РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НА ПРИМЕРЕ США
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ 11
1.1 Общая характеристика эволюция форм взаимосвязи политики и
религии
1.2 Взаимосвязь политики и религии в истории США 23
2 СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА США В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ 45
2.1 Религия и внутренняя политика США 45
2.2 Религиозная проблематика во внешней политике США 51
3.3 Радикальные формы религиозности в контексте американской
политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ 11
1.1 Общая характеристика эволюция форм взаимосвязи политики и
религии
1.2 Взаимосвязь политики и религии в истории США 23
2 СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА США В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ 45
2.1 Религия и внутренняя политика США 45
2.2 Религиозная проблематика во внешней политике США 51
3.3 Радикальные формы религиозности в контексте американской
политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Религия и политика на первый взгляд абсолютно разные и малосовместимые явления общественной жизни, но данное убеждение является ошибочным: религия и политика развивались в тесной взаимосвязи с самого начала развития человеческих отношений, и данная связь между этими двумя феноменами существует до сих пор.
Религия всегда играла значительную роль в политической жизни Соединенных штатов Америки. С самого начала переселения людей в Новый Свет и до современности политические лидеры страны открыто демонстрируют свою веру религиозным догмам и часто ведут свою политику в соответствии с ними. В первую очередь американцы верят в исключительную миссию их страны, они убеждены в собственной избранности, которая санкционирует подчас спорные шаги американских политиков.
Исследования в религиозной области могут помочь спрогнозировать возможное развитие внутренней и внешней политики США. Правительство США активно используют так называемые «новые религиозные движения», к которым в первую очередь относятся мормоны, сайентологи и муниты чтобы реализовать своих политические интересы. Это имеет значение и для России. Осознание степени вреда, который могут нанести американские религиозные миссионеры, позволит российским политикам выработать и предпринять защитные меры по охране государственных интересов России.
США добивается своих политических целей посредством религии и религиозных организаций в условиях, когда церковь окончательно отделилась от государства, т.е. в условиях секулярного мира. Секуляризация, понимаемая как разграничение религиозной и институциональной власти. Попытка разграничить религию и общественный разум дал страт развитию альтернативных сфер развития отношений межу религией и политикой, когда последняя стремится держать религию «на расстоянии вытянутой руки». Мы являемся очевидцами случаев, когда религиозные изменения или политические события смешивались в неожиданные, исторически значимые или теоретически значимые пути.
Нынешнее пересечение религии и политики предполагает «постсекулярный» период. Чтобы понять политическое и религиозное значение этого момента, социологи должны исследовать новую динамику между ценностями светских и священных рамок. Результаты этой динамики далеко не бесспорны. Не вызывает сомнений то, что наше будущее не мыслит политику без религии, как когда-то предсказывали социологи. Но между этими двумя пределами открывается много возможностей, включая холодное или открытое противостояние между секулярным и сакральным; угнетение одной стороной и сопротивление или отступление другой; и, что еще лучше, множество творческих приспособлений, переговоров и преобразований как политикой, так и религией.
С самого начала теории секуляризации были в основном связаны с современными трансформациями религии или изменениями в сфере охвата религии в обществе, а не с религиозным упадком как таковым. Очевидно, дело не в том, что религиозные традиции ислама, христианства и буддизма исчезают, но их отношения с политическими институтами изменились, и во достаточно резко в различных обществах. Сакральные божественные традиции продолжают процветать во всем мире и, и в настоящее время вряд многие задаются вопросом, действительно ли это религиозное процветание имеет большое политическое значение. Очевидно, да. Но как именно религия сочетается с политикой, выяснить это всё еще остается сложной задачей.
Гипотеза исследования: в условиях постсекулярного мира Соединенные Штаты Америки, в конституции которых утверждается свобода вероисповедания и отсутствие государственной религии, используют догмы религии и религиозные движения в качестве инструмента достижения своих внутренних и внешних политических интересов.
Объект исследования: религия и политика в современном мире.
Предмет исследования: взаимосвязь религии и политики в современном мире на примере США.
Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь религии и политики в современном мире на примере США для установления специфики американской политики в религиозной сфере и особенностей американской модели взаимодействия религии и политики.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику эволюции форм взаимосвязи политики и религии;
- изучить взаимосвязь политики и религии в истории США;
- исследовать место религии во внутренней политике США;
- проанализировать значение религиозной проблематики во внешней политике США;
- рассмотреть радикальные формы религиозности в контексте американской политики.
Основой источниковедческой базы исследования являются официальные документы, такие как Конституция США, статистическая информация исследовательского центра Pew Research Center, официальные заявления исследователей религиозной проблематики США и России по общественно - политическим вопросам, материалы англоязычной прессы, монографии англоязычных авторов.
Методология исследования включает в себя такие подходы, как историкогенетический метод, сравнительно исторический метод, историко-типологический метод, системный подход, метод контекстного анализа, социологический анализ.
Научная разработанность темы. По данной теме имеется целый ряд исследований, среди которых следует отметить следующие: докторская диссертация Р. В. Секретарёва «Влияние религиозного фактора на общественнополитическую жизнь США» 2007 года; монография Д.Е. Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» 1981 г. и «Религия в политической жизни США» 1985 г.
В англоязычной литературе имеется большое количество исследований, посвященных аспектам взаимовлияния религии и политики в США - монографии М.А. Нолла, А. Рейчли, В. Идела, П. Картера, Г. Кайли, Д. Мессера, Р. Беллы.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы. В конце каждой главы делается промежуточный вывод. В конце работы делается заключение и дается библиографический список.
Религия всегда играла значительную роль в политической жизни Соединенных штатов Америки. С самого начала переселения людей в Новый Свет и до современности политические лидеры страны открыто демонстрируют свою веру религиозным догмам и часто ведут свою политику в соответствии с ними. В первую очередь американцы верят в исключительную миссию их страны, они убеждены в собственной избранности, которая санкционирует подчас спорные шаги американских политиков.
Исследования в религиозной области могут помочь спрогнозировать возможное развитие внутренней и внешней политики США. Правительство США активно используют так называемые «новые религиозные движения», к которым в первую очередь относятся мормоны, сайентологи и муниты чтобы реализовать своих политические интересы. Это имеет значение и для России. Осознание степени вреда, который могут нанести американские религиозные миссионеры, позволит российским политикам выработать и предпринять защитные меры по охране государственных интересов России.
США добивается своих политических целей посредством религии и религиозных организаций в условиях, когда церковь окончательно отделилась от государства, т.е. в условиях секулярного мира. Секуляризация, понимаемая как разграничение религиозной и институциональной власти. Попытка разграничить религию и общественный разум дал страт развитию альтернативных сфер развития отношений межу религией и политикой, когда последняя стремится держать религию «на расстоянии вытянутой руки». Мы являемся очевидцами случаев, когда религиозные изменения или политические события смешивались в неожиданные, исторически значимые или теоретически значимые пути.
Нынешнее пересечение религии и политики предполагает «постсекулярный» период. Чтобы понять политическое и религиозное значение этого момента, социологи должны исследовать новую динамику между ценностями светских и священных рамок. Результаты этой динамики далеко не бесспорны. Не вызывает сомнений то, что наше будущее не мыслит политику без религии, как когда-то предсказывали социологи. Но между этими двумя пределами открывается много возможностей, включая холодное или открытое противостояние между секулярным и сакральным; угнетение одной стороной и сопротивление или отступление другой; и, что еще лучше, множество творческих приспособлений, переговоров и преобразований как политикой, так и религией.
С самого начала теории секуляризации были в основном связаны с современными трансформациями религии или изменениями в сфере охвата религии в обществе, а не с религиозным упадком как таковым. Очевидно, дело не в том, что религиозные традиции ислама, христианства и буддизма исчезают, но их отношения с политическими институтами изменились, и во достаточно резко в различных обществах. Сакральные божественные традиции продолжают процветать во всем мире и, и в настоящее время вряд многие задаются вопросом, действительно ли это религиозное процветание имеет большое политическое значение. Очевидно, да. Но как именно религия сочетается с политикой, выяснить это всё еще остается сложной задачей.
Гипотеза исследования: в условиях постсекулярного мира Соединенные Штаты Америки, в конституции которых утверждается свобода вероисповедания и отсутствие государственной религии, используют догмы религии и религиозные движения в качестве инструмента достижения своих внутренних и внешних политических интересов.
Объект исследования: религия и политика в современном мире.
Предмет исследования: взаимосвязь религии и политики в современном мире на примере США.
Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь религии и политики в современном мире на примере США для установления специфики американской политики в религиозной сфере и особенностей американской модели взаимодействия религии и политики.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику эволюции форм взаимосвязи политики и религии;
- изучить взаимосвязь политики и религии в истории США;
- исследовать место религии во внутренней политике США;
- проанализировать значение религиозной проблематики во внешней политике США;
- рассмотреть радикальные формы религиозности в контексте американской политики.
Основой источниковедческой базы исследования являются официальные документы, такие как Конституция США, статистическая информация исследовательского центра Pew Research Center, официальные заявления исследователей религиозной проблематики США и России по общественно - политическим вопросам, материалы англоязычной прессы, монографии англоязычных авторов.
Методология исследования включает в себя такие подходы, как историкогенетический метод, сравнительно исторический метод, историко-типологический метод, системный подход, метод контекстного анализа, социологический анализ.
Научная разработанность темы. По данной теме имеется целый ряд исследований, среди которых следует отметить следующие: докторская диссертация Р. В. Секретарёва «Влияние религиозного фактора на общественнополитическую жизнь США» 2007 года; монография Д.Е. Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» 1981 г. и «Религия в политической жизни США» 1985 г.
В англоязычной литературе имеется большое количество исследований, посвященных аспектам взаимовлияния религии и политики в США - монографии М.А. Нолла, А. Рейчли, В. Идела, П. Картера, Г. Кайли, Д. Мессера, Р. Беллы.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы. В конце каждой главы делается промежуточный вывод. В конце работы делается заключение и дается библиографический список.
Подводя итоги всей работы, мы, несомненно, можем сказать, что религия и политика как два на первый взгляд разных явлений в жизни общества могут тесно переплетаться и взаимодействовать друг с другом. Начиная с древности и заканчивая современностью, религия всегда присутствовала в политике, разница лишь в интенсивности их взаимодействия. В истории существует 5 моделей взаимоотношений церкви и государства: языческий период, период раннего христианства и модель симфонии церкви и государства, следующие периоды были связаны с разделением церкви на православную и католическую и появились модели: папоцезаризма, а затем цезаропапизма. С отделением от католичества ветви протестантизма начался период секуляризации. Если в древние времена правитель отождествлялся с Богом на земле, то постепенно по мере развития человечества церковь была отделена от государства. Это отделение ознаменовало следующий период в отношении церкви и государства - период постсекуляризма.
Постепенно от обожествления главы государства и поклонению ему, как наместнику бога на земле человечество перешло к отделению религии и государственной власти. Это был долгий путь со множеством препятствий, сопровождающийся конфликтами между церковными деятелями и верховными правителями государства, но в итоге современный мир встал на путь секуляризации и современное общество освобождено от могущественного влияния церкви его жизнь. Тем не менее, религия никуда не исчезла из государства, она стала теперь независимой от власти и в свою очередь не вмешивается в дела правительства. Период постсекуляризма является новым этапом секуляризации, когда отпала нужда в антицерковной пропаганде. Религия не умирает как социально-культурный институт. И более того: в современном, глобальном контексте религия обнаружила не только внутреннюю жизненную силу, но и готовность, а также способность выходить в общественное пространство из тех рамок, в которые она была помещена секуляризмом.
Изучаема нами страна - США изначально пошла по пути отделения этих двух сфер в первую очередь из-за того, что Новый Свет заселяли протестанты, которые были главными инициаторами отделения церкви от государства. Тем не менее, это не поспособствовало тому, что в США люди оказались менее набожными, чем, например, в Европе или России, которые свой путь начинали с отождествлением правителя с Богом на земле и встали на путь секуляризма гораздо позднее, чем Соединенные Штаты.
В Америке никогда не существовало государственной религии, но как мы выяснили, США являются одной из наиболее религиозной страны в мире, как показывают социологические опросы. Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах и гарантирует, что Конгресс США не будет: поддерживать какую-либо религию или утверждать государственную религию и запрещать свободное вероисповедание. Американцы считают своей миссией продвижение демократических ценностей по всему миру и борьбу с режимами, отвергающие демократию, именно потому, что Америка стала первой страной, которые основали протестанты, не желавшие больше терпеть образ жизни, навеянный католической церковью. Также США первые пошли по пути демократии, что дает им право считать себя образцом «свободы».
Американская религия опирается на гражданские события, такие как 4 июля, документы, такие как Конституция США, персонажи, такие как Джефферсон и Линкольн, и общие религиозные убеждения, такие как вера в то, что Соединенные Штаты - избранная Богом нация, написание священных коннотаций для таких светских символов, как флаги, президентские инаугурации и национальные праздники.
Не смотря на законодательное отделение религии от государства, она присутствует в политической жизни США, например, в стране, с принятием Акта о международной религиозной свободе, была создана соответствующая Комиссия по Международной Религиозной Свободе, которая является консультативным органом правительства США и осуществляет мониторинг соблюдения свободы религии во всем мире, и ежегодно председатель комиссии выступает с докладом, где называются страны, которые ущемляют права религиозных организаций (чаще всего сектантского характера, как Свидетели Иеговы, сайентологи), и в дальнейшем правительство США на основе данных докладов выступает с критикой государств, запрещающих на своей территории деятельность религиозных сект. Как заявил тогда президент Клинтон во время подписания акта, что защита религиозных свобод за рубежом является центральным элементом внешней политики США. Также в США была создано Агентства по международному развитию, которое содействует предотвращению конфликтов и продвижению демократии. Его деятельность подразумевает защиту религиозных меньшинств в странах, где эти меньшинства подергаются притеснениям. На основании этого американское правительство считает возможным вмешиваться в политику других стран с целью представительства и защиты прав новых религиозных движений, в том числе имеющих все признаки тоталитарного деструктивного культа.
Религиозность страны в первую очередь подтверждается социологическими опросами, по которым 90% населения являются людьми, верующих в Бога и регулярно посещающих церковь. Также по данным опросов граждане США не могут представить себе на должности президента страны человека с атеистическими взглядами, что еще раз подтверждает значимость религии в жизни американского общества. Президенты страны в свою очередь часто апеллируют к религии во время своих публичных выступлений, обращений к народу и тому подобное.
Так же религиозность Америки можно связать не только с ее историческим прошлым, но и с современной ситуацией в стране, где многие граждане живут за чертой бедности, которые склонны верить в Бога, больше чем люди со средним и высоким заработком, и также большой поток религиозных иммигрантов. И чтобы удержать электорат политики вынуждены прибегать к отсылкам к Богу и вере. Также неустойчивое экономическое положение, проблемы в личной жизни и проблемы со здоровьем у многих американцев подпитывают религиозную почву страны.
Как правило, религиозные организации США излагают свои идеи двумя путями: через учения и проповеди и политические заявления. Религиозные группы занимаются так называемым лоббированием «на местном уровне». Они могут стимулировать своих членов к контактам с выборными лицами, проводить или поддерживать демонстрации и пропагандистские кампании. Они иногда могут прибегать к услугам профессиональных лоббистов, чтобы те представляли их точку зрения.
Что касается религиозной свободы, то США является страной, где без труда можно создать религиозную организацию и исповедовать свои учения и быть при этом освобожденным от налогов. Поэтому большинство современных религиозных организаций берут свое начало оттуда. Некоторым наиболее крупным и влиятельным организациям разрешено на законодательном уровне приводить в жизнь свои учения, как, например, «многоженство» у мормонов в штате Юта, где было признан запрет на полигамию нарушением свободы вероисповедания в США. Также в США зародились и получили широкую известность радикальные тоталитарные религиозные организации, иначе говоря, секты, которые проповедовали убийства на расовой и религиозной почве. Например, такие организации, как Ку-Клукс-Клан или организация Ветвь Давидова, которая вышла на открытое вооруженное противостояние с полицией США. радикальные группировки в США крайне разнообразны и могут быть чрезвычайно опасными для государственной безопасности и жизней людей. Считая себя истинными американскими патриотами, сектанты готовы взять в руки оружие и совершать преступления против жизни и здоровья людей, которых они считают недостойными. Американские власти в силу того, что в стране провозглашена свобода вероисповедания, не отслеживают и не пресекают деятельность таких организаций пока те не начнут совершать уголовные преступления.
Также в нашем исследовании мы выяснили, что обильное число религиозных организаций в США было использовано как инструмент внешней политики правительства. Ведь не с проста Соединённые Штаты обеспокоены положением таких религиозных движений, как сайентологи, в странах Европы и России, где данная организация считаются опасной тоталитарной сектой. В 1997 году в России был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который серьезно ограничивал создание и деятельность новых религиозных организаций и не признавал другие религии, кроме православия, ислама, буддизм и иудаизма. В ходе принятия закона присутствовала критика России странами Запада. В СМИ были опубликованы письма к Президенту Б. Ельцину от президента США с просьбой не подписывать закон. Конгресс США решил заблокировать гуманитарную помощь России в случае вступления закона в действие. Между тем, как известно, зачастую под прикрытием религиозных объединений действуют структуры, активно прививающие своим членам враждебные к действующему государственному строю убеждения с повышенной готовностью к проявлениям экстремизма и ксенофобии по отношению к гражданам Российской Федерации, не разделяющим их взгляды, к традиционным для России религиозным конфессиям и их конкретным представителям.
Доктрина «американской исключительности» чаще всего предназначалась для оправдания внешней политики США. С одной стороны, идея миссионерства объясняла то, что Америка выступала как носительница гуманистических и демократических ценностей, а ее главной роль - быть моральным примером для остального мира. С другой стороны - концепция исключительности стала основанием для активного вмешательства в дела других государств. С этой позиции миссионерская деятельность превращается в военные акции. Ярким примером является военная операция США с участием других стран НАТО в Югославии.
Теперь мы подходим к нашей гипотезе относительно того, что Соединенные Штаты Америки используют догмы религии и религиозные движения в качестве инструмента достижения своих внутренних и внешних политических целей. Мы можем считать, что в конце нашего исследования данная гипотеза не лишена оснований и возможна дальнейшая работа в изучении
Постепенно от обожествления главы государства и поклонению ему, как наместнику бога на земле человечество перешло к отделению религии и государственной власти. Это был долгий путь со множеством препятствий, сопровождающийся конфликтами между церковными деятелями и верховными правителями государства, но в итоге современный мир встал на путь секуляризации и современное общество освобождено от могущественного влияния церкви его жизнь. Тем не менее, религия никуда не исчезла из государства, она стала теперь независимой от власти и в свою очередь не вмешивается в дела правительства. Период постсекуляризма является новым этапом секуляризации, когда отпала нужда в антицерковной пропаганде. Религия не умирает как социально-культурный институт. И более того: в современном, глобальном контексте религия обнаружила не только внутреннюю жизненную силу, но и готовность, а также способность выходить в общественное пространство из тех рамок, в которые она была помещена секуляризмом.
Изучаема нами страна - США изначально пошла по пути отделения этих двух сфер в первую очередь из-за того, что Новый Свет заселяли протестанты, которые были главными инициаторами отделения церкви от государства. Тем не менее, это не поспособствовало тому, что в США люди оказались менее набожными, чем, например, в Европе или России, которые свой путь начинали с отождествлением правителя с Богом на земле и встали на путь секуляризма гораздо позднее, чем Соединенные Штаты.
В Америке никогда не существовало государственной религии, но как мы выяснили, США являются одной из наиболее религиозной страны в мире, как показывают социологические опросы. Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах и гарантирует, что Конгресс США не будет: поддерживать какую-либо религию или утверждать государственную религию и запрещать свободное вероисповедание. Американцы считают своей миссией продвижение демократических ценностей по всему миру и борьбу с режимами, отвергающие демократию, именно потому, что Америка стала первой страной, которые основали протестанты, не желавшие больше терпеть образ жизни, навеянный католической церковью. Также США первые пошли по пути демократии, что дает им право считать себя образцом «свободы».
Американская религия опирается на гражданские события, такие как 4 июля, документы, такие как Конституция США, персонажи, такие как Джефферсон и Линкольн, и общие религиозные убеждения, такие как вера в то, что Соединенные Штаты - избранная Богом нация, написание священных коннотаций для таких светских символов, как флаги, президентские инаугурации и национальные праздники.
Не смотря на законодательное отделение религии от государства, она присутствует в политической жизни США, например, в стране, с принятием Акта о международной религиозной свободе, была создана соответствующая Комиссия по Международной Религиозной Свободе, которая является консультативным органом правительства США и осуществляет мониторинг соблюдения свободы религии во всем мире, и ежегодно председатель комиссии выступает с докладом, где называются страны, которые ущемляют права религиозных организаций (чаще всего сектантского характера, как Свидетели Иеговы, сайентологи), и в дальнейшем правительство США на основе данных докладов выступает с критикой государств, запрещающих на своей территории деятельность религиозных сект. Как заявил тогда президент Клинтон во время подписания акта, что защита религиозных свобод за рубежом является центральным элементом внешней политики США. Также в США была создано Агентства по международному развитию, которое содействует предотвращению конфликтов и продвижению демократии. Его деятельность подразумевает защиту религиозных меньшинств в странах, где эти меньшинства подергаются притеснениям. На основании этого американское правительство считает возможным вмешиваться в политику других стран с целью представительства и защиты прав новых религиозных движений, в том числе имеющих все признаки тоталитарного деструктивного культа.
Религиозность страны в первую очередь подтверждается социологическими опросами, по которым 90% населения являются людьми, верующих в Бога и регулярно посещающих церковь. Также по данным опросов граждане США не могут представить себе на должности президента страны человека с атеистическими взглядами, что еще раз подтверждает значимость религии в жизни американского общества. Президенты страны в свою очередь часто апеллируют к религии во время своих публичных выступлений, обращений к народу и тому подобное.
Так же религиозность Америки можно связать не только с ее историческим прошлым, но и с современной ситуацией в стране, где многие граждане живут за чертой бедности, которые склонны верить в Бога, больше чем люди со средним и высоким заработком, и также большой поток религиозных иммигрантов. И чтобы удержать электорат политики вынуждены прибегать к отсылкам к Богу и вере. Также неустойчивое экономическое положение, проблемы в личной жизни и проблемы со здоровьем у многих американцев подпитывают религиозную почву страны.
Как правило, религиозные организации США излагают свои идеи двумя путями: через учения и проповеди и политические заявления. Религиозные группы занимаются так называемым лоббированием «на местном уровне». Они могут стимулировать своих членов к контактам с выборными лицами, проводить или поддерживать демонстрации и пропагандистские кампании. Они иногда могут прибегать к услугам профессиональных лоббистов, чтобы те представляли их точку зрения.
Что касается религиозной свободы, то США является страной, где без труда можно создать религиозную организацию и исповедовать свои учения и быть при этом освобожденным от налогов. Поэтому большинство современных религиозных организаций берут свое начало оттуда. Некоторым наиболее крупным и влиятельным организациям разрешено на законодательном уровне приводить в жизнь свои учения, как, например, «многоженство» у мормонов в штате Юта, где было признан запрет на полигамию нарушением свободы вероисповедания в США. Также в США зародились и получили широкую известность радикальные тоталитарные религиозные организации, иначе говоря, секты, которые проповедовали убийства на расовой и религиозной почве. Например, такие организации, как Ку-Клукс-Клан или организация Ветвь Давидова, которая вышла на открытое вооруженное противостояние с полицией США. радикальные группировки в США крайне разнообразны и могут быть чрезвычайно опасными для государственной безопасности и жизней людей. Считая себя истинными американскими патриотами, сектанты готовы взять в руки оружие и совершать преступления против жизни и здоровья людей, которых они считают недостойными. Американские власти в силу того, что в стране провозглашена свобода вероисповедания, не отслеживают и не пресекают деятельность таких организаций пока те не начнут совершать уголовные преступления.
Также в нашем исследовании мы выяснили, что обильное число религиозных организаций в США было использовано как инструмент внешней политики правительства. Ведь не с проста Соединённые Штаты обеспокоены положением таких религиозных движений, как сайентологи, в странах Европы и России, где данная организация считаются опасной тоталитарной сектой. В 1997 году в России был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который серьезно ограничивал создание и деятельность новых религиозных организаций и не признавал другие религии, кроме православия, ислама, буддизм и иудаизма. В ходе принятия закона присутствовала критика России странами Запада. В СМИ были опубликованы письма к Президенту Б. Ельцину от президента США с просьбой не подписывать закон. Конгресс США решил заблокировать гуманитарную помощь России в случае вступления закона в действие. Между тем, как известно, зачастую под прикрытием религиозных объединений действуют структуры, активно прививающие своим членам враждебные к действующему государственному строю убеждения с повышенной готовностью к проявлениям экстремизма и ксенофобии по отношению к гражданам Российской Федерации, не разделяющим их взгляды, к традиционным для России религиозным конфессиям и их конкретным представителям.
Доктрина «американской исключительности» чаще всего предназначалась для оправдания внешней политики США. С одной стороны, идея миссионерства объясняла то, что Америка выступала как носительница гуманистических и демократических ценностей, а ее главной роль - быть моральным примером для остального мира. С другой стороны - концепция исключительности стала основанием для активного вмешательства в дела других государств. С этой позиции миссионерская деятельность превращается в военные акции. Ярким примером является военная операция США с участием других стран НАТО в Югославии.
Теперь мы подходим к нашей гипотезе относительно того, что Соединенные Штаты Америки используют догмы религии и религиозные движения в качестве инструмента достижения своих внутренних и внешних политических целей. Мы можем считать, что в конце нашего исследования данная гипотеза не лишена оснований и возможна дальнейшая работа в изучении



