РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты речевого развития дошкольников как условия
формирования коммуникативной готовности к школе 8
1.1 Понятие «коммуникативная готовность» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования
его коммуникативной готовности к школе 21
2 Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.1 Содержание работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.2 Анализ опытной работы по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 45
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А 66
Приложение Б 71
Приложение В 78
Приложение Г 79
1 Теоретические аспекты речевого развития дошкольников как условия
формирования коммуникативной готовности к школе 8
1.1 Понятие «коммуникативная готовность» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования
его коммуникативной готовности к школе 21
2 Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.1 Содержание работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.2 Анализ опытной работы по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 45
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А 66
Приложение Б 71
Приложение В 78
Приложение Г 79
Одной из наиболее актуальных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Основная задача, с которой ребенок сталкивается при подготовке к школьному обучению - это освоение новой «социальной позиции». В период адаптации первокласснику сложно сориентироваться в школьной ситуации, он с трудом привыкает к новым правилам школьной жизни, строит свое общение с новыми сверстниками и взрослыми. Для формирования готовности ребенка к предстоящему обучению в школе необходима целенаправленная работа, которую следует осуществлять на этапе дошкольного детства, ведь именно на этом этапе формируются предпосылки учебной деятельности, основы культуры общения, первичная социализация. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает нормами и правилами родного языка, формируется коммуникативная готовность. То есть закладываются возможности и формируются достижения развития для успешной адаптации к новым условиям образования.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Одними из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования являются умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также владение на хорошем уровне устной речью, умение выражать свои мысли и чувства [33,с.15-16]. Следует отметить, формирование умений взаимодействовать продолжается и в начальной школе, что отражено в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, в коммуникативных УУД.
Итак, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Изучение уровня речевого развития детей показывает, что значительная часть выпускников дошкольных учреждений имеет невысокий уровень развития речи (от 17 до 20% обследованных детей). У большинства наблюдается лишь средний уровень речевого развития. Некоторые авторы приводят еще более низкие показатели. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, у 60 % первоклассников слаборазвита устная речь [36].
Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы исследования.
Теоретической основой нашей работы явилась фундаментальный труды по изучению коммуникативной готовности таких ученых как: М. И. Лисина, Е. В. Степанова, В. Н. Белкина и др.
Цель исследования: изучить речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО.
Объект исследования: формирование коммуникативной готовности к школе.
Предмет исследования: педагогические рекомендации по организации речевого развития дошкольника как условия формирования коммуникативной готовности к школе в ДОУ.
Гипотеза исследования: занятия по развитию связной речи, словаря и грамматически правильной речи дошкольника являются эффективными условиями формирования коммуникативной готовности к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать коммуникативную готовность в психолого¬педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования его коммуникативной готовности.
3. Провести опытную работу по формированию коммуникативной готовности дошкольника к школе с помощью речевого развития на примере подготовительной группы.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (Л.С Выготский, А.Н Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий, анализ передового педагогического опыта, опытная работа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития речи. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Опытная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №32«Одуванчик» г. Лесосибирска в 2017 году.
Выборка исследования: дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО» на сайте «Инфоурок».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 источников и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Одними из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования являются умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также владение на хорошем уровне устной речью, умение выражать свои мысли и чувства [33,с.15-16]. Следует отметить, формирование умений взаимодействовать продолжается и в начальной школе, что отражено в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, в коммуникативных УУД.
Итак, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Изучение уровня речевого развития детей показывает, что значительная часть выпускников дошкольных учреждений имеет невысокий уровень развития речи (от 17 до 20% обследованных детей). У большинства наблюдается лишь средний уровень речевого развития. Некоторые авторы приводят еще более низкие показатели. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, у 60 % первоклассников слаборазвита устная речь [36].
Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы исследования.
Теоретической основой нашей работы явилась фундаментальный труды по изучению коммуникативной готовности таких ученых как: М. И. Лисина, Е. В. Степанова, В. Н. Белкина и др.
Цель исследования: изучить речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО.
Объект исследования: формирование коммуникативной готовности к школе.
Предмет исследования: педагогические рекомендации по организации речевого развития дошкольника как условия формирования коммуникативной готовности к школе в ДОУ.
Гипотеза исследования: занятия по развитию связной речи, словаря и грамматически правильной речи дошкольника являются эффективными условиями формирования коммуникативной готовности к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать коммуникативную готовность в психолого¬педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования его коммуникативной готовности.
3. Провести опытную работу по формированию коммуникативной готовности дошкольника к школе с помощью речевого развития на примере подготовительной группы.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (Л.С Выготский, А.Н Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий, анализ передового педагогического опыта, опытная работа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития речи. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Опытная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №32«Одуванчик» г. Лесосибирска в 2017 году.
Выборка исследования: дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО» на сайте «Инфоурок».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 источников и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 79 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Проанализировав теоретические аспекты коммуникативной готовности, мы выяснили, что коммуникативная готовность к школе - это готовность воспитанников к новым для них формам общения, новому отношению к миру и самому себе, которая присутствует на этапе школьного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателем, в области речевого развития, задачу по формированию коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста. Коммуникативная готовность к школе обеспечивает ребенку определенный уровень развития умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развитие речи осуществляется в тесной связи с психической жизнью индивида. Речь проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и монологах, в которых говорящие обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждая тему разговора. Постепенно формы речевого общения начинают усложняться: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала основные элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, также используют элементы рассуждения.
Речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны, что поможет им при дальнейшем обучении в школе. В нашей работе мы выделили следующие особенности речевого развития дошкольников как условия формирования их коммуникативной готовности: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование - подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы
Нами была проведена опытная работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась нами на базе Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №32 «Одуванчик» города Лесосибирска, в мае 2017 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы «Кораблики». Общее количество испытуемых - 14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. Для оценки уровня познавательного развития дошкольников мы использовали методику выявления уровня развития речи дошкольников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
В целом, проанализировав результаты первичной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (57,1%) детей характерен средний уровень речевого развития, низкий уровень (28,6%), высокий (14,3%). Общий показатель в группе средний 25, 3 балла.
Для повышения уровня речевого развития мы провели работу, направленную на развитие речи и формирование коммуникативных навыков детей в подготовительной группе. Нами было проведено занятие «И станет доброй Шапокляк», а так же игры «Волшебный мешочек» и «Отгадай предмет по признакам».
Проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (64,3%) детей характерен высокий уровень, (21,4%) средний уровни речевого развития, и только (14,3%) низкий уровень. Общий показатель в группе высокий 36 баллов.
Используя работу по речевому развитию в дошкольной образовательной организации, мы пришли к выводу, что обязательным условием для формирования коммуникативной готовности к школе служит речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные достоверно доказали, что дети, получившие более высокие баллы по методике, демонстрируют более высокий уровень обобщения
Проанализировав теоретические аспекты коммуникативной готовности, мы выяснили, что коммуникативная готовность к школе - это готовность воспитанников к новым для них формам общения, новому отношению к миру и самому себе, которая присутствует на этапе школьного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателем, в области речевого развития, задачу по формированию коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста. Коммуникативная готовность к школе обеспечивает ребенку определенный уровень развития умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развитие речи осуществляется в тесной связи с психической жизнью индивида. Речь проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и монологах, в которых говорящие обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждая тему разговора. Постепенно формы речевого общения начинают усложняться: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала основные элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, также используют элементы рассуждения.
Речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны, что поможет им при дальнейшем обучении в школе. В нашей работе мы выделили следующие особенности речевого развития дошкольников как условия формирования их коммуникативной готовности: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование - подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы
Нами была проведена опытная работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась нами на базе Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №32 «Одуванчик» города Лесосибирска, в мае 2017 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы «Кораблики». Общее количество испытуемых - 14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. Для оценки уровня познавательного развития дошкольников мы использовали методику выявления уровня развития речи дошкольников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
В целом, проанализировав результаты первичной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (57,1%) детей характерен средний уровень речевого развития, низкий уровень (28,6%), высокий (14,3%). Общий показатель в группе средний 25, 3 балла.
Для повышения уровня речевого развития мы провели работу, направленную на развитие речи и формирование коммуникативных навыков детей в подготовительной группе. Нами было проведено занятие «И станет доброй Шапокляк», а так же игры «Волшебный мешочек» и «Отгадай предмет по признакам».
Проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (64,3%) детей характерен высокий уровень, (21,4%) средний уровни речевого развития, и только (14,3%) низкий уровень. Общий показатель в группе высокий 36 баллов.
Используя работу по речевому развитию в дошкольной образовательной организации, мы пришли к выводу, что обязательным условием для формирования коммуникативной готовности к школе служит речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные достоверно доказали, что дети, получившие более высокие баллы по методике, демонстрируют более высокий уровень обобщения
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование связной речи дошкольников в
условиях внешней окружающей среды
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ГУМАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Социально-коммуникативное развитие детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



