Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭЗИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ ДОНБАССКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА «ЧАС МУЖЕСТВА»)

Работа №21115

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
707
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДОНБАССЕ В ПЕРИОД
РЕГИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: ТЕНДЕНЦИИ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА 10
1.1. Национально-культурное самоопределение как основа идеологических
представлений авторов сборника «Час мужества» 10
1.2. Донбасс в ретроспективе коренизации и утверждения украинского языка в русскоязычной среде: этническое vs. индустриально-интернациональное. 19
1.3. «Час мужества» в контексте современной русской литературы 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 57
ГЛАВА 2. ПОЭТИКА КОЛЛЕКТИВНОГО СБОРНИКА «ЧАС МУЖЕСТВА» 59
2.1. Ахматовские традиции в сборнике «Час мужества» 59
2.1.1. Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» и военная лирика поэтессы:
темы, мотивы, образы 59
2.1.2. «Мужество» как этико-психологический модус и его репрезентация в
сборнике 73
2.2. Традиции поэтических сборников Великой Отечественной войны в
«Часе мужества» 77
2.2.1. Героический модус художественности 77
2.2.2. Трудовая солидарность индустриалистского самосознания 86
2.2.3. Субъектно-образная структура 93
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108


Исследование посвящено анализу русской литературы в контексте современного регионального конфликта на Донбассе. Репрезентативным примером донбасской словесности начала XXI в. является сборник поэзии «Час мужества». Книга была выпущена в 2015 году издательством «Перо». В нее вошли стихи, как профессиональных поэтов и филологов, так и непрофессиональных авторов, начавших свою литературную деятельность в период регионального конфликта. В сборнике опубликованы 84 стихотворения 33 авторов, 16 из которых женщины, 17 мужчины. Многие являются выходцами из простых рабочих шахтерских семей. Тираж книги насчитывает 2500 тысячи экземпляров. В редакционный совет вошли Георгий Бовт, Лада Клокова, Татьяна Сухова и Сергей Шурыгин. Редакторы составители - Владислав Русанов и Наталья Лясковская. Авторы сборника «Час мужества» утверждают, что стихотворения, опубликованные в нем, это «прямое свидетельство трагических событий, происходящих на Донбассе <...> они несут в себе отражение человеческих драм и переживаний, несгибаемого духа, верности ценностям мира, любви, достоинства и чести <...> эти стихи - проявление мужества. Мужества всех тех, кто встал на защиту Родины, и тех, кто продолжал <...> честно выполнять свою работу - учить, лечить, печь хлеб <...> эти стихи - открытое обращение к народам и правителям мира: Остановите войну!» [Никонов, 2015: 5]. Исполнительный директор фонда «Русский мир» В. Кочин отмечает: «Издавая сборник, фонд стремится донести до читателей, не только в России, но и за рубежом, истинный образ Донбасса, чувства людей, переживающих трагедию войны, их стремление к миру» [Моховикова, 2015].
Актуальность исследования, во-первых, обусловлена интересом современной науки к новейшей историографии, в которой рассматриваются проблемы нациестроительства, освещенные в работах Б. Андерсона, А.И. Миллера, С.А. Барышникова и др., вопросы империи и имперского само(сознания), проанализированные в работах Р. Суни, И. Герасимова, М. Могильнер и др. Теория нациестроительства подразумевает рассмотрение понятий «нация» и «национализм». Вслед за Андерсоном, нацию мы определяем, как «способ связывать воедино, в целостном восприятии, пространство, время и человеческую солидарность» [Андерсон, 2001: 10]. Иными словами, под нацией мы подразумеваем единое сообщество людей. Данная категория является основой для национализма, определяющего развитие нации и направление национальной политики [Миллер, 1992: 127]. Названные понятия выступают как основа национального государства. Этот тип государственного устройства пришел на смену империи, выделявшей центр и периферию как отличные друг от друга социально-культурные составляющие [Doyle; цит. по: Суни, 2001: 13].
Во-вторых, для анализа преломления вышеописанных процессов в сборнике «Час мужества» использовались современные рецептивные подходы, позволяющие осмыслить восприятие культуры и литературы предыдущих эпох и изучить восприятие харизмы отдельных поэтов и писателей (Ахматова) в творческом сознании авторов последующих эпох (поэты Донбасса). Такие подходы были предложены школой рецептивной эстетики, а также в исследовании историка Э. Хобсбаума «Изобретение традиции» [Хобсбаум, 2000]. Наконец, в-третьих, настоящая работа актуальна в связи с повышенным вниманием современной филологии к проблемам социологии литературы. Такие исследования позволяют рассматривать историко-литературный процесс в широком контексте современных общественных и политических закономерностей, как поле конструирования не только эстетики, но и идеологии (работы Т. Мартина, Е. Добренко и др.) [Мартин, 2011], [Добренко, 2007].
Объект исследования - репрезентация регионального конфликта в литературе.
Предметом исследования являются идеология и поэтика современной поэзии, созданной в ходе регионального конфликта на Донбассе.
Теоретическая база исследования основывается на концепции национального государства, послужившей ядром для определения само(сознания) нации, описанное в работах Б. Андерсона («Воображаемые сообщества»), А.И. Миллера («Западные окраины Российской империи»), Т. Мартина («Империя “ положительной деятельности”»), С.А. Барышникова («Национализм и коллаборационизм как феномены всемирной истории: идеология, типология, происхождение») и И.Б. Ноймана («Использование Другого. Образы Востока в формировании европейских идентичностей»). Андерсон описывает ключевые составляющие нации и национального государства, одной из которых является язык как объединяющее начало. Для Донбасса это русский язык. В книге «Западные окраины Российской империи» говорится о разнородности политического образования (Украины), явившегося причиной появления внутригосударственных ментальных границ, «высвечивание» которых, привело к обособлению донбасских территорий. В работе Мартина рассматривается «имперский» опыт Советского государства, опирающийся на новую национальную политику (коренизацию). В связи с этим нами проанализирован советский опыт Донбасса как индустриально и экономически развитого региона. В своей статье Барышников описывает понятие «национализм» и выделяет его типы. Крайним проявлением национализма является нацизм, тесно связанный с фашисткой Германией и коллаборационизмом, зародившимся на территории Западной Украины. С этим движением связан процесс выстраивания самоописания Донбасса, базирующийся на образе Другого, рассмотренного в работе Ноймана. Она посвящена исследованию дихотомии «Я/Другой» в политическом дискурсе.
Цель работы - системный анализ произведений сборника «Час мужества» как репрезентации регионального конфликта в литературе и, в частности, поэтического отражения донбасского мифа.
Из цели вытекает ряд следующих задач:
1) систематизировать работы по современной историографии и истории Донбасса;
2) исследовать закономерности политического «воображения» и «изобретения традиции»;
3) рассмотреть сборник «Час мужества» в контексте современной русской литературы и публицистики;
4) осмыслить традиции стихотворения А. Ахматовой «Мужество» в сборнике гражданской поэзии Донбасса;
5) выявить особенности этико-психологического модуса «мужества» и его репрезентации в донбасской поэзии;
6) проанализировать традиции поэтических сборников Великой Отечественной войны в «Часе мужества»;
7) описать ключевые черты образа Другого (в терминологии И. Б. Ноймана) в современной поэзии Донбасса;
8) изучить генезис и особенности индустриальной (трудовой) поэтики в донбасской словесности.
Специфика материала определила целый комплекс привлекаемых в исследовании и дополняющих друг друга методологий от современной историографии до мотивного анализа. В нашей работе были использованы приемы рецептивного метода. Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования Х.Р. Яусса и В.Изера. Е.Е. Анисимова отмечает, что «рецептивная эстетика опиралась непосредственно на опыт феноменологии и в особенности на гуссерлианскую идею интенциональности сознания, на концепции понимания, получившие широкое развитие в герменевтике, а также на бахтинскую теорию диалога» [Анисимова, 2016: 7¬8]. При обозначенном к анализу текста подходе, пишет Анисимова, основное внимание сосредоточенно на исследовании «горизонтов ожидания» (в терминологии Х.Р. Яусса). Эти «горизонты» сочетают в себе «одновременно и индивидуальные особенности восприятия, и важные для актуального исторического контекста смыслы» [Там же: 9]. Особенность рецептивного подхода заключается в «известной деиерархизации описываемого материала, так как данная методология может быть одинаково успешно применена как к вершинным достижениям литературы, так и к “литературному фону”» [Анисимова, 2016: 9].
Также нами были привлечены исследования по конструированию эстетики и идеологии. Авторы сборника стремятся к «изобретению» собственной традиции. В работе Э. Хобсбаума «Изобретение традиции» описывается процесс возникновения «совокупности общественных практик ритуального или символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил» [Хобсбаум, 2000: 48]. Такого рода традиции нацелены на «внедрение определенных ценностей и норм поведения [Там же]. Для достижения цели, пишет автор, требуется многократное «повторение», подразумевающее «преемственность во времени» [Там же]. В статье указывается, что «специфика “изобретенных” традиций заключается в том, что их связь с историческим прошлым по большей части фиктивная», хотя и не всегда [Там же]. Чаще всего «эти традиции представляют собой ответ на новую ситуацию в форме отсылки к ситуации старой», - отмечает Хобсбаум [Там же]. «Изобретенная» донбасскими поэтами традиция базируется на образе Другого. Его концепция представлена в книге И.Б. Ноймана «Использование Другого. Образы Востока в формировании европейских идентичностей». Автор отмечает, что «посредством познания “Другого” “Я” получает возможность признавать и быть признанным и одновременно конструироваться как “Я”» [Нойман, 2004: 27]. Кроме того, «отграничение “Я” от “Другого” является <...> частью формирования идентичности» [Там же: 68].
Процесс формирования идентичности всегда сопровождается коренизацией, т.е. политикой «развития национального самосознания» [Мартин, 2011: 10]. Это явление рассматривается в книге Т. Мартина «Империя положительной деятельности» и является одним из результатов деятельности советского правительства. Новая национальная политика определила особенности развития СССР, отразившиеся, в первую очередь, на социально-культурном уровне развития страны. В нашем случае речь пойдет о соцреализме, «основная функция» которого, - пишет Е. Добренко. - заключается в том, чтобы «создавать социализм - советскую реальность» [Добренко, 2007: 29].
Проблема языка постсоветского пространства изучается с привлечением трех составляющих: семиотики, компаративного метода и мотивного анализа. Исследованию семиотики (символика Донбасса) посвящены работы Ю.М. Лотмана и московско-тартуской научной школы [Лотман, 1992]. Методика компаративного анализа (поэзия Ахматовой, Великой Отечественной войны и поэтов Донбасса) представлена в трудах Е.Р. Сорокиной [Сорокина, 2008], Л.Г. Кихней, Н.В. Шмидта [Кихней, Шмидт, 2008] и др. Приемы мотивного анализа (мотивы военной лирики) описаны в работах И.В. Силантьева «Поэтика мотива» [Силантьев, 2004] и Б.М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы» [Гаспаров, 1993].
Материалом исследования послужили поэтические тексты, опубликованные в сборнике «Час мужества» (Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов: сборник стихов. М.: Издательство «Перо», 2015. 112 с.), а также военная поэзия Анны Ахматовой (Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Н.В. Королевой. Т. 1. М.: Эллис Лак, 1999. 968 с.; Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Н.В. Королевой. Т. 2. Кн. 1. М.: Эллис Лак, 1999. 528 с.), публицистическая книга Захара Прилепина «Все, что должно разрешиться...» (Прилепин 3. Все, что должно разрешиться...Хроника идущей войны. М.: ACT, 2016. 380 с.) и поэтические сборники на тему Донбасса «Ожог» (Ожог /сост. С.Д. Евсеев, В.Ф. Кирюшин, В.Н. Попов. М.: Вече, 2015. 272 с.) и «Донецкий край, в стихах воспетый» (Донецкий край, в стихах воспетый / сост. И.А Пилипенко. Донецк: ГУК, 2017. 152 с.).
Новизна исследования заключается в том, что сборник стихотворений «Час мужества» в литературоведении исследуется впервые. Несмотря на большое количество исследований, посвященных идеологии и поэтике литературных текстов (Б. Андерсон, С.Н. Бройтман, Е. Добренко, Т. Мартин, А.И. Миллер, А.М. Сапир, Е.Р. Сорокина, В.И. Тюпа и др.), проблема их функционирования в донбасских поэтических текстах, освещающих региональный тип конфликта, не изучена. Отсутствие работ, предлагающих анализ данного сегмента региональной литературы, создает лакуну, препятствующую соединению поэзии Донбасского региона и русской литературной традиции.
Структура работы обусловлена целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, вытекающие из нее задачи, а также раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе дается общая характеристика идеологических представлений авторов сборника «Час мужества», при этом нами рассматривается история значимого для национальной идентичности процесса - нациестроительства, определяется степень его влияния на (само)сознание жителей Донбасса. Во второй главе нами исследуется результат данного влияния - отражение в поэтических текстах Донбасса идеи нации и национального самоопределения, являющейся основой построения донбасского мифа. В заключении приводятся результаты исследования. Список литературы включает 78 наименований.
Апробация работы. Основные положения работы были озвучены на ежегодной научной конференции «Молодежь и наука» (г. Красноярск, 2016, 2017, 2018 г.). На основе двух докладов, в 2016 году, были опубликованы две статьи в сборнике: «Материалы научной конференции, посвященной Году образования в Содружестве Независимых государств (15-25 апреля 2016 г.)».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поэтическая книга «Час мужества» принадлежит к литературе, отражающей региональный конфликт. В текстах сборника нами были обнаружены традиции литературы, посвященной Великой Отечественной войне, и тенденции современной военной поэзии и публицистики. Стихотворения «Часа мужества» были проанализированы и сопоставлены, во- первых, со стихотворением Ахматовой «Мужество» (1942) и военной лирикой писательницы, во-вторых, со сборником «Дорогой войны» (1945), в-третьих, с публицистической книгой Захара Прилепина «Все, что должно разрешится.» (2016), в-четвертых, со сборниками поэзии о Донбассе «Ожог» (2015) и «Донецкий край, в стихах воспетый» (2017). В центре компаративного анализа находился донбасский миф или самоописание как «изобретенная» традиция.
Проанализированная нами научная литература позволяет говорить о том, что смысловое ядро текстов сборника имеет прямое отношение к проблеме нациестроительства. В нашей работе понятие «нациестроительство» тесно связано с понятиями «национализм» и «нация». Первое мы понимаем как основной значимый процесс в формировании нации, второе - как группу людей, обладающих самосознанием, объединенными общей культурой, традициями, историей, а также языковой общностью. Именно они являются основой национального государства, пришедшего на смену империи. В основе такого государственного устройства лежит принцип размежевания метрополии (центра) и периферии. В связи с выбранным нами определением понятия нации, возникает вопрос о процессах, связанных с искоренением перечисленных объединяющих ценностей на Донбассе. Речь идет о насильственной “украинизации” русско-культурного населения восточных территорий Украины, которая выражается, прежде всего, в истреблении русского языка из всех сфер бытования общества, а также в фальсифицировании исторических фактов. “Украинизация” является продолжением процесса коренизации - национальной политики, проводимой большевиками в начале XX столетия. Прежде всего, она была нацелена на увеличение прав для национальных меньшинств, входящих в состав бывшей Российской империи. Во времена Великой Отечественной войны на территориях Западной Украины националистское движение достигло «высшей точки»: местные националисты начали активно сотрудничать с нацисткой Германией. Это сотрудничество именуется коллаборационизмом. Именно в этот период обострился раскол между Восточной и Западной Украиной.
В результате вышеперечисленных процессов, русскоязычное сообщество Восточной Украины все больше отдаляется от Западного, черты которого концентрируются в сборнике в образе Другого (И. Нойманн). Выражается это в отстаивании культурных корней и связей с Россией, в частности, в использовании русской и советской символики (георгиевская лента, ополчение), в предпочтении русского языка и литературы, что и находит отражение в текстах сборника донбасской поэзии «Час мужества».
Использованный нами рецептивный метод помог выявить основные темы, образы и мотивы, которые выступили как связующее звено между сборником «Час мужества» и вышеперечисленными текстами.
К основным параллелям, скрепляющим исследованные нами тексты, относятся:
1) образ войны - «малый апокалипсис», пространство с
эсхатологическими чертами, где высшие силы выступают и в роли карателя и в роли спасителя;
2) образ дома - разрушенные/покинутые жилища (война) или уютный дом (мир/воспоминания);
3) образ ребенка - ребенок как святой, невинная жертва жестокой войны; в его смерти винят себя все выжившие;
4) тема жизненных ценностей - эти ценности воспринимаются как всеобщее достояние будущих поколений;
5) тема памяти - мирное время, изображается как идеальное пространство, место, куда хочется вернуться;
6) мотив самопожертвования - готовность расстаться жизнью во имя мира/победы/спасения ценностей;
7) мотив призыва - сохранение мира для будущих поколений;
8) тема русского мира - сохранение русского языка и литературы.
В ходе анализа определены следующие художественные доминанты сборника «Час мужества»:
1) этико-психологический модус мужества и установка на традиции поэзии Великой Отечественной войны как в проявлении «высокой» литературы (Ахматова), так и в демократическом варианте (военные коллективные сборники);
2) обоснование исторической аналогии между современным региональным конфликтом на Донбассе и агрессией фашистской Г ермании и, как следствие, установка на сохранение «великого русского слова» (Ахматова);
3) трудовая солидарность индустриалистского самосознания и самоописание Донбасса как рабочего региона;
4) новый тип коллективного сознания в сборнике, формирующегося как единство уникальных личностей поэтов (доминирование «я»-сознания над «мы»-сознанием).
Обобщение результатов проделанной работы позволило нам сделать вывод о том, что сборник «Час мужества» действительно является литературной репрезентацией национальной консолидации и реакцией на вытеснение русской культуры с территорий Украины. Темы, образы и мотивы, тесно связанные с историческим прошлым (Анна Ахматова, «Дорогой войны») и современностью (Захар Прилепин, «Ожог», «Донецкий край, в стихах воспетый) - прямое тому доказательство.



1. Абашева М.П., Аристов Д.В. Военная проза 1990-2000-х годов: генезис и поэтика. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 8. Томск: ТПГУ, 2010. С. 133-137.
2. Алексиевич С. А. Новое имя в молодой прозе // Дружба народов. М.: Журнал Дружба народов, 1993. № 2. С. 50-55.
3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.
4. Анисимова Е.Е. Творчество В.А. Жуковского в рецептивном сознании русской литературы первой половины XX века: монография / Е.Е. Анисимова. Красноярск: СФУ, 2016. 468 с.
5. Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Н.В. Королевой. Т. 1. М.: Эллис Лак, 1999. 968 с.
6. Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Н.В. Королевой. Т. 2. Кн. 1. М.: Эллис Лак, 1999. 528 с.
7. Безрукова В.С. Народное ополчение // Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. 937 с.
8. Большая российская энциклопедия: в 32 т. / под ред. Ю.С. Осипова. Т. 6. М.: «Большая российская энциклопедия», 2006. С. 81-82.
9. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины: учеб. пособие / под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. 556 с.
10. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъективно-образная структура). М.: Российский гос. гуманитарный. ун-т., 1997. 307 с.
11. Бунтовский С.Ю. Зарождение идей о независимости Донбасса в 90-е годы [Электронный ресурс] // Патриот Донбасса.
URL: http://donpatriot.ru/3283-zarozhdenie-idey-o-nezavisimosi-donbassa-v-90-e- gody.html(дата обращения: 15.05.2017).
12. Визель М. Захар Прилепин представил новую книгу о войне на
Донбасе [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2016/06/ 16/zahar-prilepin-predstavil-novuiu-knigu-o-vojne-v-donbasse.html (дата
обращения: 12.05.2018).
13. Воденко К.В., Петроченко И.А. Память святого великомученика Георгия Победоносца в жизни русского мира. Новочеркасск: Южно¬Российский гос. политехнический ун-т, 2015. С. 2-5.
14. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука: Вост. лит., 1993. 304 с.
15. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / пер. с нем.
B. Михайлова. М.: Наука, 1997. 703 с.
16. Джунусов М.С. Национализм: словарь-справочник. М.:«Славянский диалог», 1998. 286 с.
17. Добренко Е.А. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.
18. Донецкий край, в стихах воспетый / сост. И.А. Пилипенко. Донецк: ГУК, 2017. 152 с.
19. Дорогой войны: сборник стихов. Абакан: Издательство «Советская Хакасия», 1945. 57 с.
20. Дмитриевский А.В. Как Сталин Украине Донбасс подарил [Электронный ресурс] // Россия навсегда. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/1876/ (дата обращения: 18.05.2018).
21. Жолковский А.К. К технологии власти в творчестве и жизнетворчестве Ахматовой // Lebenskunst - Kunstleben. Жизнетворчество в русской культуре XVIII-XX вв. Munchen: Hrsg. Schamma Schahadat, 1998.C. 193-210.
22. Западные окраины Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 608 с.
23. Изер В. К антропологии художественной литературы // Новое литературное обозрение. М.: Издательство «НЛО», 2008. № 94. С. 7-21.
24. Изер В. Рецептивная эстетика. Проблема переводимости: герменевтика и современное гуманитарное знание // Академические тетради. Вып. 6. М.: Независимая академия эстетики и свободных искусств, 1999. С. 59-96.
25. Исламов Т.М., Миллер А.И. Национализм в СССР и Восточной Европе // Общественные науки и современность. М.: Издательство «НАУКА», 1991. № 1. С. 103-113.
26. История Украины / И.Н. Данилевский, Т.Г. Таирова-Яковлева, А.В. Шубин [и др.]. Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. 290 с.
27. Касьянов Г., Миллер А. Россия-Украина: как пишется история. М.: РГГУ, 2011. 306 с.
28. Киселев В.С., Васильева Т.А. Эволюция образа Украины в
имперской словесности первой четверти XIX в.: регионализм, этнографизм, политизация (статья первая) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 3. С. 63-75.
29. Кихней Л.Г., Шмидт Н.В. Городской текст поздней Ахматовой как завершение петербургского мифа // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / сост. и науч. ред. Г. М. Темненко. Симферополь: Крымский архив, 2008. Вып. 6. С. 47-68.
30. Ключинская О.В. Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток, 2010. № 4. С 115-120.
31. Королева Н. В. Анна Ахматова. Жизнь поэта // Ахматова А. А. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Н.В. Королевой. Т. 2. Кн. 1. М.: Эллис Лак, 1999. С. 260-261.
32. Коц А. Захар Прилепин собрал В ДНР свой батальон [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL:
https://www.krsk.kp.rU/daily/26642.5/3661046/(дата обращения: 12.05.2018).
33. Круглова Т.А. Советский человек как продукт индустриального общества [Электронный ресурс] // Уральский федеральный университет. URL: http://media.ls.urfu.ru/493/1256/2723/2584/1272/ (дата обращения: 22.05.2018).
34. Крутова Л. А., Пенькова О.Б. Современные подходы к изучению истории Донбасса // Журнал исторических, политологических и международных исследований. Донецк: Донецкий национальный университет, 2015. № 1. С. 50-59.
35. Локша А.В., Козловская С.Э. Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой эпохи войны и революции (1914-1921) // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / сост. и науч. ред. Г. М. Темненко. Симферополь: Крымский архив, 2011. Вып. 9. С. 59-70.
36. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 479 с.
37. Манчук А. Кровь Донбасса. М.: Алгоритм, 2014. 38 с.
38. Маркова Т.Н. Русская военная проза 1990-2000-х годов. // Филологический класс. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 12-17.
39. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 660 с.
40. Мартынов А. А. Гуманитарная националистическая колонизация русско-культурного сообщества Восточной Украины. // Украинский национализм и Донбасс. Историческая ретроспектива: сбор. материалов. Донецк: ЧП «Астро», 2010. С. 251-260.
41. Мартынова А.С. Мероприятия органов НКВД-НКГБ Сталинской (Донецкой) области по борьбе с украинскими националистами в регионе Донбасса (1941-1945). Донецк: Донецкий национальный университет, 2017. С. 124-130.
42. Миллер А. История понятия «нация» в России // Отечественные записки. М., 2012. № 1. [Электронный ресурс] URL:
http://magazines.russ.ru/oz/2012/1/m22.html (дата обращения: 20.05.2018).
43. Миллер А. И. Национализм как фактор развития // Общественные науки и современность. М., 1992. № 1. С. 126 -128.
44. Моховикова М. «Час мужества» донбасской поэзии [Электронный ресурс] // URL: http://russkiymir.ru/publications/190469/(дата обращения: 28.04.2017).
45. Народное ополчение // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / гл. ред. М.М. Козлов. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 478-479.
46. Национально-гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. Киев: Институт социологии НАН Украины; Институт социологии РАН, 2007. 280 с.
47. Нация и национализм / отв. ред. вып. А.И. Миллер. М.: РАН. ИНИОН, 1999. С. 5-6.
48. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина //
Мужество / А.А. Гусейнов. М.: Мысль, 2001 [Электронный ресурс].
URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/765/%D0%9C%D0%A3%D0%96%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E (дата обращения:
10.04.2017).
49. Нойманы И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004. 335 с.
50. Ожог / сост. С.Д. Евсеев. В.Ф. Кирюшин, В.Н. Попов. М.: Вече, 2015. 272 с.
51. Пиотровский Т. Украинские националистические организации и их сотрудничество с нацисткой Германией // Берегиня. 777. Сова: Общество.
Политика. Экономика. Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2015. № 3. С. 124-136.
52. Подов В.И. История Донбасса [Электронный ресурс] // Патриот Донбасса. URL: http://donpatriot.ru/istoria_donbassa.html(дата обращения: 15.05.2017).
53. Прилепин 3. Все, что должно разрешиться.Хроника идущей войны. М.: ACT, 2016. 380 с.
54. Прилепин 3. Я не езжу на Донбасс - я там живу [Электронный ресурс] // X6z. URL: http://x6z.ru/zaxar-prilepin-ya-ne-ezzhu-na-donbass-ya-tam- zhivu-25-04-2018/(дата обращения: 12.05.2018).
55. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: «Акрополь», 1995. 336 с.
56. Пустовал В.Е. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель. О
«молодой» военной прозе. // М.: Новый мир, 2005. № 5. [Электронный ресурс] // Новый мир. URL:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2005_5/Content/Publication6_2737/Defau lt.aspx (дата обращения: 12.05.2018).
57. Рощин Б.Е. Идеологические и правовые аспекты социалистической организации труда в России (с октября 1917-1918 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов: Грамота, 2011. Ч. 1. № 1. С. 146-147.
58. Сапир А.М. «Мы, что нынче лежит на весах.»: анализ стихотворения А. Ахматовой «Мужество» // Филологический класс. Екатеринбург: Изд. УГПУ. 2009. № 21. С. 62-70.
59. Силантьев И.В. Поэтика мотива / отв. ред. Е.К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.
60. Соколов А.С. К вопросу о формировании Первого земского ополчения на Рязанской земле. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2016. С. 2-6.
61. Сорокина Е.Р. Религиозные мотивы в поэзии Н. Гумилева и А. Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / сост. и науч. ред. Г.М. Темненко. Симферополь: Крымский архив, 2008. Вып. 6. С. 229-236.
62. Смирнов А.А. Что такое «новая имперская история», откуда она взялась и к чему она идет? // Логос. М.: Институт Гайдара, 2007. № 1. С. 233-236.
63. Стешин Д. Захар Прилепин: Мы уже хотим смотреть на героев нашего времени [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/26827/3867292/(дата обращения: 12.05.2018).
64. Студенна М. Формирование гражданского общества в Восточной Украине на примере современного Донбасса // История и современность. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. № 1. С. 154-158.
65. Суни Р. Империя как она есть: имперская Россия, «национальное» самосознание и теории империи // Ab Imperio. Казань: Новое издательство, 2001 № 1-2. С. 10-17.
66. Тюпа В.И. Героика // Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.
67. Тюпа В.И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара: Общество с Ограниченной Ответственностью Научно-Внедренческая Фирма «Сенсоры, Модули, Системы», 1998. 115 с.
68. Украинский национализм и Донбасс. Историческая ретроспектива: сб. материалов // Национализм и коллаборационизм как феномены всемирной истории: идеология, типология, происхождение / С.А. Барышников. Донецк: ЧП «Астро», 2010. С. 13-17.
69. Украинский национализм и Донбасс. Историческая ретроспектива: сбор. материалов // Украина: национальная самобытность и национализм / Р.В. Манекин. Донецк: ЧП «Астро», 2010. С. 106-113.
70. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
71. Хобсбаум Э. Изобретение традиции // Вестник Евразии. 2000. № 1(8). С. 47-62.
72. Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов: сборник стихов. М.: Издательство «Перо», 2015. 112 с.
73. Шевчук Ю.В. Смысл и строй ахматовского лиризма // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород: Изд. ИНГУ им. Н. И. Лобачевского, 2013. № 3. С. 393-398.
74. Эвола Ю. «Рабочий» в творчестве Эрнеста Юнгера. Санкт- Петербург: Издательство «Владимир Даль», 2005. 192 с.
75. Энциклопедический словарь / Орден Георгия [Электронный ресурс] // Академик.
URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84537/%D0%9E%D0%A0%D0%94%D0%9 5%D0%9D (дата обращения: 20.05.2017).
76. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. 468 с.
77. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.
78. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 97-106.
79. Armstrong J. A. Nations Before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina press, 1982. 411 p.
80. Doyle M. W. Empires. Ithaca: Cornell University Press, 1986. 407 p.
81. Kohut Z. Russian Centralism and Ukrainian Autonomy. Imperial Absorption of the Hetmanate, 1760-1830s. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1988. 363 p.
82. Kubiiovych V. Appendix B: Appeal to Ukrainian Citizens and Youth by the Central Committee President on the Formation of the Ukrainian Division 6 May 1943 // Ukraine during World War II. History and its Aftermath. Edmonton: Canadian Institute of Ukrainian studies, 1986. 319 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ