Разработка методики оценки результативности деятельности предприятия с целью совершенствования системы менеджмента качества
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 История предприятия 8
1.2 Номенклатура продукции 10
1.3 Система менеджмента качества 12
1.4Диагностика проблем предприятия 14
Цель и задачи ВКР 14
2 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ 15
2.1 Методика оценки результативности СМК Системы 15
добровольной сертификации «Военный регистр» 15
2.2 Методика оценки результативности СМК предприятия 17
по В.В. Горячеву 17
2.3 Методика оценки результативности СМК предприятия 19
Искандеровой Р.Р 19
2.4 Методика оценки результативности СМК предприятия 22
по Мещярековой Е.В 22
2. 5 Система сбалансированных показателей ССП 22
Выводы по разделу два 24
3 РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК 25
3.1 Паспорт процесса оценки результативности СМК 25
3.2 Блок-схема процесса оценки результативности СМК 27
3.3. Диаграмма Ганта для процесса оценки результативности
СМК 27
3.4 Визуализация процесса оценки результативности СМК 27
3.5 Оценочные показатели процесса оценки результативности
СМК 29
Выводы по разделу три 31
4 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК 31
Выводы по разделу четыре 37
5 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ 37
5.1 Затраты на выполнение ВКР 38
5.2 Расчёт чистой прибыли предприятия до внедрения ВКР 41
5.3 Расчёт чистой прибыли после внедрения ВКР 43
5. 4 Расчёт ожидаемого экономического эффекта от внедрения
ВКР за первый год 44
5.5 Расчёт ожидаемого экономического эффекта 44
от внедрения ВКР за шесть лет 44
Выводы по разделу шесть 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура предприятия 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Организационная структура директора по качеству 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Реестр основных процессов 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема взаимодействия процессов 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Реестр стандартов организации 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Визуализация процесса с помощью IDEF0 60
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 История предприятия 8
1.2 Номенклатура продукции 10
1.3 Система менеджмента качества 12
1.4Диагностика проблем предприятия 14
Цель и задачи ВКР 14
2 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ 15
2.1 Методика оценки результативности СМК Системы 15
добровольной сертификации «Военный регистр» 15
2.2 Методика оценки результативности СМК предприятия 17
по В.В. Горячеву 17
2.3 Методика оценки результативности СМК предприятия 19
Искандеровой Р.Р 19
2.4 Методика оценки результативности СМК предприятия 22
по Мещярековой Е.В 22
2. 5 Система сбалансированных показателей ССП 22
Выводы по разделу два 24
3 РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК 25
3.1 Паспорт процесса оценки результативности СМК 25
3.2 Блок-схема процесса оценки результативности СМК 27
3.3. Диаграмма Ганта для процесса оценки результативности
СМК 27
3.4 Визуализация процесса оценки результативности СМК 27
3.5 Оценочные показатели процесса оценки результативности
СМК 29
Выводы по разделу три 31
4 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК 31
Выводы по разделу четыре 37
5 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ 37
5.1 Затраты на выполнение ВКР 38
5.2 Расчёт чистой прибыли предприятия до внедрения ВКР 41
5.3 Расчёт чистой прибыли после внедрения ВКР 43
5. 4 Расчёт ожидаемого экономического эффекта от внедрения
ВКР за первый год 44
5.5 Расчёт ожидаемого экономического эффекта 44
от внедрения ВКР за шесть лет 44
Выводы по разделу шесть 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура предприятия 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Организационная структура директора по качеству 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Реестр основных процессов 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема взаимодействия процессов 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Реестр стандартов организации 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Визуализация процесса с помощью IDEF0 60
Металлургическая промышленность в России в настоящее время переживает непростые времена. В СССР первоочередными задачами народного хозяйства являлось развитие металлургических предприятий, однако после развала СССР машиностроительная отрасль страны пришла практически в полный упадок. Соответственно, значительно снизился и спрос на фасоннолитейные изделия, которые производят металлургические предприятия. Позднее негативное влияние на развитие литейных предприятий оказали санкции и отток инвестиций. Однако, несмотря на это, литейные заводы России продолжают существовать, поставлять на рынок качественную продукцию и даже наращивать темпы производства.
Основной проблемой предприятий этой специализации в Российской Федерации вот уже много лет остается необходимость модернизации. Однако реализация новых технологий требует и дополнительных затрат. Необходимое для модернизации оборудование, к сожалению, до сих пор в большинстве случаев таким компаниям приходится покупать за рубежом за большие деньги [1].
Важными проблемами в связи с переходом к изготовлению новой продукции по требованию заказчиков также являются: необходимость переналадки производства, нехватка квалифицированных кадров и, как следствие снижение качества конечных изделий.
В процессе работы предприятия нельзя получить максимальную результативность или эффективность работы, однако можно стремиться повышать эти значения. Максимально возможные результативность и эффективность работы предприятия будут способствовать оптимизации затрат предприятия, систематизации работы персонала и высокому темпу развития производства [2].
Важной частью управления работой предприятия является система менеджмента качества.
Современный этап развития систем менеджмента качества характеризуется процессами интегрирования различных подсистем менеджмента, действующих в рамках организации, в общую систему управления. Главной целью таких систем является максимальное выполнение сбалансированных требований заинтересованных сторон и обеспечение гармонизации управленческих функций в отношении различных объектов управления. Залогом успешности достижения поставленной цели является наличие надежного механизма измерения результатов деятельности, направленных на выполнение различных требований [3].
Отмечая чрезвычайную актуальность проблемы объективного оценивания деятельности предприятия в целом и по отдельным составляющим, а также результативности создаваемых на нем систем менеджмента, следует заметить, что данному вопросу в последнее время посвящается значительное количество публикаций, при этом подходы авторов зачастую лежат в разных плоскостях. Большинство специалистов в области менеджмента качества, пропагандируя идею трансформации системы менеджмента качества (СМК) в общую систему менеджмента предприятия, основой для осуществления теоретических исследований и практических разработок избрали положения ГОСТ Р ИСО 9001-2015, касающиеся мониторинга и измерений [4]. Организация должна оценивать результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества (п. 9.1.1) [5].
Разъяснение вопросов мониторинга и измерений объектов при создании СМК, данное в ИСО 9004, свидетельствует, что характеристики процессов, подлежащих измерению в СМК, должны «сбалансированным образом охватывать потребности и ожидания заинтересованных сторон» [6].
Вне зависимости от специфики деятельности общим требованием стандартов является оценка такого показателя процессов, работников и системы в целом, как результативность (степень реализации запланированных работ и достижения запланированных результатов). Рекомендуемым показателем является эффективность процессов или системы (соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами) [6].
В связи с вышеперечисленными проблемами, обязательными требованиями стандарта и актуальностью повышения конкурентоспособности каждому предприятию, которое хочет развиваться, решать свои проблемы и быть конкурентоспособным в условиях нынешней кризисной экономической ситуации необходимо проводить оценку результативности своей деятельности. Проводить оценку своей деятельности предприятие может с помощью методики оценки результативности СМК.
Оценка результативности облегчает работу по определению областей для улучшений деятельности предприятия и реализации корректирующих действий, а значит, приводит к оптимизации деятельности и повышению результативности работы. Оптимизация деятельности предприятия привет к повышению качества продукции, снижению количества брака и к увеличению прибыли предприятия [7].
В связи с актуальностью проблем целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы менеджмента качества на базе разработанной методики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1 анализ состояния существующей СМК и диагностика проблем предприятия;
2 сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений в области оценки результативности СМК и выбор наиболее подходящей методики, которая будет принята за базу для разработки;
3 разработка процесса оценки результативности;
4 разработка методики для оценки результативности в условиях предприятия;
5 Экономическое обоснование результатов работы.
Объектом исследования является процесс оценки результативности СМК.
Предметом исследования является методика оценки результативности СМК.
Результаты работы рекомендуются использовать на предприятии металлургической отрасли.
Основной проблемой предприятий этой специализации в Российской Федерации вот уже много лет остается необходимость модернизации. Однако реализация новых технологий требует и дополнительных затрат. Необходимое для модернизации оборудование, к сожалению, до сих пор в большинстве случаев таким компаниям приходится покупать за рубежом за большие деньги [1].
Важными проблемами в связи с переходом к изготовлению новой продукции по требованию заказчиков также являются: необходимость переналадки производства, нехватка квалифицированных кадров и, как следствие снижение качества конечных изделий.
В процессе работы предприятия нельзя получить максимальную результативность или эффективность работы, однако можно стремиться повышать эти значения. Максимально возможные результативность и эффективность работы предприятия будут способствовать оптимизации затрат предприятия, систематизации работы персонала и высокому темпу развития производства [2].
Важной частью управления работой предприятия является система менеджмента качества.
Современный этап развития систем менеджмента качества характеризуется процессами интегрирования различных подсистем менеджмента, действующих в рамках организации, в общую систему управления. Главной целью таких систем является максимальное выполнение сбалансированных требований заинтересованных сторон и обеспечение гармонизации управленческих функций в отношении различных объектов управления. Залогом успешности достижения поставленной цели является наличие надежного механизма измерения результатов деятельности, направленных на выполнение различных требований [3].
Отмечая чрезвычайную актуальность проблемы объективного оценивания деятельности предприятия в целом и по отдельным составляющим, а также результативности создаваемых на нем систем менеджмента, следует заметить, что данному вопросу в последнее время посвящается значительное количество публикаций, при этом подходы авторов зачастую лежат в разных плоскостях. Большинство специалистов в области менеджмента качества, пропагандируя идею трансформации системы менеджмента качества (СМК) в общую систему менеджмента предприятия, основой для осуществления теоретических исследований и практических разработок избрали положения ГОСТ Р ИСО 9001-2015, касающиеся мониторинга и измерений [4]. Организация должна оценивать результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества (п. 9.1.1) [5].
Разъяснение вопросов мониторинга и измерений объектов при создании СМК, данное в ИСО 9004, свидетельствует, что характеристики процессов, подлежащих измерению в СМК, должны «сбалансированным образом охватывать потребности и ожидания заинтересованных сторон» [6].
Вне зависимости от специфики деятельности общим требованием стандартов является оценка такого показателя процессов, работников и системы в целом, как результативность (степень реализации запланированных работ и достижения запланированных результатов). Рекомендуемым показателем является эффективность процессов или системы (соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами) [6].
В связи с вышеперечисленными проблемами, обязательными требованиями стандарта и актуальностью повышения конкурентоспособности каждому предприятию, которое хочет развиваться, решать свои проблемы и быть конкурентоспособным в условиях нынешней кризисной экономической ситуации необходимо проводить оценку результативности своей деятельности. Проводить оценку своей деятельности предприятие может с помощью методики оценки результативности СМК.
Оценка результативности облегчает работу по определению областей для улучшений деятельности предприятия и реализации корректирующих действий, а значит, приводит к оптимизации деятельности и повышению результативности работы. Оптимизация деятельности предприятия привет к повышению качества продукции, снижению количества брака и к увеличению прибыли предприятия [7].
В связи с актуальностью проблем целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы менеджмента качества на базе разработанной методики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1 анализ состояния существующей СМК и диагностика проблем предприятия;
2 сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений в области оценки результативности СМК и выбор наиболее подходящей методики, которая будет принята за базу для разработки;
3 разработка процесса оценки результативности;
4 разработка методики для оценки результативности в условиях предприятия;
5 Экономическое обоснование результатов работы.
Объектом исследования является процесс оценки результативности СМК.
Предметом исследования является методика оценки результативности СМК.
Результаты работы рекомендуются использовать на предприятии металлургической отрасли.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы достигнута её цель - совершенствование системы менеджмента качества на базе разработанной методики оценки результативности.
В работе решены следующие задачи: проведён анализ состояния существующей СМК и диагностика проблем предприятия; выполнено сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений в области оценки результативности СМК и произведён выбор наиболее подходящей методики, которая была принята за базу для разработки; разработан процесс оценки результативности СМК предприятия; разработана методика для оценки результативности в условиях предприятия; показано экономическое обоснование результатов работы.
При выполнении работы использовались методы менеджмента качества: мозговой штурм, блок-схема, диаграмма принятия решений, диаграмма Г анта; методы визуализации: функциональные модели IDEF0 с применением программного продукта BPWin; аналитические методы расчёта данных, методы расчёта затрат на качество.
При внедрении результатов выпускной квалификационной работы получение ожидаемого экономического эффекта достигается за счёт следующих факторов:
- увеличение прибыли предприятия за счёт увеличения продаж на 0,7%;
- экономия за счёт сокращения брака на 10%.
Ожидаемый экономический эффект за первый год составит 260 936,24 руб., за шесть лет - 1 591 661,20 руб.
Проект имеет практическую ценность и рекомендуется для реализации на металлургическом предприятии.
В работе решены следующие задачи: проведён анализ состояния существующей СМК и диагностика проблем предприятия; выполнено сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений в области оценки результативности СМК и произведён выбор наиболее подходящей методики, которая была принята за базу для разработки; разработан процесс оценки результативности СМК предприятия; разработана методика для оценки результативности в условиях предприятия; показано экономическое обоснование результатов работы.
При выполнении работы использовались методы менеджмента качества: мозговой штурм, блок-схема, диаграмма принятия решений, диаграмма Г анта; методы визуализации: функциональные модели IDEF0 с применением программного продукта BPWin; аналитические методы расчёта данных, методы расчёта затрат на качество.
При внедрении результатов выпускной квалификационной работы получение ожидаемого экономического эффекта достигается за счёт следующих факторов:
- увеличение прибыли предприятия за счёт увеличения продаж на 0,7%;
- экономия за счёт сокращения брака на 10%.
Ожидаемый экономический эффект за первый год составит 260 936,24 руб., за шесть лет - 1 591 661,20 руб.
Проект имеет практическую ценность и рекомендуется для реализации на металлургическом предприятии.





