🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №201750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История развития социального обслуживания 6
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и
формы 15
1.3 Анализ правового регулирования системы социального обслуживания в
Российской Федерации 20
Глава 2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 30
2.1 Механизм социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
здоровья 30
2.2 Механизм социального обслуживания детей, оставшихся без попечения
родителей 33
2.3 Проблемы социального обслуживания несовершеннолетних, попавших в
трудную жизненную ситуацию 45
Глава 3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63


Один из элементов социальной защиты граждан - социальное обслуживание, являющееся составной частью установленного Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение, которым ежегодно охвачено около 19 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ1, с его появлением изменилась система социального обслуживания. Одной из причин принятия нового закона стала невозможность в полном объеме удовлетворить потребности и интересы населения в качественных социальных услугах. А также причиной послужило то, что были отличны в размере прав на социальное обслуживание граждане, проживающие в разных регионах страны, это касалось общедоступности и качества оказываемых социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Вступление в силу нового нормативно акта является очень важным этапом в регулировании данных правоотношений, так как он призван отразить современные реалии, при этом повысить доступность социальных услуг для граждан РФ. Положительным моментом является то, что вводятся единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России. Теперь помимо государственных учреждений социальные услуги смогут оказывать представители негосударственного сектора. Таким образом, государство стремится увеличить число поставщиков социальных услуг, чтобы у человека, нуждающегося в помощи, был шире выбор организаций социального обслуживания.
'Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013 - № 52 - Ст. 7007.
Исторический опыт развития культуры и традиций семейных отношений в России свидетельствует о том, «что первичной структурой общества является семья, а не индивид. Современные политические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья — это не только объект социальной защиты со стороны государства, но и его партнер. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи — это индикатор устойчивости общества, его политической системы. С помощью государственной семейной политики невозможно существенно улучшить положение семей, если проводится экономическая политика, противоречащая интересам семьи».
Государственная семейная политика, будучи частью государственной социальной политики, имеет общие черты, присущие последней. Прежде всего, это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов, направленная на повышение благосостояния народа, удовлетворение его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей. Это политика сохранения человеческого достоинства, создания обстановки для социальной стабильности в обществе.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе социального обслуживания детей в Российской Федерации.
Предмет исследования - формирование, нормативно-правовое регулирование и функционирование института социального обслуживания несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - осуществить всесторонний анализ современного состояния института социального обслуживания детей в России с целью разработки практических рекомендаций для его совершенствования и эффективного функционирования в российском обществе.
Исходя из обозначенной цели были определены следующие задачи:
1) выявить особенности механизма социального обслуживания несовершеннолетних в Российской Федерации;
2) проанализировать нормативно-правовое регулирование социального обслуживания детей в России;
3) определить и охарактеризовать формы, виды, принципы социального обслуживания детей в Российской Федерации;
4) раскрыть недостатки в правовом регулировании социального обслуживания несовершеннолетних граждан Российской Федерации и предложить пути устранения выявленных недостатков.
1. Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, среди которых Конституция РФ, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года №120-ФЗ.
Теоретическая основа исследования представлена научными работами таких авторов как Т.И. Волостнова, В.П. Галаганов, Е.А. Гренева, Т.А. Гурко, В.А. Лыткин, Е.Д. Максимов и др.
Методологическая база исследования основана на общенаучных методах (метод индукции и дедукции, логического анализа и синтеза, метод идентификации), а также специальных юридических методах (метод формально¬юридического анализа, теоретического конструирования).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приведенное исследование теоретической базы и нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов в сфере социального обслуживания несовершеннолетних позволило сделать следующие выводы и предложения:
1. В настоящее время очень высокая потребность в социальном обслуживании среди несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Поиск эффективных форм и методов социального обслуживания привел к принятию и вступлению в силу Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», что определило пути развития отрасли социального обслуживания и профессиональной деятельности обеспечивающих ее специалистов на длительную перспективу.
2. Необходимо достижение согласованности механизмов реализации федеральных законов от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Перечисленные федеральные законы опираются на общий механизм реализации - предоставление социальных услуг, однако их совместное применение при организации социального обслуживания безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних сталкивается с рядом проблем: Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит устаревшую терминологическую базу. Ярким пример является ч. 2 ст. 12 указанного федерального закона: «Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: 1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации».
3. Государственная политика Российской Федерации по укреплению института семьи «как индикатора устойчивости общества, его политической системы» способствовала модернизации системы социального обслуживания семьи и детей как действенного механизма ее практической реализации.
4. Ст. 29 №442-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень
мероприятий по профилактике: обследование условий жизнедеятельности
гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий; анализ данных государственной статистической отчетности, проведение при необходимости выборочных социологических опросов.
Данный набор действий явно недостаточен для достижения задач, предусмотренных социальным законодательством. На практике, за пределами правового поля оказалось множество направлений профилактической работы: проведение занятий в группах взаимоподдержки, секциях, кружках по интересам, клубах общения, школах пожилого возраста; проведение мероприятий; подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание; выполнение отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства; отдельные межведомственные технологии (профилактика безнадзорности несовершеннолетних, подготовка к освобождению осужденных);
В целях преодоления данной проблемы, целесообразно дополнить ч.1 ст. 29 Федерального закона №442-ФЗ подпунктом следующего содержания: «выполнения мероприятий по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, предусмотренных нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации».
5. Дистанционное образование детей-инвалидов является одним из видов их реабилитации, позволяющей интегрировать ребенка-инвалида в общество. Гарантия получения образования детьми-инвалидами, нуждающимися в обучении на дому, с использованием дистанционных технологий должна быть определена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законе Российской Федерации «Об образовании».
6. Для реализации права детей-инвалидов на получение образования необходимо организовать соответствующие учреждения - центры дистанционного образования детей-инвалидов. Норма, определяющая организацию таких центров, должна носить императивный характер. Центры дистанционного образования детей- инвалидов следует внести в перечень образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы.
7. Согласно пункту 2 ст.11 Федерального закона №442-ФЗ поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
8. Необходимо введение на федеральном уровне единого правового регулирования определения дополнительных социальных услуг. Исходя из практики реализации Федерального закона №442-ФЗ представляется возможным сформулировать ряд модельных подходов для данной дефиниции. Дополнительными услугами являются: 1) социальные услуги, которые поставщик вправе оказывать сверх объемов социальных услуг, прописанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг; 2) социальные услуги, которые поставщик вправе оказывать сверх нормативов (стандартов) предоставления социальных услуг, прописанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг; 3) услуга, оказываемая в рамках дополнительного вида деятельности организации социального обслуживания, служащего для достижения целей, ради которых организация создана и соответствующего этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) организации.
Сравнительный анализ Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и ранее действующего законодательства в рассматриваемой сфере показывает следующее:
1) Положения нового федерального закона нацелены на регулирование
общественных отношений в сфере социального обслуживания применительно к конкретному гражданину, сделан акцент на адресный подход при оказании социальных услуг. Адресный подход находит свое подтверждение как в наименовании самого федерального закона, в котором применяется понятие «гражданин», а не «население», как в ранее действовавшем Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации», так и непосредственно в его тексте (индивидуальная программа предоставления социальных услуг; индивидуальной потребности в социальных услугах и т.д.).
2) Закон оперирует новыми понятиями, такими как: поставщики социальных услуг, получатели социальных услуг, индивидуальная программа предоставления социальных услуг и др.
3) Введены новые принципы социального обслуживания: приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально- технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
4) В отличие от ранее действующего федерального законодательства в сфере социального обслуживания, в новом федеральном законе отсутствуют какие-либо положения о месте и степени участия в процессе организации социального обслуживания органов местного самоуправления, что само по себе достаточно странно, особенно учитывая тот факт, что наиболее приближенными органами власти к месту проживания граждан являются именно органы местного самоуправления и их роль в обеспечении социальной стабильности в обществе значительна.
5) Одной из особенностей нового федерального закона является то, что федеральные органы власти взяли на себя значительный объем нормотворческой работы, целью которой является создание единых подходов к организации социального обслуживания. Ранее действующее законодательство содержало положения, согласно которым нормативное правовое регулирование преимущественно осуществлялось субъектами Российской Федерации, что привело к формированию регионального законодательства в рассматриваемой сфере, которое зачастую имело существенные различия в подходах к организации социального обслуживания.
6) Федеральный закон содержит внутренние коллизии норм. Так, к примеру, в части 1 статьи 30 федерального закона перечислены источники финансового обеспечения социального обслуживания, а в части 4 указанной статьи федерального закона эти же источники финансового обеспечения, применительно к негосударственным организациям, перечислены уже в сокращенном варианте, что с точки зрения юридической техники представляется нелогичным, так как порождает неоднозначное понимание правовых норм.
Государство предприняло определенные шаги на пути признания детства важным этапом в жизни человека. Оно взяло на себя обязанность регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации и поддержки института семьи.
Система социального обслуживания сегодня, призвана создавать необходимые условия для жизнеспособности несовершеннолетних, способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстанавливать их способность к самообеспечению и самообслуживанию, что является одним из важнейших звеньев развития государства в целом.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52. - Ст. 7007.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 1325.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. Указ Президента РФ от 27.07.1992 N 802 «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - № 4. - 27.10.1992.
6. Постановление Правительства РФ от 05.04.1993 N 296 «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - № 4. - 06.07.1993.
7. Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 N 59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов»» // Собрание законодательства РФ. - № 5. - 17.04.1995.
8. Письмо Минтруда России от 05 февраля 2014 №12-5/10/В-547 «О
направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»» // Социальный мир. - № 9. - 09.03.2014.
9. Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 № 145 «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР».
10. ГОСТ Р 54738-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» - М.: Стандартинформ, 2013.
11. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. - 1995. - №12. - Ст. 334. - утратил силу.
12. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872. - утратил силу.
Литература
13. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 1-3 / Под ред. М.В. Фирсова. - М.: Сварог - НВФ CUT. - 1994. - 685 с.
14. Волостнова, Т.И. Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в Республике Мордовия / Т.И. Волостнова // Наука и современность - 2014 - № 29 - 354 с.
15. Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития. / В.П. Галаганов // Государство и право - 1992 - №12 - С. 39 - 43...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ