Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

Работа №15459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
995
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словотворчества у
детей старшего дошкольного возраста. 7
1.1. Понятие словотворчества и его значение в развитии дошкольника. 7
1.2 Особенности развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 13
1.3 Методика развития словотворчества у детей старшего дошкольного
возраста. 17
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию словотворчества
у детей старшего дошкольного возраста. 24
2.1 Выявление уровня развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 24
2.2 Создание педагогических условий развития словотворчества у детей
старшего дошкольного возраста. 27
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 1. Методика выявления понимания ребёнком
смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) 58
Приложение 2. Количественные результаты диагностики. 63
Приложение 3. Картотека игр. 68
Приложение 4. Конспекты НОД 82


Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, Н. А. Селянина, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словотворчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально¬личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В работах этих учёных сказано, что словотворчество - естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Качество развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения.
Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально. В настоящее время существуют различные интересные речевые формы: синквейны, лимерики и т.д., через которые можно эффективно способствовать развитию детского словесного творчества.
Цель исследования заключается в определении педагогических условий развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс развития
словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:
- развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
- использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества. 
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить уровень развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и внедрить комплекс педагогических условий для развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста и выявить её эффективность.
Методы исследования:
1) теоретические (содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2) педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста);
3) метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрения комплекса педагогических условий для эффективного развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад
№79» г. Бийска, Алтайского края, дети подготовительных групп №11, № 1 в
количестве 52 человек, из них: экспериментальная группа - 26 детей, контрольная группа - 26 детей.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и опыт внедрения обсуждались на педагогическом совете МБДОУ (протокол №4 от 30.03.2018 г.); в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Педагогические условия развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста».
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» и практической «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста»), заключения, списка литературы.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» дан анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития словотворчества у детей дошкольного возраста.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» описана экспериментальная работа по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Приложение представлено описанием методик исследования, протоколами, таблицами, описанием развивающих словесных игр и творческих заданий, конспектами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества и оценка существующих теоретических оснований её решения позволили решить поставленные задачи и сделать выводы.
Исследование основывалось на положениях, описанных в трудах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин, Т. Н. Ушаковой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, О. С. Ушаковой, Л. С. Выготского, Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной. Учёные отмечают, что словесное творчество является уникальным видом творческой деятельности ребёнка и составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.
По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений - сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества у старших дошкольников позволил сделать вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, способствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Для проведения констатирующего эксперимента была подобрана методика по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].
Полученные результаты показали, что большинство детей обеих экспериментальных групп затруднялись объяснить смысловые оттенки прилагательных; глаголов, образованных от разных приставок; переносное значение словосочетаний; редко использовали синонимы, антонимы и обобщающие слова. Из этого следовало, что уровень развития словесного творчества не достаточен и требуется развивающая работа.
На формирующем этапе педагогического эксперимента была реализована серия образовательных мероприятий и созданы педагогические условия для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной
деятельности); использовались нетрадиционные методы развития
словотворчества - составление загадок, синквейнов, лимериков.
В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:
- у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
- речь детей стала более свободной, развернутой; они научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
- дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.
Для определения результатов работы педагогического экспериментального исследования по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что специально созданные педагогические условия по развитию словотворчества помогли повысить уровень развития этого творчества у детей экспериментальной группы. С детьми контрольной группы не проводилась целенаправленная работа, и результаты показали, что уровень развития словотворчества у них изменился незначительно.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий таких, как развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества, подтвердилась.



1. Абсалямов, Г. А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Абсалямова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 46-52.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272.
4. Бабушкина, А. А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. А. Бабушкина, О. А. Умнова. - Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. - 320 с.
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Инфра-М, 2001. - 206 с.
6. БонДаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
7. Бугреева, М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку [Текст] / М. Н. Бугреева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2. - С. 22-26.
8. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М.: Инфра-М, 2006. - 248 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 93с.
10. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве [Текст] / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 12. - С. 17-21.
11. ГвозДев, А. Н. От первых слов до первого класса [Электронный ресурс]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - Электрон. текстовые данные. - М.: КомКнига, 2005. - Режим доступа
http: // www. pedlib.ru/Books/7/0073/index.shtml Tuesday, 12 Dec 2017 17:22:55
12. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С. И. Гин. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Электрон.текстовые дан. - М.: Астрель, 2005. - 351 с. - Режим доступа
http://pedlib.ru/Books/4/0356/index.shtml?from_ page=1 Tuesday, 12 Dec 2017 20:35:23
14. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родит. [Текст] / Под ред. Л. А. Головчиц. - М.: ГРАФ ПРЕСС, 2013. - 160 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-115.
17. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - М.: 2002. - 128 с.
18. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником художественного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Директ Медиа. - 1985. - 128с.
19. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб: Детство - Пресс, 2004. - 192 с.
20. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Ю. Г. Илларионова. - М.: Просвещение,
1985. - 160с.
21. Каталкина, Р. Л. Развитие речи через воображение (у детей 6-7 лет) [Текст] / Р. Л. Каталкина // Воспитатель. - 2008. - № 9. - С.63-68.
22. Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи [Электронный ресурс]: картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей / Р. А. Кирьянова. — Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2010. — 176 c. — 978-5-9925-0491-0. - Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/19986.html Tuesday, 9 Sept 2017 19:12:34
23. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст]: пособие для воспитателей детских садов и специалистов дошк. образования / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 256 с.
24. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
25. Новиковская, О. А. 100 упражнений для развития речи [Текст]: сборник дидактических игр / О. А. Новиковская. - М.: СПБ, 2010. - 62с.
26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. - М.: ИТИ Тихнологии, 1990. - 944 с.
27. Павлова, А. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Ю. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 67 с.
28. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка [Текст]: учеб. пособие. 3-е изд. стер. / С. В. Плотникова. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 224 с.
29. ПоДгорных, О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ [Текст]: пособие для воспитателей, студ. высш. учеб. заведений / О. М. Подгорных. - Волгоград: Учитель, 2015. - 123 с.
30. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 208 с.
31. Психолингвистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Т. Н. Ушакова. - Электрон. текстовые данные. -М.: Пер Сэ, 2006. - 416 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7421 .html Tuesday, 12 Nov 2017 18:42:14
32. Рыжова, И. Н. Учимся играя [Текст] / И.Н. Рыжова // Дошкольное развитие. - 2004. - № 2. - С. 23-27.
33. СиДорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. - М.: 2004. - 59 с.
34. СтароДубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
35. Струнина, Е. М.Основные направления работы по развитию речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
36. Танина, Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999.
37. Творческие задания «Золотого ключика» [Электронный ресурс] / Авторы и составители Е.В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. - Электрон. текстовые данные. - Самара: Центр развития образования. 2001. - 101 с. - Режим доступа:
http: //www.trizminsk.org/e/prs/233021 .htm Tuesday, 10 Okt 2017 19:25:50
38. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1988. - с. 197.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]: учебник для пед. вузов / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 256 с.
41. Ушакова, О. С. Развитие поэтического слуха как средства формирования словесного творчества детей 6-7 лет [Текст] / О. С. Ушакова // Художественное творчество в детском саду: сборник статей в пособии для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984.
42. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т. Н. Ушакова. - Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2011. - 524 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15622.html Tuesday, 11 Nov 2017 15:25:20
43. Ушакова, Т. Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный
ресурс]: учебное пособие / Т. Н. Ушакова. - Электрон. текстовые данные. - М.: ПерСэ, 2004. - 255 c. - 5-9292-0126-9. - Режим доступа
http://www.iprbopkshop.ru/7429.html Tuesday, 11 Nov 2017 18:17:20
44. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -
Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok/html Tuesday, 21 Okt 2017 19:15:42
45. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Н. Цейтлин. - Электрон. текстовые данные. - М.: Знак, 2009. - 592 с. - Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/15883.html Tuesday, 10 Nov 2017 12:25:34
46. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
47. Чистякова, И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников [Текст]: картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей / И. А. Чистякова. - СПб: КАРО, 2005.
48. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст]: книга для родителей / К. И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1995. - 384с.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384с.
50. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. - М.: Академия, 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ