Тренажер для изучения основ русского жестового языка
|
Введение 12
1 Научно-исследовательская часть 14
1.1 Изучение существующих способов и средств общения людей по
ограничению по слуху 14
1.2 Обзор и анализ аналогов сурдо-перчаток 16
1.2.1 Прямые аналоги 16
1.2.2 Косвенные аналоги 18
1.2 Обзор и анализ аналогов приложений для изучения жестового языка . 20
1.3 Принцип работы разрабатываемого устройства 23
1.4 Выявление требований к корпусу 24
1.4.1 Общие требования 24
1.4.2 Эргономические требования 24
1.4.3 Требования безопасности 25
2 Проектно-художественная часть 27
2.1 Системный подход к проектированию 27
2.1.1 Метод аналогового проектирования 28
2.1.2 Метод гипотез 28
2.1.3 Методы эргономических исследований 29
2.2 Требования к дизайн-проекту 29
2.3 Отображение информации на корпусе 31
2.4 Эскизирование и проработка концепции 32
2.4.1 Сценарий взаимодействия с пользователем 32
2.4.2 Эскизы формы корпуса 33
2.4.3 Эскизы ремешка 36
2.4.6 Поиск крепления корпуса к ремешку 39
2.5 Материалы и технологии изготовления 41
2.5.1 Материалы 41
2.5.2 Технология производства 41
3 Разработка художественно-конструкторского решения 45
3.1 Черновое моделирование 45
3.2 Чистовое моделирование 46
3.2.1 Создание модели корпуса 46
3.2.2 Создание корпуса для датчика 48
3.2.3 Создание модели ремешка 48
3.2.4 Визуализация 49
3.3 Создание макета приложения 50
1.3.1 Предпроектный анализ 50
3.3.2 Нормативные требования и ГОСТы доступности цифровых
технологий в России 50
3.3.3 Европейский закон о доступности 53
3.3.4 Особенности создания интерфейсов для глухих и слабослышащих 53
3.3.5 Разработка функциональных разделов 54
3.3.6 Создание карты и макета приложения 58
3.3.7 Доработка 63
3.4 Создание конструкторской документации 66
3.4.1 Эргономика и соматография 66
3.5 Создание презентационного материала 67
3.5.1 Подбор шрифтов 67
3.5.2 Подбор цветового решения 67
3.6 Создание планшета 68
3.7 Создание презентации 69
3.8 Макетирование 69
4 Концепция стартап-проекта 72
4.1 Описание продукта 72
4.2 Интеллектуальная собственность 73
4.3 Объем и емкость рынка 74
4.4 Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли 75
4.5 Планируемая стоимость продукта 75
4.6 Конкурентные преимущества создаваемого продукта 76
4.7 Целевые сегменты потребителей создаваемого продукта 79
4.8 Бизнес-модели проекта. Производственный план и план продаж 80
4.9 Стратегия продвижения продукта на рынок 82
5 Социальная ответственность 86
5.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 86
5.1.1. Правовые нормы трудового законодательства 87
5.1.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 87
5.2. Производственная безопасность 89
5.3 Анализ опасных и вредных производственных факторов 89
5.3.1 Отклонение показателей микроклимата в помещении 90
5.3.2 Превышение уровня шума 91
5.3.3 Отсутствие или недостатки необходимого естественного или
искусственного освещения 92
5.3.4 Нервно-психические перегрузки 92
5.3.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепи 93
5.3 Экологическая безопасность 93
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 95
Заключение 97
Список литературы 98
Приложение А (рекомендуемое) Анализ прямых аналогов 105
Приложение Б (рекомендуемое) Анализ косвенных аналогов 106
Приложение В (рекомендуемое) Анализ креплений 107
Приложение Г (обязательное) Конструкторская документация 108
Приложение Д (справочное) Планшет 109
Приложение Е (обязательное) Соматографический анализ 110
Приложение Ж (обязательное) Финансовая модель 111
Приложение И (обязательное) Параметры микроклимата 113
Приложение К (обязательное) Нормы естественного света в помещениях . 114
1 Научно-исследовательская часть 14
1.1 Изучение существующих способов и средств общения людей по
ограничению по слуху 14
1.2 Обзор и анализ аналогов сурдо-перчаток 16
1.2.1 Прямые аналоги 16
1.2.2 Косвенные аналоги 18
1.2 Обзор и анализ аналогов приложений для изучения жестового языка . 20
1.3 Принцип работы разрабатываемого устройства 23
1.4 Выявление требований к корпусу 24
1.4.1 Общие требования 24
1.4.2 Эргономические требования 24
1.4.3 Требования безопасности 25
2 Проектно-художественная часть 27
2.1 Системный подход к проектированию 27
2.1.1 Метод аналогового проектирования 28
2.1.2 Метод гипотез 28
2.1.3 Методы эргономических исследований 29
2.2 Требования к дизайн-проекту 29
2.3 Отображение информации на корпусе 31
2.4 Эскизирование и проработка концепции 32
2.4.1 Сценарий взаимодействия с пользователем 32
2.4.2 Эскизы формы корпуса 33
2.4.3 Эскизы ремешка 36
2.4.6 Поиск крепления корпуса к ремешку 39
2.5 Материалы и технологии изготовления 41
2.5.1 Материалы 41
2.5.2 Технология производства 41
3 Разработка художественно-конструкторского решения 45
3.1 Черновое моделирование 45
3.2 Чистовое моделирование 46
3.2.1 Создание модели корпуса 46
3.2.2 Создание корпуса для датчика 48
3.2.3 Создание модели ремешка 48
3.2.4 Визуализация 49
3.3 Создание макета приложения 50
1.3.1 Предпроектный анализ 50
3.3.2 Нормативные требования и ГОСТы доступности цифровых
технологий в России 50
3.3.3 Европейский закон о доступности 53
3.3.4 Особенности создания интерфейсов для глухих и слабослышащих 53
3.3.5 Разработка функциональных разделов 54
3.3.6 Создание карты и макета приложения 58
3.3.7 Доработка 63
3.4 Создание конструкторской документации 66
3.4.1 Эргономика и соматография 66
3.5 Создание презентационного материала 67
3.5.1 Подбор шрифтов 67
3.5.2 Подбор цветового решения 67
3.6 Создание планшета 68
3.7 Создание презентации 69
3.8 Макетирование 69
4 Концепция стартап-проекта 72
4.1 Описание продукта 72
4.2 Интеллектуальная собственность 73
4.3 Объем и емкость рынка 74
4.4 Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли 75
4.5 Планируемая стоимость продукта 75
4.6 Конкурентные преимущества создаваемого продукта 76
4.7 Целевые сегменты потребителей создаваемого продукта 79
4.8 Бизнес-модели проекта. Производственный план и план продаж 80
4.9 Стратегия продвижения продукта на рынок 82
5 Социальная ответственность 86
5.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 86
5.1.1. Правовые нормы трудового законодательства 87
5.1.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 87
5.2. Производственная безопасность 89
5.3 Анализ опасных и вредных производственных факторов 89
5.3.1 Отклонение показателей микроклимата в помещении 90
5.3.2 Превышение уровня шума 91
5.3.3 Отсутствие или недостатки необходимого естественного или
искусственного освещения 92
5.3.4 Нервно-психические перегрузки 92
5.3.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепи 93
5.3 Экологическая безопасность 93
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 95
Заключение 97
Список литературы 98
Приложение А (рекомендуемое) Анализ прямых аналогов 105
Приложение Б (рекомендуемое) Анализ косвенных аналогов 106
Приложение В (рекомендуемое) Анализ креплений 107
Приложение Г (обязательное) Конструкторская документация 108
Приложение Д (справочное) Планшет 109
Приложение Е (обязательное) Соматографический анализ 110
Приложение Ж (обязательное) Финансовая модель 111
Приложение И (обязательное) Параметры микроклимата 113
Приложение К (обязательное) Нормы естественного света в помещениях . 114
По статистике, которую приводит Всемирная федерация глухих (далее ВФГ): в мире насчитывается 70 млн неслышащих людей или около 0,1 процента населения. Лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) по слуху насчитывается гораздо больше - около 10 % населения [1]. При этом в России насчитывается около 13 млн. слабослышащих людей, что составляет 10 % населения [3].
Попадая в ситуацию, когда человек или его близкий теряет слух или голос возникает вопрос, как в дальнейшем общаться. Человеку необходимо за короткий промежуток времени изучить новый язык, который в будущем будет сопровождать его всю жизнь.
Одним из актуальных направлений современности является использование носимых устройств. Их назначение и актуальность использования заключается не только для развлечения пользователя, но и считывания различных показателей. Создание тренажера способного распознавать жест в пространстве и переводить его - продукт работы многих специалистов: программистов, электротехников, дизайнеров. При разработке подобного устройства дизайнер осуществляет необходимые этапы проектирования для создания устройства, соответствующего запросам будущего пользователя.
Проблема популяризации языка жестов остается актуальной, до сих пор существует множество мифов, которые необходимо развеять.
Объект исследования: тренажер для изучения языка жестов.
Предмет проектирования: создание эргономичного корпуса тренажера для изучения языка жестов и его месторасположение на руке пользователя.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление специфики разработки корпуса тренажера для изучения русского жестового языка.
Этапы проектирования ВКР:
- исследование области проектирования, постановка проблемы;
- выявление критериев, условий и требований к проектированию;
- эскизирование корпуса и составных элементов;
- проработка выбранного эскизного решения;
- подбор материалов, комплектующих и технологии изготовления;
- формирование эргономического и соматографического анализа;
- 3Д-моделирование, визуализация, разработка технической документации;
- макетирование;
- подготовка презентационного материала;
- разработка концепции стартап-проекта;
- создание раздела социальной ответственности.
Область применения: индивидуальное обучение языку жестов дома и в учреждениях с целью оптимизации образовательного процесса. Устройство портативное, носимое.
В процессе работы использовались теоретические и аналитические исследования, эмпирические (сравнительный анализ), а также экспериментальный метод (проведение макетного исследования), обозначены проблемы и выдвинуты гипотезы. Результатом работы является проектное решение устройства в соответствие с нормативными требованиям в технической области, функциональными возможностями, удовлетворяющие потребности конечных пользователей. Дизайн устройства имеет лаконичный вид в форме браслета на ладонь. Тренажер распознает жесты в пространстве и передает их в мобильное приложение, где расшифровывается в текстовый формат.
Степень внедрения: корпус разработан в сотрудничестве со студентами ТГУ в рамках конкурса "Участник молодёжного научно-инновационного конкурса" (УМНИК) для выполнения научно-исследовательской работы (НИР) и оценки перспектив коммерческого использования результатов НИР.
Попадая в ситуацию, когда человек или его близкий теряет слух или голос возникает вопрос, как в дальнейшем общаться. Человеку необходимо за короткий промежуток времени изучить новый язык, который в будущем будет сопровождать его всю жизнь.
Одним из актуальных направлений современности является использование носимых устройств. Их назначение и актуальность использования заключается не только для развлечения пользователя, но и считывания различных показателей. Создание тренажера способного распознавать жест в пространстве и переводить его - продукт работы многих специалистов: программистов, электротехников, дизайнеров. При разработке подобного устройства дизайнер осуществляет необходимые этапы проектирования для создания устройства, соответствующего запросам будущего пользователя.
Проблема популяризации языка жестов остается актуальной, до сих пор существует множество мифов, которые необходимо развеять.
Объект исследования: тренажер для изучения языка жестов.
Предмет проектирования: создание эргономичного корпуса тренажера для изучения языка жестов и его месторасположение на руке пользователя.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление специфики разработки корпуса тренажера для изучения русского жестового языка.
Этапы проектирования ВКР:
- исследование области проектирования, постановка проблемы;
- выявление критериев, условий и требований к проектированию;
- эскизирование корпуса и составных элементов;
- проработка выбранного эскизного решения;
- подбор материалов, комплектующих и технологии изготовления;
- формирование эргономического и соматографического анализа;
- 3Д-моделирование, визуализация, разработка технической документации;
- макетирование;
- подготовка презентационного материала;
- разработка концепции стартап-проекта;
- создание раздела социальной ответственности.
Область применения: индивидуальное обучение языку жестов дома и в учреждениях с целью оптимизации образовательного процесса. Устройство портативное, носимое.
В процессе работы использовались теоретические и аналитические исследования, эмпирические (сравнительный анализ), а также экспериментальный метод (проведение макетного исследования), обозначены проблемы и выдвинуты гипотезы. Результатом работы является проектное решение устройства в соответствие с нормативными требованиям в технической области, функциональными возможностями, удовлетворяющие потребности конечных пользователей. Дизайн устройства имеет лаконичный вид в форме браслета на ладонь. Тренажер распознает жесты в пространстве и передает их в мобильное приложение, где расшифровывается в текстовый формат.
Степень внедрения: корпус разработан в сотрудничестве со студентами ТГУ в рамках конкурса "Участник молодёжного научно-инновационного конкурса" (УМНИК) для выполнения научно-исследовательской работы (НИР) и оценки перспектив коммерческого использования результатов НИР.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы был разработан корпус тренажера для изучения основ русского жестового языка в соответствие с техническими требованиями и функциональными возможностями, удовлетворяющие потребности конечных пользователей. Данная разработка позволяет:
- самостоятельно изучать материал;
- быстрее нарабатывать базовый навык общения;
- проводить в удобное время и место занятия.
К преимуществам данного изделия можно отнести, эргономичность формы устройства и его месторасположения на руке, что позволят сделать его использование удобным. Из решенных проблем можно отметить: эргономичная форма изделия, выявленные путём проведенных эргономических исследований на пользователях, а также из расчета методов и способов проектирования корпусов и оболочек носимых устройств. Предложенное решение является нововведением в области обучения жестового языка. Позволяет сэкономить время и ускорить процесс изучения языка. Устройство комфортно прилегает к поверхности руки пользователя. Также, в ходе выполненной работы был разработан дизайн мобильное приложение. Был реализован удобный и понятный пользовательский интерфейс для изучения жестового языка. Предлагаемый дизайн включает как стону пользователя, так и управление приложением через администратора, через которое можно осуществлять обновление данных.
- самостоятельно изучать материал;
- быстрее нарабатывать базовый навык общения;
- проводить в удобное время и место занятия.
К преимуществам данного изделия можно отнести, эргономичность формы устройства и его месторасположения на руке, что позволят сделать его использование удобным. Из решенных проблем можно отметить: эргономичная форма изделия, выявленные путём проведенных эргономических исследований на пользователях, а также из расчета методов и способов проектирования корпусов и оболочек носимых устройств. Предложенное решение является нововведением в области обучения жестового языка. Позволяет сэкономить время и ускорить процесс изучения языка. Устройство комфортно прилегает к поверхности руки пользователя. Также, в ходе выполненной работы был разработан дизайн мобильное приложение. Был реализован удобный и понятный пользовательский интерфейс для изучения жестового языка. Предлагаемый дизайн включает как стону пользователя, так и управление приложением через администратора, через которое можно осуществлять обновление данных.



