Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Работа №20589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1056
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения феномена групповой сплоченности 9
1.1 Научные подходы к изучению феномена групповой сплоченности 9
1.2 Групповая сплоченность как характеристика малой группы 15
1.3 Социально-психологический тренинг как средство развития
групповой сплоченности 20
2 Экспериментальное исследование и развитие групповой
сплоченности в студенческой группе 26
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 26
2.2 Программа социально-психологического тренинга развития
групповой сплоченности в студенческой группе 34
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А. Результаты диагностического обследования студентов 51 Приложение Б. Программа социально-психологического тренинга развития групповой сплоченности в студенческой группе 54
Приложение В. Результаты автоматического расчета t-критерия Студента 72


Актуальность исследования проблемы сплоченности обусловливается влиянием этого феномена на эффективность группы и развитие личности. От сплоченности группы зависит её успеваемость, количество отчисляемых студентов, степень активности студентов. Сплоченность группы улучшает социально-психологический климат и удовлетворенность студентов своей жизнью в группе. Групповая поддержка, которая свойственна сплоченной группе, раскрепощает личность, повышает самооценку, свободу самовыражения и творчество.
Исследованием групповой сплоченности занимались такие ученые, как Л. Фестингер, А.И. Донцов,Т. Ньюком, Я.Л. Морено,А.В. Петровский и другие [2, с. 136]. Одним из первых феномену групповой сплоченности посвятил ряд исследований американский психолог Л. Фестингер, именно ему и принадлежит одно из основных определений групповой сплоченности.
Сплоченность не всегда является однозначно позитивным феноменом. В ряде случаев сплоченность может возникать в условиях конкурентной борьбы между группами или лидерами и группировками, в условиях внешней угрозы, либо как конформное единодушие в условиях авторитарного руководства. Последствиями такой сплоченности могут быть страх изгнания, поиск человека, который будет виновен во всем в группе, а также группо-мыслие, снижение ответственности. Но, все же, в большинстве случаев, члены групп оценивают сплоченность как достижение группы и хотят, чтоб их группы были сплоченными.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование групповой сплоченности и ее развитие посредством социально¬психологического тренинга в студенческой группе.
Объект исследования: групповая сплоченность как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие групповой сплоченности в студенческой группе посредством социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие групповой сплоченности в студенческой группе возможно посредством социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, описать научные подходы к рассмотрению феномена групповой сплоченности; рассмотреть теоретическую сущность понятия «групповая сплоченность»; охарактеризовать социально-психологический тренинг как одно из средств развития групповой сплоченности.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности в студенческой группе.
4. Провести повторное диагностическое обследование участников тренинга и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование;
3) формирующий эксперимент;
4) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (автоматический расчет t-критерия Стьюдента).
В экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики:
1) методика «Индекс групповой сплоченности» (авт. К.Э. Сишор).
2) методика «Определение психологического климата в организации» (авт. Р.С. Немов);
3) методика «Наша группа» (авт. О.И. Мотков).
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются работы исследователей в области изучения феномена групповой сплоченности (Донцов А.И., Парыгин Д.Б., Петровский А.В. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Лесосибирском педагогическом институте - филиале федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет . В экспериментальной работе приняли участие студенты 3 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Выборка исследования составила 12 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности в студенческой группе; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы социально-психологического тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических материалов по проблеме исследования, в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования групповой сплоченности студентов в вузе. Получены экспериментальные данные о групповой сплоченности студентов факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности студентов ВУЗа.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 18-22 апреля 2016 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 9 таблиц и 6 рисунков. Объем работы составляет 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что групповая сплоченность - это один из процессов групповой динамики, который характеризует степень приверженности к группе ее членов. Можно сказать, что это сумма всех сил, удерживающих индивидов в группе; привлекательность группы для индивида; удовлетворенность членством в группе.
По мнению С. Кратохвила, развитию групповой сплоченности способствуют: удовлетворенность личных потребностей индивидов в группе; согласованность целей группы с индивидуальными потребностями ее членов; разного рода симпатии между членами группы; благоприятный психологический климат в группе; престиж группы.
Нами было проведено исследование групповой сплоченности в студенческой группе факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 33,3% студентов оценивают сплоченность своей группы на среднем уровне, т.е. считают свою группу сплоченной, но не всегда способной действовать организовано; 25% респондентов оценили свою группу как сплоченную, способную на активную совместную деятельность. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены низкие показатели по таким характеристикам группы как «ответственность», «коллективизм», «сплоченность»,«контактность», «открытость», «организованность».
Также при первичном обследовании было выявлено, что 25% студентов считают, что у них в группе есть люди, с которыми у них враждебные отношения; 42% считают, что в группе есть ребята, болеющие только за себя; 33% членов группы выделяют в группе дезорганизаторов общих дел; 67% студентов считают, что в группе есть люди, которые своим «нытьем» портят всем настроение.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу, что в данной группе необходимо проведение тренинговой работы, направленной на развитие групповой сплоченности. На основании результатов констатирующего эксперимента нами была составлена и реализована программа социально-психологического тренинга.
После тренинговой работы было проведено повторное диагностическое обследование и выявлена положительная динамика групповой сплоченности в студенческой группе. После тренинга 41,7% студентов считают, что для их группы характерен высокий уровень групповой сплоченности, тогда как до тренинга высокий уровень был диагностирован только у 25% респондентов.
При повторной диагностике не выявлено очень низких показателей по таким характеристикам как «сплоченность», «контактность», «открытость», «организованность», «информированность».
До участия в тренинге наличие друзей в группе констатировали 67% студентов; после тренинга 83% ребят считают, что имеют настоящих друзей в группе. После проведения тренинга 92% членов группы считают, что у них в группе есть альтруистические лидеры, 75% ребят выделяют деловых лидеров; 83% членов группы выделяют эмоциональных лидеров. После тренинга в группе не стало студентов, имеющих враждебные отношения с другими членами группы.
Значимость различий диагностических показателей первичной и повторной диагностики проверялась посредством автоматического расчета t-критерия Стьюдента.
Выявлены статистические значимые различия в показателях таких характеристик группы как «ответственность», «открытость», «информированность» и «сплоченность». Следовательно, разработанная нами тренинговая программа является эффективной.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Социально-психологический тренинг способствует развитию групповой сплоченности в студенческой группе.



1. Александрова, Н. М. Среда обучения компонент образовательной среды / Н. М. Александрова, Д. Г. Колодан // Мир психологии. - 2005. - №1. - С. 214-219.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект-Пресс, 2007. - 362 с.
3. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П.Аникеева. - Москва : Сфера, 2012. - 224 с.
4. Антонюк, В. И. Проблемы социально-психологического климата в советской социальной психологии / В. И. Антонюк, О. И Золотова // Социально-психологический климат коллектива. - Москва : Наука, 2013. - 225 с.
5. Ахметова, З. А. Студент в академической группе / З. А. Ахметова // Материалы международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». - Москва : Смысл, 2014. - 448 с.
6. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: учеб. пособие / И. В. Вачков. - Москва : Эксмо, 2012. - 416 с.
7. Вичев, В. В. Мораль и социальная психология: учеб. пособие / В. В. Вичев. - Москва : «Гратис», 2011. - 268 с.
8. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / сост. С.А. Багрецов, В.М. Львов. - Санкт-Петербург : «Лань», 2011. - 640 с.
9. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности: учеб. пособие / А. И. Донцов. - Москва : изд-во МГУ, 1979. - 128 с.
10. Донцов, А.И. Психологическое единство коллектива: учеб. пособие / А. И. Донцов. - Москва : МГУ,1982. - 156 с.
11. Донцов, А. И. Психология коллектива: учеб. пособие / А. И. Донцов. - Москва : МГУ,1984. - 208 с.
12. Донцов, А. И. О понятии «группа» в социальной психологии /А. И. Донцов // Вестник Московского ун-та. Психология. - 1997. - №4. - С. 17-25.
13. Журавлев, А.Л. Социально-психологические проблемы управления / А. Л. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. - 2012. - № 2. - С. 173-185.
14. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. пособие / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва : Изд-во МГУ, 2011. - 152 с.
15. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие / Я. Л Коломинский. - Минск : Тетра-Системс, 2011. - 141 с.
16. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг: учеб. пособие / Г. И. Марасанов. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2014. - 320 с.
17. Неймер, Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и её социологическое измерение // Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 23-30.
18. Проблемы групповой сплочённости / А. И. Донцов. - Москва : МГУ, 1979. - 128 с.
19. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. - Москва : Педагогика, 1999. - 592 с.
20. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив: учеб. пособие / А. В. Петровский. - Москва : Политиздат, 1982. - 255 с.
21. Петровский, А. В. Психологическая теория коллектива: учеб. пособие / А. В. Петровский. - Москва : Педагогика, 1979. - 315 с.
22. Платонов, К. К. Развитие системы понятий теории психологического климата в психологии // Социально психологический климат коллектива / под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. - Москва : МГУ, 2011. - 324 с.
23. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект: учеб. пособие / Ю. П. Платонов. - Санкт- Петербург : изд-во СПбГУ, 2013. - 181 с.
24. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педагогика, 1979. - 315 с.
25. Психология / под ред. А. В. Крылова. - Москва : Проспект, 2015. - 584 с.
26. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 192 с.
27. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 390 с.
28. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Аспект-Пресс, 2013. - 475 с.
29. Социальная психология / под ред. В.А Крысько. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 432 с.
30. Сидоренков, А. В. Микрогрупповая теория / А. В. Сидоренков // Социальная психология и общество. - 2011. - № 1. - С. 17-30.
31. Семечкин, Н. И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин.
- Владивосток : ДВГУ, 2015. - 116 с.
32. Сидоренков, А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ / А. В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону : РГУ, 2014. - 354 с.
33. Тихомандрицка, О. А. Социальная психология. - Москва : Аспект-Пресс, 2013. - 471 с.
34. Талышева, И. А. Групповая сплоченность и стратегии поведения в конфликте педагогического коллектива / И. А. Талышева // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 231-235.
35. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
36. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - Москва : Генезис, 2013. - 400 с.
37. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель. - Москва : Генезис, 2014. - 256 с.
38. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - Москва : Генезис, 2012. - 336 с.
39. Чередниченко, И. П. Психология управлении / Н. В Тельных, И. П. Чередниченко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ