятия. От объёма и структуры оборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др.
Оборот розничной торговли - заключительная стадия движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного, семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, в обороте розничной торговли отражаются экономические отношения, которые возникают в процессе обмена товаров на деньги. Поэтому рассматриваемая тема является вполне актуальной.
Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ и экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли.
Для достижения поставленных целей в работе решались следующие задачи:
- изучить сущность, состав, виды оборота розничной торговли, их классификацию и значение;
- исследовать методику анализа оборота розничной торговли в современных условиях;
- исследовать методику и методы планирования оборота розничной торговли и дать их характеристику;
дать краткую организационно-экономическую характеристику
предприятия;
- провести анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия;
провести факторный анализ оборота розничной торговли предприятия;
- дать экономическое обоснование общего объема оборота розничной торговли различными методами;
- осуществить планирование оборота по составу и структуре;
- выявить резервы роста оборота розничной торговли.
Предметом исследования в работе является оборот розничной торговли. Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Сибтайм».
Теоретической основой написания работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, касающиеся данной проблемы, законодательные, нормативные и инструктивные документы РФ; данные Государственного комитета статистики по Красноярскому краю; учебники и учебные пособия, в том числе таких авторов как Александров Ю. Л., Раицкий К.А., Соломатина А. Н., Терещенко Н.Н. и др.; бухгалтерская отчетность предприятия, материалы собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов метода анализа и синтеза, группировки и сравнения, экономике- статистических, экономико-математических, экспертных и других методов и т.д. Применение каждого из данных методов определялось характером решаемых в процессе исследования задач.
Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ и экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли.
Предметом исследования в работе является оборот розничной торговли.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Сибтайм».
Проведенный анализ ООО «Сибтайм» позволяет сделать следующие выводы:
- В динамике наблюдается рост оборота розничной торговли предприятия с 62 363 до 69 875 тыс. руб., то есть на 7 512 тыс. руб. в абсолютном выражении или на 12,05% в относительной форме,.
- Во всех четырех кварталах наблюдается рост оборота розничной торговли. Наибольший прирост в относительной форме отмечается в первом квартале. Он составил 12,58%. Наименьший прирост оборота розничной торговли в относительной форме, а именно 11,31% наблюдается во втором квартале.
- На долю второго квартала приходится наименьший объем продаж, в отчетном периоде анализа, а именно 22,87%, что на 0,15% меньше удельного веса данного квартала в общем объеме продаж в прошлом году. Также необходимо отметить, что наибольшие продажи, а именно 28,99% и 28,95% соответственно в 2015 и 2016 годах, приходятся на четвертый квартал.
- Коэффициент ритмичности развития выручки ООО «Сибтайм» составил 1,0, что является оптимальным для предприятия.
- Коэффициент равномерности развития оборота розничной торговли ООО «Сибтайм» по кварталам составил 99,56%, то есть оборот розничной торговли рассматриваемого предприятия во временном интервале развивается равномерно.
- В двух временных интервалах индекс сезонности менее 100%, а в двух, напротив, более. Так во втором и третьем квартале индекс сезонности составил лишь 91,76% и 91,63% соответственно в данных временных отрезках. А в первом и четвертом кварталах данный показатель составил 100,73 и 115,88% соответственно. Причем наибольшее значение индекса сезонности отмечается в четвертом квартале, что свидетельствует о том, что на данный временной отрезок приходится пик продаж ООО «Сибтайм».
- Анализ ассортимента часов в ООО «Сибтайм» по полу позволяет сделать вывод, что наибольшая доля в структуре оборота розничной торговли приходится на мужские часы. Это 47,12% в 2015 году и 48,56% в 2016 году.
- В структуре продаж оборота розничной торговли рассматриваемого предприятия по стране производителю можно выделить швейцарские, японские, американские и европейские часы. Наибольшая доля продаж приходится на швейцарские часы. Это 54,89% в 2015 году и 54,06% в 2016 году.
- По стилю можно выделить три вида часов (классические, спортивные, дизайнерские). При этом наибольшие продажи в ООО «Сибтайм», а именно 61,35% в 2015 году и 61,54% в 2016 году, приходится на классические часы.
- Коэффициент структурных сдвигов выручки ООО «Сибтайм» в разрезе товарных групп по полу составил 1,02%, по стране производителю - 0,5% и по стилю - 0,32%. В целом по предприятию коэффициент структурных сдвигов составил 0,67% в отчетном периоде анализа. Полученные значения коэффициента свидетельствует о стабильности ассортимента товаров, реализуемого в изучаемой организации.
- Обобщая факторный анализ оброта розничной торговли ООО «Сибтайм» можно отметить. Структуру влияния факторов, связанных с эффективностью использования материальных ресурсов, а именно основных фондов и оборотных средств, а также факторов товарного обеспечения, на динамику оборота розничной торговли можно признать рациональной. Это связано с тем, что наибольшее положительное влияние оказывают интенсивные факторы. Одновременно нерациональной является структура влияния изменения цен и физического объема продаж, а также факторов, связанных с эффективностью использования трудовых ресурсов, так как, интенсивный фактор оказывает либо незначительное положительное влияние, либо отрицательное влияние на изучаемый показатель.
Проведенный анализ выручки ООО «Сибтайм» позволил выявить, как положительные, так и отрицательные моменты в работе предприятия.
Далее было проведено планирование оборота розничной торговли по общему объему. Планирование проводилось такими методами, как выравнивание динамического ряда по скользящей средней, методом на основе среднегодового темпа роста, экономике-математическим методом, методом получения целевой прибыли и экспертным методом.
Для дальнейших расчетов за основу возьмем оборот, рассчитанный методом на основе среднегодовых темпов роста, так как данный метод учитывает динамику изменения показателя во времени, а также значение, полученное данным методом является наиболее оптимальным.. И в 2017 году данный показатель составил 78553,5 тыс. руб.
Следующим этапом работы было планирование оборота розничной торговли по составу и структуре. Планирование проводилось методом на основе средних удельных весов, на основе индекса сезонности и методом выравнивания динамического ряда по скользящей средней.
Наиболее точным методом планирования оборота розничной торговли по периодам времени является метод на основе индексов сезонности, следовательно, в дальнейших расчетах мы будем использовать данные, полученные этим методом.
За основу построения дальнейших планов развития оборота розничной торговли по структуре примем величины, полученные методом средних удельных весов, поскольку этот метод является самым оптимальным.
Осуществив планирование оборота розничной торговли предприятия, перейдем к экономическому обоснованию резервов роста оборота розничной торговли ООО «Сибтайм».
С целью увеличения оборота розничной торговли в ООО «Сибтайм» предлагается осуществление следующих мероприятий:
- расширение ассортимента за счет товарной группы «детские наручные часы»;
- введение в ассортимент аксессуаров для часов, которыми могут выступать ремешки для часов и дополнительных товаров, которыми могут выступать батарейки для часов.
1. Расширение ассортимента за счет товарной группы «детские наручные часы», а именно бренда Disney by RFS. Оборот розничной торговли от реализации этой группы товаров может составить 888 тыс. рублей. Одновременно себестоимость реализации составит 687 тыс. рублей. А валовая прибыль - 201 тыс. руб. Условно-переменные издержки обращения увеличатся за счет переменной их части, уровень которой составлял 7,15% в отчетном году. Соответственно в суммовом выражении они могут составить 63 тыс. руб. Дополнительная прибыль от продаж, соответствующая чистой прибыли, при осуществлении предлагаемого мероприятия составит 138 тыс. руб.
2. Введение в ассортимент аксессуаров для часов, которыми могут выступать ремешки для часов и дополнительных товаров, которыми могут выступать батарейки для часов. Планируемый объем реализации:
- кожаные ремешки - 250 штук по средней цене 400 руб.;
- стальной браслет - 100 штук по средней цене 800 руб.;
- батарейки для часов - 3 500 штук по средней цене 40 руб.
Тогда дополнительный оборот рознично торговли от продажи аксессуаров и дополнительных товаров может составить 320 тыс. руб. Торговая надбавка на сопутствующие товары будет несколько выше, чем на основной ассортимент продукции, а именно 35%. Тогда дополнительная валовая прибыль от реализации данного ассортимента продукции может составить 83 тыс. рублей. Условно-переменные издержки обращения увеличатся за счет переменной их части, уровень которой составлял 7,15% в отчетном году. Соответственно в суммовом выражении они могут составить 23 тыс. руб. Дополнительная прибыль от продаж, соответствующая чистой прибыли, при осуществлении предлагаемого мероприятия составит 60 тыс. руб.
Таким образом, при осуществлении предлагаемых мероприятий, объем розничных продаж достигнет 79761,5 тыс. руб., что больше отчетного года на 14,15% в относительной форме или на 9887 тыс. руб. в денежном выражении. Валовая прибыль предприятия составит 21572 тыс. руб., что на 13,92% в относительном выражении или на 2636 тыс. руб. в денежной форме больше суммы отчетного года. Уровень валовой прибыли несколько вырастет, а именно с 27,1 до 27,15%. Это будет связано с более высоким уровнем торговой надбавки новые ассортиментные позиции, а именно на аксессуары для часов, которыми могут выступать ремешки для часов и дополнительные товары, которыми могут выступать батарейки для часов.
Издержки обращения вырастут на 13,15 % в относительном выражении или на 1553 тыс. руб. в денежной форме, в результате чего составят 13275,5 тыс. руб. при осуществлении рекомендаций. Одновременно уровень затрат сократится с 16,9% в 2016 году до 16,75% в 2017 году с учетом мероприятий, что будет свидетельствовать об относительной экономии денежных средств, имеющихся у предприятия. Прибыль от продаж составит 8210,5 тыс. руб., что больше отчетного года на 1083 тыс. руб. в денежной форме или на 15,2% в относительном выражении. Рентабельность продаж достигнет 10,29%, что больше отчетного года на 0,08%.
Таким образом, осуществление разработанных мероприятий приведет к повышению выручки, а также экономической эффективности функционирования изучаемого предприятия ООО «Сибтайм», что найдет отражение в росте всех показателей рентабельности деятельности.
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4ч. 4.1
[Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 06.04.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/
3 Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ ред. от 08.03.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http: //www. с onsultant. ru/
4 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ ред. от 06.04.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 №14-ФЗ ред. от 06.04.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организаций» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.05.1999 № 32н ред. от 27.04.2012. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организаций» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.05.1999 № ЗЗн ред. от 27.04.2012. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук. - Москва: ЮНИТИ, 2013.-407 с.
9 Александров, Ю.Л. Экономика торгового предприятия / Ю. Л.
Александров, Н.Н. Терещенко, И.В. Петрученя. - Красноярск, 1997. -211с.
10 Барышников, Н.П. Заработная плата / Н. П. Барышников - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 245 с.
11 Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учебное пособие/ Р.П. Валевич, Г. А. Давыдова - Минск: Высшая школа, 2014,- 346 с.
12 Волгин, Н.А. Новая модель оплаты труда / Н. А. Волгин - Москва: Луч, 2016. - 345с.
13 Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - Москва: Экономика, 2014. - 365 с.
14 Колосницына, М.Г. Экономика труда: учебник / М. Г. Колосницына - Москва: ЮНИТИ, 2015. - 238 с.
15 Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С.Н. Лебедева. - Минск: Новое знание, 2013. - 290 с.
16 Михайловский, А.В. Факторы роста производительности труда в розничной торговле / А.В. Михайловский. - Киев: Высшая школа, 2014. - 175 с.
17 Пошерстник, Е.Б. Зарплата: учебник / Е. Б. Пошерстник - Москва: ЮНИТИ, 2015. - 399с.
18 Раицкий, К. А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Раицкий. - Москва: Маркетинг, 2014. - 458с.
19 Рофе, А.Н. Экономика и социология труда: учебное пособие / А.Н. Рофе. - Москва: Экономика, 2014. - 368 с.
20 Смирнова, А.М. Организация оплаты труда в торговле: учебное пособие / А.М. Смирнова; Красноярский гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2006. - 132с.
21 Смирнова, А.М. Показатели по труду предприятия торговли: методика анализа и экономического обоснования: учебное пособие / А.М. Смирнова. - Красноярск, 2005 - 77с.
22 Сущность, функции и регулирование заработной платы в рыночной экономике: текст лекций / Красноярский гос. торг-экон. ин-т.; сост. А.М, Смирнова. - Красноярск, 2005. - 35с
23 Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций: учебное пособие / Н.А, Соловьева, Т.А. Цыркунова; Красноярский гос. торг.-эконом. институт. - Красноярск, 2004. - 96с
24 Статистика труда и заработной платы в торговле: учебное пособие / Е.В. Поклонова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001,- 132с.
25 Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
26 Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие / под ред. А.Н. Соломатина. - Москва: ИНФРА-М, 2012.-315 с.
27 Экономика предприятия торговли: учебное пособие / Ю.А. Александров, Э.А. Баграева, И.В. Петрученя и др.; Краснояр. гос. торг.-экон, ин-т. - Красноярск, 2002. - 258 с.
28 Экономика предприятия: учебник / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. - 376 с.
29 Экономика предприятия: учебник / под ред. Н.А. Сафронова. - Москва: Юристъ, 2015. - 584 с.
30 Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. -
Москва: ИНФРА - М, 2013. - 268 с.
31 Экономика торгового предприятия: учебник / А.И. Гребнев, Ю.К.
Баженов, О.А. Габриэлян и др. - Москва: Экономика, 2014. - 320 с.
32 Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - Москва: БЕК, 2015.
-816с.