Введение 7
1 Анализ подходов и направлений повышения эффективности доставки грузов 9
1.1 Общая характеристика понятия эффективности доставки грузов и условий ее достижения 9
1.2 Система показателей эффективности доставки грузов 18
1.3 Организация и управление процессом доставки грузов 36
2 Характеристика объекта исследования 49
2.1 Общая характеристика АО «КЗСК» 49
2.2 Характеристика парка подвижного состава и технико¬эксплуатационных показателей его работы 50
2.3 Оценка финансового состояния АО «КЗСК»
3 Разработка мероприятий повышения эффективности доставки грузов АО «КЗСК» 52
3.1 Проект логистической системы доставки грузов АО «КЗСК» 52
3.2 Оптимизация маршрутной сети доставки грузов 52
3.3 Расчет эксплуатационных затрат по базовому и проектируемому вариантам и оценка эффективности мероприятий 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Грузоподъемный механизм 133
Автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении экономического развития отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом[1]. Повышение эффективности и качества доставки грузов является комплексной задачей на автомобильном транспорте. Эффективность и качество доставки грузов являются зависимыми друг от друга характеристиками. Они зависят от совокупности свойств автотранспортной системы (экономических, технических, организационных, социальных и экологических),характеризующих полезность ее производственных процессов и возможности удовлетворять потребность страны в перевозках.
В условиях поиска путей повышения эффективности деятельности предприятий реальным способом повысить эффективность бизнеса для многих предприятий является развитие системы доставки грузов, в том числе на экспорт. Транспортно-логистическая система доставки в условиях колебаний рынка является часто привлекательным объектом для интенсификации сбыта. Темпы развития глобальной индустрии синтетического каучука тесно связаны с динамикой роса рынка транспортных средств, резкий спад в автопромышленности значительно сократил потребление этого материала. Хотя автомобильная индустрия развитых стран серьезно пострадала во время рецессии, потенциально возможно увеличение спроса на стремительно развивающихся автомобильных рынках в Азии (особенно в Китае и Индии), а также в странах Латинской Америки и Восточной Европы» [2].
Сущность повышения эффективности производства состоит в непрерывном увеличении объемов производства и улучшении качества продукции при снижении материальных, трудовых, транспортных и финансовых затрат на единицу продукции. В свою очередь, основной задачей организации и планирования перевозочного процесса является рациональное сочетание и использование всех факторов производства с целью выполнения максимальной транспортной работы.
Недостатки в организации системы доставки характеризуются сокращением провозных возможностей и способностей адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка перевозок. Возникает разрыв между спросом и предложением, что ведет к дальнейшему разрушению принципов построения взаимоотношений между перевозчиками и потребителями.
Специфика перевозимых грузов предполагает организацию маршрутов в междугороднем и международном сообщениях [3-4]. Междугородние перевозки имеют ярко выраженные отличительные признаки, такие как большие расстояния перевозки, длительная работа вдали от производственной базы, высокая стоимость перевозимых грузов. Основная особенность междугородних и международных перевозок заключается в том, что в связи с большой протяженностью оборот подвижного состава может составлять несколько суток. Это осложняет работу водителей, отрывания их на значительный срок от места нахождения транспортного предприятия и проживания, затрудняет проведение технического обслуживания подвижного состава. В этой связи работающий на маршруте подвижной состав должен отвечать условиям перевозок и обеспечивать наибольшую эффективность процесса перемещения. Таким образом, в основу организации системы доставки грузов положен принцип максимального использования подвижного состава и всех связанных с его работой параметров функционирования автомобильных линий.
Целью ВКР является повышение эффективности доставки грузов отдела логистики АО «КЗСК». Достижение указанной цели проекта возможно при решении следующих задач:
- проанализировать подходы и направления повышения эффективности доставки грузов;
- проанализировать показатели деятельности по доставке синтетического каучука АО «КЗСК» подвижным составом разной вместимости;
- разработать мероприятия повышения эффективности доставки грузов;
- рассчитать экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Целью ВКР было повышение эффективности доставки грузов отдела логистики АО «КЗСК». Достижение указанной цели проекта было обеспечено за счет решения следующих задач:
- проанализированы подходы и направления повышения эффективности доставки грузов;
- проанализированы показатели деятельности по доставке синтетического каучука АО «КЗСК» подвижным составом разной вместимости;
- разработаны мероприятия повышения эффективности доставки грузов;
- рассчитана экономическая эффективность разработанных мероприятий.
За счет выбора эффективного подвижного состава с использованием контейнерных перевозок, расчета структуры парка подвижного состава, совершенствования организации перевозок, оптимизации маршрутов доставки было обеспечено сокращение времени выполнения технологических операций, обеспечена более высокая эффективность работы подвижного состава.
Основополагающая цель системы доставки грузов была рассмотрена с позиции получения наибольшей прибыли при удовлетворении потребностей в грузовых автомобильных перевозках и при заданном уровне их качества и имеющихся финансовых, материальных и технических ресурсах. В рассматриваемом случае основным фактором увеличения прибыли выступает оптимизация затрат предприятия. Все изменения, происходящие в организации перевозок, сказываются на значении технико-эксплуатационных показателей, в конечном итоге определяющих эффективность и качество функционирования подвижного состава.
Разработанные мероприятия являются актуальными для АО «КЗСК», так как выполнение экспортных поставок, а также поставок потребителям в пределах Российской федерации требует высокоэффективной работы транспорта и более совершенных технологий в организации транспортного процесса, обеспечивающего бесперебойную работу основного производства и влияющую на итоговую стоимость продукта.
Количество ручных операций на первом направлении (перевозка каучука потребителям в городах России) при использовании предлагаемого варианта незначительно возрастает. При учете того, что общее время простоя при использовании предлагаемого варианта резко снижается, то можно говорить о целесообразности применения предлагаемого варианта перевозок.
Использование предлагаемых вариантов позволяет существенно повысить производительность подвижного состава по отношению к базовым вариантам на всех направлениях перевозок за счет повышения коэффициента использования пробега. Также можно отметить небольшое влияние на производительность сокращения простоев под погрузочно-разгрузочными операциями.
Рост производительности труда при внедрении транспортного средства по предлагаемому варианту марки VOLVOF12 и полуприцепа HAMMAR-150 составит 23,0%.
Мероприятия по организации перевозок повышают суточную производительность подвижного состава и увеличивают количество ездок с грузом.
При списании автотранспортных средств предприятие сможет определить их среднерыночную стоимость и продать с аукциона, выручив тем самым около 1 млн. рублей.Это позволит предприятию сэкономить финансовые средства.Предлагаемые изменения позволят снизить себестоимость услуг по перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах на 3,6 % от базового варианта, что составит 7 рублей с 1 ткм.
1 Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник для вузов / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 384 с. - (Высшее образование).
2 Рахмангулов А. Н., Корнилов С. Н., Кольга А. Д. Обеспечение своевременности грузовых перевозок в транспортно-технологических системах //Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. ГИ Носова. - 2014. - №. 1 (45).
3 Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М. : Проспект, 2014. - 424 с.
4 Ковалев В.А., Фадеев А.И. Организация грузовых автомобильных перевозок. Учебное пособие. Красноярск, 2014. - 284с.
5 А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин «Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками» -Политехник, 2000 г.
6 Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. М.:Дело и сервис, 2012. 345 с.
7 Автоперевозчик: Эксплуатационные нормативы: Справочник/Сост. В. Волгин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2008. - 398, с.
8 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. 4-е издание, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. -512с.
9 Аудит: учебник для студентов вузов / под ред. В.И.Подольского. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 607 с.
10 Бачурин, А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб.пособие для вузов / А.А. Бачурин; под ред. З.И. Аксеновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
11 Белова, Тамара Аркадьевна. Технология и организация производства продукции и услуг: учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. - М.: КноРус, 2010. - 236 с.
12 Бережной В. И., Бережная Е. В. Логистическая модель организации перевозок навалочных грузов для дорожного строительства //Екатеринбург- 2015. - 2015. - С. 10.
13 Валевич, Р. П. Управление качеством товаров и услуг : учеб. пособие для вузов / Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. - Мн. : БГЭУ, 2008. - 301с.
14 Григорьян Т.А., Карамышева И.И., Планирование на автотранспортном предприятии: Учебное пособие. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2016.- 138 с.
15 Витвицкий Е. Е., Трофимова Л. С. Подход к определению текущей деятельности автотранспортного предприятия с учётом практики функционирования подвижного состава //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №. 10 (171).
16 Генкин, Борис Михайлович. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для студентов вузов / Б.М. Генкин. - 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008. - 478.
17 Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ М.: - Изд. центр «Академия», 2004 г. - 288 с.
18 Заводова О.В. - Планирование на предприятиях транспорта. Учебное пособие./О.В. Заводова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 102с.
19 Демченко, Игорь Иванович. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта: учебное пособие для студентов вузов / И.И. Демченко, В.А. Ковалев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федерал. ун-т. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. - 219 с.
20 Джангалиев Б. С., Куликов А. В. Перевозка грузов в логистических системах дорожного строительства //МИРи н н о в а ц и й. - 2016. - С. 21.
21 Дыбаль С.В. Финансовый анализ: Теория и практика - Учеб. пособие. СПБ: Изд. Дом «Бизнес-премия», 2006. 304с.
22 Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. Учеб. Пособие. - 2-е изд., доп./Н.Л. Зайцев - М.: ИНФА-М, 2009. - 455с.
23 Захаров Н. С., Ракитин В. А. Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и
24 Захаров Н. С., Ракитин В. А., Ракитин А. Н. Программная реализация методики формирования парка грузовых автомобилей по критерию себестоимости перевозки груза //Научное обозрение. - 2016. - №. 22. - С. 106¬110.
25 Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учеб. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 240с.
26 Карлик А.Е. - Экономика предприятия : учебник для вузов / Под ред. А.Е. Карлика, M.JI. Шухгальтер. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2009. - 464с.
27 Керимов В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях. - М.: Эксмо, 2005.
28 Ковалев, Валерий Александрович. Грузоведение. Основы доставки грузов автомобильным транспортом: учебное пособие / В.А. Ковалев, А.И. Фадеев, И.В. Черенова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федерал. ун-т. - Красноярск: СФУ, 2010. - 218 с.
29 Козинов, Г.Л. Организация перевозок и управление автомобильным транспортом: учеб.пособие. Красноярск СибГТУ 2007 г. - 60 с.
30 Колесников А. М. и др. Система управления современным грузовым автотранспортным предприятием //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №. 6 (96).
31 Котлярова Е.В.- Показатели работы автотранспортного предприятия: методические указания по выполнению курсовой работы/ Е.В. Котлярова, А.Н. Кобылицкий. Хабаровск, Издательство ДВГУПС, 2013. 41с.
32 Л.Б. Миротин, В.Э. Ташбаев «Логистика для предпринимателя» - Инфра-М, Москва, 2002 г.
33 Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок: учебник / А. Гаррисон, Ван Гок, Р.; науч. ред. К. В. Садченко; пер. 3- го англ. изд. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 367 с.
34 Маллямов Р.Р. Роль и место менеджмента в обеспечении конкурентоспособности автотранспортных предприятий/ Р.Р. Маллямов // Вестник Екатерининского института. 2011. №4(16). С.54-58.
35 Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / О. И. Мамрукова. - 7-е изд., перераб. - М. : Омега-Л, 2008. - 302с. - (Высш. финансовое образование).
36 Менеджмент процессов: пер. с нем. / ред. Й. Беккер. - М.: Эксмо, 2008.-359с.
37 Методика анализа показателей эффективности производства: Учеб.посо-бие /Под ред. Э.А. Маркарьяна. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.-207 с.
38 Новицкий, Николай Илларионович. Организация производства: учебное пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; под ред. Н.И. Новицкого. - М.: КноРус, 2009. - 349 с.
39 Организация производства на предприятиях отрасли: учеб.-метод. пособие для курсового проектирования / Сиб. федерал. ун-т; сост. Н.В. Разнова. - Красноярск: СФУ, 2012. - 47 с.
40 Основные средства организации / Красова О.С., Сергеева Т.Ю. - М.: МФПА, 2011. - 160 с.
41 Семенов, Альберт Константинович. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 575 с.
42 Справочник директора предприятия / под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2012.
43 Тойменцева, Ирина Анатольевна. Стратегическое управление автотранспортными предприятиями сферы услуг: монография / И.А. Тойменцева. - М.: Креативная экономика, 2011. - 158 с.
44 Троицкая, Наталья Александровна. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов: учебное пособие для вузов / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2010. - 231 с.
45 Туревский, И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2005.
46 Управление качеством: учеб. пособие для вузов: в 2-х / С.А. Гладышев. - 2-е изд., перераб и доп. - Старый Оскол: ТНТ, 2011. Т.1: Управление качеством. - 2011. - 420 с.
47 Фирсова С. Ю., Куликов А. В. Снижение транспортных затрат за счет выбора оптимального типа поддона при перевозке строительных грузов //Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 6. - №. 10 (113).
48 Шакирова А. И. Финансовая оценка инвестиционного проекта приобретения транспортных средств на предприятии //Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». - 2016. - С. 153.
49 Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. - 496 с. (Серия экономика и управление»).
50 Экономика и управление предприятием: учебник для студентов / Ю.А. Селезнёва, Т.С. Зуева, А.А. Корниенко.-М.: Высшая школа, 2005.-624с.
51 Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) : Учеб.пособие для вузов / В. К. Скляренко [и др.] ; Под ред. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 256с. - (100 лет РЭА им. Г. В. Плеханова).
52 Хегай Ю.А. - Экономика автотранспортного предприятия: учеб. пособие./ Ю.А. Хегай. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2011.-288с.
53 Кузьмин Н. А., Плеханов Д. К., Пачурин Г. В. Математическая модель транспортного плеча при массовых автомобильных перевозках грузов //Фундаментальные исследования. - 2014. - №. 9-3.
54 Васильев, Сергей Иванович. Основы промышленной безопасности: учебное пособие для студентов вузов: в 2 ч. / С.И. Васильев, Л.Н. Горбунова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федерал. ун-т. - Красноярск: СФУ, 2012. - Ч.1. - 501 с.