Введение 3
1 Теоретические основы социализации одаренных подростков 6
1.1 Феномен одаренности 6
1.2 Проблемы социализации одаренных подростков 16
2 Технологическая основа социальной работы с одаренными подростками в
условиях образовательных учреждений 22
2.1 Программно-целевой подход к работе с одаренными подростками 22
2.2 Социальная работа с одаренными подростками в России: технологии и
направления 27
2.3 Технологии, формы и методы, используемые в работе с одаренными
подростками в зарубежных странах 36
3 Деятельность по социализации одаренных подростков в рамках
общеобразовательного учреждения 46
3.1 Опыт деятельности по работе с одаренными подростками в
общеобразовательных учреждениях 46
3.2 Проблемы, возникающие при работе с одаренными подростками в
общеобразовательном учреждении и рекомендации по их решению 60
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение
Необходимость изучения одаренности как некого феномена, который оказывает влияние на социализацию подростка в обществе, развитие его коммуникативных навыков, а также воздействие на его психологическое состояние, бесспорна. Без определенного положительного и правильного влияния и оказания сопровождения со стороны, одаренная личность может испытывать различные трудности, связанные как с взаимодействием с окружающими, так и с пониманием самого себя, вследствие чего возникают трудности социализации, как в среде общеобразовательного учреждения, так и в обществе в целом. Одаренные дети обладают большим внутренним потенциалом, для общества важно, чтобы это потенциал был использован на благо общества и не стал причиной негативных процессов и событий в жизнедеятельности подростка. По данным международной статистики, около 25 % всех детей в мире являются одаренными. При этом 2-3 % детей обладают выдающимися способностями. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, считают специалисты, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые [1]. Современное общество активно развивается, во многом такое развитие зависит именно от включенности одаренных индивидов. Именно поэтому так важна в целом работа с одаренными детьми. Значимость такой работы для нашей страны подтверждается и мерами правительства России - в 2012 г. президент утвердил концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Одаренность - явление, которое имеет множество характеристик и описаний, проявлений в различных видах, разнообразие способностей, а также психических и социальных особенностей. Явление одаренности не всегда может проявлять себя сразу и выражаться в значительной форме, оно может быть скрыто до определенного момента времени, влияния со стороны или воздействия внутренних факторов. Школа - важнейший этап социализации любого индивида в российском обществе, для одаренной личности важен
момент выявления ее способностей, их дальнейшее сохранение на протяжении всего этапа обучения. Одаренные подростки к типичным проблемам подросткового возраста имеют и дополнительные, связанные с наличием одаренности. С этой точки зрения одаренные подростки являются группой риска, которой требуется помощь со стороны социальных институтов, социальных групп, общества и государства. Одним из таких социальных институтов является социальная работа, ориентированная на комплексную помощь личности. Проблемы одаренных подростков зачастую сложны именно своей комплексностью, скрытым развитием, сложностью выявления.
Развитие одаренного подростка рассматривает В.В. Казарина, которая отмечает, что многие учёные относят данную категорию к группе социального риска [2, с. 4]. Работа с одаренными носит прежде всего превентивную функцию, так как помогает на начальном этапе помочь в становлении талантливой личности, в ее социальном развитии, в установлении нормализации учебного процесса в общеобразовательном учреждении, в недопущении негативных последствий в отношении одаренного подростка в дальнейшем. В то же время, несмотря на активность изучения, сохраняется потребность в дальнейшем исследовании феномена, так как именно проблемы социализации только недавно привлекли внимание ученых и этот аспект остается недостаточно изученным.
Объект - проблемы социализации одаренных подростков.
Предметом работы являются технологии социальной работы в общеобразовательном учреждении, направленные на социализацию одаренных подростков.
Цель: разработать методические материалы по социализации одаренных подростков средствами социальной работы.
Указанная цель определяет выполнения следующих задач:
- описать феномен одаренности;
- изучить проблемы социализации одаренных подростков;
- проанализировать направления и технологии социальной работы с одаренными подростками в России;
- изучить технологии, методы и формы работы с одаренными
подростками в зарубежных странах;
- проанализировать программно-целевой подход при работе с одаренными подростками;
- исследовать опыт деятельности по работе с одаренными подростками в общеобразовательном учреждении;
- выявить проблемы, возникающие при работе с одаренными
подростками в общеобразовательном учреждении.
Методы: анализ документов, наблюдение, опрос (интервью,
анкетирование).
Основные результаты выпускной квалификационной работы отражены в следующих публикациях:
1) Одаренные (талантливые) дети и молодежь как объект социальной работы / В. В. Буркова // Проспект Свободный-2016 : материалы науч. конф., посвященной Году образования в Содружестве независимых государств (15-25 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред. А.Н. Тамаровская. - Красноярск: Сиб. фе-дер. ун-т, 2016.
2) Роль социальной работы в социализации одаренных детей и подростков / В.В. Буркова // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы науч. конф. (25 апреля 2017). - Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017.
Рассмотрение проблемы социализации одаренных подростков в среде общеобразовательного учреждения актуально на сегодняшний день и затрагивает все аспекты развития талантливой личности. Необходимость учета специфических особенностей личности должна осуществляться при обучении одаренных подростков в школе, их способности и интересы должны учитываться и признаваться, чтобы избежать нарушений, как психологических, так и социальных.
Данная работа основана на нескольких исследованиях объемного масштаба, реализовавшихся в течение двух лет. Изучены материалы более 30 красноярских и краевых школ, проанализированы десятки программ по работе с одаренными и проведено подробное исследование 2 школ. Для того, чтобы всецело изучить специфические особенности талантливой личности, одаренность была рассмотрена как некоторый феномен, который на сегодняшний момент не имеет определенного значения, в связи с чем возникают определенные трудности выявления одаренности среди учеников общеобразовательных школ.
Помимо трудностей выявления одаренных учеников, существуют и их специфические проблемы, которые влияют на процесс социализации талантливого подростка. Рассмотрение данных проблем одаренного подростка необходимо для того, чтобы сформировать методический комплекс, содержащий критерии для выявления одаренности, а также простроить дальнейшую работу с учеником, с помощью включения его в различные виды деятельности, для того, чтобы он смог успешно социализироваться в обществе.
Социальная работа, как вид деятельности может реализовывать свои функции в работе с одаренными подростками, поэтому были рассмотрены технологии и методы работы с данной группой, общие и специфические. Также
была описана деятельность по работе с одаренными подростками в зарубежных странах.
В дополнении было проведено исследование по выявлению состояния дел и мотивированности школьных учителей к работе с одаренными подростками. В общеобразовательных учреждениях в обязательном порядке внедряют программу в отношении одаренных, поэтому было важно выявить степень принятия и готовности работать по ней. Результаты исследования помогли выявить проблемы при работе учителей с одаренными подростками, на их основе были разработаны рекомендации по решению тех или иных недостатков, возникающих при обучении талантливых учеников.
Работа с одаренными подростками важна, так как позволяет сформировать успешную в каком-либо виде деятельности личность, с определенным набором специфических способностей, способную определить развитие страны в ближайшие десятилетия. В то же время необходимо помнить о личностных потребностях самого подростка, возможности обеспечить ему полноценную жизнь. Для полноценного развития такой личности необходимо учитывать ее специфические качества, способности, психологические и социальные компетенции, которые могут не соответствовать возрасту, для этого необходимо использовать социальную работу как вид деятельности, который благодаря своему функционалу сможет способствовать успешной социализации одаренного подростка.
1 В России проведут «перепись» одаренных детей [Электронный ресурс] : Российская газета. - Электронный журнал. - 2015. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/11/20/deti-site.html
2 Казарина, В.В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлением одаренности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Казарина Вера Викторовна. - Москва, 2015. - 28 с.
3 Мешкова, Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально- психологический аспект / Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. - 2015. - №1. - С. 26-44.
4 Одаренные дети [Электронный ресурс] : всероссийский портал
дополнительного образования, система поиска и поддержки молодых талантов. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://globaltalents.ru/.
5 Литвак, Р.А. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях / Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук // СИСП. -2012. - №1. - С. 635-644.
6 Павлова, С. А. Анализ тестовых методов диагностики детской одаренности / С.А. Павлова // Вестник БГУ. - 2009. - №15. - С. 223-228.
7 Блинова, В.Л. Детская одаренность: теория и практика : учебно¬методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. - Казань : ТГГПУ, 2010. - 56 с.
8 Емельянова, И. Е. Понятие «Одаренность» в психолого-педагогической литературе / И.Е. Емельянова // Вестник ЧЕПУ. - 2011. - №3. - С. 62-69.
9 Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности : учебник / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 448 с.
10 Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков : учебник / Н.С. Лейтес. - Москва : Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
11 Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы
психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - №3.
12 Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 325 с.
13 Белоусова, А.К. Что такое одаренность? / А.К. Белоусова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №3. - С. 2-4.
14 Трафимчик, Ж. И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему / Ж.И. Трафимчик // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - №2 (40). - С.140-145.
15 Рычкова, В.В. Психолого-педагогические особенности одарённых подростков и их влияние на организацию инновационного образовательного пространства / В.В. Рычкова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. -2014. -№5 (58) - С.74
16 Капшов М.М. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие : Материалы научно- практической конференции. / М.М. Капшов, О.Г. Прикот. - Санкт-Петербург: АЛЛО, 2011. - 805 с.
17 Суднева, О. Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития /
О. Ю. Суднева // СИСП. - 2012. - №11.
18 Слабоспицкая, М.В. Одаренность как прогностический фактор социализации подростка / М. В. Слабоспицкая // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1.
19 Щербинина, О.С. Проблема социального развития одаренных детей / О.С. Щербинина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №5. - С. 180-183.
20 Алиева, Т.В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» / Т.В. Алиева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №3. - С.31-40.
21 О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы : постановление правительства Российской Федерации от 21 март. 2007 г. № 127 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - 21 фев.
22 О ресурсном центре по работе с одаренными детьми краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования : положение от 6 дек. 2010 г. - Красноярск. - 2010. - 6 дек.
23 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья на 2010-2012 годы : постановление правительства Красноярского края от 23 нояб. 2010 г. № 586-п // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2011. - 1 янв.
24 Ледяева, Е. В. Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска / Е.В. Ледяева // Вестник МЕУ. - 2010. - №2 - С.125-128.
25 Тюменева, Ю.А. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 / Ю.А. Тюменева, А.И. Вальдман, М. Карной // Вопросы образования. - 2014. - №1. - С. 8-24.
26 Цукерман, Е.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников / Е.А. Цукерман, Е.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. - 2011. - №2. - С. 123-151.
27 Агарков, О. А. Технологи сощально! роботи : навч. noci6. для студешгв ВНЗ / О. А. Агарков, Д. Ю. Арабаджиев, В. В. Кузьмш, I. В. Мещан, В. М. Попович. - Запор1жжя : Мотор С4ч, 2015. - 486 с.
28 Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0115-9.htm.
29 Можаева, Г.В. Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева // ОНВ. - 2013. - №5 (122). - С. 163¬167.
30 Можаева, Г.В. Организация работы с одаренными школьниками в странах Европы и Азии / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2014. - № 1(53). - С. 25 - 35.
31 Якушева, С.Д. Возможности творческого взаимодействия «учитель- ученик» в развитии социальной компетентности подростков / С.Д. Якушева, О.О. Савина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2010. - №3. - С. 97-108.
32 Богачева, Г. Г. Диагностика социальных компетенций и социальной компетентности учащихся основной школы / Г.Г. Богачева // мастер - класс
33 Огородова, Л.Н. Содержание и структура социальных
компетентностей подростков - школьников / Л.Н. Огородова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4.
34 Горячева, И.С. Условия формирования социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе / И.С. Горячева, И.В. Кузьменко // Студенческий научный форум. - 2012.
35 Прихожан, А. М. Шкала социальной компетентности [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан // Психологическая диагностика. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/sk
36 Прихожан, А.М. Диагностика социальной компетентности
обучающихся [Электронный ресурс] / А.М. Прихожан // Сайт методического объединения педагогов-психологов. - Режим доступа:
http://psy.deti51. org.ru/diagnosticheskij -instrumentarij/132-diagnostika-sotsialnoj - kompetentnosti-obuchayushchikhsya.html