РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения феномена групповой сплоченности 9
1.1 Научные подходы к изучению феномена групповой сплоченности 9
1.2 Групповая сплоченность как характеристика малой группы 15
1.3 Социально-психологический тренинг как средство развития
групповой сплоченности 20
2 Экспериментальное исследование и развитие групповой
сплоченности в студенческой группе 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 26
2.2 Программа социально-психологического тренинга развития
групповой сплоченности в студенческой группе 34
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А. Результаты диагностического обследования студентов 51 Приложение Б. Программа социально-психологического тренинга развития групповой сплоченности в студенческой группе 54
Приложение В. Результаты автоматического расчета t-критерия Студента 72
1 Теоретические аспекты изучения феномена групповой сплоченности 9
1.1 Научные подходы к изучению феномена групповой сплоченности 9
1.2 Групповая сплоченность как характеристика малой группы 15
1.3 Социально-психологический тренинг как средство развития
групповой сплоченности 20
2 Экспериментальное исследование и развитие групповой
сплоченности в студенческой группе 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 26
2.2 Программа социально-психологического тренинга развития
групповой сплоченности в студенческой группе 34
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А. Результаты диагностического обследования студентов 51 Приложение Б. Программа социально-психологического тренинга развития групповой сплоченности в студенческой группе 54
Приложение В. Результаты автоматического расчета t-критерия Студента 72
Актуальность исследования проблемы сплоченности обусловливается влиянием этого феномена на эффективность группы и развитие личности. От сплоченности группы зависит её успеваемость, количество отчисляемых студентов, степень активности студентов. Сплоченность группы улучшает социально-психологический климат и удовлетворенность студентов своей жизнью в группе. Групповая поддержка, которая свойственна сплоченной группе, раскрепощает личность, повышает самооценку, свободу самовыражения и творчество.
Исследованием групповой сплоченности занимались такие ученые, как Л. Фестингер, А.И. Донцов,Т. Ньюком, Я.Л. Морено,А.В. Петровский и другие [2, с. 136]. Одним из первых феномену групповой сплоченности посвятил ряд исследований американский психолог Л. Фестингер, именно ему и принадлежит одно из основных определений групповой сплоченности.
Сплоченность не всегда является однозначно позитивным феноменом. В ряде случаев сплоченность может возникать в условиях конкурентной борьбы между группами или лидерами и группировками, в условиях внешней угрозы, либо как конформное единодушие в условиях авторитарного руководства. Последствиями такой сплоченности могут быть страх изгнания, поиск человека, который будет виновен во всем в группе, а также группо-мыслие, снижение ответственности. Но, все же, в большинстве случаев, члены групп оценивают сплоченность как достижение группы и хотят, чтоб их группы были сплоченными.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование групповой сплоченности и ее развитие посредством социально¬психологического тренинга в студенческой группе.
Объект исследования: групповая сплоченность как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие групповой сплоченности в студенческой группе посредством социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие групповой сплоченности в студенческой группе возможно посредством социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, описать научные подходы к рассмотрению феномена групповой сплоченности; рассмотреть теоретическую сущность понятия «групповая сплоченность»; охарактеризовать социально-психологический тренинг как одно из средств развития групповой сплоченности.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности в студенческой группе.
4. Провести повторное диагностическое обследование участников тренинга и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование;
3) формирующий эксперимент;
4) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (автоматический расчет t-критерия Стьюдента).
В экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики:
1) методика «Индекс групповой сплоченности» (авт. К.Э. Сишор).
2) методика «Определение психологического климата в организации» (авт. Р.С. Немов);
3) методика «Наша группа» (авт. О.И. Мотков).
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются работы исследователей в области изучения феномена групповой сплоченности (Донцов А.И., Парыгин Д.Б., Петровский А.В. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Лесосибирском педагогическом институте - филиале федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет . В экспериментальной работе приняли участие студенты 3 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Выборка исследования составила 12 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы социально-психологического тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических материалов по проблеме исследования, в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности студентов в вузе. Получены экспериментальные данные о групповой сплоченности студентов факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности студентов ВУЗа.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 18-22 апреля 2016 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 9 таблиц и 6 рисунков. Объем работы составляет 50 страниц.
Исследованием групповой сплоченности занимались такие ученые, как Л. Фестингер, А.И. Донцов,Т. Ньюком, Я.Л. Морено,А.В. Петровский и другие [2, с. 136]. Одним из первых феномену групповой сплоченности посвятил ряд исследований американский психолог Л. Фестингер, именно ему и принадлежит одно из основных определений групповой сплоченности.
Сплоченность не всегда является однозначно позитивным феноменом. В ряде случаев сплоченность может возникать в условиях конкурентной борьбы между группами или лидерами и группировками, в условиях внешней угрозы, либо как конформное единодушие в условиях авторитарного руководства. Последствиями такой сплоченности могут быть страх изгнания, поиск человека, который будет виновен во всем в группе, а также группо-мыслие, снижение ответственности. Но, все же, в большинстве случаев, члены групп оценивают сплоченность как достижение группы и хотят, чтоб их группы были сплоченными.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование групповой сплоченности и ее развитие посредством социально¬психологического тренинга в студенческой группе.
Объект исследования: групповая сплоченность как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие групповой сплоченности в студенческой группе посредством социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие групповой сплоченности в студенческой группе возможно посредством социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, описать научные подходы к рассмотрению феномена групповой сплоченности; рассмотреть теоретическую сущность понятия «групповая сплоченность»; охарактеризовать социально-психологический тренинг как одно из средств развития групповой сплоченности.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности в студенческой группе.
4. Провести повторное диагностическое обследование участников тренинга и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование;
3) формирующий эксперимент;
4) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (автоматический расчет t-критерия Стьюдента).
В экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики:
1) методика «Индекс групповой сплоченности» (авт. К.Э. Сишор).
2) методика «Определение психологического климата в организации» (авт. Р.С. Немов);
3) методика «Наша группа» (авт. О.И. Мотков).
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются работы исследователей в области изучения феномена групповой сплоченности (Донцов А.И., Парыгин Д.Б., Петровский А.В. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Лесосибирском педагогическом институте - филиале федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет . В экспериментальной работе приняли участие студенты 3 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Выборка исследования составила 12 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы социально-психологического тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических материалов по проблеме исследования, в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности студентов в вузе. Получены экспериментальные данные о групповой сплоченности студентов факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности студентов ВУЗа.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 18-22 апреля 2016 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 9 таблиц и 6 рисунков. Объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что групповая сплоченность - это один из процессов групповой динамики, который характеризует степень приверженности к группе ее членов. Можно сказать, что это сумма всех сил, удерживающих индивидов в группе; привлекательность группы для индивида; удовлетворенность членством в группе.
По мнению С. Кратохвила, развитию групповой сплоченности способствуют: удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе; согласованность целей группы с индивидуальными потребностями ее членов; разного рода симпатии между членами группы; благоприятный психологический климат в группе; престиж группы.
Нами было проведено исследование групповой сплоченности в студенческой группе факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 33,3% студентов оценивают сплоченность своей группы на среднем уровне, т.е. считают свою группу сплоченной, но не всегда способной действовать организовано; 25% респондентов оценили свою группу как сплоченную, способную на активную совместную деятельность. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены низкие показатели по таким характеристикам группы как «ответственность», «коллективизм», «сплоченность»,«контактность», «открытость», «организованность».
Также при первичном обследовании было выявлено, что 25% студентов считают, что у них в группе есть люди, с которыми у них враждебные отношения; 42% считают, что в группе есть ребята, болеющие только за себя; 33% членов группы выделяют в группе дезорганизаторов общих дел; 67% студентов считают, что в группе есть люди, которые своим «нытьем» портят всем настроение.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу, что в данной группе необходимо проведение тренинговой работы, направленной на развитие групповой сплоченности. На основании результатов констатирующего эксперимента нами была составлена и реализована программа социально-психологического тренинга.
После тренинговой работы было проведено повторное диагностическое обследование и выявлена положительная динамика групповой сплоченности в студенческой группе. После тренинга 41,7% студентов считают, что для их группы характерен высокий уровень групповой сплоченности, тогда как до тренинга высокий уровень был диагностирован только у 25% респондентов.
При повторной диагностике не выявлено очень низких показателей по таким характеристикам как «сплоченность», «контактность», «открытость», «организованность», «информированность».
До участия в тренинге наличие друзей в группе констатировали 67% студентов; после тренинга 83% ребят считают, что имеют настоящих друзей в группе. После проведения тренинга 92% членов группы считают, что у них в группе есть альтруистические лидеры, 75% ребят выделяют деловых лидеров; 83% членов группы выделяют эмоциональных лидеров. После тренинга в группе не стало студентов, имеющих враждебные отношения с другими членами группы.
Значимость различий диагностических показателей первичной и повторной диагностики проверялась посредством автоматического расчета t-критерия Стьюдента.
Выявлены статистические значимые различия в показателях таких характеристик группы как «ответственность», «открытость», «информированность» и «сплоченность». Следовательно, разработанная нами тренинговая программа является эффективной.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Социально-психологический тренинг способствует развитию групповой сплоченности в студенческой группе.
По мнению С. Кратохвила, развитию групповой сплоченности способствуют: удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе; согласованность целей группы с индивидуальными потребностями ее членов; разного рода симпатии между членами группы; благоприятный психологический климат в группе; престиж группы.
Нами было проведено исследование групповой сплоченности в студенческой группе факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 33,3% студентов оценивают сплоченность своей группы на среднем уровне, т.е. считают свою группу сплоченной, но не всегда способной действовать организовано; 25% респондентов оценили свою группу как сплоченную, способную на активную совместную деятельность. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены низкие показатели по таким характеристикам группы как «ответственность», «коллективизм», «сплоченность»,«контактность», «открытость», «организованность».
Также при первичном обследовании было выявлено, что 25% студентов считают, что у них в группе есть люди, с которыми у них враждебные отношения; 42% считают, что в группе есть ребята, болеющие только за себя; 33% членов группы выделяют в группе дезорганизаторов общих дел; 67% студентов считают, что в группе есть люди, которые своим «нытьем» портят всем настроение.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу, что в данной группе необходимо проведение тренинговой работы, направленной на развитие групповой сплоченности. На основании результатов констатирующего эксперимента нами была составлена и реализована программа социально-психологического тренинга.
После тренинговой работы было проведено повторное диагностическое обследование и выявлена положительная динамика групповой сплоченности в студенческой группе. После тренинга 41,7% студентов считают, что для их группы характерен высокий уровень групповой сплоченности, тогда как до тренинга высокий уровень был диагностирован только у 25% респондентов.
При повторной диагностике не выявлено очень низких показателей по таким характеристикам как «сплоченность», «контактность», «открытость», «организованность», «информированность».
До участия в тренинге наличие друзей в группе констатировали 67% студентов; после тренинга 83% ребят считают, что имеют настоящих друзей в группе. После проведения тренинга 92% членов группы считают, что у них в группе есть альтруистические лидеры, 75% ребят выделяют деловых лидеров; 83% членов группы выделяют эмоциональных лидеров. После тренинга в группе не стало студентов, имеющих враждебные отношения с другими членами группы.
Значимость различий диагностических показателей первичной и повторной диагностики проверялась посредством автоматического расчета t-критерия Стьюдента.
Выявлены статистические значимые различия в показателях таких характеристик группы как «ответственность», «открытость», «информированность» и «сплоченность». Следовательно, разработанная нами тренинговая программа является эффективной.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Социально-психологический тренинг способствует развитию групповой сплоченности в студенческой группе.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТОВ РЕКРУТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Особенности доверительных отношений и социально-псикологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 14 - 16 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ ПО ЧИРЛИДИНГУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018



