СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ОБЫЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ (на примере «ДРСУ-10»)
|
Введение 3
1 Совершенствование методики учета доходов 6
1.1 Технологии строительства и ремонта дорог и их влияние на
бухгалтерский учет 6
1.2 Связь методики учета доходов со сметным планированием 9
1.3 Порядок учета отдельных видов доходов, получаемых от
строительства и ремонта дорог 15
2 Совершенствование методики учета расходов и формирование
финансовых результатов 33
2.1 Учет прямых расходов 33
2.2 Учет накладных расходов 41
2.3 Методика формирования финансовых результатов 46
3 Совершенствование методики экономического анализа доходов и
расходов 49
3.1 Анализ отклонений доходов и расходов от их нормативных значений.. 49
3.2 Факторный анализ доходов 56
3.3 Факторный анализ расходов 61
Заключение 66
Список используемых источников 69
1 Совершенствование методики учета доходов 6
1.1 Технологии строительства и ремонта дорог и их влияние на
бухгалтерский учет 6
1.2 Связь методики учета доходов со сметным планированием 9
1.3 Порядок учета отдельных видов доходов, получаемых от
строительства и ремонта дорог 15
2 Совершенствование методики учета расходов и формирование
финансовых результатов 33
2.1 Учет прямых расходов 33
2.2 Учет накладных расходов 41
2.3 Методика формирования финансовых результатов 46
3 Совершенствование методики экономического анализа доходов и
расходов 49
3.1 Анализ отклонений доходов и расходов от их нормативных значений.. 49
3.2 Факторный анализ доходов 56
3.3 Факторный анализ расходов 61
Заключение 66
Список используемых источников 69
Дорожно-строительная отрасль занимает одно из главных мест среди важнейших задач государства. В виду значительной площади нашей страны, встает необходимость развития дорожно-транспортной сети, ее совершенствование и сохранение территориальной целостности.
К 2020 году, согласно поручению Президента РФ В.В. Путина, объемы строительства дорог будут удвоены. Планируется повысить «качество конкуренции» за счет проведения конкурсов на определение поставщиков; улучшить качество самих дорог, внедрить инновации; усовершенствовать механизмы общественного контроля.
Основными проблемами в области развития транспортной инфраструктуры страны являются низкий технический уровень, низкий уровень внедрения разработок, климатические показатели, влияющие на продолжительность дорожных работ, а также на качество автомобильных дорог. Наряду с этими проблемами возникают вопросы учета и финансовых результатов деятельности дорожно-строительных организаций.
Выбор темы магистерской диссертации обусловлен наличием проблем, существующих в бухгалтерском учете и экономическом анализе дорожно-строительных предприятий, отсутствием конкретной методики учета объемов выполняемых работ в долгосрочных проектах, наличием отклонений плановых доходов и затрат от фактических.
Целью данной магистерской диссертации является совершенствование учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия, осуществляющего строительство автомобильных дорог.
Исходя из цели диссертации, выделены основные задачи, требующие исследования:
- проанализировать порядок учета доходов от обычных видов деятельности предприятия, а также прочих доходов;
- оценить порядок учета прямых затрат и накладных расходов предприятия;
- исследовать методику формирования финансовых результатов деятельности предприятия;
- выявить причины отклонений доходов и расходов предприятия от нормативных значений;
- провести факторный анализ доходов и расходов предприятия.
Выдвигается гипотеза о том, что совершенствование методики учета доходов и анализа финансовых результатов деятельности позволит правильно учитывать доходы и расходы, сократит объемы отклонений, повысит эффективность анализа финансовых результатов, позволит принимать правильные управленческие решения.
Объектом исследования является методика учета и анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности предприятий, осуществляющих строительство дорог.
Предметом исследования является деятельность дорожно-строительного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление - 10» (далее «ДРСУ-10»).
За информационную основу настоящей магистерской диссертации взяты работы В.Г. Савицкой, А.Д. Шеремета, В.В. Гавриш, Н.Б. Клишевич, Т.П. Карловой, специализирующихся в области бухгалтерского и управленческого учета, методические указания, рекомендации, письма правительственных органов, монографии и публикации. Также использовались законодательные акты по вопросам бухгалтерского учета.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в совершенствовании способа учета объемов выполненных работ и порядка определения финансового результата на отчетную дату способом «по мере готовности», основанных на положениях ПБУ 2/2008 [77].
Практическая значимость заключается в использовании способа «по мере готовности» при учете выручки, затрат и формировании финансового результата от долгосрочных договоров как в практической деятельности «ДРСУ-10», так и на других предприятиях, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием дорог.
Теоретическую основу исследования составляли концепции и гипотезы, представляемые в современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, сопоставления теоретических положений управленческого и финансового анализа и реальной учетной и аналитической практики на уровне организаций.
Предполагается, что исследование учета и совершенствование методик формирования финансовых результатов позволят минимизировать отклонения доходов и расходов, повысят экономическую эффективность деятельности предприятия.
Список публикаций данной теме: «Методика финансового анализа деятельности предприятий, занимающихся строительством автомобильных дорог» представлена в приложении А.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав (в каждой по три пункта), заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе магистерской диссертации отражены основные технологии строительства, ремонта и содержания дорог, их влияние на бухгалтерский учет. Проанализирована связь методики учета доходов со сметным планированием, а также отражены и разработаны способы подсчета объемов работ и отражения выручки в бухгалтерском учете в зависимости от применения ПБУ 9/99, либо ПБУ 2/2008. Оценена роль прочих доходов предприятия, отражены основные положения по ним и представлены примеры будущих прочих доходов, которые оказывали бы положительное влияние на доходы предприятия и бухгалтерский учет в целом.
Вторая глава посвящена вопросам, связанным с учетом расходов предприятия. Отражены прямые и накладные затраты, представлены проводки статьям расходов. Предложена методика начисления амортизации, рекомендуемая к использованию в дорожно-строительных организациях. Проведено совершенствование методики учета финансовых результатов деятельности предприятия.
В третьей главе исследованы отклонения по статьям доходов и расходов предприятия, даны рекомендации по снижению суммы отклонений от нормативных значений. Проведены факторный анализ доходов и расходов предприятия, сделаны выводы их влияния на бухгалтерский учет и даны рекомендации.
В заключении отражены выводы и основные положения по главам магистерской диссертации, подведены итоги проведенного диссертационного исследования.
Объем магистерской диссертации составил 74 страниц без учета приложений. Состоит из введения, трех глав, в каждой главе по три пункта; заключения, списка использованных источников, приложений. В диссертации представлено 29 таблиц, 14 формул и 8 приложений.
К 2020 году, согласно поручению Президента РФ В.В. Путина, объемы строительства дорог будут удвоены. Планируется повысить «качество конкуренции» за счет проведения конкурсов на определение поставщиков; улучшить качество самих дорог, внедрить инновации; усовершенствовать механизмы общественного контроля.
Основными проблемами в области развития транспортной инфраструктуры страны являются низкий технический уровень, низкий уровень внедрения разработок, климатические показатели, влияющие на продолжительность дорожных работ, а также на качество автомобильных дорог. Наряду с этими проблемами возникают вопросы учета и финансовых результатов деятельности дорожно-строительных организаций.
Выбор темы магистерской диссертации обусловлен наличием проблем, существующих в бухгалтерском учете и экономическом анализе дорожно-строительных предприятий, отсутствием конкретной методики учета объемов выполняемых работ в долгосрочных проектах, наличием отклонений плановых доходов и затрат от фактических.
Целью данной магистерской диссертации является совершенствование учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия, осуществляющего строительство автомобильных дорог.
Исходя из цели диссертации, выделены основные задачи, требующие исследования:
- проанализировать порядок учета доходов от обычных видов деятельности предприятия, а также прочих доходов;
- оценить порядок учета прямых затрат и накладных расходов предприятия;
- исследовать методику формирования финансовых результатов деятельности предприятия;
- выявить причины отклонений доходов и расходов предприятия от нормативных значений;
- провести факторный анализ доходов и расходов предприятия.
Выдвигается гипотеза о том, что совершенствование методики учета доходов и анализа финансовых результатов деятельности позволит правильно учитывать доходы и расходы, сократит объемы отклонений, повысит эффективность анализа финансовых результатов, позволит принимать правильные управленческие решения.
Объектом исследования является методика учета и анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности предприятий, осуществляющих строительство дорог.
Предметом исследования является деятельность дорожно-строительного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление - 10» (далее «ДРСУ-10»).
За информационную основу настоящей магистерской диссертации взяты работы В.Г. Савицкой, А.Д. Шеремета, В.В. Гавриш, Н.Б. Клишевич, Т.П. Карловой, специализирующихся в области бухгалтерского и управленческого учета, методические указания, рекомендации, письма правительственных органов, монографии и публикации. Также использовались законодательные акты по вопросам бухгалтерского учета.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в совершенствовании способа учета объемов выполненных работ и порядка определения финансового результата на отчетную дату способом «по мере готовности», основанных на положениях ПБУ 2/2008 [77].
Практическая значимость заключается в использовании способа «по мере готовности» при учете выручки, затрат и формировании финансового результата от долгосрочных договоров как в практической деятельности «ДРСУ-10», так и на других предприятиях, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием дорог.
Теоретическую основу исследования составляли концепции и гипотезы, представляемые в современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, сопоставления теоретических положений управленческого и финансового анализа и реальной учетной и аналитической практики на уровне организаций.
Предполагается, что исследование учета и совершенствование методик формирования финансовых результатов позволят минимизировать отклонения доходов и расходов, повысят экономическую эффективность деятельности предприятия.
Список публикаций данной теме: «Методика финансового анализа деятельности предприятий, занимающихся строительством автомобильных дорог» представлена в приложении А.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав (в каждой по три пункта), заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе магистерской диссертации отражены основные технологии строительства, ремонта и содержания дорог, их влияние на бухгалтерский учет. Проанализирована связь методики учета доходов со сметным планированием, а также отражены и разработаны способы подсчета объемов работ и отражения выручки в бухгалтерском учете в зависимости от применения ПБУ 9/99, либо ПБУ 2/2008. Оценена роль прочих доходов предприятия, отражены основные положения по ним и представлены примеры будущих прочих доходов, которые оказывали бы положительное влияние на доходы предприятия и бухгалтерский учет в целом.
Вторая глава посвящена вопросам, связанным с учетом расходов предприятия. Отражены прямые и накладные затраты, представлены проводки статьям расходов. Предложена методика начисления амортизации, рекомендуемая к использованию в дорожно-строительных организациях. Проведено совершенствование методики учета финансовых результатов деятельности предприятия.
В третьей главе исследованы отклонения по статьям доходов и расходов предприятия, даны рекомендации по снижению суммы отклонений от нормативных значений. Проведены факторный анализ доходов и расходов предприятия, сделаны выводы их влияния на бухгалтерский учет и даны рекомендации.
В заключении отражены выводы и основные положения по главам магистерской диссертации, подведены итоги проведенного диссертационного исследования.
Объем магистерской диссертации составил 74 страниц без учета приложений. Состоит из введения, трех глав, в каждой главе по три пункта; заключения, списка использованных источников, приложений. В диссертации представлено 29 таблиц, 14 формул и 8 приложений.
Цель магистерской диссертации заключалась в совершенствовании учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия, осуществляющего строительство автомобильных дорог на примере «ДРСУ-10».
Технологии строительства, ремонта и содержания дорог, влияют на формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Для того, чтобы снизить негативное влияние необходимо.
Во-первых, строго следить за технологией проводимого ремонта.
Во-вторых, на замену ямочного ремонта, можно использовать замену по всей ширине части покрытия, где образовалось разрушение; также можно использовать поверхностную обработку или укладку тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).
Можно порекомендовать в качестве долгосрочной перспективы приобрести специализированную технику по ямочному ремонту, которая в разы снижает время работ и позволяет произвести более качественный ремонт покрытия.
На основе анализа данных о порядке формирования смет «ДРСУ-10» была выявлена взаимосвязь между величиной сметной стоимости работ и порядком определения размера выручки.
Значительную роль на финансовый результат деятельности играет выбор метода признания выручки и подсчета объемов работ, в зависимости от норм ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008.
Подсчет объемов работ необходим для выявления сметной стоимости выполненных работ на отчетный период. Был предложен вариант подсчетов объемов работ на конец отчетного периода, который может использовать «ДРСУ-10», а также другие предприятия дорожно-строительной отрасли.
Был приведен метод учета выручки и затрат, предназначенный для «ДРСУ-10» и рекомендуемый в качестве применения к договорам с длительностью выполнения работ более одного отчетного периода, или когда начало и окончание работ приходится на разные отчетные года.
Анализ статей прочих доходов, привел к выводам об увеличении доходов предприятия за счет внедрения новых прочих доходов предприятия. Такими прочими доходами могут являться:
- поступления от арендной платы (в основном аренда строительной техники);
- Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств;
- Активы, полученные безвозмездно;
- Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности и др.
Для начисления амортизации машин и механизмов было предложено использовать способ списания стоимости пропорционально объему работ для начисления амортизации машин и механизмов, так как он более точно рассчитывает норму амортизации за счет учета объемов работ, производимых на данной машине или механизме. А для зданий и сооружений целесообразнее использовать линейный способ, как наиболее простой и удобный, так как норма амортизации зданий и сооружений не зависит от объемов выполненных работ. Тем самым выявить более точный финансовый результат.
В качестве рекомендаций по учету накладных расходов, рекомендуется для более конкретного учета, рекомендуется открыть дополнительные субсчета.
В ходе работы были предложены варианты начисления амортизации разными способами, в зависимости от вида основных средств. Таким образом, это положительно повлияло на финансовый результат предприятия.
Метод учета выручки «По мере затрат», который был предложен в магистерской диссертации, также оказал положительное влияние на финансовый результат. Используя данный метод, повышается точность расчетов, что, в свою очередь, ведет к увеличению выручки и увеличению положительной динамики финансовых результатов.
Исходя из двух первых глав настоящей магистерской диссертации, можно сделать выводы о том, что предложения по учету и анализу предприятия оказывают положительное воздействие на финансовый результат деятельности предприятия.
В ходе анализа отклонений доходов и расходов предприятия, были выявлены причины таких отклонений. Отклонения материальных затрат могут быть вызваны:
- применение неточных нормативов;
- использование материалов низкого качества;
- несоблюдение норм правил использования материалов;
- недостаточная квалификация кадров и др.
Основные причины отклонений от производительности труда:
- недостаточно обученные рабочие;
- применение некачественных материалов, на обработку которых затрачивается больше времени;
- поломки строительной техники;
- простои в связи климатическими показателями.
Отклонения комплексных расходов возникают в следствии нарушения сметы расходов, изменения объема и структуры производства.
За счет совместного влияния 3 факторов: изменения физического объема продаж; изменения себестоимости отдельных видов продукции; изменения цен на отдельные виды продукции; изменения в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж увеличилась на 54827 тыс. руб.
По всем показателям идет увеличение прибыли, что положительным образом сказывается на работоспособности предприятия, а также на его рентабельности.
Предприятию «ДРСУ-10» рекомендуется снизить постоянные и переменные издержки, такими способами:
3. Уделить особое внимание на накладные расходы, так как в основном на изменения себестоимости повлияли как раз накладные расходы:
- разработать технологические карты по перемещению строительных машин на объекте;
- минимизировать перемещение машин в холостую (для экономии топлива);
- создать условия загруженности машин максимально близким к коэффициенту, равному 1;
- следить за ценами на сырье, если планируется повышение цен, закупить в большем объеме, насколько это возможно.
4. По постоянным расходам рекомендуется использовать производственный метод учета амортизации, представленный в качестве рекомендаций в настоящей диссертации в п. 2.
Для того, чтобы минимизировать отклонения на расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией зданий, помещений, занимаемых административно-хозяйственным персоналом и расходами на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта необходимо перейти на разные способы начисления амортизации в разрезе отдельных видов основных средств в соответствии с рекомендациями, отраженными в п. 2.1 настоящей магистерской диссертации.
Технологии строительства, ремонта и содержания дорог, влияют на формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Для того, чтобы снизить негативное влияние необходимо.
Во-первых, строго следить за технологией проводимого ремонта.
Во-вторых, на замену ямочного ремонта, можно использовать замену по всей ширине части покрытия, где образовалось разрушение; также можно использовать поверхностную обработку или укладку тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).
Можно порекомендовать в качестве долгосрочной перспективы приобрести специализированную технику по ямочному ремонту, которая в разы снижает время работ и позволяет произвести более качественный ремонт покрытия.
На основе анализа данных о порядке формирования смет «ДРСУ-10» была выявлена взаимосвязь между величиной сметной стоимости работ и порядком определения размера выручки.
Значительную роль на финансовый результат деятельности играет выбор метода признания выручки и подсчета объемов работ, в зависимости от норм ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008.
Подсчет объемов работ необходим для выявления сметной стоимости выполненных работ на отчетный период. Был предложен вариант подсчетов объемов работ на конец отчетного периода, который может использовать «ДРСУ-10», а также другие предприятия дорожно-строительной отрасли.
Был приведен метод учета выручки и затрат, предназначенный для «ДРСУ-10» и рекомендуемый в качестве применения к договорам с длительностью выполнения работ более одного отчетного периода, или когда начало и окончание работ приходится на разные отчетные года.
Анализ статей прочих доходов, привел к выводам об увеличении доходов предприятия за счет внедрения новых прочих доходов предприятия. Такими прочими доходами могут являться:
- поступления от арендной платы (в основном аренда строительной техники);
- Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств;
- Активы, полученные безвозмездно;
- Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности и др.
Для начисления амортизации машин и механизмов было предложено использовать способ списания стоимости пропорционально объему работ для начисления амортизации машин и механизмов, так как он более точно рассчитывает норму амортизации за счет учета объемов работ, производимых на данной машине или механизме. А для зданий и сооружений целесообразнее использовать линейный способ, как наиболее простой и удобный, так как норма амортизации зданий и сооружений не зависит от объемов выполненных работ. Тем самым выявить более точный финансовый результат.
В качестве рекомендаций по учету накладных расходов, рекомендуется для более конкретного учета, рекомендуется открыть дополнительные субсчета.
В ходе работы были предложены варианты начисления амортизации разными способами, в зависимости от вида основных средств. Таким образом, это положительно повлияло на финансовый результат предприятия.
Метод учета выручки «По мере затрат», который был предложен в магистерской диссертации, также оказал положительное влияние на финансовый результат. Используя данный метод, повышается точность расчетов, что, в свою очередь, ведет к увеличению выручки и увеличению положительной динамики финансовых результатов.
Исходя из двух первых глав настоящей магистерской диссертации, можно сделать выводы о том, что предложения по учету и анализу предприятия оказывают положительное воздействие на финансовый результат деятельности предприятия.
В ходе анализа отклонений доходов и расходов предприятия, были выявлены причины таких отклонений. Отклонения материальных затрат могут быть вызваны:
- применение неточных нормативов;
- использование материалов низкого качества;
- несоблюдение норм правил использования материалов;
- недостаточная квалификация кадров и др.
Основные причины отклонений от производительности труда:
- недостаточно обученные рабочие;
- применение некачественных материалов, на обработку которых затрачивается больше времени;
- поломки строительной техники;
- простои в связи климатическими показателями.
Отклонения комплексных расходов возникают в следствии нарушения сметы расходов, изменения объема и структуры производства.
За счет совместного влияния 3 факторов: изменения физического объема продаж; изменения себестоимости отдельных видов продукции; изменения цен на отдельные виды продукции; изменения в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж увеличилась на 54827 тыс. руб.
По всем показателям идет увеличение прибыли, что положительным образом сказывается на работоспособности предприятия, а также на его рентабельности.
Предприятию «ДРСУ-10» рекомендуется снизить постоянные и переменные издержки, такими способами:
3. Уделить особое внимание на накладные расходы, так как в основном на изменения себестоимости повлияли как раз накладные расходы:
- разработать технологические карты по перемещению строительных машин на объекте;
- минимизировать перемещение машин в холостую (для экономии топлива);
- создать условия загруженности машин максимально близким к коэффициенту, равному 1;
- следить за ценами на сырье, если планируется повышение цен, закупить в большем объеме, насколько это возможно.
4. По постоянным расходам рекомендуется использовать производственный метод учета амортизации, представленный в качестве рекомендаций в настоящей диссертации в п. 2.
Для того, чтобы минимизировать отклонения на расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией зданий, помещений, занимаемых административно-хозяйственным персоналом и расходами на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта необходимо перейти на разные способы начисления амортизации в разрезе отдельных видов основных средств в соответствии с рекомендациями, отраженными в п. 2.1 настоящей магистерской диссертации.



