ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты использования проектно-гуманитарных технологий в
инновационной деятельности современных библиотек 10
1.1 Основные подходы к определению понятий «инновация», «библиотечная
инновационная деятельность» 10
1.2 Проектно-гуманитарные технологии как феномен и инновация
библиотечной деятельности 22
2 Внедрение проектно-гуманитарных технологий в инновационную
деятельность муниципальных библиотек г. Красноярска 40
2.1 Особенности социально-культурного проектирования средствами
гуманитарных технологий в Централизованной библиотечной системе им. А. М. Горького 40
2.2 Анализ результатов социологического исследования «Влияние проектно-гуманитарных технологий на развитие инновационной деятельности Централизованной библиотечной системы им. Горького г. Красноярска» 47
2.3 Проект «Самопознание через творчество» как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практику работы современной библиотеки 51
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения А-Г 78
1 Теоретические аспекты использования проектно-гуманитарных технологий в
инновационной деятельности современных библиотек 10
1.1 Основные подходы к определению понятий «инновация», «библиотечная
инновационная деятельность» 10
1.2 Проектно-гуманитарные технологии как феномен и инновация
библиотечной деятельности 22
2 Внедрение проектно-гуманитарных технологий в инновационную
деятельность муниципальных библиотек г. Красноярска 40
2.1 Особенности социально-культурного проектирования средствами
гуманитарных технологий в Централизованной библиотечной системе им. А. М. Горького 40
2.2 Анализ результатов социологического исследования «Влияние проектно-гуманитарных технологий на развитие инновационной деятельности Централизованной библиотечной системы им. Горького г. Красноярска» 47
2.3 Проект «Самопознание через творчество» как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практику работы современной библиотеки 51
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения А-Г 78
Современное общество диктует свои условия функционирования социально-культурных учреждений, и библиотеки не стали исключением.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью новых подходов в работе библиотеки с пользователями.
На сегодняшний день проект является наиболее приоритетной формой деятельности во всех активно развивающихся областях жизнедеятельности человека. Экономические проекты, бизнес проекты, проекты развития.... Все сферы жизни общества в целом перестраиваются на работу по схеме с конкретными целями, задачами и контролируемыми результатами, уходя от плановой экономики во всех сферах жизни общества. Социально-культурная деятельность не является исключением.
Однако именно социально-культурная сфера, все процессы в которой завязаны на взаимодействии людей, имеет свою гуманитарную специфику.
Проблема выбранной темы заключается в неосознанности применения проектно-гуманитарных технологий для организации социально-культурной деятельности в библиотеке. Специалистами не оценена эффективность применения данного синтеза технологий.
Степень изученности темы. Большое количество ученых в различных сферах гуманитарного знания занимались исследованиями в данной области. Анализ научных работ позволяет заключить, что библиотечная деятельность во всех ее аспектах, а также технологии работы с социумом активно изучаются. Однако исследованиям проектно-гуманитарных технологий уделено малое внимание.
Поскольку мы занимаемся изучением именно технологий в социально-культурной сфере, стоит уделить им большое внимание. Изучением гуманитарных технологий и их роли в социуме занимались В. М. Жучков, И. Б. Готская, Е. В. Лавренова, Н. А. Кузнецова, О. С. Мартьянова, Л. В. Клачков, П. В. Шмелев. М. В. Силантьева рассматривала роль гуманитарных технологий в контексте экономической и культурной российской действительности. В качестве движимой силы, главного инструмента влияния на социум как в целом, так и на каждого индивидуума, рассматривают гуманитарные технологии современные философы Е. В. Островский и П. Г. Щедровицкий.
Классифицировал и выделил родственные социальные и педагогические технологии Б. Г. Юдин. Педагогические технологии рассмотрели и детерминировали Б. М. Тлеубердиев, Г. А. Рысбаева, Н. В. Дубровина, П. А. Силайчев, В. М. Коротков, Б. Т. Лихачев, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат.
Технологии в сфере социально-культурной деятельности и, в частности, проектные технологии, исследовали Л. Е. Антонова, И. В. Щекотихина, А. В. Богданова, В. Ф. Глазова, Т. Е. Загоруля, Л. Е. Судоргина, И. В. Малявкина, О. Н. Белинская, классики социально-культурной деятельности Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, а также Н. Г. Новикова, А. Д. Жарков, Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко.
Создателем термина «проектно-гуманитарные технологии» является Т. В. Кузнецова, именно на ее труды мы опираемся в понимании понятия и рассмотрения его в инновационной библиотечной деятельности.
Библиотеку как социальный институт рассматривали Ю. Н. Столяров, Р. С. Мотульский, С. А. Басов, их функциональное назначение в исторической перспективе наиболее полно рассмотрела Т. Б. Маркова.
Библиотечную деятельность в различные исторические периоды, а также под различными углами рассматривают М. Я. Дворкина, И. В. Лукашов, Ю. А. Гриханов, В. В. Скворцов, Н. С. Карташов. Большое внимание исследователей уделяется роли библиотеки в своем основном назначении и в виде социально-культурного института в новом обществе, где информация перестает быть малодоступным ресурсом, что все реже вынуждает людей посещать учреждение.
Огромный вклад в исследования понятия «инновация» в библиотечной деятельности внесла Е. Н. Гусева. Она говорит не только о нововведениях, связанных с информационным обслуживанием и развитием компьютерных технологий, но и о необходимости введения новых форм работы с пользователями в связи с изменившимися запросами и потребностями. Е. Н. Гусева анализирует ситуацию в России, столичных городах и регионах, а также сравнивает подходы российских библиотекарей и зарубежный опыт. Н. Н. Цыганова, опираясь на достижения психологии и библиотечной соционики, рассматривает инновационные процессы в библиотеке как гуманистическую систему, и создает их классификацию. Во многих случаях исследователи делают акцент на изучении феномена инновации и том, насколько можно считать преобразовательные процессы в библиотеках инновационными; другие уделяют большее внимание управлению данными процессами, инновационному менеджменту. Также инновационную деятельность в библиотеках рассматривали Е. Ю. Качанова, М. Я. Дворкина, С. А. Бражникова, Э. Р. Сукиасян, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Ю. Матвеева.
Объектом нашего исследования выступает инновационная деятельность библиотек.
Предмет нашего исследования — проектно-гуманитарные технологии.
Гипотеза исследования: проектно-гуманитарные технологии
способствуют созданию социально-культурных проектов для определенных социальных групп с учетом их интересов и ресурсов учреждения-организатора, что ведет к увеличению посещаемости и повышению уровня заинтересованности населения в библиотеке как центре досуга.
Цель нашей работы — исследование форм культурно-досуговой деятельности библиотеки, наиболее привлекательных для пользователей и реализуемых посредством применения проектно-гуманитарных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «инновации» и «инновационная деятельность библиотек»;
2. Рассмотреть проектно-гуманитарные технологии как феномен и инновацию в библиотечной деятельности;
3. Выявить особенности социально-культурного проектирования средствами гуманитарных технологий в Централизованной библиотечной системе им. А.М. Горького в г.Красноярске;
4. Проанализировать результаты социологического исследования по нашей теме;
5. Создать проект, реализующий проектно-гуманитарные технологии в практику работы современной библиотеки.
Методологической основой нашего исследования является, в первую очередь, теория социально-культурной деятельности. В данном случае мы обращаемся к классикам области знаний — Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникову, Н. Н. Ярошенко. В связи с тем, что наша научная область является частью педагогической доктрины, мы, согласно Н. Н. Ярошенко, обращаемся к педагогическим парадигмам, или, по мнению А. Ю. Домбровской, к синтезу позитивистской и феноменологической концепции. Исследования в области социально-культурной деятельности, как и в любой другой научной дисциплине, связанной с социумом, являются зоной мультипарадигмальных подходов. Позитивистская методология, разработанная Огюстом Контом, предполагает исследование общества и его элементов по принципам естественнонаучного знания, т.е. изучение при помощи точных и объективных методов. Н. Н. Ярошенко в своей классификации педагогических парадигм относит стадию позитивного изучения социально-культурной деятельности к парадигме научения. Согласно ей, социально-культурная деятельность представляет собой совокупность технологий образования и просвещения личности. Углубляясь в исследование проектно-гуманитарных технологий и их влияния на все социальные элементы, мы видим, как данная парадигма реализуется в деятельности работников социально-культурной сферы. Применение данного подхода в исследовании обусловлено необходимостью «широко» рассмотреть существующую социально¬культурную ситуацию.
Феноменологический подход, разработанный Максом Вебером, предполагает направление взгляда исследователя «вглубь» феномена, где социальная реальность понимается как субъективная, существующая исключительно в сознании каждого индивида. Изучение социально-культурной деятельности в рамках данной парадигмы осуществляется через так называемые «субъективные методы»: неформализованные опросы, различные виды интервью. Их использование происходит для осуществления поставленной задачи — понять, какой смысл люди вкладывают в свои действия. Н. Н. Ярошенко относит феноменологию к парадигме социальной активности личности, что связывает социально-культурную деятельность с совокупностью технологий социально-культурной инициативы и самореализации личности. Обращаясь к ключевому понятию нашего исследования «проектно-гуманитарные технологии», мы именно в этой парадигме видим реализацию гуманитарной составляющей понятия.
Современные исследователи социально-культурной деятельности (В. А. Ядов, А. С. Готлиб) в России указывают на то, что количественные методы (характерные для позитивистской методологической концепции) необходимо дополнять использованием качественных методик (прямого инструмента феноменологической концепции). Таким образом, мы используем оптимальное соотношение подходов для адекватной и наиболее реалистичной оценки существующей ситуации в социально-культурной жизни библиотек.
Для нашего исследования мы используем такие методы оценки социально-культурной деятельности, как анализ, определение, социологические исследования (анкетирование, фокусированное групповое интервью, экспертное интервью) и контент-анализ.
Новизна исследования отражена в малой степени изученности проектно-гуманитарных технологий; никто ранее не анализировал данную тему с точки зрения внедрения проектно-гуманитарных технологий в социально-культурную деятельность централизованной библиотечной системы. Также раннее не проводились социологические исследования, направленные на выявление эффективности применения проектно-гуманитарных технологий в организации культурно-досуговой деятельности муниципальных библиотек.
Теоретическая значимость выражена в том, что возникает новое понятие, — проектно-гуманитарные технологии — определяющее уже существующий феномен, однако не имеющее широкого распространения в научных трудах.
Практическая значимость состоит в закреплении понимания, что культурно-досуговая деятельность в современных библиотеках проявляется через проектно-гуманитарные технологии; реализуемые именно через эти технологии формы работы библиотеки являются наиболее привлекательными для пользователей, что подтверждается результатами проведенных социологических исследований в конкретной централизованной библиотечной системе.
Содержание работы. Наша работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению сущности библиотечных инноваций и инновационной деятельности в библиотеках, а также проектно-гуманитарных технологий как феномена и инновации в библиотечной деятельности. Во второй главе мы рассматриваем особенности социально-культурного проектирования в централизованной библиотечной системе г. Красноярска, анализируем проведенные социологические исследования и представляем проект как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практику данной централизованной библиотечной системы.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью новых подходов в работе библиотеки с пользователями.
На сегодняшний день проект является наиболее приоритетной формой деятельности во всех активно развивающихся областях жизнедеятельности человека. Экономические проекты, бизнес проекты, проекты развития.... Все сферы жизни общества в целом перестраиваются на работу по схеме с конкретными целями, задачами и контролируемыми результатами, уходя от плановой экономики во всех сферах жизни общества. Социально-культурная деятельность не является исключением.
Однако именно социально-культурная сфера, все процессы в которой завязаны на взаимодействии людей, имеет свою гуманитарную специфику.
Проблема выбранной темы заключается в неосознанности применения проектно-гуманитарных технологий для организации социально-культурной деятельности в библиотеке. Специалистами не оценена эффективность применения данного синтеза технологий.
Степень изученности темы. Большое количество ученых в различных сферах гуманитарного знания занимались исследованиями в данной области. Анализ научных работ позволяет заключить, что библиотечная деятельность во всех ее аспектах, а также технологии работы с социумом активно изучаются. Однако исследованиям проектно-гуманитарных технологий уделено малое внимание.
Поскольку мы занимаемся изучением именно технологий в социально-культурной сфере, стоит уделить им большое внимание. Изучением гуманитарных технологий и их роли в социуме занимались В. М. Жучков, И. Б. Готская, Е. В. Лавренова, Н. А. Кузнецова, О. С. Мартьянова, Л. В. Клачков, П. В. Шмелев. М. В. Силантьева рассматривала роль гуманитарных технологий в контексте экономической и культурной российской действительности. В качестве движимой силы, главного инструмента влияния на социум как в целом, так и на каждого индивидуума, рассматривают гуманитарные технологии современные философы Е. В. Островский и П. Г. Щедровицкий.
Классифицировал и выделил родственные социальные и педагогические технологии Б. Г. Юдин. Педагогические технологии рассмотрели и детерминировали Б. М. Тлеубердиев, Г. А. Рысбаева, Н. В. Дубровина, П. А. Силайчев, В. М. Коротков, Б. Т. Лихачев, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат.
Технологии в сфере социально-культурной деятельности и, в частности, проектные технологии, исследовали Л. Е. Антонова, И. В. Щекотихина, А. В. Богданова, В. Ф. Глазова, Т. Е. Загоруля, Л. Е. Судоргина, И. В. Малявкина, О. Н. Белинская, классики социально-культурной деятельности Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, а также Н. Г. Новикова, А. Д. Жарков, Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко.
Создателем термина «проектно-гуманитарные технологии» является Т. В. Кузнецова, именно на ее труды мы опираемся в понимании понятия и рассмотрения его в инновационной библиотечной деятельности.
Библиотеку как социальный институт рассматривали Ю. Н. Столяров, Р. С. Мотульский, С. А. Басов, их функциональное назначение в исторической перспективе наиболее полно рассмотрела Т. Б. Маркова.
Библиотечную деятельность в различные исторические периоды, а также под различными углами рассматривают М. Я. Дворкина, И. В. Лукашов, Ю. А. Гриханов, В. В. Скворцов, Н. С. Карташов. Большое внимание исследователей уделяется роли библиотеки в своем основном назначении и в виде социально-культурного института в новом обществе, где информация перестает быть малодоступным ресурсом, что все реже вынуждает людей посещать учреждение.
Огромный вклад в исследования понятия «инновация» в библиотечной деятельности внесла Е. Н. Гусева. Она говорит не только о нововведениях, связанных с информационным обслуживанием и развитием компьютерных технологий, но и о необходимости введения новых форм работы с пользователями в связи с изменившимися запросами и потребностями. Е. Н. Гусева анализирует ситуацию в России, столичных городах и регионах, а также сравнивает подходы российских библиотекарей и зарубежный опыт. Н. Н. Цыганова, опираясь на достижения психологии и библиотечной соционики, рассматривает инновационные процессы в библиотеке как гуманистическую систему, и создает их классификацию. Во многих случаях исследователи делают акцент на изучении феномена инновации и том, насколько можно считать преобразовательные процессы в библиотеках инновационными; другие уделяют большее внимание управлению данными процессами, инновационному менеджменту. Также инновационную деятельность в библиотеках рассматривали Е. Ю. Качанова, М. Я. Дворкина, С. А. Бражникова, Э. Р. Сукиасян, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Ю. Матвеева.
Объектом нашего исследования выступает инновационная деятельность библиотек.
Предмет нашего исследования — проектно-гуманитарные технологии.
Гипотеза исследования: проектно-гуманитарные технологии
способствуют созданию социально-культурных проектов для определенных социальных групп с учетом их интересов и ресурсов учреждения-организатора, что ведет к увеличению посещаемости и повышению уровня заинтересованности населения в библиотеке как центре досуга.
Цель нашей работы — исследование форм культурно-досуговой деятельности библиотеки, наиболее привлекательных для пользователей и реализуемых посредством применения проектно-гуманитарных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «инновации» и «инновационная деятельность библиотек»;
2. Рассмотреть проектно-гуманитарные технологии как феномен и инновацию в библиотечной деятельности;
3. Выявить особенности социально-культурного проектирования средствами гуманитарных технологий в Централизованной библиотечной системе им. А.М. Горького в г.Красноярске;
4. Проанализировать результаты социологического исследования по нашей теме;
5. Создать проект, реализующий проектно-гуманитарные технологии в практику работы современной библиотеки.
Методологической основой нашего исследования является, в первую очередь, теория социально-культурной деятельности. В данном случае мы обращаемся к классикам области знаний — Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникову, Н. Н. Ярошенко. В связи с тем, что наша научная область является частью педагогической доктрины, мы, согласно Н. Н. Ярошенко, обращаемся к педагогическим парадигмам, или, по мнению А. Ю. Домбровской, к синтезу позитивистской и феноменологической концепции. Исследования в области социально-культурной деятельности, как и в любой другой научной дисциплине, связанной с социумом, являются зоной мультипарадигмальных подходов. Позитивистская методология, разработанная Огюстом Контом, предполагает исследование общества и его элементов по принципам естественнонаучного знания, т.е. изучение при помощи точных и объективных методов. Н. Н. Ярошенко в своей классификации педагогических парадигм относит стадию позитивного изучения социально-культурной деятельности к парадигме научения. Согласно ей, социально-культурная деятельность представляет собой совокупность технологий образования и просвещения личности. Углубляясь в исследование проектно-гуманитарных технологий и их влияния на все социальные элементы, мы видим, как данная парадигма реализуется в деятельности работников социально-культурной сферы. Применение данного подхода в исследовании обусловлено необходимостью «широко» рассмотреть существующую социально¬культурную ситуацию.
Феноменологический подход, разработанный Максом Вебером, предполагает направление взгляда исследователя «вглубь» феномена, где социальная реальность понимается как субъективная, существующая исключительно в сознании каждого индивида. Изучение социально-культурной деятельности в рамках данной парадигмы осуществляется через так называемые «субъективные методы»: неформализованные опросы, различные виды интервью. Их использование происходит для осуществления поставленной задачи — понять, какой смысл люди вкладывают в свои действия. Н. Н. Ярошенко относит феноменологию к парадигме социальной активности личности, что связывает социально-культурную деятельность с совокупностью технологий социально-культурной инициативы и самореализации личности. Обращаясь к ключевому понятию нашего исследования «проектно-гуманитарные технологии», мы именно в этой парадигме видим реализацию гуманитарной составляющей понятия.
Современные исследователи социально-культурной деятельности (В. А. Ядов, А. С. Готлиб) в России указывают на то, что количественные методы (характерные для позитивистской методологической концепции) необходимо дополнять использованием качественных методик (прямого инструмента феноменологической концепции). Таким образом, мы используем оптимальное соотношение подходов для адекватной и наиболее реалистичной оценки существующей ситуации в социально-культурной жизни библиотек.
Для нашего исследования мы используем такие методы оценки социально-культурной деятельности, как анализ, определение, социологические исследования (анкетирование, фокусированное групповое интервью, экспертное интервью) и контент-анализ.
Новизна исследования отражена в малой степени изученности проектно-гуманитарных технологий; никто ранее не анализировал данную тему с точки зрения внедрения проектно-гуманитарных технологий в социально-культурную деятельность централизованной библиотечной системы. Также раннее не проводились социологические исследования, направленные на выявление эффективности применения проектно-гуманитарных технологий в организации культурно-досуговой деятельности муниципальных библиотек.
Теоретическая значимость выражена в том, что возникает новое понятие, — проектно-гуманитарные технологии — определяющее уже существующий феномен, однако не имеющее широкого распространения в научных трудах.
Практическая значимость состоит в закреплении понимания, что культурно-досуговая деятельность в современных библиотеках проявляется через проектно-гуманитарные технологии; реализуемые именно через эти технологии формы работы библиотеки являются наиболее привлекательными для пользователей, что подтверждается результатами проведенных социологических исследований в конкретной централизованной библиотечной системе.
Содержание работы. Наша работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению сущности библиотечных инноваций и инновационной деятельности в библиотеках, а также проектно-гуманитарных технологий как феномена и инновации в библиотечной деятельности. Во второй главе мы рассматриваем особенности социально-культурного проектирования в централизованной библиотечной системе г. Красноярска, анализируем проведенные социологические исследования и представляем проект как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практику данной централизованной библиотечной системы.
В исследовании «Влияние проектно-гуманитарных технологий на развитие инновационной деятельности библиотек» были комплексно исследованы вопросы внедрения инноваций в социально-культурную работу библиотек посредство применения новых технологий. Проектная деятельность на сегодняшний день становится наиболее актуальной во всех сферах жизни общества, и социально-культурная не стала исключением, однако имеет собственную гуманитарную специфику.
Гипотезой нашего исследования стало позитивное влияние проектно-гуманитарный технологий на развитие инновационной деятельности библиотек через создание привлекательных для населения и реализуемых для учреждения социально-культурных проектов.
Анализируя различные литературные источники, мы приходим к пониманию дуальной сущности понятий «библиотечная инновация» и «инновационная деятельность библиотек», которые различными учеными понимаются либо как результат, либо как процесс преобразующей деятельности. Основным определением в данной части исследования мы назначим данное Е. Н. Гусевой, которая назвала библиотечной инновацией внедренный образец деятельности (а также продуктов или услуг), имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну, выходящий за пределы усвоенных традиций и переводящий профессиональную деятельность на качественно улучшенный, новый уровень. Учеными создаются различные типологии инноваций, однако для библиотечной деятельности ключевым моментом является признание инновацией не только создание принципиально нового и нигде прежде не применяемого продукта, а процесс перенимания опыта — как из других библиотек и учреждений культуры, так и из смежных областей научного знания и сферы жизни общества. Несмотря на распространенное мнение, что библиотечные инновации, подобно инновациям производственным, заключены в первую очередь в компьютеризации и осуществлении обслуживания посредством новых информационных технологий, библиотечная инновация также состоит в модернизации форм и технологий собственной культурно-досуговой деятельности.
Обращаясь к исследованию социально-культурных технологий, применяемых в библиотечной деятельности, мы рассмотрели их по типологии классиков социально-культурной деятельности Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, а также на основании трудов других исследователей изучили гуманитарную и педагогическую составляющую технологий организации досуга. Исследуя специфику социально-культурного проектирования, мы пришли к выводу, что применение проектных технологий в социально-культурном контексте подразумевает учет конкретных социально¬экономических, демографических и культурных особенностей региона, а также традиций и образа жизни его населения. Выполнение данных условий и пролонгированный характер применения и воздействия проектных технологий делает проектирование наиболее эффективным и способным к быстрому реагированию способом воздействия на аудиторию и фактором развития культурно-досуговой деятельности учреждений в целом.
Ключевое понятие нашего исследования — проектно-гуманитарные технологии. Его автором является Т. В. Кузнецова, и применение данного симбиоза технологий она предлагает включать как в процесс обучения специалистов социально-культурной деятельности для воспитания наиболее компетентных кадров, так и в процесс непосредственной социально-культурной работы в учреждениях этими специалистами. Метод проектов она называет одновременно способом достижения целей и совокупностью приемов, направленных на решение неких задач, что предполагает целенаправленные действия и демонстрацию законченного творческого продукта в финале.
Автор объясняет, что сочетание гуманитарных и проектных технологий представляет собой новую форму педагогического процесса, направленного на повышение уровня коммуникативных и социализационных навыков и получение компетенций посредством участия в проектной деятельности.
Проектно-гуманитарные технологии по типологии Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова относятся к альтернативным инновационным технологиям социально-культурной деятельности; они сами по себе являются инновационным продуктом, и в то же время инструментом организации деятельности, то есть катализатором инновационной деятельности. В случае нашего исследования, все эти правила работают и для библиотек.
Для социально-культурных учреждений, и в том числе библиотек, что наиболее важно в контексте нашего исследования, большое значение имеет стратегический потенциал применения проектно-гуманитарных технологий; специалисты социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности, осваивая навыки проектирования, учатся создавать новые структуры и системы развития социально-культурной сферы, прокладывая путь к достижению стратегических целей воспитания «человека культуры», толерантного сознания и повышения уровня общественного развития, что происходит через активацию собственных личностных ресурсов субъекта и является ярким примером проявления гуманитарной составляющей технологий.
Анализ социально-культурной деятельности библиотек в г. Красноярске на примере МБУК «Централизованная библиотечная система им. А.М. Горького» показал, что специалисты умеют и создают крупные комплексные проекты и мероприятия, используя современные формы работы с пользователями и проектно-гуманитарные технологии, о которых мы так много говорили. Наблюдается тенденция роста количества посетителей на мероприятиях, что говорит о повышении их заинтересованности в деятельности библиотеки и, таким образом, подтверждает нашу гипотезу.
Однако применяемые усилия не приводят полной удовлетворенности горожан досугом в библиотеке. Эти данные были подтверждены результатами социологического исследования, а также были выявлены такие проблемы, как недостаточная осведомленность горожан о социально-культурной деятельности библиотек и низкая компетентность библиотечных сотрудников в сфере организации данной деятельности. Следует признать, что на сегодняшний день
существует запрос общества и потенциал для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности библиотек.
На основании проведенных исследований нами был разработан проект «Самопознание через творчество» для реализации на базе ЦБС им. Горького. Аудиторией проекта выбрана молодежь как наиболее культурно активная и наименее задействованная в библиотечной деятельности группа. Целью проекта является формирование у молодежи устойчивого интереса к творчеству как способу познания самого себя и создание условий для развития навыков коммуникации. Достижение поставленной цели предполагается через осуществление совместного творчества молодых людей с применением различных форм и технологий, где их первостепенной и внутренней мотивацией становится стремление к самосовершенствованию и удовлетворение чувства собственной значимости.
Собранный материал и результаты социологических исследований могут стимулировать изучение и применение библиотечными работниками проектно-гуманитарных технологий, модернизации способов социально-культурной работы с населением в муниципальных библиотеках г. Красноярска, и способствовать инновационному развитию библиотечной деятельности.
Гипотезой нашего исследования стало позитивное влияние проектно-гуманитарный технологий на развитие инновационной деятельности библиотек через создание привлекательных для населения и реализуемых для учреждения социально-культурных проектов.
Анализируя различные литературные источники, мы приходим к пониманию дуальной сущности понятий «библиотечная инновация» и «инновационная деятельность библиотек», которые различными учеными понимаются либо как результат, либо как процесс преобразующей деятельности. Основным определением в данной части исследования мы назначим данное Е. Н. Гусевой, которая назвала библиотечной инновацией внедренный образец деятельности (а также продуктов или услуг), имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну, выходящий за пределы усвоенных традиций и переводящий профессиональную деятельность на качественно улучшенный, новый уровень. Учеными создаются различные типологии инноваций, однако для библиотечной деятельности ключевым моментом является признание инновацией не только создание принципиально нового и нигде прежде не применяемого продукта, а процесс перенимания опыта — как из других библиотек и учреждений культуры, так и из смежных областей научного знания и сферы жизни общества. Несмотря на распространенное мнение, что библиотечные инновации, подобно инновациям производственным, заключены в первую очередь в компьютеризации и осуществлении обслуживания посредством новых информационных технологий, библиотечная инновация также состоит в модернизации форм и технологий собственной культурно-досуговой деятельности.
Обращаясь к исследованию социально-культурных технологий, применяемых в библиотечной деятельности, мы рассмотрели их по типологии классиков социально-культурной деятельности Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, а также на основании трудов других исследователей изучили гуманитарную и педагогическую составляющую технологий организации досуга. Исследуя специфику социально-культурного проектирования, мы пришли к выводу, что применение проектных технологий в социально-культурном контексте подразумевает учет конкретных социально¬экономических, демографических и культурных особенностей региона, а также традиций и образа жизни его населения. Выполнение данных условий и пролонгированный характер применения и воздействия проектных технологий делает проектирование наиболее эффективным и способным к быстрому реагированию способом воздействия на аудиторию и фактором развития культурно-досуговой деятельности учреждений в целом.
Ключевое понятие нашего исследования — проектно-гуманитарные технологии. Его автором является Т. В. Кузнецова, и применение данного симбиоза технологий она предлагает включать как в процесс обучения специалистов социально-культурной деятельности для воспитания наиболее компетентных кадров, так и в процесс непосредственной социально-культурной работы в учреждениях этими специалистами. Метод проектов она называет одновременно способом достижения целей и совокупностью приемов, направленных на решение неких задач, что предполагает целенаправленные действия и демонстрацию законченного творческого продукта в финале.
Автор объясняет, что сочетание гуманитарных и проектных технологий представляет собой новую форму педагогического процесса, направленного на повышение уровня коммуникативных и социализационных навыков и получение компетенций посредством участия в проектной деятельности.
Проектно-гуманитарные технологии по типологии Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова относятся к альтернативным инновационным технологиям социально-культурной деятельности; они сами по себе являются инновационным продуктом, и в то же время инструментом организации деятельности, то есть катализатором инновационной деятельности. В случае нашего исследования, все эти правила работают и для библиотек.
Для социально-культурных учреждений, и в том числе библиотек, что наиболее важно в контексте нашего исследования, большое значение имеет стратегический потенциал применения проектно-гуманитарных технологий; специалисты социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности, осваивая навыки проектирования, учатся создавать новые структуры и системы развития социально-культурной сферы, прокладывая путь к достижению стратегических целей воспитания «человека культуры», толерантного сознания и повышения уровня общественного развития, что происходит через активацию собственных личностных ресурсов субъекта и является ярким примером проявления гуманитарной составляющей технологий.
Анализ социально-культурной деятельности библиотек в г. Красноярске на примере МБУК «Централизованная библиотечная система им. А.М. Горького» показал, что специалисты умеют и создают крупные комплексные проекты и мероприятия, используя современные формы работы с пользователями и проектно-гуманитарные технологии, о которых мы так много говорили. Наблюдается тенденция роста количества посетителей на мероприятиях, что говорит о повышении их заинтересованности в деятельности библиотеки и, таким образом, подтверждает нашу гипотезу.
Однако применяемые усилия не приводят полной удовлетворенности горожан досугом в библиотеке. Эти данные были подтверждены результатами социологического исследования, а также были выявлены такие проблемы, как недостаточная осведомленность горожан о социально-культурной деятельности библиотек и низкая компетентность библиотечных сотрудников в сфере организации данной деятельности. Следует признать, что на сегодняшний день
существует запрос общества и потенциал для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности библиотек.
На основании проведенных исследований нами был разработан проект «Самопознание через творчество» для реализации на базе ЦБС им. Горького. Аудиторией проекта выбрана молодежь как наиболее культурно активная и наименее задействованная в библиотечной деятельности группа. Целью проекта является формирование у молодежи устойчивого интереса к творчеству как способу познания самого себя и создание условий для развития навыков коммуникации. Достижение поставленной цели предполагается через осуществление совместного творчества молодых людей с применением различных форм и технологий, где их первостепенной и внутренней мотивацией становится стремление к самосовершенствованию и удовлетворение чувства собственной значимости.
Собранный материал и результаты социологических исследований могут стимулировать изучение и применение библиотечными работниками проектно-гуманитарных технологий, модернизации способов социально-культурной работы с населением в муниципальных библиотеках г. Красноярска, и способствовать инновационному развитию библиотечной деятельности.
Подобные работы
- ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕК
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Г. КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Г.КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРИНЦИПЫ ДОСТУПНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Управление качеством образования на основе внедрения инновационных технологий в среднем профессиональном образовании (на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Мензелипский сельскохозяйственный техникум»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



