Введение
I. Теоретические предпосылки развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1 Понятие «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.3 Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Реализация педагогических условий по развитию речевого
творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.2 Педагогические рекомендации по развитию речевого творчества
детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Заключение 45
Список использованных источников
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
Дошкольный возраст - это начальный этап становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Кудрявцев В.Т. и др.).
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с этим был сделан выбор темы выпускного исследования: Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Цель исследования: изучение развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «речевое творчество, его сущность в старшем дошкольном возрасте;
2. Проанализировать особенности развития речевого творчества у старших дошкольников;
3. Определить педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий развития речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого¬педагогической литературы, научных материалов и публикаций периодической печати по проблеме исследования; систематизация, классификация, составление библиографии.
Методологической основой выпускной работы явились теоретические исследования о взаимосвязи языка, мышления и речи, относящиеся к теме исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой.
Практическая значимость выпускного исследования состоит в том, что нами систематизирован теоретический материал по изучаемой проблеме исследования. Также нами разработаны рекомендации по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Материалы данной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании докладов или рефератов. Теоретические и практические знания могут быть полезны в профессиональной деятельности педагогов при организации работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 наименований, приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу.
Понятие «речевое творчество» является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников.
В контексте нашего исследования под понятием «речевое творчество» дошкольников мы будем понимать деятельность дошкольника по созданию новых оригинальных речевых образцов, включающая в себя словотворчество, пересказ, сочинительство и речевую импровизацию.
Мы выделили следующие особенности развития речевого творчества старших дошкольников:
- формирование речи из ситуативной в контекстную;
развитие регулирующей функции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
- формирование планирующей и инструктивной функций речи, проявляющихся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
- совершенствование звуковой стороны речевой деятельности: преодоление дефектов звукопроизношения, различение сходных звуков на слух и в собственной речи;
- овладение звуковым анализом слов;
- совершенствование смысловой стороны речевой деятельности: обогащение словарного запаса, появление лексической вариативности, связности речи, овладение монологом.
Таким образом, мы теоретически обосновали такие педагогические условия развития речевого творчества дошкольников, как:
- организация предметно-развивающей среды, способствующей развитию речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
- создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих развитию речевого творчества старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- организация проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Итак, мы считаем, что для большей эффективности процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста должен быть организован в предметно-развивающей среде, способствующей развитию речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении; педагогом должны создаваться образовательные речевые ситуации, способствующие развитию речевого творчества старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения; а также организована проектная деятельность.
Подчеркнем, что в основе реализации выдвинутых нами педагогических условий лежала их взаимозависимость и интеграция.
При соблюдении сформулированных нами рекомендаций, выявленные нами педагогические условия будут эффективно влиять на развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях по воспитанию умственной активности у детей дошкольного возраста: науч. изд. / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова. - Москва: Образование, 2009. - 86 с.
2. Алексеева, М.М. Развитие речи дошкольников: учеб, пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Академия, 2009. - 159 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб, пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.
4. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет: учеб, пособие / Г.П. Антонова. - Москва: Мысль, 1991. - 124 с.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада: учеб, пособие / А.Г. Арушанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с.
6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: науч. изд. / В.Н. Белкина. - Ярославль: Академический проспект, 2012. - 256 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб, пособие / А.М. Бородич. - Москва: Образование, 2010. - 255 с.
9. Ветчинкина, Р.Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Р.Т. Ветчинкина // Учитель. - 2015. - № 3. - С.14-15.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: науч. изд. / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2001. - 224 с.
11. Вергелес, Т.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Т.И. Вергелес И Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. - анкт- Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 309.
12. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 22 - 27.
13. Веракса, Н.Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 336 с.
14. Ветлугина, Н. Музыка в детском саду, старшая группа: учеб, пособие / Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. - Москва: «Музыка», 1986. - 188 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: учеб, пособие / В.В. Гербова. - Москва: Просвещение, 1983. - 143 с.
16. Гербова, В.В. Коммуникация: учеб, пособие / В.В. Гербова. - Москва: ОНИКС, 2011. - 178 с.
17. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей шестого года жизни: учеб, пособие / Н.В. Елкина. - Москва: Синтез, 2012. - 390 с.
18. Ельцова, О.М. Нетрадиционные формы речевой работы с дошкольниками / О.М. Ельцова // Начальная школа плюс: до и после.- 2014. - №3,-С.9-13.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: науч. изд. / Л.Н. Ефименкова. - Москва: Педагогика, 1985. - 529 с.
20. Жикалкина, Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников: учеб, пособие / Т.Г. Жикалкина. - Москва: Дошкольная педагогика, 2013. - 742 с.
21. Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности дошкольника: науч. изд. / А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин. - Москва: Просвещение, 1996. - 343 с.
22. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: науч. изд. / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: ООО Издательство «Питер», 2011.-448 с.
23. Киселёва, О. И. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития / О.И. Кисилева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. -№1 - С. 80-86.
24. Киселёва, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и
технология обучения речевому творчеству: науч. изд. / О.И. Кисилева Томск: Издательство Томского государственного педагогического
университета, 2011. - 84 с.
25. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи дошкольников. Методические рекомендации: учеб, пособие/Л.А. Колунова. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. - 136 с.
26. Краснова, В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: На материале сказок: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Краснова. - Москва, 1999. - С. 76-77.
27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды: науч. изд. / А.Н. Леонтьев. - Москва: Психология, 1983. - 503 с.
28. Левшина, Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Левшина // Управление ДОУ,- 2013,- № 6. - С.77 -89.
29. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 49-55.
30. Лейтес, Н.С. Психология одарённости детей и подростков: науч, изд. / Н.С. Лейтес. - Москва, «Академия», 1996. -416 с.
31. Мирджалилова, С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы / С.С. Мирджалилова И Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 458-459.
32. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С.8-11.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
34. Сергеева, С.Т. Логопедические сказки - помощницы / С.Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С 54.
35. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. -2012. - №3. -С. 6- 17.
36. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки: учеб, пособие / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан,- Москва: Мозаика-синтез, 2010г. - 211 с.
37. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: учебник / Е.И. Тихеева. - Москва: Просвещение, 1981. - 159 с.
38. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит: учеб, пособие / Т.А. Ткаченко. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012. - 112 с.
39. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2003. -№3. - С. 17-20.
40. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников: науч. изд. / О.С. Ушакова. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
41. Ушакова, Т.Н. О психологии словесного творчества / Т.Н. Ушакова // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 90-100.
42. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника: учеб, пособие / О.С. Ушакова. - Москва: МИПИП, 2001. - 237 с.
43. Ушакова, ОС. О словесном творчестве детей: науч. изд. / О.С. Ушакова. - Москва: Педагогика, 1972 .- 129 с.
44. Ушинский, К.Д. Избранные труды: науч. изд. / К.Д. Ушинский. - Москва: «Дрофа», 2005,- 448 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.rg.ru50.
46. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста: учебник / Е.А. Флерина. - Москва: Учпедгиз. - 91 с.
47. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб, пособие / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - Москва: ACT, 2011. - 222 с.