АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 10
1.1 Развитие и современное состояние законодательства о персональных
данных 10
1.2Понятие, правовая природа и виды персональных данных 24
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНСТИТУТА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 43
2.1 Состав и признаки административных правонарушений в сфере охраны и
защиты персональных данных 43
2.2 Проблемы привлечения к административной ответственности за
нарушение законодательства о персональных данных 52
2.3 Особенности и перспективы развития административной ответственности
за правонарушения в сфере персональных данных 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 10
1.1 Развитие и современное состояние законодательства о персональных
данных 10
1.2Понятие, правовая природа и виды персональных данных 24
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНСТИТУТА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 43
2.1 Состав и признаки административных правонарушений в сфере охраны и
защиты персональных данных 43
2.2 Проблемы привлечения к административной ответственности за
нарушение законодательства о персональных данных 52
2.3 Особенности и перспективы развития административной ответственности
за правонарушения в сфере персональных данных 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
Актуальность темы исследования. Высокие темпы развития современных технологий, создание глобальных телекоммуникационных сетей, ускоренные темпы обработки и передачи сведений, составляющих частную жизнь лица, а также формирование государственными органами и иными организациями электронных баз персональных данных граждан Российской Федерации имеют противоречивые последствия. Так, открытость и доступность информации расширяют возможности граждан по использованию таких сведений в целях, непротиворечащих действующему законодательству. С другой стороны, неконтролируемое использование и размещение такой информации представляет определенную угрозу , поскольку сведения конфиденциального характера, ставшие известными третьему лицу, могут быть использованы во вред субъекту персональных данных.
Для защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23 Конституции РФ) и ограничения возможности сбора, хранения и использования информации о частной жизни граждан (ст.24 Конституции РФ) необходима четкая регламентация оборота персональных данных, посредством формирования законодательного массива, установления и санкционирования принципов обработки персональных данных. Регулирование отношений, возникающих в сфере оборота персональных данных, немыслимо без системы охранительных норм права, предусматривающих меры ответственности для правонарушителей. Административная ответственность является наиболее востребованным и распространенным видом юридической ответственности. С помощью этого института обеспечивается стабильность оборота персональных данных, а также повышаются гарантии защищенности прав граждан в частноправовой сфере.
Цель работы состоит в исследовании понятия, особенностей, оснований и составов административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных и в предложении рекомендаций по совершенствованию нормативного регулирования в рассматриваемой сфере.
Исходя из указанной цели, задачами работы являются:
1) рассмотрение категории «административная ответственность» как обобщающего понятия по отношению к административной ответственности в сфере персональных данных, предложение авторского определения данной категории, отвечающего дальнейшим целям настоящего исследования;
2) определение совокупности административных правонарушений,
предусматривающих ответственность за нарушение режима
конфиденциальности персональных данных, а также установление объективной и субъективной стороны каждого конкретного состава правонарушения;
3) разработка авторского понятия «административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных»
4) рассмотрение взаимосвязи между персональными данными и правом на неприкосновенность частной жизни;
5) анализ правонарушений, а также материалов судебной практики в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
Предметом исследования являются правовые нормы Общей и Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие основания привлечения к административной ответственности за незаконные операции с персональными данными; материалы судебной практики применения рассматриваемых норм.
Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и частнонаучные методы: диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, формально-юридический метод, исторический метод, анализ, синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых-административистов, а также специалистов в области информационного права, в том числе: И.Л. Бачило, Л.Г. Беляева, М.А. Важорова, Е.К. Волчинская, В.А. Мазуров, А.В. Минбалеев, Г.Б. Романовский, И.С. Садикова.
Нормативную основу исследования составили действующие Федеральные законы, в том числе: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ № 152 «О персональных данных», ФЗ № 149 «Об информации и информационных технологиях».
Научная новизна работы заключается в формулировке авторских категорий в сфере административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, приведение в соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных» диспозиций статей Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили решения судебных органов по делам об административных правонарушениях в сфере персональных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором предложено определение административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, сделаны выводы по конструкциям составов правонарушений, предусмотренных ст. 13.11 и ст. 13.14 КоАП РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что при написании работы было изучено большое количество материалов судебной практики, на основании которых сделаны практические выводы по совершенствованию законодательства, а также даны разъяснения правоприменительным органам по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о персональных данных.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами и включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Для защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23 Конституции РФ) и ограничения возможности сбора, хранения и использования информации о частной жизни граждан (ст.24 Конституции РФ) необходима четкая регламентация оборота персональных данных, посредством формирования законодательного массива, установления и санкционирования принципов обработки персональных данных. Регулирование отношений, возникающих в сфере оборота персональных данных, немыслимо без системы охранительных норм права, предусматривающих меры ответственности для правонарушителей. Административная ответственность является наиболее востребованным и распространенным видом юридической ответственности. С помощью этого института обеспечивается стабильность оборота персональных данных, а также повышаются гарантии защищенности прав граждан в частноправовой сфере.
Цель работы состоит в исследовании понятия, особенностей, оснований и составов административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных и в предложении рекомендаций по совершенствованию нормативного регулирования в рассматриваемой сфере.
Исходя из указанной цели, задачами работы являются:
1) рассмотрение категории «административная ответственность» как обобщающего понятия по отношению к административной ответственности в сфере персональных данных, предложение авторского определения данной категории, отвечающего дальнейшим целям настоящего исследования;
2) определение совокупности административных правонарушений,
предусматривающих ответственность за нарушение режима
конфиденциальности персональных данных, а также установление объективной и субъективной стороны каждого конкретного состава правонарушения;
3) разработка авторского понятия «административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных»
4) рассмотрение взаимосвязи между персональными данными и правом на неприкосновенность частной жизни;
5) анализ правонарушений, а также материалов судебной практики в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
Предметом исследования являются правовые нормы Общей и Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие основания привлечения к административной ответственности за незаконные операции с персональными данными; материалы судебной практики применения рассматриваемых норм.
Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и частнонаучные методы: диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, формально-юридический метод, исторический метод, анализ, синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых-административистов, а также специалистов в области информационного права, в том числе: И.Л. Бачило, Л.Г. Беляева, М.А. Важорова, Е.К. Волчинская, В.А. Мазуров, А.В. Минбалеев, Г.Б. Романовский, И.С. Садикова.
Нормативную основу исследования составили действующие Федеральные законы, в том числе: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ № 152 «О персональных данных», ФЗ № 149 «Об информации и информационных технологиях».
Научная новизна работы заключается в формулировке авторских категорий в сфере административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, приведение в соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных» диспозиций статей Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили решения судебных органов по делам об административных правонарушениях в сфере персональных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором предложено определение административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, сделаны выводы по конструкциям составов правонарушений, предусмотренных ст. 13.11 и ст. 13.14 КоАП РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что при написании работы было изучено большое количество материалов судебной практики, на основании которых сделаны практические выводы по совершенствованию законодательства, а также даны разъяснения правоприменительным органам по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о персональных данных.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами и включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных представляет собой самостоятельный институт юридической ответственности, существующий наравне с институтами уголовной, гражданской, трудовой ответственности в рассматриваемой сфере. Необходимость выделения административной ответственности обусловлена целью защиты частноправовых интересов лица, неприкосновенности частной жизни, закрепленных в качестве базовых принципов российского законодательства.
2. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных - санкционированный законом вид государственного принуждения, основанием которого выступает нарушение законодательства о персональных данных, выражающийся в применении материальных и процессуальных норм компетентными государственными органами и их должностными лицами в целях назначения справедливого и соразмерного характеру и степени общественной вредности правонарушения административного наказания.
3. Институт персональных данных имеет тесную связь с правом на неприкосновенность частной жизни. Основным различием является то, что персональные данные должны быть зафиксированы на материальном носителе информации, в то время как сведения, составляющие частную жизнь гражданина, существуют абстрактно, вне зависимости от воплощения на каком-то конкретном носителе. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой сложный по составу правовой институт, где персональные данные занимают определенную нишу и являются сегментом информации о частной жизни лица.
4. Правонарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП РФ следует признавать длящимися и считать сроки давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
5. Увеличение количества правонарушений, выражающееся в распространении персональных данных несовершеннолетних лиц, свидетельствует о необходимости разработки института административной ответственности за нарушение режима конфиденциальности персональных данных указанных субъектов. Подтверждением этого тезиса являются особенности правового статуса несовершеннолетних, специфика объекта правового регулирования, которым являются права и законные интересы несовершеннолетних, специфика государственных органов, имеющих право на обработку конфиденциальной информации лиц, не достигших 18-летнего возраста.
6. Диспозиция ст. 13.11 КоАП РФ, по сравнению с Законом «О персональных данных», содержит менее широкий перечень операций с персональными данными. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать состав административного правонарушения и повлечь административную ответственность. В связи с этим, предлагаем исключить наказуемость отдельных действий по сбору, хранению, распространению, использованию информации о гражданах, предусмотрев административную ответственность в целом за нарушение обработки персональных данных. Бланкетный характер диспозиции обусловлен наличием специального законодательства, разъясняющего базовые понятия и принципы информационно-правовой сферы
7. Необходимость расширения состава административного
правонарушения по ст.13.14 КоАП РФ, путем включения действий по распространению, предоставлению, доступу продиктована формирующейся на основе этой статьи судебной практикой. Наличие в диспозиции статьи специального субъекта - лица, получившего доступ к конфиденциальной
информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, не позволяет квалифицировать деяния такого субъекта по иным основаниям. Принципиальное отличие «разглашения» и
«распространения» персональных данных, а также недостаточный уровень разработанности законодательства породил серьезные противоречия в судебной практике относительно квалификации деяния.
1. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных представляет собой самостоятельный институт юридической ответственности, существующий наравне с институтами уголовной, гражданской, трудовой ответственности в рассматриваемой сфере. Необходимость выделения административной ответственности обусловлена целью защиты частноправовых интересов лица, неприкосновенности частной жизни, закрепленных в качестве базовых принципов российского законодательства.
2. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных - санкционированный законом вид государственного принуждения, основанием которого выступает нарушение законодательства о персональных данных, выражающийся в применении материальных и процессуальных норм компетентными государственными органами и их должностными лицами в целях назначения справедливого и соразмерного характеру и степени общественной вредности правонарушения административного наказания.
3. Институт персональных данных имеет тесную связь с правом на неприкосновенность частной жизни. Основным различием является то, что персональные данные должны быть зафиксированы на материальном носителе информации, в то время как сведения, составляющие частную жизнь гражданина, существуют абстрактно, вне зависимости от воплощения на каком-то конкретном носителе. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой сложный по составу правовой институт, где персональные данные занимают определенную нишу и являются сегментом информации о частной жизни лица.
4. Правонарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП РФ следует признавать длящимися и считать сроки давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
5. Увеличение количества правонарушений, выражающееся в распространении персональных данных несовершеннолетних лиц, свидетельствует о необходимости разработки института административной ответственности за нарушение режима конфиденциальности персональных данных указанных субъектов. Подтверждением этого тезиса являются особенности правового статуса несовершеннолетних, специфика объекта правового регулирования, которым являются права и законные интересы несовершеннолетних, специфика государственных органов, имеющих право на обработку конфиденциальной информации лиц, не достигших 18-летнего возраста.
6. Диспозиция ст. 13.11 КоАП РФ, по сравнению с Законом «О персональных данных», содержит менее широкий перечень операций с персональными данными. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать состав административного правонарушения и повлечь административную ответственность. В связи с этим, предлагаем исключить наказуемость отдельных действий по сбору, хранению, распространению, использованию информации о гражданах, предусмотрев административную ответственность в целом за нарушение обработки персональных данных. Бланкетный характер диспозиции обусловлен наличием специального законодательства, разъясняющего базовые понятия и принципы информационно-правовой сферы
7. Необходимость расширения состава административного
правонарушения по ст.13.14 КоАП РФ, путем включения действий по распространению, предоставлению, доступу продиктована формирующейся на основе этой статьи судебной практикой. Наличие в диспозиции статьи специального субъекта - лица, получившего доступ к конфиденциальной
информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, не позволяет квалифицировать деяния такого субъекта по иным основаниям. Принципиальное отличие «разглашения» и
«распространения» персональных данных, а также недостаточный уровень разработанности законодательства породил серьезные противоречия в судебной практике относительно квалификации деяния.





