Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Работа №20651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
791
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты речевого развития дошкольников как условия
формирования коммуникативной готовности к школе 8
1.1 Понятие «коммуникативная готовность» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования
его коммуникативной готовности к школе 21
2 Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.1 Содержание работы воспитателя по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 32
2.2 Анализ опытной работы по речевому развитию дошкольника как
условия формирования его коммуникативной готовности в контексте реализации ФГОС ДО (на примере подготовительной группы) 45
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А 66
Приложение Б 71
Приложение В 78
Приложение Г 79


Одной из наиболее актуальных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Основная задача, с которой ребенок сталкивается при подготовке к школьному обучению - это освоение новой «социальной позиции». В период адаптации первокласснику сложно сориентироваться в школьной ситуации, он с трудом привыкает к новым правилам школьной жизни, строит свое общение с новыми сверстниками и взрослыми. Для формирования готовности ребенка к предстоящему обучению в школе необходима целенаправленная работа, которую следует осуществлять на этапе дошкольного детства, ведь именно на этом этапе формируются предпосылки учебной деятельности, основы культуры общения, первичная социализация. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает нормами и правилами родного языка, формируется коммуникативная готовность. То есть закладываются возможности и формируются достижения развития для успешной адаптации к новым условиям образования.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Одними из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования являются умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также владение на хорошем уровне устной речью, умение выражать свои мысли и чувства [33,с.15-16]. Следует отметить, формирование умений взаимодействовать продолжается и в начальной школе, что отражено в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, в коммуникативных УУД.
Итак, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Изучение уровня речевого развития детей показывает, что значительная часть выпускников дошкольных учреждений имеет невысокий уровень развития речи (от 17 до 20% обследованных детей). У большинства наблюдается лишь средний уровень речевого развития. Некоторые авторы приводят еще более низкие показатели. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, у 60 % первоклассников слаборазвита устная речь [36].
Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы исследования.
Теоретической основой нашей работы явилась фундаментальный труды по изучению коммуникативной готовности таких ученых как: М. И. Лисина, Е. В. Степанова, В. Н. Белкина и др.
Цель исследования: изучить речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО.
Объект исследования: формирование коммуникативной готовности к школе.
Предмет исследования: педагогические рекомендации по организации речевого развития дошкольника как условия формирования коммуникативной готовности к школе в ДОУ.
Гипотеза исследования: занятия по развитию связной речи, словаря и грамматически правильной речи дошкольника являются эффективными условиями формирования коммуникативной готовности к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать коммуникативную готовность в психолого¬педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития дошкольника в контексте формирования его коммуникативной готовности.
3. Провести опытную работу по формированию коммуникативной готовности дошкольника к школе с помощью речевого развития на примере подготовительной группы.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (Л.С Выготский, А.Н Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий, анализ передового педагогического опыта, опытная работа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития речи. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Опытная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №32«Одуванчик» г. Лесосибирска в 2017 году.
Выборка исследования: дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Речевое развитие дошкольника как условие формирования коммуникативной готовности к школе в контексте реализации ФГОС ДО» на сайте «Инфоурок».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 источников и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 79 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Проанализировав теоретические аспекты коммуникативной готовности, мы выяснили, что коммуникативная готовность к школе - это готовность воспитанников к новым для них формам общения, новому отношению к миру и самому себе, которая присутствует на этапе школьного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателем, в области речевого развития, задачу по формированию коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста. Коммуникативная готовность к школе обеспечивает ребенку определенный уровень развития умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развитие речи осуществляется в тесной связи с психической жизнью индивида. Речь проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и монологах, в которых говорящие обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждая тему разговора. Постепенно формы речевого общения начинают усложняться: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала основные элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, также используют элементы рассуждения.
Речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны, что поможет им при дальнейшем обучении в школе. В нашей работе мы выделили следующие особенности речевого развития дошкольников как условия формирования их коммуникативной готовности: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование - подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы
Нами была проведена опытная работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась нами на базе Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №32 «Одуванчик» города Лесосибирска, в мае 2017 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы «Кораблики». Общее количество испытуемых - 14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. Для оценки уровня познавательного развития дошкольников мы использовали методику выявления уровня развития речи дошкольников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
В целом, проанализировав результаты первичной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (57,1%) детей характерен средний уровень речевого развития, низкий уровень (28,6%), высокий (14,3%). Общий показатель в группе средний 25, 3 балла.
Для повышения уровня речевого развития мы провели работу, направленную на развитие речи и формирование коммуникативных навыков детей в подготовительной группе. Нами было проведено занятие «И станет доброй Шапокляк», а так же игры «Волшебный мешочек» и «Отгадай предмет по признакам».
Проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что для большинства (64,3%) детей характерен высокий уровень, (21,4%) средний уровни речевого развития, и только (14,3%) низкий уровень. Общий показатель в группе высокий 36 баллов.
Используя работу по речевому развитию в дошкольной образовательной организации, мы пришли к выводу, что обязательным условием для формирования коммуникативной готовности к школе служит речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные достоверно доказали, что дети, получившие более высокие баллы по методике, демонстрируют более высокий уровень обобщения



1. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bookz.ru/authors/tat_ana-avdulova/li4nostn_652/page-2-li4nostn_652.html.
2. Агеева, Ю.В. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe- razvitie-v-sotvetstvi-s-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html.
3. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
4. Бабинова, Н.В. Структура готовности к школе в аспекте готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий.-2016.-№3.- С. 346.-351.
5. Белкина, В.Н. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. - 2015. - №1.- С. 7-11.
6. Белобородов, А.М.Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия. - 2013. -№ 9 (21). - С. 6-20.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий [Электронный ресурс] Режим доступа:http://thelib.ru/books/v_v_gerbova/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy-read-2.html
8. Гончаренко, Л.В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: https://science- education.ru/ru/article/view?id=12540.
9. Горбовская, А. Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической
10. Гришняева, И.В.Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. - 2016.- №3 (14). - С. 69-71.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс].-М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд. - 184 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0204/1_0204-2.shtml.
12. Дмитриевских, Л.С.Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи. - 2013. - №1. - С.168-174.
13. Долголева, К.М. Проблемы коммуникации дошкольников с системным недоразвитием речи/ И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. - 2014. - С. 111-114.
14. Донцов, Д.А. Журнал Психология и педагогика: методика ипроблемы практического применения / Д.А Донцов, С. В. Власова, О.Е. Тихолаз.- 2016.- № 50-1.- С.30-41.
15. Евдокишина, О.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста. - 2014. - №4.- С. 211-213.
16. Евдокишина, О.В. К вопросу важности формирования коммуникативной готовности у старших дошкольников к обучению в школе. - Шадринск.- 2014.- № 3.- С. 53-55.
17. Захарова, Т.В. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. -Режим доступа: https://science- education.ru/ru/article/view?id=20413.
18. Золотов А.В. Особенности коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений /Педагогическое образование вРоссии // Журнал «Дошкольное воспитание» .-2016.-№ 1.- С.170-174.
19. Зотова, Т. В. Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения .- 2015. - № 2.- С. 166-172.
20. Иматова, Л.Х. Формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе .-2012.- С. 84-86.
21. Карикова, Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. - 2015. - №5. - С.288-289.
22. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании.- 2012.- № 1.- С.189-192.
23. Кравцова, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб.пособие / Е. Е. Кравцова . - 2013. - 264с.
24. Криулева, М.Г., Комплекс занятий по формированию коммуникативной готовности к школьному обучению детей с вербальными трудностями .- 2016.- № 4.- С. 105-109.
25. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
26. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
27. Лисина, М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Электронный ресурс] / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/7/0027/7_0027-143.shtml.
28. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
29. Осипова, Т.Д. Роль диагностики готовности к школе в психологическом сопровождении ребёнка в детском саду и семье [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe- obrazovanie/rol-diagnostiki-gotovnosti-k-shkole-v-psikhologicheskom- soprovozhdenii - rebenka-v-detskom-sadu-i-seme.html.
30. Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению [Электронный ресурс] Режим доступа: https://superbotanik.net/referati/referaty-po-psihologii/kursovaya-rabota-osobennosti- kommunikativnoj-gotovnosti-starshih-doshkolnikov-s-zpr-k-shkolnomu-obucheniyu.
31. Педагогический совет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedstrana1.ru/4363USER2361. html.
32. Полковникова, Н.А. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально - коммуникативном развитии старших дошкольников // Журнал «Дошкольное воспитанием».- 2016. - №12. - С.11-17.
33. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
34. Проняева, С.В. Интеграция задач образовательной области "коммуникация" с другими видами детской активности // Начальная школаплюс до и после. -2012. -№ 6. - С. 18-23.
35. Психологическая готовность к школе, консультация для родителей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/099/70360.php.
36. Речевая готовность к школе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rodnaya-tropinka.ru/rechevaya-gotovnost-k-shkole/.
37. Скитская, Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста. - 2013.- №2. - С.50-57.
38. Современные подходы к развитию речи детей в условиях
реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]: методическое пособие / сост. В.Л. Сиротина. - Челябинск, 2014. - 40 с. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_sovremennye_podhody_k_razvitiyu _rechi_detey_v_usloviyah_realizacii-366024.htm.
39. Соколова, Т.К. Речевая готовность будущего первоклассника.- 2015.- С. 39-44.
40. Степанова, Е.В. Коммуникативная готовность дошкольника к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Степанова Елена Васильевна . - Москва, 2003.-176 с.
41. Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю. В Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. - Изд. 2-е. - М : Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. - С. 49-53.
42. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Терра, 1996 .- Т. 1. - 824 с.
43. Феоктистова, С.В. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника / Хмелькова М.А. - 2013.- №2.- С. 93-103.
44. Харисова, Э.В. Современный взгляд на готовность к школе // Сборник трудов конференции.- 2016.- С. 197- 199.
45. Шаповалова, М.П. Развитие коммуникативных способностей ребёнка в условиях диалогового общения. - 2013.- № 52.- С. 82-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ