🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Работа №202460

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 10
1.1 Развитие и современное состояние законодательства о персональных
данных 10
1.2Понятие, правовая природа и виды персональных данных 24
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНСТИТУТА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 43
2.1 Состав и признаки административных правонарушений в сфере охраны и
защиты персональных данных 43
2.2 Проблемы привлечения к административной ответственности за
нарушение законодательства о персональных данных 52
2.3 Особенности и перспективы развития административной ответственности
за правонарушения в сфере персональных данных 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 101


Актуальность темы исследования. Высокие темпы развития современных технологий, создание глобальных телекоммуникационных сетей, ускоренные темпы обработки и передачи сведений, составляющих частную жизнь лица, а также формирование государственными органами и иными организациями электронных баз персональных данных граждан Российской Федерации имеют противоречивые последствия. Так, открытость и доступность информации расширяют возможности граждан по использованию таких сведений в целях, непротиворечащих действующему законодательству. С другой стороны, неконтролируемое использование и размещение такой информации представляет определенную угрозу , поскольку сведения конфиденциального характера, ставшие известными третьему лицу, могут быть использованы во вред субъекту персональных данных.
Для защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23 Конституции РФ) и ограничения возможности сбора, хранения и использования информации о частной жизни граждан (ст.24 Конституции РФ) необходима четкая регламентация оборота персональных данных, посредством формирования законодательного массива, установления и санкционирования принципов обработки персональных данных. Регулирование отношений, возникающих в сфере оборота персональных данных, немыслимо без системы охранительных норм права, предусматривающих меры ответственности для правонарушителей. Административная ответственность является наиболее востребованным и распространенным видом юридической ответственности. С помощью этого института обеспечивается стабильность оборота персональных данных, а также повышаются гарантии защищенности прав граждан в частноправовой сфере.
Цель работы состоит в исследовании понятия, особенностей, оснований и составов административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных и в предложении рекомендаций по совершенствованию нормативного регулирования в рассматриваемой сфере.
Исходя из указанной цели, задачами работы являются:
1) рассмотрение категории «административная ответственность» как обобщающего понятия по отношению к административной ответственности в сфере персональных данных, предложение авторского определения данной категории, отвечающего дальнейшим целям настоящего исследования;
2) определение совокупности административных правонарушений,
предусматривающих ответственность за нарушение режима
конфиденциальности персональных данных, а также установление объективной и субъективной стороны каждого конкретного состава правонарушения;
3) разработка авторского понятия «административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных»
4) рассмотрение взаимосвязи между персональными данными и правом на неприкосновенность частной жизни;
5) анализ правонарушений, а также материалов судебной практики в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
Предметом исследования являются правовые нормы Общей и Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие основания привлечения к административной ответственности за незаконные операции с персональными данными; материалы судебной практики применения рассматриваемых норм.
Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и частнонаучные методы: диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, формально-юридический метод, исторический метод, анализ, синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых-административистов, а также специалистов в области информационного права, в том числе: И.Л. Бачило, Л.Г. Беляева, М.А. Важорова, Е.К. Волчинская, В.А. Мазуров, А.В. Минбалеев, Г.Б. Романовский, И.С. Садикова.
Нормативную основу исследования составили действующие Федеральные законы, в том числе: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ № 152 «О персональных данных», ФЗ № 149 «Об информации и информационных технологиях».
Научная новизна работы заключается в формулировке авторских категорий в сфере административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, приведение в соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных» диспозиций статей Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили решения судебных органов по делам об административных правонарушениях в сфере персональных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором предложено определение административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, сделаны выводы по конструкциям составов правонарушений, предусмотренных ст. 13.11 и ст. 13.14 КоАП РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что при написании работы было изучено большое количество материалов судебной практики, на основании которых сделаны практические выводы по совершенствованию законодательства, а также даны разъяснения правоприменительным органам по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о персональных данных.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами и включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных представляет собой самостоятельный институт юридической ответственности, существующий наравне с институтами уголовной, гражданской, трудовой ответственности в рассматриваемой сфере. Необходимость выделения административной ответственности обусловлена целью защиты частноправовых интересов лица, неприкосновенности частной жизни, закрепленных в качестве базовых принципов российского законодательства.
2. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных - санкционированный законом вид государственного принуждения, основанием которого выступает нарушение законодательства о персональных данных, выражающийся в применении материальных и процессуальных норм компетентными государственными органами и их должностными лицами в целях назначения справедливого и соразмерного характеру и степени общественной вредности правонарушения административного наказания.
3. Институт персональных данных имеет тесную связь с правом на неприкосновенность частной жизни. Основным различием является то, что персональные данные должны быть зафиксированы на материальном носителе информации, в то время как сведения, составляющие частную жизнь гражданина, существуют абстрактно, вне зависимости от воплощения на каком-то конкретном носителе. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой сложный по составу правовой институт, где персональные данные занимают определенную нишу и являются сегментом информации о частной жизни лица.
4. Правонарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП РФ следует признавать длящимися и считать сроки давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
5. Увеличение количества правонарушений, выражающееся в распространении персональных данных несовершеннолетних лиц, свидетельствует о необходимости разработки института административной ответственности за нарушение режима конфиденциальности персональных данных указанных субъектов. Подтверждением этого тезиса являются особенности правового статуса несовершеннолетних, специфика объекта правового регулирования, которым являются права и законные интересы несовершеннолетних, специфика государственных органов, имеющих право на обработку конфиденциальной информации лиц, не достигших 18-летнего возраста.
6. Диспозиция ст. 13.11 КоАП РФ, по сравнению с Законом «О персональных данных», содержит менее широкий перечень операций с персональными данными. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать состав административного правонарушения и повлечь административную ответственность. В связи с этим, предлагаем исключить наказуемость отдельных действий по сбору, хранению, распространению, использованию информации о гражданах, предусмотрев административную ответственность в целом за нарушение обработки персональных данных. Бланкетный характер диспозиции обусловлен наличием специального законодательства, разъясняющего базовые понятия и принципы информационно-правовой сферы
7. Необходимость расширения состава административного
правонарушения по ст.13.14 КоАП РФ, путем включения действий по распространению, предоставлению, доступу продиктована формирующейся на основе этой статьи судебной практикой. Наличие в диспозиции статьи специального субъекта - лица, получившего доступ к конфиденциальной
информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, не позволяет квалифицировать деяния такого субъекта по иным основаниям. Принципиальное отличие «разглашения» и
«распространения» персональных данных, а также недостаточный уровень разработанности законодательства породил серьезные противоречия в судебной практике относительно квалификации деяния.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант плюс
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 10.12.1998.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г.
Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [№ 1]
(Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
4. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) // Собрание законодательства РФ. - 03.02.2014. - № 5. - Ст. 419.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // СПС Консультант плюс
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016)//Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
13. Федеральный закон от 30.12.2015 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 59.
14. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. - 10.03.1997. - № 10. - Ст. 1127.
15. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» // Российская газета. - 30 марта 2012. - № 70.
..96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ