Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУВЕРЕНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

Работа №20727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения ценностно-смыслового пространства
осужденных и возможностей его суверенизации 9
1.1 Ценностно-смысловое пространство: определение, компоненты, уровни
развития 9
1.2 Психологические особенности личности осужденных 14
1.3 Возможности суверенизации осужденных 22
2 Экспериментальное исследование ценностно-смыслового пространства и
возможностей его суверенизации 28
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичной диагностики 28
2.2 Психологическая программа, направленная на суверенизацию ценностно-смыслового пространства осужденных 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностик 47
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Приложение Е 66
Приложение Ж 67


Актуальность темы исследования связана с многообразием феноменов бытия личности, определяемых сложностью их взаимодействия в специфическом социокультурном пространстве. Современная эпоха социальных изменений вынуждает личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и отношений, поиску новых алгоритмов и форм поведения, с учетом своего жизненного опыта, личностного потенциала, ценностно-смысловых полей, системы сложившихся установок, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им мире [11]. Поэтому представляется перспективным исследование личности через обращение к системе ее жизненных координат «в контексте открытости человека в мир, реализующего себя во взаимодействии с ним» [6, с. 12].
В современном российском обществе отмечается значительный рост преступности, который в свою очередь ведет к увеличению числа осужденных за различные виды преступлений. Сложившаяся в стране исправительная система, в целом ориентируется на традиционные карательные методы работы с осужденными и является не очень эффективной. Неэффективность пенитенциарных учреждений объясняет факт приобретения осужденными в период отбывания наказания таких негативных черт, как склонность к насилию, корысть, неуважение к обществу и т.д., а методы, ориентированные на исправление преступника, не вызывают продуктивных изменений в деформированной личности.
В таком случае, проблема исправления и коррекции противоправной личности должна затрагивать исследование индивидуальной специфики внутренней жизни, реконструкции субъективной картины мира личности. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных тенденций происходит формирование «аномальных» структур индивидуального сознания, в том числе ценностно-смысловых образований.
Учитывая тот факт, что ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, и, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации, обусловливает общую направленность его жизни, система ценностных ориентаций и связанная с ней направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека.
Специфические деформации ценностно-смысловой сферы являются центральными характеристиками криминальной личности, поскольку вносят наибольший вклад в дизрегуляцию ее социального поведения и жизненного пути. У осужденных снижена потребность в самореализации; не выражена потребность в смысле жизни; отмечается пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям как источникам смысла жизни; значительно расхождение между декларируемыми и реальными ценностями и смыслами жизни; представления о должной жизни не сбалансированы с реальными возможностями и средствами ее осуществления; отмечаются равнодушие к будущей временной перспективе, нечеткость жизненных целей и отставание в развитии жизненных планов.
По нашему мнению, в исправительных учреждениях немаловажное значение должно уделяться работе, направленной на суверенизацию личности осужденных, как одному из вариантов решения проблемы ценностно¬смысловой сферы осужденных. Данное направление работы позволит расширить психологическое (жизненное) пространство личности осужденных, повысить их самоорганизацию, готовность к новому опыту, актуализировать ценностно-смысловые координаты личности, а в итоге стать суверенной личностью, и получить возможность менять свой образ жизни. Все это поможет дальнейшей ресоциализации осужденных.
Суверенность характеризует не только здорового, активного, полно функционирующего, независимого, сохраняющего динамическое равновесие, самоактуализирующегося и самореализующегося человека, но еще и созидающего свой мир и самого себя. То есть, становясь суверенной личностью, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира.
Цель исследования - изучение и выявление особенностей суверенизации ценностно-смыслового пространства личности осужденных.
Объектом исследования является ценностно-смысловое пространство личности как психологическая категория.
Предметом исследования являются возможности суверенизации ценностно-смыслового пространства личности осужденных.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические источники по проблеме ценностно-смыслового пространства личности и суверенизации.
2. Подобрать диагностические методики исследования ценностно-смыслового пространства и суверенности личности осужденных, проанализировать результаты.
3. Разработать психологическую программу, направленную на суверенизацию ценностно-смыслового пространства личности осужденных.
Теоретико-методологической основой работы явились труды отечественных психологов Ю.М. Антоняна, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, Д.А. Леонтьева, С. К. Нартовой-Бочавер, А.А. Осиповой, Ю.В. Трофимовой, А.И. Ушатикова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2.Эмпирические методы: тестирование (психодиагностический метод (Опросник суверенности психологического пространства личности Нартовой-Бочавер С.К., тест смысложизненных ориентаций (модификация Леонтьева Д.А.), морфологический тест жизненных ценностей (Сопов В.Ф., Карпушина Л.В.));констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ФКУ Тюрьма №2 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Выборка исследования составила 15 человек, мужчины в возрасте от 20 до 32 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что подобран и систематизирован теоретический материал по проблеме исследования. Получены эмпирические данные по малоизученной проблематике суверенизации ценностно-смыслового пространства личности осужденных. Разработана, апробирована психологическая программа, направленная на суверенизацию ценностно-смыслового пространства осужденных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), 7 приложений. Результаты экспериментального исследования представлены в 6 таблицах. Общий объем работы составляет 89 страниц машинописного текста

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что проблема ценностно-смыслового пространства личности широко разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии на протяжении нескольких десятков лет. Формирование системы ценностей и смыслов личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Ценностно-смысловое пространство - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Содержание ценностно-смыслового пространства личности неразрывно связано с социальными условиями и социальными нормами общества и в значительной степени определяет общую направленность личности - как просоциальную, так и антисоциальную.
В отличие от законопослушных граждан, осужденные имеют деформированное ценностно-смысловое пространство. Им присуще ригидность, социальная пассивность, деформация психологического пространства, искаженные представления о своем жизненном пути, не желание переосмысливать свое прошлое и проектировать будущее, не хотят нести ответственность перед самими собой.
Психологическая (личностная) суверенность — это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она представляет собой форму субъектности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности.
По мнению Клочко А.В. становясь суверенной личностью, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира. Суверенность обеспечивает человеку возможность самостоятельного выхода к культуре через порождение новых качеств, мерностей, которые детерминируют дальнейшее развитие человека.
Авторы А.В. Клочко и О.М. Краснорядцева указывают на то, что «внутренне суверенизация представляет собой растущую возможность человека к «овладению собой», опираясь на ценностно-смысловые координаты собственного становящегося многомерного мира».
Для осуществления процесса суверенизации осужденных можно использовать тренинги, специально разработанные психологические программы. Также суверенизации личности осужденных способствует получение высшего или средне-специального образования (если такового не имеется).
Для проведения эксперимента был подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности ценностно-смыслового пространства и суверенности личности осужденных. Для диагностики были использованы методики: «Опросник суверенности психологического пространства личности» (авт. Нартова-БочаверС. К.), «Тест смысложизненных ориентаций» (модификация Леонтьева Д.А.), «Морфологический тест жизненных ценностей» (авт. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В.).
Обобщив и проанализировав результаты первичной диагностики мы пришли к следующим выводам:
1. В целом по выборке преобладают низкие показатели по суверенности психологического пространства. Значимая часть (60%) респондентов показали депривированность психологического пространства.
2. Суверенность ценностей, привычек, социальных связей являются наиболее депривированными критериями психологического пространства осужденных.
3. Такие показатели осмысленности жизни как: процесс, результативность, локус контроля - Я, у большинства осужденных имеют низкий уровень развития.
4. Характерным для большинства осужденных является преобладание прагматических ценностей.
На основании результатов первичной диагностики, была разработана и апробирована психологическая программа, направленная на суверенизацию ценностно-смыслового пространства осужденных.
После реализации программы, была проведена повторная диагностика, которая позволила выявить положительную динамику ценностно-смыслового пространства и суверенности личности осужденных и определить эффективность реализованной программы.
Произошли изменения следующих параметров: рост показателей суверенности психологического пространства в целом и по типам суверенности в частности, повышение уровня смысложизненных ориентаций, изменение распределения ценностей в сторону духовно-нравственных ценностей, снижение количества отвергаемых и девальвированных ценностей и жизненных сфер - это позволяет нам говорить о возрастании уровня суверенности личности осужденных.
Выше изложенные факты позволяют утверждать, что цель выпускного квалификационного исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.



1. Братусь, Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Б. С. Братусь; под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. - Москва : Смысл, 1999. - 312 с.
2. Буравцова, Н. В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности / Н. В. Буравцова // Вестник НГУ. Серия : Психология, 2008. - С. 47 - 52 с.
3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб : Санкт-Петербург, 2006. - 200 с.
4. Валединская, О. Р. Личное пространство человека и возможности его «измерения» / Психология зрелости и старения ; под ред. С. К. Нартова-Бочавер. - Москва : Академия, 2002. - 312 с.
5. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии / Ф. Е. Василюк.
- Москва : Смысл, 2003. - 240 с.
6. Галажинский, Э. В. Поиск методологических оснований изучения психологических детерминант самореализации личности / Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: матер. Сибирского психологического форума / Э. В. Галажинский. - Томск : Томский государственный университет, 2004. - С. 538 - 541.
7. Дмитриев, Ю. А. Пенитенциарная психология: учебник /
Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. - Ростов - на - Дону, 2007. - 688 с.
8. Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения/ Г. В. Залевский . - Москва : изд. «Институт психологии РАН», 2007. - 336 с.
9. Клочко, А. В. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / А. В. Клочко // Сибирский психологический журнал. - Томск, - 1998. - № 8-9. - С.7-15.
10. Клочко, А. В. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе / А. В. Клочко, О. М. Краснорядцева // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. -2001. - № 1. - С. 4-9.
11. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В. Е. Клочко. - Томск : Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
12. Клочко, В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. - Томск, 2009. - 240 с.
13. Коптева, Н. В. Онтологическая уверенность и психологическая суверенность / Н.В. Коптева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 223 - 227.
14. Лапшина, Т. Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции: дис. канд. психол. наук: 19.00.06 / Лапшина Татьяна Юрьевна. - Ростов - на - Дону, 2007. - 181 с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
16. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 1997. - 43 с.
17. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. - Москва : Смысл, 2003. - 488 с.
18. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учебное пособие для студентов вузов / В. Т.Лисовский. - Санкт - Петербург : Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2000. - 508 с.
19. Майерс, Д. Социальная психология Текст. : интенсив, курс / Д. Майерс. - 3 - е изд. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак : Нева, 2007. - 512 с.
20. Мартиросян, К. В. Суверенность личного пространства как предмет теоретического и эмпирического психологического исследования / Интернет- журнал «Науковедение», 2013. - №6. - С. 2 - 15.
21. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.13 / Нартова-Бочавер Софья Кимовна. - Москва, 2005. - 431 с.
22. Осипова, А. А. Тюремный кризис. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2005. - 315 с.
23. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. - Москва : Ось - 89, 2007. - 704 с.
24. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. -Самара : БАХРАМ-М, 2008. - 672 с.
25. Психолого-педагогический практикум: методики диагностики
подростков и старшеклассников : учебное метод. пособие для студентов. / Сост. Т. Л. Ядрышникова, М. А. Снесарь - Красноярск, 2005.
26. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренинга / К. Торн, Д. Маккей.- Санкт - Петербург : Питер, 2006. - 144 с.
27. Ушатиков, А.И. Основы пенитенциарной психологии / А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. - 536 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
28. Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений. [Электронный ресурс] / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. - Москва, 1996. - Режим доступа: http://yurpsy.com/files/ucheb/anton/03.htm.
29. Братусь, Б. С. Аномалии личности. [Электронный ресурс] / Б. С. Братусь. - Москва: Мысль, 1988. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/02_b/ra/tus_anom.htm.
30. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1.[Электронный ресурс]: /
Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1983. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/1/0175/1-0175-1.shtml.
31. Деев, В. Г. Основы психологии исполнения уголовных наказаний.
[Электронный ресурс]: / В. Г Деев, Е. Н. Казакова, И. В. Михалева, А. В. Наприс. - Вологда, 2001. — Режим доступа:
http://yurpsy.com/files/xrest/2/162.htm.
32. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт много-мерной реконструкции [Электронный ресурс] / Д. А. Леонтьев. — Вопр. философ. — 1996. — № 5. — Режим доступа:http://motiv.smysl.ru/TSEN.DOC.
33. Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. Диагностика жизненных ценностей личности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycabi.net/testy/453.
34. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности: Монография. [Электронный ресурс] / С. К. Нартова-Бочавер. — Москва: Прометей, 2005. — Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26392.
35. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности [Электронный
ресурс]: / А. В. Серый, М. С. Яницкий. — учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - Режим
доступа: http://www.studmed.ru/view/seryy-av-yanickiy-ms-cennostno-smyslovaya- sfera-lichnosti_f6e029c30f3.html.
36. Смирнова, Я. К. Психологическая суверенность при разной временной ориентации личности. [Электронный ресурс] / Я. К. Смирнова. - Режим доступа: http://research-journal.org/psycology/psixologicheskayasuverennost-pri- raznoj -vremennoj -orientacii-lichno sti/.
37. Трофимова, Ю. В. Суверенизация личности как предмет постнеклассической психологии. [Электронный ресурс] / Ю. В. Трофимова. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.aspidM7831323.
38. Трофимова, Ю. В. Сценарии суверенизации в юношеском возрасте на
этапе обучения в ВУЗЕ [Электронный ресурс] / Ю. В. Трофимова. - Мир науки, культуры, образования. - № 3, 2013. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/query_results.asp
39. Ядов, В. А. Диспозиционная позиция личности Текст. [Электронный ресурс] / В. А. Ядов // Социальная психология. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0245/1-0245-1.shtml.
40. Ясперс, К. Общая психопатология [Электронный ресурс] / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0296/3_0296- 1.shtml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ