Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль творчества в речевом развитии дошкольников

Работа №89119

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования роли творчества речевом развитии дошкольников 8
1.1 Теоретические основания изучения речи, как психологического
феномена 8
1.2 Роль творческой деятельности в речевом развитии
дошкольника 25
Глава 2. Эмпирическое исследование роли творчества в речевом развитии дошкольников 43
2.1 Программа исследования роли творчества в речевом развитии дошкольников 43
2.2 Результаты исследования роли творчества в речевом развитии дошкольников
2.3 Коррекционная программа 72
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложения 83

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов развития личности, в котором происходят значительные речевые изменения. В этот период жизни у ребенка формируется словарный запас, происходит процесс становления фонетической, лексической и грамматической сторон речи, ребенок приобщается в мир культуры. Тема развития речевых навыков, на сегодняшний день, является актуальной, так как каждый человек в полной мере пользуется данным навыком в своей жизни и важно его правильно сформировать еще в детстве.
Важнейшие сферы жизни не могут обойтись без речи, ведь развитие данной функции является фактором полноценного развития ребенка. Если он плохо владеет речью, то он не может выразить свою мысль, что отразится на успеваемости, обучении, социализации и, конечно же, на общем развитии ребенка. В 21 век технологий с каждым годом становится все больше детей с речевыми нарушениями, такими как односложная речь, бедный словарный запас, плохая дикция, отсутствие грамматического строя в предложении и фонетических навыков, отсутствие логического обоснования своих утверждений, выводов и так далее. Тем самым проблема овладения дошкольником речевых навыков является актуальной на сегодняшний день и требует глубокого анализа и поиска ее решения.
Проблемой развития речи занимались психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н. Хомский, и другие выдающиеся психологи. Например, Ж. Пиаже считал, что в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя, то есть это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. В результате экспериментов он сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая - для себя и социализированная - для общения с окружающими.
Из работ отечественных ученых, посвященных этой теме, живой научный интерес вызвали труды Л.С. Выготского, который считал, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь, являющаяся основой развития мышления у ребенка. Внутренняя речь, по мнению Л.С. Выготского и многих его последователей (Н.И. Жинкин, Ж.И. Шиф, А.Н. Леонтьев и др.), играет роль «внутреннего черновика» для внешней речи и поддерживает сложные мыслительные акты (размышления), являясь как бы субстратом мышления «для себя» и «про себя». Без нее возможны только самые примитивные мыслительные операции.
Особую роль в речевом развитии дошкольника играют творческие навыки и умения, благодаря которым формируются определенные операции речи, что способствует общему речевому развитию. В развитии речи многие исследователи отводили вопросам восприятия изобразительного искусства и художественной литературы, то есть творческой деятельности: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович и другие. В работах, посвященных исследованию воображения у детей с нормальным развитием, подчеркивается тесная связь творческих способностей и речи. Например, речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
По мнению Л.С. Выготского задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития творческих навыков и наоборот. Кроме того, раскрывая в своих работах сложную структуру аномального развития ребёнка, он подчеркивал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. Дальнейшие исследования подтвердили меньшую продуктивность, инертность процесса воображения и креативности у детей с общим недоразвитием речи, а также позволили предположить, что отставание в развитии творческих навыков у таких детей, создаёт препятствия для их словесного творчества и речевых навыков в целом.
Ведущая идея концепции креативности Е.П. Торренса — идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов. Он определяет креативность, как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстрее разрешать проблемные ситуации. Все эти творческие способности напрямую влияют на развитие отдельных речевых навыков, таких как объем словаря, словарная работа, связная речь, ЗКР, фонематические процессы, красочность речи и другие . Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиск решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку гипотез, возможность их модификаций и сообщение результатов, что выступает познавательной творческой способностью .
Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие психологи направляют свои силы на решение именной этой проблемы.
Цель данной работы: систематизировать представления о роли творчества в специфики развития навыков речевого развития дошкольника.
Объект исследования: речь, как психологический феномен.
Предмет исследования: роль творчества в специфики развития речевых навыков дошкольников.
Для обозначения цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основания изучения речи, как психологического феномена и связи его развития с творчества;
2. Изучить роль творческой деятельности в формировании речевых навыков;
3. Изучить взаимосвязь творчества и развития речевых навыков дошкольника;
4. Систематизировать представления о роли творчества в
специфики развития навыков речевого развития дошкольника.
Гипотезы исследования:
1. Целенаправленное дополнительное занятие творческой деятельности способствует развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста;
2. Общий уровень творческих способностей и отдельных творческих операций взаимосвязан с уровнем развития речевых навыков у детей дошкольного возраста;
3. Уровень развития отдельных речевых навыков по-разному связан с уровнем творческих способностей и отдельных речевых операций.
Теоретико-методологическая основа: теоретико-методологическую основу исследования составили научные представления о структурных составляющих речевого феномена и динамики их развития в возрастном аспекте (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Ж.И. Шиф, А.Н. Леонтьев), теория детской эгоцентрической речи (Ж. Пиаже), концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности (Э.П.Торренс).
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. Анкетирование;
3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста ( О.А. Безрукова О.Н. Каленкова);
4. Диагностика речевого развития (О.С. Ушакова);
5. Методика «Придумай игру» (М.Г. Яновская);
6. Диагностика воображения, методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова);
7. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления;
8. Методы математико-статистического анализа данных (коэффициент корреляции Пирсона (r -Пирсона), регрессионный анализ, критерий Стьюдента (t-критерий), статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23).
Выборка: в исследовании приняли участие 22 ребенка дошкольного возраста (5-6 лет), из которых 10 мальчиков и 12 девочек. Данная группа была разделена на 2 части: дошкольники, занимающиеся и не занимающиеся целенаправленным дополнительным занятием творческой деятельности - 9 и 13 человек соответственно.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве базы исследовательской деятельности психологов и педагогов, рассматривающих тему роли творчества в речевом развитии дошкольника. Также приведенные данные, выводы и обоснования могут послужить показательным примером для того, чтобы данная тема продолжала развиваться, а также стала примером и стимулом для развития у детей дошкольного возраста творческих умений и речевых навыков соответственно.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 70 источников, из них 5 на иностранном языке, в работе имеются 5 рисунков, 18 таблиц и 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив основные теоретические предпосылки роли творчества в речевом развитии дошкольника, можно сделать вывод, что речь - это неотъемлемая часть жизни любого человека, которую нужно развивать начиная с детства и поэтому проблема развития речи является актуальной на сегодняшний день.
Важно развивать творческий потенциал каждого ребенка, его творческую активность, креативность, воображение, творческую самостоятельность и другие навыки. Задача развития креативности у детей дошкольного возраста - формирование позиции активного участника языкового взаимодействия. Творческая деятельность дошкольника используется для достижения всех целей развития речевых навыков. Она пополняет и уточняет словарный запас, развивает навыки словообразования и словоизменения, вырабатывает связную речь, придает красочность речи. А с помощью общения на занятиях целенаправленной творческой деятельности дети обогащают и расширяют свой словарный запас, развивают разговорную речь и учатся культуре речевого поведения.
Данное теоретическое обоснование было подтверждено в исследовании на группе детей дошкольного возраста. Результаты данного исследования показали, что действительно существует взаимосвязь на значимом уровне творческих способностей и уровня речевого развития, что было подтверждено с помощью корреляционного анализа. А это значит, что гипотеза о том, что целенаправленное дополнительное занятие творческой деятельности способствует развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста , поставленная в начале дипломной работы - подтверждена.
Необходимо отметить тот факт, что общий уровень творческих способностей, а также и отдельные творческие операции взаимосвязаны с уровнем развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Более того, уровень развития отдельных речевых навыков по разному связан с уровнем творческих способностей и отдельных речевых операций, что также было подтверждено в исследовании. Также стоит отметить, что результаты детей с высоким уровнем творческого развития показали значения по отдельным характеристикам речевой сформированности выше показателей детей с низким уровнем творческого развития. Для подтверждения гипотез было проведено исследование, в рамках которого были сделаны следующие выводы:
1. Наибольшее воздействие на общий уровень речи оказал уровень креативности и воображения дошкольника;
2. Общий уровень развития творческих навыков влияет на все речевые компетенции;
3. Уровень креативности дошкольника помогает сформировать словоизменительные и словообразовательные навыки и умения, что в свою очередь определяет уровень сформированности грамматической компетенции;
4. Воображение и творческая самостоятельность влияют на значимом уровне на фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи, а также на связанную речь, умение составлять/пересказывать рассказ.
5. Общий уровень речевого развития, а также общий уровень творческих способностей выше у дошкольников, которые занимаются целенаправленной дополнительной творческой деятельностью и у дошкольников с высоким уровнем творческих умений;
6. Общий уровень творческих способностей и отдельных творческих операций взаимосвязан с уровнем развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленные в начале работы гипотезы были подтверждены, а также можно сделать вывод о том, что чем выше уровень творческих способностей дошкольника, тем выше уровень его отдельных речевых навыков, а соответственно и речевого развития в целом. В работе были систематизированы представления о роли творчества в специфики развития навыков речевого развития дошкольника, что говорит о достижении поставленной в начале работы цели.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в расширении представлений о речи, как психологическом феномене, о важности речи и необходимости развития речевых навыков. Также была рассмотрена взаимосвязь творческих навыков с речевыми способностями и описана роль развития творческих способностей для улучшения речевых навыков.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве базы исследовательской деятельности психологов и педагогов, рассматривающих тему роли творчества в речевом развитии дошкольника. Также приведенные данные, выводы и обоснования могут послужить показательным примером для того, чтобы данная тема продолжала развиваться, а также стала примером и стимулом для развития у детей дошкольного возраста творческих умений и речевых навыков соответственно.
С целью совершенствования речевых и творческих навыков дошкольника целесообразно проводить целенаправленные занятия творческой деятельностью с дошкольниками в специализированных учреждениях, что способствует улучшению творческих способностей ребенка и тесно взаимосвязано с улучшением речевых навыков. Уделять время для разговоров с ребенком, с целью совершенствования его речевых способностей на практике. Также стоит отдельное внимание уделить фонематическим процессам, которые формируются посредством таких игр, как чтение/разговор по ролям. Следует отметить то, что необходимо использовать специальные упражнения для развития речевых и творческих навыков, а также незамедлительно обращаться к специалисту для устранения дефектов речи, для консультаций по улучшению способностей ребенка, а также при задержке речевого развития.



1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 117 с.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М.: Академия, 2000., С. 134.
3. Асмолов, А. Т. Психология личности / А. Т. Асмолов, - М.: изд-во МГУ, 1990. - 158 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 218 с.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 16-20.
6. Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества.// Дошкольное воспитание.- 1983 .№ 11.
7. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 158 с.
8. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967, с. 23-24.
9. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. С. -Пб.: Союз, 1999.
10. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. 480 с.
11. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.
12. Выготский Л.СПсихология развития ребенка,- М.: Эксмо, 2004.
13. Выготский Л, С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1956. С. 43-60.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 тт. М., 1982. Т.2. С. 143-188.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 252-271.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
18. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. 336 с.
19. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. / Н. Ф. Голованова :Учебное пособие для вузов. - СПб.: изд-во Речь, 2005. -317с.
20. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96
21. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. - М.: изд-во Просвещение, 1984. -175 с.
22. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
23. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
24. Ж. Пиаже Логика и психология. Избранные психологические труды. М., 1969
25. Ж. Пиаже Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.,1969
26. Иванова Э. Воображение и творчество детей. // Дошкольное
воспитание.- М., 1987. №10.
27. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1959.-190 с.
28. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -СПб.: Питер, 2009.- 448с.
29. Каган М.С. Социальные функции искусства.- Л.: Знание, 1978, 34с.
30. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчество. — М.:
просвещение, 1985.- 192с.
31. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества детей. Л., 1960.
32. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 с.
33. Коршунов A.M. Творчество как объективный процесс творческого и социального познания. М.,1982.
34. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.
35. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
36. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения:. М.,1984.
37. Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх//Дефектология.-1999. № 4
38. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978. С. 196-223.
39. Петровский A.B. Воображение/ Общая психология/ под. ред.
А.В.Петровского. М., 1977.
40. Петровский А .В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. / А.В. Петровский, В.В. Шпилинский. - М., «Просвещение», 2008. - 454 с.
41. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Академический Проект Г аудеамус, 2006.
42. Поддьяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.// Вопросы психологии. М., 1990. №1. С. 17.
43. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
44. Рожков, М. И. Стратегия и тактика воспитания. / М. И. Рожков // Лидеры в образовании. 2004. - № 4. - С. 21.
45. Розет И.М. Психология фантазии.-Минск. 1977.-312 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — 4-е изд. СПб: Питер Ком,1989 705с.
47. Рыбакова М.М. Начальные формы творческого воображения детей
дошкольного возраста. Дис.канд. пед. наук. - М., 1952.
48. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
49. Синельников В.И. исследование воображения и творчества детей
дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное воспитание. М., 1993 № 10.
50. Сластенин, В. А. Методика воспитательной работы. / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2002. - C.78-81.
51. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства. // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 25-32
52. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников.- М,:ТЦ Сфера, 2008.
53. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: 1985.
54. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1981.
55. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.,2005
56. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном возрасте. М., 1996.
57. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970. - N 6. - С. 114-129.
58. Чемортан С.М. Способы формирования художественно -речевой деятельности старших дошкольников. — М.,1982.
59. Чумичева P.M. Социокультурная пространственно -предметная среда развития ребенка / Ребенок в мире культуры.- Ставрополь, 1998.- 558с.
60. Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с.
61. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994. С. 121-146.
62. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 18-35, 68-96.
63. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб.: Образование. 1910.
64. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.
65. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.- М., 1997.
66. Barron F. Creative person and creative process.-N.Y.:World,1971
67. Kramer E. Art and Therapy With Children. New York: Schocken Books, 1971.
68. Kramer E. Art as a Therapy with Children. N-Y., 1975.
69. Ming X., Brimacombe M., Wagner G.C. Prevalence of motor impairment in autism spectrum disorders // Brain and Development. 2017. № 29 (9). P. 565-570.
70. Russ S.W. Development of Creativite Processes in Children// New Direction for Child Development.-1996.-N72.-P.31-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ