Глава 1. Региональная пресса в историко-типологическом контексте.
1.1. Развитие региональной периодики в конце XX - начале XXI вв.: историко-типологическая характеристика……………………………………..8
1.2. Региональный издательский дом: особенности и проблемы развития (на примере «Издательского дома «Крестьянин»»)…………………………….....22
Глава 2. Деятельность «Издательского дома «Крестьянин»»: виды изданий (типологический аспект)………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………70
Список использованной литературы…………………………………………...74
Введение
Интенсивное развитие отечественной региональной прессы, начавшееся в начале 90-х гг. прошлого столетия и продолжающееся в настоящий период, представляет интерес как для журналистов, так и для исследователей СМИ. Бурный рост местных периодических изданий в последнее десятилетие XX в. сопровождался небывалым тематическим и типологическим разнообразием: в бывших партийных советских газетах и журналах публиковались материалы, темы которых раннее не были удостоены внимания прессы из-за их несоответствия принципам партийной печати. Открывались новые газеты и журналы, адресованные различным категориям читателей.
Е.А. Корнилов и В.С. Дядюшенко, анализируя ситуацию на рынке печатных СМИ, выделили три периода в развитии российской прессы: первый – с середины 1990 по 1992 г. – это время массового появления новых изданий, по оценкам специалистов, в стране было зарегистрировано около двадцати тысяч газет и журналов; второй – с 1993 до середины 1995 г. – характеризуется типологическим разделом; третий – с середины 1995 г. – разделение задач прессы общественно-политической и массовой, бульварной. Кроме того, к данному периоду относится явление концентрации прессы, выразившееся в появлении издательских домов, холдингов. Крупные издательские компании, специализирующиеся на выпуске газет и журналов, стали играть приоритетную роль на рынке СМИ.
Издательские дома появлялись не только на федеральном уровне, но, что важно, и на региональном. Благодаря им в развитии региональной прессы наступил новый этап развития: издательские дома выпускали и продолжают выпускать продукцию, соответствующую интересам различных читательских групп; благодаря деятельности издательских домов происходит эффективный процесс сбора и распространения информации, обеспечивающий и гарантирующий экономическую выгоду.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что она, исследуя исторические и типологические особенности развития и становления региональной прессы, позволяет выявить причины появления в российских регионах издательских объединений, занимающихся выпуском нескольких печатных СМИ, – издательских домов. Данная форма развивающегося медиа-бизнеса приобретает массовый характер: во многих российских регионах, крупных городах сегодня функционируют издательские дома. Изучение их характера, специфики, особенностей развития, и особенностей журналистской политики представляется актуальной темой в рамках теории и практики СМИ.
Цель дипломного исследования – определить условия и факторы развития региональной прессы, типологической модификации периодики, концентрации СМИ, возникновения издательских домов, медиа-холдингов, рассмотреть особенности их функционирования на рынке СМИ, соответствия потребностям широкой читательской аудитории, изучить тематические и функциональные особенности выпускаемой ими продукции – региональных газет, журналов.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки типологического реформирования региональных СМИ;
- выявить экономические, политические и социальные факторы, имеющие первостепенное значение для типологической модификации региональной периодики и ее концентрации;
- определить специфику деятельности региональных издательских домов, их преимущества на рынке прессы;
- изучить проблемы, характерные для современной региональной прессы, и рассмотреть варианты их решения на примере деятельности издательских домов;
- изучить типологические особенности изданий, выпускаемых издательским домом (на примере ИД «Крестьянин») и установить механизм их соответствия информационным интересам местной аудитории.
Объект данного исследования – региональная пресса в условиях эволюции, развития российского общества, региональные журналистско-издательские объединения – издательские дома. В тексте используются также другие термины «местная пресса», «городская пресса».
Предмет исследования – формы типологических структур региональной прессы, ее историческое реформирование, современное состояние, функции, роль, типологические особенности, цели и задачи издательских домов, особенности их функционирования, типологическое разнообразие их газетно-журнальной продукции.
Теоретической и методологической базой для дипломной работы послужили труды исследователей истории новейшей отечественной журналистики А.И. Алексеева, О.А. Вороновой, Е.А. Корнилова, В.С. Дядюшенко, Р.П. Овсепяна; теоретические работы по проблемам типологии печати, функционирования системы СМИ А.И. Акопова, Е.А. Корнилова. Важное значение для настоящего исследования имели труды, посвященные истории и типологии развития региональной прессы, в том числе и периодике ростовского региона. Кроме того, были использованы работы, посвященные вопросу развития и становления региональных издательских домов.
Методы исследования темы включают в себя историко-теоретическое изучение трансформации и модификации региональной периодики, в ходе которого были выявлены основные типологические изменения региональной прессы, представлены основные типы изданий региональных СМИ, что дало возможность определить роль и функции региональной прессы, характер ее изменения, концентрации, в результате чего стали появляться региональные издательские дома, медиа-холдинги. Теоретико-типологический метод позволил представить основные типологические особенности изданий, входящих в единый издательский дом, и проанализировать их функциональные, тематические особенности, аудиторную направленность, авторский состав, жанровые и структурные особенности и т.д. Кроме того, в работе используются конкретно-социологические процедуры: наблюдение, вторичный анализ данных, полученный в результате исследования других авторов.
Эмпирическая база исследования – пресса «Издательского дома «Крестьянин»»: издания «Крестьянин», «Деловой крестьянин», «Кактус», «Телепарк», «Копилка советов», «Ешь-ка!», «Аптечка», вышедшие в период с февраля по май 2006 г., а также материалы оценочного характера: научные статьи, монографии.
Теоретическая значимость. Работа вносит определенный вклад в историческое и теоретическое изучение региональной прессы, в частности прессы, выпускаемой ростовским «Издательским домом «Крестьянин»». В ней представлена типологическая структура местной прессы, дан анализ типологической специфике газетно-журнальной продукции ИД «Крестьянин».
Практическое значение исследования. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики вузов, а также для проведения спецкурсов и спецсеминаров по темам «Региональная пресса», «Пресса Ростовской области». Они могут быть полезны и журналистам, занимающимся выпуском региональных изданий: исследование предоставляет возможность изучения типологической модификации региональных изданий с целью оптимального соответствия информационным потребностям аудитории, типологического разнообразия, программы развития регионального издательского дома в условиях рынка.
Структура дипломной работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
В начале 90-х гг. прошлого столетия в развитии региональной прессы начался новый этап, который характеризовался массовым появлением новых изданий, возникновением новых типов прессы. В результате чего рынок местных СМИ значительно увеличился, появились новые типы изданий, в газетах, которые насчитывали многолетний опыт издания, проводилась типологическая модификация. Рост количества региональных изданий и увеличение их тиражей свидетельствовали в пользу актуальности и эффективности местных СМИ – читатели выбирали издания, темы которых были связаны с особенностями и спецификой развития их региона, с вопросами региональной политики, экономики, культуры.
Проведенное в рамках дипломной работы исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В 90-х гг. XX в. – начале XXI в. в региональной прессе наблюдались значительные изменения: появлялись новые издания, модифицировалась модель регионального периодического издания, расширялась классификационная структура местных СМИ. Данные перемены были вызваны изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны.
2. Рост изданий на ростовском рынке прессы позволяет выделить на нем следующие типы изданий: общественные («Вечерний Россов»), официальные («Ростов официальный»), деловые («Город N»), общественно-политические («Седьмая столица»), бесплатные информационно-рекламные ( «Южная столица», «Минутка»), женские («Аксинья», «Счастлива», «Семь нянек»), молодежные («Кактус»), для автомобилистов («Автоарена»), деловые («Деловой квартал») и др.
3. В последние годы произошли изменения тематического аспекта региональных СМИ: аудиторию в печатных изданиях привлекают материалы развлекательного и практического характера, что объясняет тенденцию снижения числа общественно-политических изданий и увеличения числа развлекательных или прикладных (о здоровье, кулинарии и т.д.) и рекламных газет.
4. Увеличение количества региональных газет и журналов привело к концентрации периодики, к появлению издательских домов, занимающихся выпуском нескольких печатных СМИ. Практика показывает: руководителям издательского дома легче обеспечивать проведение всеми его изданиями единой информационной политики, осуществлять развитие в процессе конкурентной борьбы, увеличивать размеры ИД, включая в него экономически слабые редакции СМИ или доводя их до банкротства.
Издательский дом позволяет владельцу создавать в его структуре СМИ, резко различающиеся по своему типу. Стремясь охватить более широкую аудиторию, он может одновременно издавать качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, журналы для женщин и для мужчинэ
5. Одним из старейших издательских домов ростовского региона является ИД «Крестьянин», он сыграл и продолжает играть значительную роль в развитии местной прессы. Благодаря данному ИД были заполнены сразу несколько свободных сегментов ростовского печатного рынка, а именно, стали выпускаться сельскохозяйственные (фермерские) издания – «Крестьянин», «Деловой Крестьянин». ИД были представлены издания для различных категорий читательской аудитории с различными функциями: для женщин – «8 марта», для массовой аудитории – телегид, «Копилка советов», «Ешь-ка!», «Аптечка», для молодежи – «Кактус».
6. Руководители издательских домов сталкиваются с проблема, характерными для современного рынка региональных СМИ – «непростые» взаимоотношения с местными структурами власти, финансирование собственных изданий, стабилизация тиражей собственной газетно-журнальной продукции.
Падение тиражей региональных изданий – явление, характерное не только для ростовской прессы. Жесткие конкурентные условия (количество СМИ в регионах по сравнению с началом 90-х гг. увеличилось почти в 3 раза) усугубляются экспансией столичной периодики в провинцию. Кроме того, в последнее время увеличилась популярность телевидения, большую часть информации, которую получает население, предоставляется региональными и федеральными телекомпаниями.
7. ИД «Крестьянина» старается поддерживать нейтральные отношения с городской и областной администраций, его издания не выступают в качестве неофициальных газет руководящих структур города или области.
Основные источники доходов «Издательского дома «Крестьянин»» – подписка на издания и прибыль, получаемая от рекламы. Тираж изданий газет данного ИД неоднократно снижался. Причины рассматриваемого негативного явления можно охарактеризовать следующим образом: растущие цены на издательскую продукцию, и снижение покупательской способности населения, снижение интереса аудитории к печатной прессе на фоне всевозрастающей роли телевизионных СМИ, неправильно спланированной тематико-типологической модели издания: в «Крестьянине» превалируют темы криминального характера, между тем издание по типу является сельскохозяйственным (фермерским).
8. Для эффективного развития своих изданий ИД «Крестьянин» активно использует социологические процедуры: анкетирование, социологические опросы. Данные методы позволяют проводить регулярно типологическую модификацию прессы, моделировать издания, наиболее соответствующие информационным интересам аудитории. Так, были открыты «Кактус», «Копилка советов», «Ешь-ка!», «Аптечка».
1. Акопов А.И. Местные журналы: особенности и место в системе // Некоторые вопросы журналистики. – Ростов-на-Дону, 2002.
2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985.
3. Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997 гг.) // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. № 1.
4. Алексеев А. И. Газетный мир постсоветской России: подход к построе¬нию типологии //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 3.
5. Ананян М.В. Роль региональной прессы: основной источник информации и формирования общественного мнения // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2005.
6. Аполлонова Л.П. Организация внимания читателей в ростовской прессе // Средства массовой информации в современном мире. – Санкт-Петербург, 2005.
7. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. №3.
8. Беспалова А, Ринсдорф Л. Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии // Ростовская электронная газета, №7 (37), 2000 // http: // www. relga. ru.
9. Бусленко Н.И. О состоянии и развитии муниципальной прессы ростовской области. // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
10. Бусленко Н.И. Современная городская газета: Функциональный аспект (на примере «Краснодарских известий») // Журналистика. – Ростов-на-Дону, 2005.
11. Виннийчук А.В. Функциональные особенности городских газет // Средства массовой информации в современном мире. – Санкт-Петербург, 2005.
12. Виноградова С.М., Г.С. Мельник. Российское информационное пространство в условиях глобализации // Средства массовой информации в современном мире. – Санкт-Петербург, 2005.
13. Волошина В. Владимир Фомин: «Надо просто работать» // http: //www.pressa.kuban.info
14. Воронова О.А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 5.
15. Воронова О.А. Местная газета. Лица и типажи // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006. С. 223.
16. С.Гунькина. Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография // Ростовская электронная газета. № 11 (41), 2000 // http: // www. relga. ru
17. Гуревич С.М. От издательского дома – к медиа-холдингу // http://www.mediascope.ru
18. Деловой еженедельник «Город N» на ростовском рынке прессы // http:// www.relga.ru. №14 [20]. 21.06.1999.
19. Еременко М.Л. Диалоговые отношения в деятельности городской газеты // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
20. Ершов Ю.М. Местная пресса в поиске модели развития и коммуникационная ситуация в регионе //Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
21. Журналист и журналистика российской провинции. Опыт исследования. – М., 1995
22. ЗАО «Издательский дом» «Крестьянин» // http:// www.reason.ru
23. Кажикин А. Тенденции развития воронежской прессы // http: www.relga.ru. №7 [97] 09.08.2004
24. Козлова Ю. Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону // http: www.relga.ru. № 14 [44] 25.07.2000.
25. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 1999.
26. Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий. – Ростов-на-Дону, 1984.
27. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики. – Ростов-на-Дону, 1979.
28. Корнилов Е.А., Дядюшенко В.С. Газета на бульваре. – Ростов-на-Дону, 1997.
29. Костина О.Н. Проблемы современной региональной журналистики Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
30. Крылова В.В. Медиа-рынок региональной прессы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
31. Кудий Г.Н. Экономика печатных СМИ России. Краткая характеристика Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
32. Курдибановский О.В. Региональная и местная пресса: тенденции и стимулы развития // Средства массовой информации в современном мире. – Санкт-Петербург, 2005.
33. Лебедева А. Обзор прессы Ростовской области //Дайджест ФЗГ, № 188, июнь 2004 года) // http:// www.medialaw.ru
34. Овсепян Р.П.. История отечественной журналистики. // http:// www.evartist.narod.ru
35. Петрова М.В. Модификация регионального издания в постсоветский период // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М, 2006.
36. Перегудов Г.Ю. Еженедельник как тип периодического издания // Автореф. дис. на соискание уч. ст. к. ф. н. – Ростов-на-Дону, 2003.
37. Перегудов Г.Ю. Проблемы типологии современных общественно-политических еженедельников журнального типа // Филологический вестник Ростовского гос. ун-та. 2003. № 2.
38. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. – М., 1996.
39. Стяжкин В.Е. Региональная и локальная периодика. – М., 1996.
40. Тулупов В.В. Кризис местной прессы // Журналистика в переходный период. Тезисы международной научной конференции. Ч.II. – М., 1997.
41. Тулупов В. Региональные СМИ как фактор демократизации общества // http: www.relga.ru.
42. Тулупов В.В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2.
43. Фенина Т. С провинциальностью нужно бороться в себе // Среда. 1999. № 6 (7) // http:// www.gov.mari.ru
44. Школьников М.. МУПы, ГУПы и все-все-все... // Еженедельный журнал. 2002. № 24. // http:// www supernew.ej.ru