🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОСОБЕННОСТИ МОТИВНОЙ СТРУКТУРЫ РОК-АЛЬБОМОВ («NAUTILUS POMPILIUS», «МУМИЙ ТРОЛЛЬ», «ЮПИТЕР»)

Работа №203097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ИСТОРИЯ РУССКОГО РОКА И ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОК-
ТЕКСТОВ И
ЕЕ История развития русской рок-музыки 11
Е2. Специфика рок-композиции как синтетического текста 17
1.3. Особенности поэтики русского рока 22
1.4. Циклообразующие связи в рок-альбоме 29
2. АНАЛИЗ МОТИВНОЙ СТРУКТУРЫ АЛЬБОМОВ РОК-ГРУПП
«NAUTILUS POMPILIUS», «Ю-ПИТЕР», «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» 34
2.1. Мотивная структура альбомов рок-группы «Nautilus Pompilius» 34
2.1.1. Мотивная структура альбома «Переезд» 34
2.1.2. Мотивная структура альбома «Чужая земля» 42
2.1.3. Мотивная структура альбома «Атлантида» 50
2.2. Мотивная структура альбомов рок-группы «Ю-Питер» 58
2.2.1. Мотивная структура альбома «Имя рек» 58
2.2.2. Мотивная структура альбома «Богомол» 65
2.2.3. Мотивная структура альбома «Гудгора» 69
2.3. Мотивная структура альбомов группы «Мумий Тролль» 74
2.3.1. Мотивная структура альбома «Морская» 74
2.3.2. Мотивная структура альбома «Амба» 81
2.3.3. Мотивная структура альбома «ВОСТОК X СЕВЕРОЗАПАД» . 89
3. ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 97
4. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ» 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 121

Временем становления русского рока как части отечественной культуры принято считать 1970-е годы. Изначально русская рок-поэзия ориентируется на западную традицию и многое заимствует из англоязычного рока. Однако уже в 1980-е годы она начинает искать новые пути развития и находит собственные специфические черты. Если англоязычная рок-поэзия обладает определенными типологическими характеристиками, то русская рок-поэзия отличается разноплановостью, и на сегодняшний день нет перечня типологических характеристик, которым соответствовало бы творчество любого отечественного рок-поэта.
Изучение отечественной рок-поэзии как части текущего литературного процесса начинается в 90-е годы XX века. Среди актуальных проблем, интересующих ученых-филологов: использование в рок-композиции «чужого» слова, статус автора, биографический аспект в рок-поэзии, мифопоэтика, мотивная структура, рок-поэзия в аспекте циклизации, проблема вариативности и др. Кроме того, актуальной в исследованиях рок- поэзии является проблема форм бытования и места рок-музыки в современной культуре. Эта актуальность обусловлена популярным среди самих рок-поэтов, а также среди их аудитории тезисом «Русский рок мертв».
Актуальность данного диссертационного исследования заключается в том, что анализ мотивной структуры альбомов нескольких рок-групп, чье творчество относится к разным периодам существования отечественной рок- поэзии, позволит выявить изменения в художественном восприятии мира рок-поэтом. Данное исследование также является попыткой ответить на вопрос о том, насколько правдив / ложен тезис о «смерти русского рока».
Новизна исследования определена тем, что впервые был выполнен анализ мотивной структуры рок-альбома в диахроническом и синхроническом аспектах.
Объектом исследования является поэтика альбомов групп «Nautilus Pompilius», «Ю-Питер», «Мумий Тролль», предметом — мотивная структура альбомов, относящихся к разным периодам творчества рок-коллективов.
Материалом исследования послужили альбомы рок-групп «Nautilus Pompilius», «Ю-Питер», «Мумий Тролль», относящиеся к разным периодам творческого пути музыкальных коллективов:
1) студийные альбомы группы «Nautilus Pompilius» «Переезд» (1983), «Чужая земля» (1992), «Атлантида» (1997);
2) студийные альбомы группы «Ю-Питер» «Имя Рек» (2003), «Богомол» (2008), «Гудгора» (2015);
3) студийные альбомы группы «Мумий Тролль» «Морская» (1997), «Амба» (2007), «ВОСТОК X СЕВЕРОЗАПАД» (2018).
Цель исследования — на основе анализа мотивной структуры рок- альбомов в диахроническом и синхроническом аспектах выявить особенности мироощущения лирического героя и закономерности художественного восприятия мира рок-поэтом.
Для достижения этой цели были выделены следующие задачи'.
1) выполнить обзор и анализ литературоведческих исследований, посвященных проблеме русского рока;
2) систематизировать научные исследования, посвященные специфике жанра рок-альбома и особенностям художественной концепции мира рок-поэта;
3) осуществить обзор научных исследований, посвященных мотиву как литературоведческой категории, а также мотиву в лирических жанрах литературы;
4) выявить специфику мотивной структуры рок-альбомов;
5) определить особенности художественного мироощущения лирического героя рок-альбома в разные периоды творчества рок-коллектива, выраженные на мотивном уровне;
6) провести социологический опрос с целью определения особенностей восприятия отечественной рок-музыки классического периода (1970—1990 годы) и современной рок-музыки (1991—2019 годы).
Методы исследования, использованные в работе: сравнительносопоставительный метод; мотивный анализ; литературоведческий анализ, метод опроса. Выбор данных методов обусловлен задачами исследования и направлен на реализацию следующих исследовательских направлений:
- выделение сквозных мотивов;
- определение особенностей мотивной структуры рок-альбома;
- сравнение художественных концепций альбомов рок-группы, относящихся к разным периодам творчества;
- определение характера «эволюции» мироощущения рок-героя на основе сравнительного анализа альбомов разных периодов;
- определение особенностей восприятия отечественной рок-музыки классического периода (1970—1990 годы) и современной рок-музыки (1990—2019 годы).
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, методического раздела, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматриваются ключевые литературоведческие исследования, посвященные творчеству отечественных рок-поэтов. Осуществляется знакомство с историей русского рока, научными работами о специфике творчества ключевых авторов; рассматриваются существующие подходы к изучению рок-композиции и рок-альбома и специфические особенности этих жанров; уделяется внимание исследованиям, посвященным циклообразующим связям в рок-альбоме.
Во второй главе рассматриваются функции мотива как литературоведческой категории; проводится анализ мотивной структуры альбомов групп «Nautilus Pompilius», «Ю-Питер» и «Мумий Тролль», относящихся к разным периодам творчества: выявляются специфические особенности мотивной структуры альбомов, а также особенности художественного мировосприятия рок-поэтов. Осуществляется попытка ответить на вопрос о том, как изменяется художественная концепция мира, представленная в творчестве отечественных рок-групп.
В третьей главе приводятся результаты социологического опроса, позволяющие определить особенности восприятия отечественной рок- музыки классического периода (1970—1990 годы) и современной рок- музыки (1991—2019 годы) представителями разных возрастных категорий.
В методическом разделе представлен конспект занятия по теме «Русская рок-поэзия» в формате интерактивной лекции.
В заключении приводятся выводы о специфике мотивной структуры анализируемых рок-альбомов.
Теоретической базой исследования являются труды Ю. В. Доманского (монография «Русская рок-поэзия: текст и контекст» [30], 16 сборников научных статей «Русская рок-поэзия: текст и контекст» под редакцией ученого); В. А. Гаврикова (диссертация «Русская песенная поэзия второй половины XX— начала XXI веков как текст (проблема взаимодействия литературы с другими видами искусства) [20])», научные статьи: «Кого чаще всего цитируют в российских рок-диссертациях? (Библиография для начинающего роковеда)» [18] и др.); Е. Р. Авиловой (диссертация «Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии» [2], научные статьи), М. Б. Шинкаренковой (диссертация «Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии» [85]), Е. Е. Чебыкиной (диссертация «Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты» [81], научные статьи), Ю. Э. Пилюте (диссертация «Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия» [61], научные статьи) и др.
Список использованной литературы состоит из 92 источников.
Практическая значимость работы заключается в расширении научноисследовательского материала, выявлении актуальных вопросов, связанных с анализом рок-альбома и рок-композиции, определением особенностей художественной концепции мира рок-поэта. Она также может быть использована при исследовании явлений современного литературного процесса, мотива как литературоведческой категории в курсах по истории и теории литературы.
Диссертационное исследование прошло апробацию в IV Научнопрактической конференции молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (г. Москва, МИГУ, 2018); в Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (г. Екатеринбург, УрГПУ, 2018); в Международной студенческой научной конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018, 2019); в Международной студенческой конференции «Абсурд в литературе, искусстве и кино» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018), в VIII Международной научной конференции молодых ученых «Актуальные вопросы филологической науки XXI века» (г. Екатеринбург, УрФУ, 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования поэтических текстов отечественных рок-групп были выявлены специфические особенности мотивной структуры музыкальных альбомов, определены особенности художественного мироощущения лирического героя рок-поэзии. Анализ мотивной структуры выполнен в синхроническом и диахроническом аспектах, что позволило также ответить на вопрос о том, как изменяется художественная концепция мира, представленная в творчестве рок-групп.
Наиболее важными в поэтических текстах групп «Nautilus Pompilius», «Мумий Тролль» и «Ю-Питер» являются мотивы пути, поиска, сна, одиночества, свободы, плена, борьбы, а также апокалиптические мотивы. Специфика построения мотивной структуры альбомов обусловлена особенностями художественной концепции мира рок-поэта.
Так, в первом альбоме рок-группы «Nautilus Pompilius» («Переезд») концептуальное значение принадлежит мотиву миража. Мираж является ирреальным пространством, в котором лирический герой находит сакральное знание, вдохновение, любовь, красоту. Реальная действительность представляет собой площадь карнавального действа, к которому причастен каждый. На ней сталкиваются высокое и низкое, сакральное и профанное, жизнь и смерть. Лирический герой вовлечен в эту борьбу, но борьба находится за пределами его жизненных ценностей. Он стремится стать частью более совершенного мира. Мираж, сон, опьянение становятся путями к нему.
В центре второго альбома, «Чужая земля», конфликт свободы и плена как основ двух миров — сакрального и профанного. Свобода является атрибутом духовной силы человека и, в то же время, условием принадлежности к сакральному миру. Мотив свободы связан с мотивами одиночества, смирения, смерти, пути, испытания, а также богоборческими мотивами. Лирический герой находится на границе двух миров, и переход в сакральный мир становится для него возможным в случае успешности испытания его духовной силы. Его принадлежность к «низшему» миру является следствием духовной слабости, неспособности одержать победу в столкновении с мистическим опытом.
Ключевыми мотивами «Атлантиды», последнего альбома группы «Nautilus Pompilius», являются мотивы жизни, смерти, сна, побега, поиска, обмана, уязвимости. Сакральный мир, в который стремится попасть лирический герой, — иллюзорная реальность, созданная путем самообмана, забвения или погружения в сон. Сам же лирический герой слаб и уязвим, он не в силах достичь желаемого, является пассивным наблюдателем несовершенства профанного мира.
Доминирующими элементами мотивной структуры альбомов рок- группы «Ю-Питер» являются библейские и фольклорные мотивы. В основе художественного мира В. Бутусова находится конфликт тьмы и света, начала и конца мира, заключенных в цикл и сменяющих друг друга. Лирический герой принадлежит идиллическому миру, путь к которому открывается через сакральное знание, которым он обладает. Художественный мир рок-группы «Ю-Питер» — это гармоничная Вселенная, в которой человек теряет и обретает свое место, является свидетелем вечной борьбы тьмы и света, в которой всегда торжествует свет.
Общим для всех альбомов группы «Мумий Тролль» является мотив одиночества. Лирический герой Ильи Лагутенко — человек, живущий в абсурдном или враждебном мире, желающий вырваться из той действительности, которой принадлежит. Позволяя страху и сомнениям завладеть собой, в конфликте с этим миром он терпит поражение и ищет спасение в бегстве в фантастический мир. Для него исключена возможность примирения с окружающей действительностью, поскольку он ранен ею. А его неспособность защитить себя от алогизма и иррациональности, враждебности окружающей действительности становится причиной внутренней трансформации.
Лирический герой русской рок-поэзии — человек, не способный принять несовершенство реального мира. Путь, который он избирает, — поиск совершенного мира или сакрального знания, бегство в иллюзорную реальность. Действием, определяющим его сущность, может быть бунт против реалий профанного мира и бегство в совершенный мир, а также бездействие, вызванное осознанием собственной уязвимости. И тот и другой образы рок-героя встречаются в творчестве группы «Nautilus Pompilius». Лирический герой «Ю-Питера» изначально принадлежит идеальному миру, в то время как несовершенный мир находится за пределами его действительности. Бунт невозможен для него по причине отсутствия оснований. Для лирического героя «Мумий Тролля» он также невозможен, но причиной его бездействия является принадлежность абсурдному или враждебному миру, которому он не в силах противостоять. Но, вне зависимости от того, действие или бездействие выбирает лирический герой, художественный мир, в котором он существует делится на две части — профанный и сакральный / реальный и ирреальный миры.
Анализ мотивной структуры альбомов рок-групп «Nautilus Pompilius», «Ю-Питер» и «Мумий Тролль» показал, что поэтические тексты рок- коллективов, относящиеся к разным периодам их творческого пути, находятся в рамках эстетики русского рока, специфика которой была сформирована уже в 1980—1990 годы. И «Nautilus Pompilius», относящийся к классикам русского рока, и наследующий его художественные идеи «ЮПитер», и принадлежащий поп-року («вторая волна» отечественной рок- музыки) «Мумий Тролль» создают рок-тексты в контексте ключевой художественной идеи отечественной рок-поэзии: конфликт человека с окружающей действительностью становится причиной разделения художественного мира на сакральный и профанный, первый из которых является конечной целью, в то время как второй отрицается или же выполняет функцию антагониста лирического героя.
Кроме того, был проведен опрос, участие в котором приняли 700 респондентов. Целью проведения опроса стало определение особенностей восприятия отечественной рок-музыки «золотого века» (1970—1990-е годы) и современного, или коммерческого рока. Результаты социологического исследования позволили нам сделать следующие выводы:
6) в настоящее время более распространено мнение о том, что рок- музыка может оказывать влияние на политическую обстановку;
7) восприятие рока как оппозиционного явления в культуре, а рок- исполнителя как «бунтаря» свойственно людям, относящимся к разным возрастным категориям независимо от того, на какой музыке они «выросли»;
8) восприятие рок-текста как высказывания «против» зависит от того, учитывает ли респондент его отнесенность к определенному периоду бытования отечественной рок-музыки;
9) протестное высказывание содержится в самих поэтических текстах рок-музыкантов независимо от того, к какому периоду относится их творчество.
Таким образом, протест как часть поэтики русского рока присутствует в творчестве рок-музыкантов как раннего, так и позднего периодов, что подтверждает положительный ответ на вопрос о влиянии русского рока в целом на политическую обстановку респондентами разных возрастных категорий, а также анализ мотивной структуры рок-альбомов разных периодов.
Анализ мотивной структуры альбомов показал, что отечественная рок- поэзия на мотивном уровне не претерпевает существенных изменений: рок- группы, относящиеся к разным периодам существования русского рока, в реализации своих художественных идей используют единый комплекс мотивов. При этом художественные концепции альбомов рок-групп не тождественны, как не могут быть тождественны поэтические миры поэтов Серебряного века, создававших свои произведения в рамках одного течения. Русская рок-поэзия претерпевает существенные трансформации в культурологическом аспекте. Из контркультурного и субкультурного статусов она переходит в статус поп-культуры, в результате чего утрачивается идеология русского рока, имеющая особую ценность для поколения, чья юношество и молодость пришлись на 1970—1990 годы, и именно этим обусловлена популярность тезиса о смерти русского рока.


1. Авилова, Е. Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии / Е. Р. Авилова // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2008. — № 10. — С. 42—48.
2. Авилова, Е. Р. Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Р. Авилова. — Нерюнгри, 2010. — 211 с.
3. Амба : музыкальный альбом / И. Лагутенко, Ю. Цалер, Е. Звидённый, О. Пунгин и др. — М. : Студия «Союз», 2007. — 1 электрон, опт. диск (CD).
4. «АМБА — новый альбом «“Мумий Тролля”» / mumiytroll.com. — URL: https://www.mumiytroll.com/press/920 (дата обращения: 19.03.2018).
5. Апокалипсис — это не конец: Вячеслав Бутусов о «Гудгоре»,
электронике и иронии: // АфишаВайу. — URL:
https://daily.afisha.ru/archive/volna/heroes/apokalipsis-eto-ne-konec- vyacheslav-butusov-o-gudgore-elektronike-i-ironii/ (дата обращения: 29.04.2018).
6. Атлантида : музыкальный альбом / В. Г. Бутусов, В. Самойлов,
А. Потапкин, Н. Петров, И. Копылов, А. Могилевский и др. — Екатеринбург : Dana Music, 1997. — 1 электрон, опт. диск (CD).
7. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Infolio : университетская электронная библиотека. — URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/bahtmain.html (дата обращения: 18.01.2019).
8. Богомол : музыкальный альбом / В. Г. Бутусов, Ю. Д. Каспарян, Е. В. Кулаков и др. — М. : Фирма грамзаписи «Никитин», 2008. — 1 электрон, опт. диск (CD-DA).
9. Большой англо-русско-английский словарь / envoc.ru : образовательный сайт. — URL: https://www.envoc.ru/dict/enru/rock (дата обращения: 05.11.2018).
10. Большой англо-русско-английский словарь / envoc.ru : образовательный сайт. — URL: https://www.envoc.ru/dict/enru/roll (дата обращения: 05.11.2018).
11. Большой словарь русских поговорок / под ред. В. М. Мокиенко, Т. L. Никитиной. — М. : ОЛМА Медиа Брупп, 2007. — 785 с.
12. Большой энциклопедический словарь // под ред.
А. М. Прохорова. — URL: http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-slovar/slovar- S/69338.shtml / (дата обращения: 14.01.2019).
13. Бурлака, А. П. В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок» /
А. П. Бурлака, А. С. Запесоцкий. — СПб. : СПбГУП, 1994. — 85 с.
14. Бычков, В. В. Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании современного эстетического знания / В. В. Бычков // Философский журнал. — 2008. —№ 1. — С. 90—108.
15. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский ; ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. — Л. : Художественная литература, 1940. — 646 с.
..92

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ