Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЛЮБВИ В РОМАНАХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» И Л.Н.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

Работа №68700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» 7
1.1. Своеобразие представления о любви в художественном
мире Ф.М.Достоевского 7
1.2. Роман «Идиот» как роман о положительно
прекрасном человеке 17
1.3. Любовь как синоним красоты и формы её
воплощения в системе образов романа 24
1.3.1. Любовь-страсть (Парфён Рогожин) 29
1.3.2. Любовь-жертва (Настасья Филипповна) 31
1.3.3. Любовь-внимание (Аглая Епанчина) 34
1.3.4. Любовь-доверие (князь Мышкин) 37
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБОВНОГО
ЧУВСТВА В КОНЦЕПЦИИ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» 42
2.1. Особенности философских взглядов Л.Н.Толстого
в конце 70-х гг. XIX в 42
2.2. Оппозиция «семья - любовь» в художественном мире
романа «Анна Каренина» и её отражение в системе образов» 45
2.2.1. Любовь - страсть (Анна Каренина) 45
2.2.2. Любовь - «капкан» (Алексей Вронский) 49
2.2.3. Любовь-флирт (Стива Облонский, Бетси Тверская) 51
2.2.4. Любовь - долг (Константин Левин, Долли
Облонская, Алексей Каренин) 54
2.3. Сопоставительный анализ концепции любви у
Ф.М.Достоевского и
Л.Н.Толстого 56
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕМЫ ЛЮБВИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Самыми знаковыми именами второй половины XIX века выступают Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Представляется интересным рассмотреть их взгляд на любовь, проявившийся в двух великих романах - «Анна Каренина» и «Идиот». Два великих классика, которые так и не познакомились при жизни, тем не менее, были очень близки в осмыслении любви как чувства глубоко нравственного, свойственного любому человеку.
Любовь и семья, являясь основой человеческих отношений, представляют собой нравственные ценности, необходимые для общества. И сегодня, в начале XXI-го столетия, когда происходит обесценивание многих этических понятий и наблюдается не только падение престижа семьи, но и её распад, тема «любовь и семья» приобретает первостепенное значение. Безусловно, для рассмотрения данной проблемы необходимо обратиться к духовному наследию прошлых веков, отразившему подобные феномены в жизни людей.
Во второй половине XIX - первой XX- го веков в России назревала деградация семьи, поэтому многие отечественные мыслители пытались анализировать такие важнейшие категории, как любовь и семья. Среди крупнейших религиозных философов этого периода, обратившихся к проблеме «Любовь и семья», необходимо назвать: В. С. Соловьёва, С. Л. Франка, В. В. Розанова и других. Конечно, их работы, имея общие точки соприкосновения, отличаются и неповторимым своеобразием при рассмотрении данной проблемы. Так, в сочинении В.С. Соловьёва «Смысл любви» не только говорится о божественной сущности любви и религиозном значении брака, но и опровергается теория зависимости половой любви от функции продолжения рода, раскрывается соотношение явлений половой любви и смерти [Соловьёв: 1991]. В работе С.Л. Франка «С нами Бог» отмечается, что любовь - основа христианской религии, а брак - религиозное преображение «эротической любви» [Франк: 2003, 604]. По-своему
оригинально и сочинение В.В. Розанова «Лунный свет», в котором он, обращаясь к проблеме любви, переосмысливает традиционные религиозные ценности, говоря о том, что монашество, безбрачие, представленное в христианстве как высшая степень служения Иисусу, уходит своими корнями к древнему культу «Небесной Девы», богини «Астарты», чей лик отождествлялся с луной [Розанов: 2008, 13]. Таким образом, Розанов
представляет луну символом романтических, безбрачных отношений, а солнце - символом страсти, брака, деторождения [Розанов: 2008]. Интересна и другая работа мыслителя, посвящённая любви и браку, - «Третий пол», - в которой он раскрывает данную тему не только с позиций нравственности и религии, но и с точки зрения психологии, физиологии и медицины [Розанов: 2008, 33-188].
Большой вклад в рассмотрение этой проблемы внесли: известный религиозный философ Иван Александрович Ильин, чье наследие известно не только в России, но и за рубежом (об этом свидетельствуют работы: «Дело жизни русского религиозного философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества» В. Офферманса [Иван Ильин за 60 минут: 2007]; «Ильин Иван Александрович: жизнь, труды, мировоззрение» Н. П. Полторацкого [Полторацкий: 1989], и, наконец, сам Л.Н. Толстой, работы которого тоже привлекли внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей [Greenwood: 1995; Fausset: 1995].
Понимание любви в творческом наследии И.А. Ильина тесно связано с осмыслением добра. По мнению философа, «добро есть одухотворенная (или, иначе, религиозно-опредмеченная, от слова «предмет») любовь» [Ильин: 1998, 339].
Об этом он говорит в одной из своих работ - статье «О сопротивлении злу силою», посвященной религиозно-нравственному учению Л.Н. Толстого. Наряду со слабыми положениями анализируемого им явления И.А. Ильин выделяет и такие сильные стороны христианского учения, подмеченные Л.Н. Толстым, как воздействие на зло добром, любовью. «Таинственный процесс расцвета добра и преображения зла осуществляется, конечно, любовью, а не принуждением, и противиться злу следует из любви, от любви и посредством любви» [Ильин: 1998, 341], - пишет И.А. Ильин. К проблеме любви философ в статье «О сопротивлении злу силою» подходит с религиозной точки зрения, ставя на первое место любовь к Богу, а на второе - любовь к ближнему. Только «научившись» «желать Божественное», по мнению И.А. Ильина, человек видит «тот божественный состав, который в Боге и через Бога указывает его «ближнего» и пробуждает в душе подлинную, духовную любовь к нему» [Ильин: 1998, 341].
В другой своей работе - «Путь духовного обновления» - И.А. Ильин, рассматривая сущность и различные виды любви («любовь инстинкта и любовь духа» [Ильин: 1998, 177]), говорит о взаимоотношениях полов и представляет как конечный результат такой любви семью. «Всякая настоящая семья, - отмечает философ, - возникает из любви и дает человеку счастье» [там же: 187].
Актуальность данного исследования определяется его темой, поскольку любовь - это то чувство, постичь которое значит постичь смысл жизни. Осмысление данной темы сделало великих классиков русской литературы именами первой величины не только на родине, но и в мировых масштабах.
Целью нашей работы является сопоставление концепции любви в художественных системах романов «Идиот» Ф.М.Достоевского и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть концепцию любви, выраженную в художественной системе романа Ф.М.Достоевского «Идиот»
2. Выявить основные формы выражения любовного чувства в концепции романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
3. Сопоставить два уровня философского мировоззрения и проследить сходство и пазличие в осмыслении данной темы у Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
4. Рассмотреть методический аспект преподавания данной темы в средней школе
Целями и задачами работы определяется и её структура, включающая в себя йведение, три главы, заключение, список использованной литературы и библиографию.
Во введении обосновывается актуальность данного исследования, определяются его цели и задачи; первая глава рассматривает концепцию любви в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» и способы выражения авторской идеи в нём; вторая глава - «Основные формы выражения любовного чувства в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»» - посвящена формам художественного воплощения идеи Л.Н.Толстого; здесь же предпринята попытка сопоставления двух взглядов на любовь. Третья глава рассматривает методические аспекты преподавания данной проблемы в старших классах средней школы. Заключение подводит итоги исследования; в библиографическом разделе представлена литература по теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX века постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее филосовский и нравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственному совершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагает единство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миром литературных образов.
Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот - самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.
Начиная работу над данным исследованием, мы ставили перед собой следующие задачи:
5. Рассмотреть концепцию любви, выраженную в художественной системе романа Ф.М.Достоевского «Идиот»
6. Выявить основные формы выражения любовного чувства в концепции романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
7. Сопоставить два уровня философского мировоззрения и проследить сходство и пазличие в осмыслении данной темы у Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
8. Рассмотреть методический аспект преподавания данной темы в средней школе
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:
Два великих романа двух гениев русской литературы второй половины 19 века - Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого - посвящены теме любви. Оба писателя являются глубочайшими мыслителями своего времени, и эта особенность не могла не сказаться в поэтике их романов.
Роман Ф.М.Достоевского «Идиот» (1868) ставил своей целью рассмотреть судьбу «положительно прекрасного человека» в современном писателю мире. Главный герой, князь Мышкин, воплощает собой красоту душевного чувства и абсолютное доверие к миру, что для писателя является символом божественной любви. Божественная любовь «князя Христа», как называл главного героя писатель в черновых заметках к роману, равно принимает и падшую, «порченную» Настасью Филипповну, и чистую в своём первом чувстве Аглаю. Даже в обуреваемом страстью Парфёне Рогожине он видит образ Божий, называя его своим крестным братом. В философии Достоевского, которую называют Христоцентрической, главное место занимает образ Христа, поэтому ориентация на него определяет всю образную систему романа. Христос - это нравственный индикатор любви героев, проверка истинности и красоты их чувства. Однако эту проверку никто пройти не в состоянии, поэтому все герои романа либо погибают, либо несчастны. В мире, обделённом красотой Божественного чувства, нет спасения, поэтому и главный герой не в состоянии спасти никого. Он является воплощением чисто человеческого чувства, лишённого божественного покровительства, которое часто присутствует у людей, верующих в Христа. Поэтому возвращение в небытие - закономерны! итог жизненного пути князя Мышкина.
Основной конфликт романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1877) - это конфликт правды и лжи, воплощённый в «мысли семейной». Писатель полагал, что современная ему цивилизация во всех её институтах, включая институт брака и церкви, породила колоссальную ложь, убивающую челоеческую душу и совесть как основное качество души. В художественном пространстве романа он рассматривает, каким образом искреннее чувство, рождённое в душе главной героини, обрекает её на гибель, поскольку не даёт возможности достижения гармонии между любовью и разумом. Художественная мысль Л.Н.Толстого представляет несколько моделей семьи и брака, в которых любовь играет определённую роль. Это может быть любовь-страсть, как у главной героини романа, любовь-капкан, как у Алексея Вронского, любовь-флирт, как у типичных представителей светского общества Бетси Тверской или же брата Анны, Стивы. Попытку выстроить идеальную модель любви и брака у alter ego писателя Константина Левина тоже нельзя назвать абсолютной удачей, поскольку Левину так же трудно примирить свои идеальные установки с реальностью, как и Анне Карениной.
Сопоставляя два великих романа, можно сделать вывод о том, что оба писателя стремились исследовать возможность создания идеальной модели жизни, основанной на любви. Однако опора при этом у них различна: Достоевский стремится к христиансткой модели, даже в том случае, когда прямо не говорит о Христе, у Толстого же эта опора - разум и совесть. Но и в том, и в другом случае писатели показывают пагубную силу эгоистической страсти в мире, лишённом твёрдых нравственных устоев. Семья же всегда остаётся главным индикатором нравственного неблагополучия, поэтому разрушение семьи, представленное в обоих романах, - это знак катастрофического состояния мира.
Тема любви актуальна для любого возраста и, может быть, особенно интересна для старшеклассников, многие из которых проживают это чувство впервые. Именно поэтому представляется важным правильная методическая подготовка при изучении этой темы в старших классах средней школы.
74
Однако данная тема в контексте нашего исследования представляется достаточно сложной для методиста в силу нескольких причин: во-первых, фрагментарностью изучения данных произведений в рамках средней школы, во-вторых, сложностью философских концепций, представленных в романах, в-третьих, сложностью сопоставительного анализа как такового. Именно поэтому в третьей главе нашей работы представлен пример урока по творчеству Ф.М.Достоевского, позволяющий порассуждать на тему, представленную как одна из основных в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»: может ли красота спасти мир? Отвечая на этот философский вопрос, школьники смогут выйти на осмысление темы любви в новом, незнакомом для себя ракурсе, - через призму вечных истин.



1. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. О русских классиках [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 107-224.
2. Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография//Новое
литературное обозрение. - М., 2002, № 57 [URL:
http: //www.durov.com/literature2/vachtel-02. htm] (дата обращения:
13.08.2016)
3. Велкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.
4. Горький М. Книга о русских людях. М.: Вагриус, 2007. - 465 с.
5. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. М., 1963. С.280-286.
6. Достоевский Ф.М. Идиот. Роман.//Ф.М.Достоевский. Собр.соч.: в 15-ти тт., т.6. Л.: Наука, 1989. - 509 с.
7. Достоевский Ф.М. Подросток. Роман// Ф.М.Достоевкий. Полное собр.соч.: в 30-ти тт. Т.13. Л.: Наука, 1975. - 452 с.
8. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 тт. Т. 8. - Л.: Наука, 1972-1990. - 422 с.; Т. 9. -Л.: Наука, 1972-1990. - 527 с.
9. Иван Ильин за 60 минут. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. СПб., 2007. 169 с.
10. Ильин И.Д. Путь к очевидности: сочинения. М., 1998. 912 с.
11. Касаткина Т. А. «И утаил от детей...»: причины непроницательности князя Льва Мышкина// Достоевский и мировая культура. - 1995. - № 4.
М. - С. 51-61
12. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007. - 483 с.
13. Литературные герои: Словари и энциклопедии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://endic.ru/heroes/Oblonski-386.html
14. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание [URL: http://bookitut.ru/Dostoevskij-i-ego-khristianskoe-miroponimanie.33.html] (дата обращения: 13.08.2016)
15. Мень А. Религиозно-философские взгляды Льва Толстого // Мень А. Русская религиозная философия. Лекции. М., 2008. С. 102-141.
16. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995
17. Петрова А.А., Руднева И.С. Разноликая любовь в романе
Ф.М.Достоевского «Идиот» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(1). URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/1(4).pdf (дата обращения: 08.05.2018)
18. Письма, статьи, дневники Л.Н.Толстого с комментариями психолога
A. Шубникова. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://tolstoj.ru/1875.html
19. Погорельцев В.Ф. «Искусство общежития: о романе Ф.М.
Достоевского «Идиот». - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 188 с.
20. Полторацкий Н.П. Ильин Иван Александрович: жизнь, труды,
мировоззрение. Нью-Йорк, 1989 // Иван Ильин за 60 минут.
Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. СПб., 2007.
21. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.: Сов.писатель, 1990. - 386 с.
22. Розанов В. Люди лунного света: метафизика христианства. СПб., 2008. 272 с.
23. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика / вступ. ст. Р. Гальцевой, И. Роднянской. М., 1991. С. 99-160.
24. Соловьев, В.С. Три речи в память Достоевского [Электронный ресурс] /
B. С. Соловьев. - URL: // http://www.vehi.net/soloviev/trirechi.html
25. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Роман. // Л.Н.Толстой. Собр.соч. в 22 т. М.: Художественная литература, 1978-1985. Тт. 8, 9.
26. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? / вступ. ст. А. Меня; послеслов. А. Панченко; подгот. текста Г. Галаган. Л., 1990. - 416 с.
27. Франк С.Л. С нами Бог / сост. и предисл. А.С. Филоненко. М., 2003. С. 437-744.
28. Шишхова Н.М. Переоценка ценностей (Л.Н. Толстой и научные идеи его времени) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2008. Вып. 2. С. 28-32.
29. Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й
половины XIXв. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997
30. Fausset H.A. Tolstoy. The inner drama. N. Y., 1968 // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. С. 519.
31. Greenwood E.B. Tolstoy: the comprehensive vision. L., 1975 // Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. С. 519.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ