ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оборота розничной торговли торгового предприятия 6
1.1 Оборот розничной торговли: понятие, сущность, виды и их
классификация 6
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли 10
1.3 Методика планирования оборота розничной торговли 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основную массу материальных благ, используемых для
удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.
Количественная и качественная характеристика товарной массы,
которая переходит из сферы производства в сферу потребления в
соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в
показателях оборота розничной торговли и оборота розничной торговли.
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а оборот розничной торговли выступает в качестве
необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть
достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает
определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то
максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема оборота
розничной торговли как основного фактора роста доходов и прибыли, а
также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату
груда.
Темпы роста оборота розничной торговли, повышение качества
предлагаемой продукции непосредственно влияют на величину издержек,
прибыль и рентабельность предприятия и другие показатели, поэтому анализ
данного показателя имеет большое значение. Вышеизложенное определяет
актуальность темы выпускной бакалаврской работы.
Целью данной работы является экономическое обоснование резервов
роста оборота розничной торговли на основе его анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть понятие, сущность, состав и классификацию
видовоборота розничной торговли;
- изучить методики анализа и планирования оборота розничной
торговли;- дать краткую организационно-экономическую характеристику
ООО «Славянка К»;
- проанализировать динамику, состав, структуру оборота
розничной торговлиООО «Славянка К»;
- провести анализ товарного обеспечения оборота розничной
торговли;
- оценить влияние факторов на изменение оборота розничной
торговли;
- осуществить планирование оборота розничной торговли в целом,
в ассортиментном и временных разрезах;
- разработать пути повышения оборота розничной торговли и его
оптимизации.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и
зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам, в том числе
Н.Н. Терещенко, А.Н. Соломатина,Г.Г.Иванова и др.; законодательство
Российской Федерации и его структур; публикации в периодической печати;
учебники и учебные пособия; результаты собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в
процессе проводимых исследовании совокупности различных методов
анализа: анализа и синтеза, группировки и сравнения и других, входящих в
экономико-статистические методы, а также метода экспертной оценки и
методов планирования: метода на основе среднегодовых темпов роста и
метода выравнивания динамического ряда по скользящей средней, входящих
в экономико-статистические методы, экономико-математического метода;
метода получения целевой прибыли, а также методы экспертной оценки.
Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых
в процессе исследования задач.
Предметом исследования в выпускной бакалаврской работе
являетсяоборот розничной торговли.
ООО «Славянка К» создано на основании Гражданского Кодекса
Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной
ответственностью» в качестве коммерческой организации с целью
извлечения прибыли.Местонахождение и почтовый адрес общества: Красноярский край, г
Красноярск, ул. Щорса 49Б.
К положительным моментам в деятельности торгового предприятия
ООО «Славянка К» можно отнести следующие факты:
- в целом за анализируемый период на предприятии происходит
расширение финансово-хозяйственной деятельности, что подтверждает
увеличение оборота розничной торговли более чем на 3487 тыс. руб. или
практически на 23,40% в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Это
связано с изменением структуры ассортимента с учетом покупательского
спроса и величины получаемой прибыли;
-в предприятии наблюдается равномерное развитие оборота розничной
торговли во временном аспекте;
- основное влияние на объем оборота розничной торговли в
сопоставимых ценах оказало увеличение производительности труда как в
целом по фирме (размер влияния составил 1517,0 тыс. руб.), так и
производительности труда торгово-оперативного персонала;
- рост поступления товаров способствовал увеличению оборота
розничной торговли на 2623 тыс. руб.
-изменение среднегодовой стоимости основных фондов привело к
недополучениюоборота розничной торговли на 381,05 тыс. руб, а изменение
фондоотдачи повысилооборот розничной торговли на 3868,05 тыс. руб. Это
свидетельствует об интенсивном использовании основных фондов
- эффективность использования товарных ресурсов в отчетном году по
сравнению с прошлым годом: выросла по объему оборота на 0,20%, по сумме
прибыли на 27,22% и в целом на 12,90%.
К отрицательным моментам в деятельности торгового предприятия
ООО «Славянка К» можно отнести следующие факты:
- увеличение оборота розничной торговли в отчетном периоде было
достигнуто за счет роста цен, что негативно характеризует деятельность
предприятия- изменение средней стоимости оборотных средств привело к росту
оборота розничной торговли на 6457,41 тыс. руб, а замедление
оборачиваемости привело к снижениюоборота розничной торговли на
2970,41 тыс. руб. Это свидетельствует об экстенсивном направлении
развития предприятия
- в анализируемом периоде время товарного обращения замедлилось с
35,1 до 45,3 дня. Это отрицательный момент в работе предприятия,
способствующий вовлечению в оборот финансовых средств.
На основе проведенного анализа рассчитаем оборот розничной
продажи на следующий период, используя следующие методы:
-метод среднегодовых темпов роста;
-планирование по скользящей средней;
-экономико-математический метод;
- метод получения целевой прибыли
- метод экспертных оценок
План оборота розничной торговли, рассчитанный по методу
выравнивания динамического ряда по скользящей средней предусматривает
слишком большой рост объема продаж – 27,45% и 15,86% соответственно,
что нереально к фактическому выполнению в действующих условиях
внешней и внутренней среды.План оборота розничной торговли,
рассчитанный по экономико-математическому методу незначительно
превышает значения оборота розничной торговли за 2015 год. Это позволяет
сделать вывод об оптимальности величины оборота розничной торговли,
спланированной методом среднегодовых темпов роста.
По результатам планирования оборота розничной торговли на
следующий период можно сказать, что наибольший объем продаж придется
на 4 квартал–6187,7 тыс. руб., наименьший на 2 квартал–5070,28 тыс. руб..
Наибольший удельный вес в структуре оборота розничной торговли
ООО «Славянка К» в планируемом периоде займет товарная группа «торты»– 24,90% или 5445,65 тыс. руб. Наименьший удельный вес займет товарная
группа «прочие продовольственные товары» – 4,20% или 918,54 тыс. руб.
Для дальнейшего роста оборота розничной торговли и повышения
эффективности деятельности руководству фирмы можно было бы
предложить:
1) проведения акции для покупателей, при которой покупатель,
совершая покупки за месяц на 7 тыс. руб. получал бы в подарок дисконтную
карту «Славянка К», дающую право в дальнейшем покупать кондитерские
изделия со скидкой 3%.
Возможный прирост объема оборота розничной торговли составит 210
(тыс. руб.). Прирост прибыли от продажи составит 43,65 (тыс. руб.)
2) ввести новую товарную группу «мороженое».Выбор был остановлен
на красноярском хладокомбинате «Хладко»
Для определения возможного объема продаж по каждому
наименованию, на предприятии было проведена в течение 7 дней пробная
реализация указанных наименований продукции, результаты которой
приведены в таблице 3.14
На первом этапе реализации данной товарной группы установим
торговую надбавку 40%, что сохранит преимущества по цене в сравнении с
конкурентами, торгующими аналогичной продукции в радиусе деятельности
ООО «Славянка К»
Предложение товарной группы «мороженое» позволит увеличить
оборот розничной торговли на 478,61 тыс. руб. в год, а также получить
валовой прибыли на сумму 133,33 тыс. руб.
Конституция Российской Федерации. - Москва: Эксмо, 2016. - 32
с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. [Электронный
ресурс]: по состоянию на 01 апреля 2016 г. - Режим доступа: Консультант
Плюс.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. [Электронный
ресурс]: по состоянию на 01 апреля2016 г. - Режим доступа: Консультант
Плюс.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
по состоянию на 01 апреля 2016 г. - Режим доступа: Консультант Плюс.
5. Указания по заполнению форм федерального статистического
наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»,
№ П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3
«Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о
численности, заработной плате и движении работников», № П-5 (м)
«Основные сведения о деятельности организации» [Электронный ресурс]:
приказ Росстата от 24.10.2011 № 435. В ред. Приказа Росстата от 23.10.2015
№ 625. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
6. .Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов
розничного торгового предприятия: практикум / Краснояр. гос. торг.-экон.
ин-т; сост. Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова. – Красноярск, 2006. – 115 с.
7. Арзуманова Т. И. Экономика организации: учебник для
бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2014. -
240 с.
8. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях
торговли и питания: учебник / Т.И.Арзуманова, М.Ш. Мочабели. -2-е
изд.,перераб. и доп. - М: Дашков и К, 2009- 276 с.
9. Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия: учебник для
вузов. М.: Экономика, 2014.- 238 с.10. Бондарь, Н.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие /
Н.Н. Бондарь. – Кемерово : МАУП, 2012. – 432 с.
11. Иванов Г.Г. Управление торговой организацией: Учебник / Г.Г.
Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. - М.: Инфра-М, 2013. - 368 с.
12. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник для
вузов / Г.Г. Иванов – М.: Академия, 2010. – 318с.
13. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и
общественного питания: учеб.пособие / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко –
Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 416 с.
14. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учебник /
К.А. Раицкий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 1012 с.
15. Саталкина Н.И. Экономика торговли: Учебное пособие / Н.И.
Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 232 с.
16. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник/ В.К.
Скляренко, В.М. Прдников. – М.: ИНФРА-М, 2010.-32с.
17. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания
потребительского общества: учебник / А. М. Фридман. - М.: Дашков и Ко,
2008. - 628 с.
18. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное
питание, туристический бизнес: учеб.пособие для вузов /В.А.Чернов - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 68 с.
19. Экономика отрасли: торговля и общественное питание:
учеб.пособие / под ред. Е. А. Карпенко [и др.] – М.: Альфа-М: ИНФРА-М,
2008. – 224 с.
20. Экономика предприятия торговли и общественного питания:
учеб.пособие / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. - 3-е изд., стер. -
М.: КНОРУС, 2008.-400с.
21. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник /
под ред. Л.А. Брагина. – М.:ИНФРА – М, 2009-215с.22. Экономика торгового предприятия: учебник / А.И. Гребнев [и
др.]. – М.: Экономика, 2006.- 238с.
23. Экономика и организация деятельности торгового предприятия:
учеб.пособие / под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 295 с.
24. Экономика: конспект лекций на тему: «Оборот розничной
торговли и товарные ресурсы торгового предприятия: сущность, методика
анализа и оценка эффективности использования» / Краснояр. гос. торг. -
экон. ин-т.; сост. А.М. Смирнова. – Красноярск, 2007-87с.