АНАЛИЗ И АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ ПО ДАННЫМ СИСТЕМЫ УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Понятие и классификация товаров 10
1.2 Порядок ведения синтетического и аналитического учета товаров
в оптовой торговле 14
1.3 Оценка порядка ведения бухгалтерского учета движения товаров в
ООО «ЮжУралСервис» 31
Выводы по разделу один 37
2 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» ПО ДАННЫМ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2.1 Методическое обеспечение анализа движения товаров в торговле 39
2.2 Анализ движения товаров в ООО «ЮжУралСервис» 45
2.3 Организация внутреннего контроля учета движения товаров
в ООО «ЮжУралСервис» 55
Выводы по разделу два 70
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС»
3.1 Разработка методики проведения аудита в торговой организации,
основанной на применении процессного подхода 72
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения разработанной
методики аудиторской проверки 93
Выводы по разделу три 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СХЕМА АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ
МЕТОДИКИ 116
ВВЕДЕНИЕ 8
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Понятие и классификация товаров 10
1.2 Порядок ведения синтетического и аналитического учета товаров
в оптовой торговле 14
1.3 Оценка порядка ведения бухгалтерского учета движения товаров в
ООО «ЮжУралСервис» 31
Выводы по разделу один 37
2 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» ПО ДАННЫМ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2.1 Методическое обеспечение анализа движения товаров в торговле 39
2.2 Анализ движения товаров в ООО «ЮжУралСервис» 45
2.3 Организация внутреннего контроля учета движения товаров
в ООО «ЮжУралСервис» 55
Выводы по разделу два 70
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС»
3.1 Разработка методики проведения аудита в торговой организации,
основанной на применении процессного подхода 72
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения разработанной
методики аудиторской проверки 93
Выводы по разделу три 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СХЕМА АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ
МЕТОДИКИ 116
Оптовая торговля является одним из звеньев в сфере обращения. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других покупателей. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый оборот относится к числу важнейших показателей деятельности оптовых организаций. Объем оптовой продажи сказывается на других финансово-экономических показателях оптовой торговли. Рост оптового товарооборота обусловливается прежде всего ростом объема производства товаров, увеличением количества оптовых организаций, складских площадей, размера розничного товарооборота и т.д. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через него товары вводятся в сферу обращения посредством установления связи между производством и розничной торговлей. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым базам отчеты о выработанной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения. При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.
Данные аспекты подтверждают актуальность темы научно-исследовательской работы.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «ЮжУралСервис».
Предметом исследования является анализ и аудит движения товаров в оптовой торговле.
Цель научно-исследовательской работы заключается в разработке комплекса теоретических предложений и практических рекомендаций по организации анализа и аудита движения товаров на предприятиях оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации учета товаров в оптовой торговле;
• рассмотреть организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в ООО «ЮжУралСервис»;
• разработать методику аудита товарных операций в организациях оптовой торговли;
• провести проверку учета движения товаров ООО «ЮжУралСервис»;
• разработать предложения, направленные на совершенствование анализа и аудита в организациях оптовой торговли, основанные на применении процессного подхода.
Исследование проводилось с применением общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логического анализа и синтеза, теоретических и эмпирических методов. Статистические данные проанализированы с применением выборки, группировки, сравнения и обобщения, исследования рядов динамики с использованием компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый оборот относится к числу важнейших показателей деятельности оптовых организаций. Объем оптовой продажи сказывается на других финансово-экономических показателях оптовой торговли. Рост оптового товарооборота обусловливается прежде всего ростом объема производства товаров, увеличением количества оптовых организаций, складских площадей, размера розничного товарооборота и т.д. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через него товары вводятся в сферу обращения посредством установления связи между производством и розничной торговлей. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым базам отчеты о выработанной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения. При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.
Данные аспекты подтверждают актуальность темы научно-исследовательской работы.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «ЮжУралСервис».
Предметом исследования является анализ и аудит движения товаров в оптовой торговле.
Цель научно-исследовательской работы заключается в разработке комплекса теоретических предложений и практических рекомендаций по организации анализа и аудита движения товаров на предприятиях оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации учета товаров в оптовой торговле;
• рассмотреть организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в ООО «ЮжУралСервис»;
• разработать методику аудита товарных операций в организациях оптовой торговли;
• провести проверку учета движения товаров ООО «ЮжУралСервис»;
• разработать предложения, направленные на совершенствование анализа и аудита в организациях оптовой торговли, основанные на применении процессного подхода.
Исследование проводилось с применением общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логического анализа и синтеза, теоретических и эмпирических методов. Статистические данные проанализированы с применением выборки, группировки, сравнения и обобщения, исследования рядов динамики с использованием компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft
В результате проведенного исследования были определены следующие выводы.
В ООО «ЮжУралСервис» согласно учетной политике доходами от обычных видов деятельности считается выручка от продажи замороженных продуктов, оказание услуг, предусмотренных действующим уставом организации. Бухгалтерский учет в организации ведется с помощью программы «1С: Предприятие 8.3». Бухгалтерский учет товаров в организации ведется в соответствии с нормативно-правовой базой, общепринятой в РФ. В организации хорошо налажен оперативный бухгалтерский учет. В организации заключен договор о полной материальной ответственности с каждым работником предприятии. Выявленные недостачи и испорченный товар при проведении инвентаризации, списываются в пределах норм естественной убыли за счет чистой прибыли организации, что является большим минусом для организации, ведь таким образом она несет убытки.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что слабым местом в деятельности организации является управление товарными запасами. В организации сохраняются большие объемы товаров, которые «замораживают» денежные средства организации. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности ООО «ЮжУралСервис» можно предложить внедрение программного продукта, который позволит автоматизировать учет и управление товарами, сократить излишек запасов, упорядочить планирование закупок товаров в организации.
При построении процедуры проведения внутреннего аудита с точки зрения процессного подхода достигается максимальная результативность, охватывая всю деятельность процесса для сбора аудиторских доказательств.
Задачи, выполняемые при проведении внутреннего аудита, внутренний стандарт аудита обеспечивает единый подход к аудиторской проверке в организации.
Применяя внутренний стандарт аудита, появляется возможность привлекать для проведения проверок технических экспертов, совершенствовать технологию аудита. Стандарт составляется с долей детализации, позволяющей проявить профессиональную инициативу аудитору.
Для создания и внедрения системы внутренних аудитов в торговой организации разработан примерный стандарт организации, устанавливающий требования к процессу: «Управление внутренними аудитами в торговой организации». Данный стандарт будет определять порядок проведения внутренних аудитов, масштаб и границы внутренних аудитов, виды отчетов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В стандарте в качестве рекомендаций могут быть приведены конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе аудита. Стандарт разрабатывается с применением процессного подхода, т.е. рассматривается процесс «Управление внутренними аудитами».
Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании комплекса положений по организации и совершенствованию учета движения товаров на предприятиях оптовой торговли.
Элементы научной новизны содержат следующие положения исследования:
• усовершенствован понятийный аппарат: предложено уточненное определение понятий «товары», «оптовое товародвижение»;
• выявлены основные проблемы организации учета в оптовых предприятиях, являющиеся следствием их экономической и правовой природы;
• разработана методика аудита движения товаров на предприятиях оптовой торговли, предложена методика и программа аудита товаров в оптовой торговле;
• предложен новый подход к проведению аудита товаров в оптовой торговле, разработаны рабочие документы для аудита товаров в оптовой торговле.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что ее основные положения, выводы и предложения ориентированы на широкое использование в практической деятельности бухгалтеров торговых предприятий.
В ООО «ЮжУралСервис» согласно учетной политике доходами от обычных видов деятельности считается выручка от продажи замороженных продуктов, оказание услуг, предусмотренных действующим уставом организации. Бухгалтерский учет в организации ведется с помощью программы «1С: Предприятие 8.3». Бухгалтерский учет товаров в организации ведется в соответствии с нормативно-правовой базой, общепринятой в РФ. В организации хорошо налажен оперативный бухгалтерский учет. В организации заключен договор о полной материальной ответственности с каждым работником предприятии. Выявленные недостачи и испорченный товар при проведении инвентаризации, списываются в пределах норм естественной убыли за счет чистой прибыли организации, что является большим минусом для организации, ведь таким образом она несет убытки.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что слабым местом в деятельности организации является управление товарными запасами. В организации сохраняются большие объемы товаров, которые «замораживают» денежные средства организации. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности ООО «ЮжУралСервис» можно предложить внедрение программного продукта, который позволит автоматизировать учет и управление товарами, сократить излишек запасов, упорядочить планирование закупок товаров в организации.
При построении процедуры проведения внутреннего аудита с точки зрения процессного подхода достигается максимальная результативность, охватывая всю деятельность процесса для сбора аудиторских доказательств.
Задачи, выполняемые при проведении внутреннего аудита, внутренний стандарт аудита обеспечивает единый подход к аудиторской проверке в организации.
Применяя внутренний стандарт аудита, появляется возможность привлекать для проведения проверок технических экспертов, совершенствовать технологию аудита. Стандарт составляется с долей детализации, позволяющей проявить профессиональную инициативу аудитору.
Для создания и внедрения системы внутренних аудитов в торговой организации разработан примерный стандарт организации, устанавливающий требования к процессу: «Управление внутренними аудитами в торговой организации». Данный стандарт будет определять порядок проведения внутренних аудитов, масштаб и границы внутренних аудитов, виды отчетов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В стандарте в качестве рекомендаций могут быть приведены конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе аудита. Стандарт разрабатывается с применением процессного подхода, т.е. рассматривается процесс «Управление внутренними аудитами».
Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании комплекса положений по организации и совершенствованию учета движения товаров на предприятиях оптовой торговли.
Элементы научной новизны содержат следующие положения исследования:
• усовершенствован понятийный аппарат: предложено уточненное определение понятий «товары», «оптовое товародвижение»;
• выявлены основные проблемы организации учета в оптовых предприятиях, являющиеся следствием их экономической и правовой природы;
• разработана методика аудита движения товаров на предприятиях оптовой торговли, предложена методика и программа аудита товаров в оптовой торговле;
• предложен новый подход к проведению аудита товаров в оптовой торговле, разработаны рабочие документы для аудита товаров в оптовой торговле.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что ее основные положения, выводы и предложения ориентированы на широкое использование в практической деятельности бухгалтеров торговых предприятий.





