СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста 13
1.3 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на
развитие речи детей дошкольного возраста 18
2 Экспериментальное изучение развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования 23
2.2 Перспективно-тематическое планирование по формированию
лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Результаты повторной диагностики. Оценка эффективности работы по формированию лексико-грамматической стороны
речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 1 Комплекс методик по изучению уровня сформированности лексико-грамматической стороны развития речи дошкольников
Приложение 2 Программа по формированию лексико¬грамматической стороны речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста 13
1.3 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на
развитие речи детей дошкольного возраста 18
2 Экспериментальное изучение развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 23
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования 23
2.2 Перспективно-тематическое планирование по формированию
лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Результаты повторной диагностики. Оценка эффективности работы по формированию лексико-грамматической стороны
речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 1 Комплекс методик по изучению уровня сформированности лексико-грамматической стороны развития речи дошкольников
Приложение 2 Программа по формированию лексико¬грамматической стороны речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
В современной педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики. Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи.
Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.
В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения» (цитируется по [21]).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие авторы. По их мнению, эффективным средством развития речи является сюжетно¬ролевая игра, а следовательно, процесс развития речи в данной игре будет проходить эффективно. Это определяет актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Рассмотрение вопросов о том, каковы должны быть основные направления в работе воспитателя, какие методические приемы могут быть использованы в ходе развития речи дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры, составляют проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности старшего дошкольника, предполагается, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить особенности развития речи детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть виды и значение сюжетно-ролевых игр в аспекте развития;
2) экспериментально изучить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать программу по формированию лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников посредством сюжетно- ролевых игр и реализовать ее на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы»;
4) составить и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы исследования.
1. Библиографический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социологический (тестирование, опрос, наблюдение).
3. Статистический (количественный и качественный анализ результатов).
В ходе выполнения экспериментальной части работы использовались методики диагностического исследования, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. [29]:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение».
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы». Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в количестве 20 респондентов.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы в виде публикации статьи: Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 мая 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 156-158.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития речи дошкольников. Экспериментально выявлен уровень развития речи старших дошкольников и по результатам диагностики разработана программа, целью которой является развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. По результатам формирующего эксперимента дана оценка программы с точки зрения соответствия заявленной цели и возможности внедрения ее в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Структура дипломной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и одном рисунке. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц.
Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.
В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения» (цитируется по [21]).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие авторы. По их мнению, эффективным средством развития речи является сюжетно¬ролевая игра, а следовательно, процесс развития речи в данной игре будет проходить эффективно. Это определяет актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Рассмотрение вопросов о том, каковы должны быть основные направления в работе воспитателя, какие методические приемы могут быть использованы в ходе развития речи дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры, составляют проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности старшего дошкольника, предполагается, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить особенности развития речи детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть виды и значение сюжетно-ролевых игр в аспекте развития;
2) экспериментально изучить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать программу по формированию лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников посредством сюжетно- ролевых игр и реализовать ее на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы»;
4) составить и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы исследования.
1. Библиографический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социологический (тестирование, опрос, наблюдение).
3. Статистический (количественный и качественный анализ результатов).
В ходе выполнения экспериментальной части работы использовались методики диагностического исследования, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. [29]:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение».
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольной группы». Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в количестве 20 респондентов.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы в виде публикации статьи: Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 мая 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 156-158.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития речи дошкольников. Экспериментально выявлен уровень развития речи старших дошкольников и по результатам диагностики разработана программа, целью которой является развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. По результатам формирующего эксперимента дана оценка программы с точки зрения соответствия заявленной цели и возможности внедрения ее в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Структура дипломной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и одном рисунке. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц.
В современной педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.
Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет развитие речи детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Для выявления уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.
Экспериментальное обследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольная группа».
Исследование лексико-грамматического строя речи выявило низкий уровень развития речи у детей дошкольного возраста.
С целью повышения уровня лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста нами разработана программа, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
С целью оценки эффективности разработанной и реализованной нами программы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика.
Следует отметить, что большинство детей повысили уровни сформированности лексико-грамматического строя речи.
На основании полученных данных и сравнительного анализа результатов проведенного нами исследования, можем сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, наше предположение о том, что сюжетно-ролевые игры способствуют повышению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, нашло подтверждение в рамках данного выпускного квалификационного исследования.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет развитие речи детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Для выявления уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.
Экспериментальное обследование проводилось на базе МБОУ «Отношинская СОШ дошкольная группа».
Исследование лексико-грамматического строя речи выявило низкий уровень развития речи у детей дошкольного возраста.
С целью повышения уровня лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста нами разработана программа, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
С целью оценки эффективности разработанной и реализованной нами программы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика.
Следует отметить, что большинство детей повысили уровни сформированности лексико-грамматического строя речи.
На основании полученных данных и сравнительного анализа результатов проведенного нами исследования, можем сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, наше предположение о том, что сюжетно-ролевые игры способствуют повышению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, нашло подтверждение в рамках данного выпускного квалификационного исследования.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



