Конституционное право на образование
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Понятие и содержание конституционного права на образование 9
1.2 Правовое регулирование конституционного права на образование 16
1.3 Международные стандарты в области права на образование 27
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Государственные гарантии реализации конституционного права на
образование в Российской Федерации 36
2.2 Проблемы реализации конституционного права на образование в
Российской Федерации 43
2.3 Совершенствование законодательства об образовании в Российской
Федерации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Понятие и содержание конституционного права на образование 9
1.2 Правовое регулирование конституционного права на образование 16
1.3 Международные стандарты в области права на образование 27
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Государственные гарантии реализации конституционного права на
образование в Российской Федерации 36
2.2 Проблемы реализации конституционного права на образование в
Российской Федерации 43
2.3 Совершенствование законодательства об образовании в Российской
Федерации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Право на образование - одно из важнейших прав человека, закрепленное в Конституции Российской Федерации, а также в международно-правовых актах: во Всеобщей декларации прав человека от 1948 г., ст. 26, в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., ст. 13, 14, в Конвенции о правах ребенка от 1989 г., ст. 28, 29, в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 1995 г., ст. 27.
Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. Протокол №1 1952 г., ст. 2. Право на образование закреплено в
Конституции Российской Федерации ст. 43 и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав в 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а так же целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования.
Право на образование предполагает, помимо реализации потребностей в получении знаний, еще и возможность применения полученных навыков на практике, в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, от качества образования, предоставляемого гражданам, зависит не только судьба конкретного поколения, но и страны в целом. Именно в период обучения у несовершеннолетних формируются нравственные ориентиры,
гражданственность и патриотизм, т.е. качества, без которых невозможно устойчивое, динамичное развитие любого современного социума. М.И. Демков, анализируя в начале XX в. историю педагогики, писал, что "никогда не было времени, чтобы государственная система образования работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы".
Между тем, несмотря на законодательное закрепление права на образование и провозглашение его общедоступности, при реализации данного права возникает ряд сложностей и проблем как правового, так и организационного характера. Так, к теоретическим проблемам можно отнести то, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование», в связи с чем в юридической литературе не сложилось однозначного понимания сущности и содержания данного права. В практике реализации гражданами конституционного права на образование существует множество противоречий и нерешенных вопросов, в том числе связанных с переходом на новые стандарты образования, затрудняющих для граждан реализацию одного из важнейших конституционных прав и поэтому требующих пристального внимания и всестороннего исследования. Сказанное обусловливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права граждан на образование.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с правом граждан на образование.
Цель исследования - всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием понятия и правовой природы права граждан на образование, его особенностей; анализ проблемных аспектов реализации конституционного права на образование и разработка предложений по их разрешению.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследование понятия, содержания, роли и значения права на образование в Российской Федерации;
- изучение особенностей правового регулирования права на образование в Российской Федерации;
- рассмотрение международных стандартов в области права на образование;
- анализ системы государственных гарантий права на образование;
- выявление теоретических и практических проблем реализации гражданами права на образование;
- формулирование предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: С.С.Алексеев, Н.Г.Андрюхин, И.В.Артемьева, Т.Н.Трошкина, А.А.Батяев, Р.Л.Наумова, Д.Н.Бахрах, А.П.Боршевский, А.Б.Сосна, Н.А.Бриллиантова, В.В.Архипов, Т.П.Бутенко, Н.В.Витрук, Т.А.Владыкина, Л.Д.Воеводин, М.Л.Добрынина, Д.М.Евстифеев, Н.Е.Егорова,
A. Е.Помазанский, В.С.Потапенко, Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, А.В.Ефремов, Е.Н.Щеглова, Н.В.Ильина, А.А.Кирилловых, А.В.Киселева, С.Д.Князев,
B. И.Новоселов, А.И.Порфирьев, В.В.Андрощук, П.А.Борноволоков,
Е.В.Еремина, В.В.Спасская, Ю.В.Линская, С.В.Третьяков и др.
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических и условий развития права на современном этапе.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, а также библиографического списка.
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., ст. 13, 14, в Конвенции о правах ребенка от 1989 г., ст. 28, 29, в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 1995 г., ст. 27.
Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. Протокол №1 1952 г., ст. 2. Право на образование закреплено в
Конституции Российской Федерации ст. 43 и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав в 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а так же целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования.
Право на образование предполагает, помимо реализации потребностей в получении знаний, еще и возможность применения полученных навыков на практике, в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, от качества образования, предоставляемого гражданам, зависит не только судьба конкретного поколения, но и страны в целом. Именно в период обучения у несовершеннолетних формируются нравственные ориентиры,
гражданственность и патриотизм, т.е. качества, без которых невозможно устойчивое, динамичное развитие любого современного социума. М.И. Демков, анализируя в начале XX в. историю педагогики, писал, что "никогда не было времени, чтобы государственная система образования работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы".
Между тем, несмотря на законодательное закрепление права на образование и провозглашение его общедоступности, при реализации данного права возникает ряд сложностей и проблем как правового, так и организационного характера. Так, к теоретическим проблемам можно отнести то, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование», в связи с чем в юридической литературе не сложилось однозначного понимания сущности и содержания данного права. В практике реализации гражданами конституционного права на образование существует множество противоречий и нерешенных вопросов, в том числе связанных с переходом на новые стандарты образования, затрудняющих для граждан реализацию одного из важнейших конституционных прав и поэтому требующих пристального внимания и всестороннего исследования. Сказанное обусловливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права граждан на образование.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с правом граждан на образование.
Цель исследования - всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием понятия и правовой природы права граждан на образование, его особенностей; анализ проблемных аспектов реализации конституционного права на образование и разработка предложений по их разрешению.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследование понятия, содержания, роли и значения права на образование в Российской Федерации;
- изучение особенностей правового регулирования права на образование в Российской Федерации;
- рассмотрение международных стандартов в области права на образование;
- анализ системы государственных гарантий права на образование;
- выявление теоретических и практических проблем реализации гражданами права на образование;
- формулирование предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: С.С.Алексеев, Н.Г.Андрюхин, И.В.Артемьева, Т.Н.Трошкина, А.А.Батяев, Р.Л.Наумова, Д.Н.Бахрах, А.П.Боршевский, А.Б.Сосна, Н.А.Бриллиантова, В.В.Архипов, Т.П.Бутенко, Н.В.Витрук, Т.А.Владыкина, Л.Д.Воеводин, М.Л.Добрынина, Д.М.Евстифеев, Н.Е.Егорова,
A. Е.Помазанский, В.С.Потапенко, Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, А.В.Ефремов, Е.Н.Щеглова, Н.В.Ильина, А.А.Кирилловых, А.В.Киселева, С.Д.Князев,
B. И.Новоселов, А.И.Порфирьев, В.В.Андрощук, П.А.Борноволоков,
Е.В.Еремина, В.В.Спасская, Ю.В.Линская, С.В.Третьяков и др.
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических и условий развития права на современном этапе.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, а также библиографического списка.
Под образованием мы понимаем процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека и представляющий собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков. Право на образование включает в себя следующие принципы: обязательность, доступность, бесплатность, гарантированность. На сегодняшний день право на образование относится к естественным правам любого человека. Основными требованиями в сфере образования на международном уровне являются: обязательность и
бесплатность начального образования, обеспечение равных условий обучения всем категориям учеников (инклюзивность), борьба с любыми формами дискриминации, строгие требования к профессиональной подготовке преподавателей. В нормативно-правовых актах отмечается, что поскольку дети сами еще не способны осознать важность получения образования и самостоятельно приступить к образовательному процессу, родители должны помочь в этом своим детям. Любой ребенок, независимо от способностей и уровня развития должен иметь возможность реализовать свое право на образование, а государство - способствовать этой реализации.
Россия имеет давнюю традицию конституционно-правового регулирования права на образование как самостоятельного права личности. В СССР с 1977 г. право на образование стало элементом социального статуса личности, закрепленном в Конституции. При этом после распада СССР в новую Конституцию 1993г., в ст. 43 были включены положения, регулирующие вопросы образования в Российской Федерации.
В 2012 г., в Российской Федерации был принят новый закон об
образовании, согласно которому законодательство осталось многоуровневым: 1) федеральные нормативно-правовые акты; 2) нормативно-правовые акты субъектов РФ; 3) муниципальное законодательство; 4) локальные акты учреждений образования, что, с одной стороны, позволяет вовлекать в процесс регулирования и реформирования образования практически всех его участников, с другой - усложняет его как систему, ведь очень тяжело привести в соответствие друг с другом такое количество нормативных документов. А, значит, можно говорить о том, что этап реформирования образования продолжается.
Проанализировав основные нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что содержание государственных гарантий в региональном законодательстве в настоящее время в целом соответствует нормам Конституции РФ и федерального образовательного законодательства. В то же время их реализация, особенно реализация права на получение образования на родном языке, обеспечивается в различной степени. Помимо этого, мы считаем необходимым отметить, что нужно обратить внимание на регламентацию порядка и условий оказания платных образовательных услуг.
бесплатность начального образования, обеспечение равных условий обучения всем категориям учеников (инклюзивность), борьба с любыми формами дискриминации, строгие требования к профессиональной подготовке преподавателей. В нормативно-правовых актах отмечается, что поскольку дети сами еще не способны осознать важность получения образования и самостоятельно приступить к образовательному процессу, родители должны помочь в этом своим детям. Любой ребенок, независимо от способностей и уровня развития должен иметь возможность реализовать свое право на образование, а государство - способствовать этой реализации.
Россия имеет давнюю традицию конституционно-правового регулирования права на образование как самостоятельного права личности. В СССР с 1977 г. право на образование стало элементом социального статуса личности, закрепленном в Конституции. При этом после распада СССР в новую Конституцию 1993г., в ст. 43 были включены положения, регулирующие вопросы образования в Российской Федерации.
В 2012 г., в Российской Федерации был принят новый закон об
образовании, согласно которому законодательство осталось многоуровневым: 1) федеральные нормативно-правовые акты; 2) нормативно-правовые акты субъектов РФ; 3) муниципальное законодательство; 4) локальные акты учреждений образования, что, с одной стороны, позволяет вовлекать в процесс регулирования и реформирования образования практически всех его участников, с другой - усложняет его как систему, ведь очень тяжело привести в соответствие друг с другом такое количество нормативных документов. А, значит, можно говорить о том, что этап реформирования образования продолжается.
Проанализировав основные нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что содержание государственных гарантий в региональном законодательстве в настоящее время в целом соответствует нормам Конституции РФ и федерального образовательного законодательства. В то же время их реализация, особенно реализация права на получение образования на родном языке, обеспечивается в различной степени. Помимо этого, мы считаем необходимым отметить, что нужно обратить внимание на регламентацию порядка и условий оказания платных образовательных услуг.





