Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №20704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста 13
1.3 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на
развитие речи детей дошкольного возраста 18
2 Экспериментальное изучение развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования 23
2.2 Перспективно-тематическое планирование по формированию
лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Результаты повторной диагностики. Оценка эффективности работы по формированию лексико-грамматической стороны
речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 1 Комплекс методик по изучению уровня сформированности лексико-грамматической стороны развития речи дошкольников
Приложение 2 Программа по формированию лексико¬грамматической стороны речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры


В современной педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики. Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи.
Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.
В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения» (цитируется по [21]).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие авторы. По их мнению, эффективным средством развития речи является сюжетно¬ролевая игра, а следовательно, процесс развития речи в данной игре будет проходить эффективно. Это определяет актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Рассмотрение вопросов о том, каковы должны быть основные направления в работе воспитателя, какие методические приемы могут быть использованы в ходе развития речи дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры, составляют проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности старшего дошкольника, предполагается, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить особенности развития речи детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть виды и значение сюжетно-ролевых игр в аспекте развития;
2) экспериментально изучить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать программу по формированию лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников посредством сюжетно- ролевых игр и реализовать ее на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы»;
4) составить и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы исследования.
1. Библиографический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социологический (тестирование, опрос, наблюдение).
3. Статистический (количественный и качественный анализ результатов).
В ходе выполнения экспериментальной части работы использовались методики диагностического исследования, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. [29]:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение».
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы». Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в количестве 20 респондентов.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы в виде публикации статьи: Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 мая 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 156-158.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития речи дошкольников. Экспериментально выявлен уровень развития речи старших дошкольников и по результатам диагностики разработана программа, целью которой является развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. По результатам формирующего эксперимента дана оценка программы с точки зрения соответствия заявленной цели и возможности внедрения ее в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Структура дипломной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и одном рисунке. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.
Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет развитие речи детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Для выявления уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.
Экспериментальное обследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольная группа».
Исследование лексико-грамматического строя речи выявило низкий уровень развития речи у детей дошкольного возраста.
С целью повышения уровня лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста нами разработана программа, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
С целью оценки эффективности разработанной и реализованной нами программы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика.
Следует отметить, что большинство детей повысили уровни сформированности лексико-грамматического строя речи.
На основании полученных данных и сравнительного анализа результатов проведенного нами исследования, можем сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, наше предположение о том, что сюжетно-ролевые игры способствуют повышению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, нашло подтверждение в рамках данного выпускного квалификационного исследования.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. - Москва : Просвещение, 2011. - 286 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2011. - 177 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва, 2011. - 402 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 225 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 2009. - 288 с.
6. Выгодский, Л.С. Психология. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс,2013. - 1008 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 2011. - 36с.
8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 288 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - Москва : Изд-во ГНОМ и Д, 2010. - 144 с.
10. Дубровина, И.В. Психология / под ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - Москва : Издательский центр Академия, 2014. - 461 с.
11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - Москва : ЧП Ильин, 2001. - 249с.
12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. - М., 2012. - 200 с.
13. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - Москва, 2012. - С. 45-60.
14. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 144 с.
15. Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - Издание 2-е, - Москва, 2013.
16. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2010. - 267с.
17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Москва: Психологический институт РАО МоиПН, 2013. - 115 с.
18. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4 - 23-30 с.
19. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - Москва : «Просвещение», 2012. - С. 3-58
20. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - Москва : Октябрь. - 2012. - 304 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 5-е изд., Стереотип / В.С. Мухина. - Москва : Издательский центр Академия, 2010. - 456 с.
22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - Кн.3. - Москва: Модерн, 2012. - 421 с.
23. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - Москва : изд-во ГНОМ и Д, 2010. - 160с.
24. Рубинштейн, Л.С. Речь и мышление / Рубинштейн Л.С. - Москва : Просвещение, 2013. - 432 с.
25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М., 2012. - 203 с.
26. Смирнова, А.А. Психология / А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1962.
27. Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С.10-23.
28. Спиваковская, АС. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - Москва, 2011. - 214 с.
29. Спирова, Л. Ф., Ястребова, А. В «Обследование лексического запаса и грамматического строя языка» / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2005. - С.35-54.
30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - Москва: Просвещение, 2014. - 216 с.
31. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - 322 с.
32. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В Запорожца. - Москва: Просвещение, 2006. - 196 с.
33. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методич. пособие для воспитателей ДОУ / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва : Владос. - 2014. - 288 с.
34. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Изд-во РАО, 1963.
35. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - Москва : Владос, 2014.
36. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2012. - 328 с.
37. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольника / Д.Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2011. - 112 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2014. - 367 с.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва : Владос, 2013. - 368 с.
40. Федоренко, Л.П. Методика развития речи /Л.П. Федоренко. - Москва : Просвещение, 2012. - 240с.
Электронные ресурсы:
41. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.detskiysad.ru
42. Как развить речь ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.sad7.trg.ru/p45aa1.html
43. Речь ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //revolution.allbest.ru/pedagogics/00044735. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ