Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о любви, о браке и их взаимосвязи у холостых и женатых мужчин 30-40 лет

Работа №20145

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
698
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Психологические аспекты любви, брака и безбрачия 7
1.1 Культурные, религиозные и социальные аспекты брака и безбрачия 7
1.2 Характеристика мотивов вступления в брак 17
1.3 Проблема безбрачия и её психологические аспекты 24
1.4 Феномен любви 55
2 Эмпирическое исследование представлений о любви, о браке и их 63
взаимосвязи у холостых и женатых мужчин 30-40 лет
2.1 Методы исследования 63
2.2 Организация исследования 67
3 Результаты исследования и их анализ 68
3.1 Анализ структуры ценностей 68
3.2 Анализ типов представлений о любви 71
3.3 Анализ мотивов вступления в брак 72
3.4 Анализ представлений о взаимосвязи любви и брака 73
Выводы 76
Заключение 77
Список использованных источников 78
Приложение А Протоколы исследования 82
Приложение Б Протокол исследования по методике «Незаконченные
предложения» 87


Благополучие и стабильность брака и семьи - одна из проблем современного общества. С конца XX в. в Российской Федерации происходит кризис института семьи - рост числа разводов, неполных, бездетных и дисфункциональных семей, а также одиноких людей, которые не могут найти себе супруга.
Исходя из результатов проанализированных социологических и социально-психологических исследований, целесообразно отметить сложность в получении объективной картины мотивов как заключения брака, так и безбрачия. Вместе с тем однозначно установленным можно считать тот факт, что лидирующее место среди мотивов создания семьи в наше время занимает любовь.
Любовь является одним из сложных и значимых феноменов человеческих отношений, и неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Любовь пронизывает всю жизнь человека, определяя его развитие, мироощущение, а порой и весь смысл жизни.
Изучением любви, как психологического феномена занимались многие известные ученые и рассматривали следующие аспекты: фундаментальное для человеческой природы чувство К.Э. Изард (1999); характер потребности любить и быть любимым В. Франкл (1990), А. Маслоу (1951); потребность в любви и интимности на протяжении всей жизни Э. Эриксон (1959); влияние феномена любви на формирование и укрепление Я-концепции человека (Э. Берн (1970), Э. Фромм (1956), А. Адлер (1997); влияние социокультурного контекста на представления о любви В.М. Розин (1999); значение любви как особой формы отношения к Другому для развития человека Б. С. Братусь (1977); эмпирические исследования особенностей феномена любви мужчины и женщины в различные периоды жизни человека С.В. Несына (2004), Н.В. Былинская (2013), А.М. Дубина (2013) и др.
Однако, знания, касающиеся феномена любви в психологической науке, несмотря на множество исследований, носят фрагментарный характер. До сих пор в современной психологической науке не существует общепринятого научного определения любви, как психологической категории и удовлетворительно разработанного представления о ее структуре.
Ввиду сложности и многогранности феномена любви, его исследование - весьма непростая задача. Именно поэтому, несмотря на наличие множества разных подходов к его описанию, первые из которых были созданы еще во времена античности, исследования любви до сих пор являются актуальными, тем более что в настоящее время традиционные взгляды на взаимоотношения полов претерпевают значительные изменения. Отношения мужчин и женщин во всех сферах общественной и личной жизни становятся более демократичными, а стереотипы маскулинности и феминности - менее полярными.
В научной литературе можно найти значительное число работ, посвященных вопросам брачно-семейных отношений. Однако на сегодняшний день брак и семья традиционно рассматриваются, в основном, в русле функционально-ролевого, системно-структурного и коммуникативно¬аффективного подходов, общим для которых является косвенный или фрагментарный анализ внутриличностных детерминант деятельностной активности субъекта. В этой связи ученые отмечают дефицит эмпирических исследований когнитивно-семантического содержания образов-концептов «любовь», «брак», «семья», лежащих в основе внутренних детерминант поведения человека. Поскольку представления - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов повседневной жизни, то взгляды людей на любовь, брак, семью, составляющие «языковую картину мира» и являющиеся одной из главных составляющих «языкового образа внутреннего человека», во многом, с нашей точки зрения, будут определять их ценностные установки и могут стать основой наличия или отсутствия ориентации на вступление в брак.
Основываясь на вышесказанном, мы исходим из предположения, что представления о любви и о браке связаны с брачно-семейным состоянием. Это обстоятельство обусловливает актуальность темы исследования в период резкого повышения нестабильности российских семей. Необходимость подобного исследования связана также с тем, что, с одной стороны, в психологии, социологии и философии накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье, браке и любви, а с другой - отсутствуют сведения о том, как представлены они в обыденном сознании людей и связаны с заключением брака. Соотношение обыденного, научного знания и реального поведения - одна из важных проблем теоретического и практического характера.
Цель исследования - выявить сходства и различия в типе представлений о любви и роли любви в заключении брака у холостых и женатых мужчин 30-40 лет.
Объект исследования - холостые и женатые мужчины 30-40 лет.
Предмет исследования - сходства и различия представлений о любви, о браке и их взаимосвязи у холостых и женатых мужчин.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать культурные, религиозные и социальные аспекты брака и безбрачия с целью выявления представлений общества о браке и безбрачии в культурно-историческом периоде.
2. Проанализировать характеристики мотивов вступления в брак с целью выделения ведущих мотивов.
3. Проанализировать проблему безбрачия с целью выявления возможных психологических причин безбрачия.
4. Рассмотреть феномен любви с целью анализа его определений в психологических исследованиях.
Эмпирические задачи:
1. Проанализировать место любви в структуре ценностных ориентаций респондентов.
2. Проанализировать и сравнить тип представлений о любви у холостых и женатых мужчин.
3. Проанализировать и сравнить место любви в структуре мотивов вступления в брак у холостых и женатых мужчин.
4. Проанализировать и сравнить представления о взаимосвязи любви и брака у холостых и женатых мужчин.
Теоретическая гипотеза - существуют сходства и различия в представлении о любви, о браке и их взаимосвязи у холостых и женатых мужчин 30-40 лет.
Экспериментальные гипотезы:
У холостых и женатых мужчин 30-40 лет:
1) сходно место любви в структуре ценностных ориентаций;
2) различны типы представлений о любви;
3) сходно место любви в структуре мотивов вступления в брак;
4) различны представления о взаимосвязи любви и брака.
Характеристика выборок:
Экспериментальная группа: холостые мужчины в возрасте 30-40 лет, не состоявшие в браке или незарегистрированном браке, не имеющие детей прошлых отношений.
Контрольная группа: мужчины в возрасте 30-40 лет, состоящие на текущий момент в браке или незарегистрированном браке, со стажем 2 года и более. Данную группу в работе мы условно будем называть «женатые мужчины», несмотря на наличие респондентов, находящихся в незарегистрированном браке.
Методы исследования:
1. Метод анализа литературных источников.
2. Методы психодиагностики.
3. Методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова).
2. Опросник изучения представлений о любви (И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В. Маслова).
3. Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.).
4. Методика незаконченных предложений Сакса-Леви.
Теоретическая значимость: результаты исследования дополняют существующие теоретические представления о психологии брака и любви. Выявлены основные мотивы заключения брака у современных холостых и женатых мужчин 30-40 лет.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака, а также в коррекционно-просветительской работе с молодежью и молодыми семьями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проанализировав культурные, религиозные и социальные аспекты брака и безбрачия, можно сказать, что наиболее взвешенной позицией в вопросе семейного устройства является та, которая: а) не рассматривает безбрачие как состояние предопределенного постоянства и ущербности, а видит в нём статус, предпочтительный в настоящее время, но имеющий перспективу изменения и предусматривает уважительное отношение к несемейным людям; б) не воспринимает брак как обязательное условие общественного принятия и личного самоутверждения; в) рассматривает брак и одиночество равноценными состояниями, имеющими свои радости и проблемы и определяющими в качестве основной задачи то, каким образом сделать счастливой как семейную, так и безбрачную жизнь и считая что обе эти задачи одинаково трудны.
2. Исходя из результатов проанализированных социологических и социально-психологических исследований, целесообразно отметить сложность в получении объективной картины мотивов заключения брака, что обусловлено различиями в определении их перечня. Вместе с тем однозначно установленным можно считать тот факт, что лидирующее место среди мотивов создания семьи занимает любовь.
3. Проанализировав проблему безбрачия с целью выявления возможных причин безбрачия, следует различать надорганическую потребность в любви и способность любить (а также органическую потребность в сексе и способность к нему как компоненты эротической любви). Глубинная причина распада семей - отсутствие способности к настоящей любви, неспособность её построить или сохранить. Её заменяют влюблённость, эгоистическая (незрелая) любовь, формы ложной и неполноценной любви. К частым прямым причинам относятся возросшая независимость женщин, потеря взаимопонимания и взаимодоверия (вследствие измены и аномальной ревности), несовместимость характеров или духовных ценностей. Безбрачие часто обусловливают инвалидность, предпочтение свободы и независимости, непомерные требования к партнёрам, потребительская жизненная позиция, бесплодие, алкоголизм, наркомания, аномалии личности и сексуальности.
4. Рассмотрев феномен любви с целью выявления его определения в представлениях исследователей, можно сказать, что любовь - это длительное и глубокое чувство субъекта, выражаемое в стремлении находиться в центре деятельности объекта чувств. Она может быть платонической (в основе - стремление к духовному обладанию) и эротической (имеет в основе - стремление к физическому обладанию).
Влюбленность же - это сильно выраженное непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. Любовная зависимость - это расстройство личности сексуального характера, имеющее в своей основе и невротическую потребность в любви и защите.



1. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010, 672 с.
2. Квинн В. Прикладная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000, 560 с.
3. Швец А. М., Могилёвкин Е. А., Каргаполова Е. Ю. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии, 2006. № 2. С. 93-95.
4. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. М.: Эксмо, 2005, 896 с.
5. Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви (семья и любовь на сломе времен). М.: Молодая гвардия. 1989, 446 с.
6. Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо-Пресс, 1999, 544 с.
7. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушкиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Дидактика Плюс, 2001, 368 с.
8. Масионис Дж. Социология / Пер. с англ. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004, 752 с.
9. Некрасов А. А. Материнская любовь. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: ACT Астрель, Владимир: ВКТ, 2009, 249 с.
10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. М.: Медицина, 1991, 336 с.
11. Решетняк Ю. А. Применение тестов межличностных отношений к задачам брачного клиринга // Вопросы кибернетики. 1978. Вып. 48. С. 70-85.
12. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. 576 с.
13. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодернизма. Минск: Красико-Принт, 1996. 348 с.
14. Мацумото Д. Психология и культура / Пер. с англ. СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. 416 с.
15. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2011. 575 с.
16. Аристотель Этика. М.: ACT: ACT Москва, 2010. 492 с.
17. Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взгляды на половое воспитание. М.: Логос; Высшая школа, 1999. 208 с.
18. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека / Пер. с нем и англ. М.: Республика, 1992. 430 с. С. 109-178.
19. Соммэр Д. С. Мораль XXI века / Пер. с исп. М.: София, 2004. 528 с.
20. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 1096 с.
21. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. 684 с.
22. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ,
1987. 176 с.
23. Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб.: СпбГУ, 1992. 96 с.
24. Емалетдинов Б. М. Психология личности: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. 286 с.
25. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
26. Емалетдинов Б. М. Проблема любви в социальной философии и психологии. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 348 с.
27. Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.: Моск. кадровый центр, 1990. 112 с.
28. Келли Г. Ф. Основы современной сексологии / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 896 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Больш. Росс. энцикл. Т. 1. 1993. 608 с.
30. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
31. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. М.: ACT: Астрель, 2009. 624 с.
32. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens / Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 384 с.
33. Сафин В. Ф. Зигзаги мыслей и озарений: Записки психолога. Уфа,
2005. 70 с.
34. Сорокин П. А. Современная любовь / Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. 560 с.
35. Веллер М. О любви. М.: АСТ-Москва, 2008. 380 с.
36. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008. 368 с.
37. Бабиевская Е. К., Белова Ю. В., Немировский К. Е. Он и Она. Любовь в вопросах и ответах. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. 200 с.
38. Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. Киев: Рута, 2001. 320 с.
39. Калинина Н. П. Патологическая ревность. Структура, систематика и течение. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. 200 с.
40. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. М.: Крон-Пресс, 1997. 576 с.
41. Ильин Е. П. Психология любви. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
42. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.
43. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 176 с.
44. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: Мед-Пресс, 1998. 592 с.
45. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Расстройства личности: спецкурс по клинической психологии / Уч. пос. В 2-х кн. Уфа: БИРО, 2005. 362 с.
46. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
47. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / Пер. с нем. В. Бакусева. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2009. 188 с.
48. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 768 с.
49. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Инсти- тут социальной работы, 1997. Т. 2. 436 с.
50. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
51. Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. Мн.: Изд-во БГУ, 1970. 208 с.
52. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и
демографические аспекты / Под ред. Н.М. Романенковой. Л.: Наука, 1984. 136 с.
53. Андреева ТВ. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005. 435 с.
54. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение,
1988. 208 с.
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 656 с.
56. Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Дашков и К о , 2004. 238 с.
57. Вишневский Ю.Р. и др. Комплексная поддержка молодой семьи: Курс лекций. В II ч. Ч. 1: Молодая семья: сущность и типы, проблемы, тенденции и перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 220 с.
58. Ярыгина Н.Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни: Дис. ... канд. псих. наук. М.: Психолог. ин-т Рос. акад. образования, 2007. 139 с.
59. Камнева Н.А. Мотивация вступления в брак и ее влияние на конфликтные ситуации будущей молодой семьи // Вестник ЛГУ. 2009. Вып. 2 (70). С. 271-276.
60. Бушкова-Шиклина Э.В., Митягина Е.В., Шумайлова С.В. Студенчество Вятки: особенности ценностей и социальной активности: результаты социологического исследования. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 99 с.
61. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Партнерские отношения в большом городе // Вестник Нижегородского университета им. Н.П. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2012. №1(25). С. 84-89.
62. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. - Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. - 332 с.
63. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / Уч. пос. В 2-х кн. - Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005. - 362 с.
64. Егоров А. Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. № 2. - С. 64-81.
65. Каталымов Л. Л. Словарь по сексологии. - М.: Дрофа, 2007. - 112 с.
66. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
67. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения - М.: Мысль, 1976. - 244 с.
68. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу - М.: ACT, 2010. - 960 с.
69. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 162-171.
70. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПБ., 1998. - С. 561.
71. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 152-161.
72. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: ACT, Харвест. 1998. - 800 с.
73. Теофраст Парацельс. Магический Архидокс. - М.: Сфера, 2002. - 400 с.
74. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб: Академический проект, 2009. - 208 с.
75. Шичалин Ю. А. Пир // Новая философская энциклопедия - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - Т. 3 - с 232.
76. Шнейдер Л. Основы семейной психологии. - Воронеж: МОДЭК, 2010. - 928 с.
77. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты. - Минск: Поппури, 2010. - 448 с.
78. Фромм Э. Искусство любить исследование природы любви. Пер. Л.А.Чернышевой. - М: Педагогика, 1990. - 157 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ