Клиентоориентированный подход как конкурентное преимущество на рынке консалтинговых услуг (на примере ООО ЮК «Сенат»)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 7
1.1 Характеристика рынка консалтинговых услуг 7
1.2 Маркетинговый анализ современного рынка консалтинговых
услуг 14
1.3 Основные тенденции и проблемы рынка консалтинговых услуг 23
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ 27
2.1 Клиентоориентированный подход: сущность и содержание 27
2.2 Роль клиентоориентированного подхода в повышении
эффективности деятельности консалтинговой компании 35
3 УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ В ЮК
«СЕНАТ» НА ОСНОВЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 43
3.1 Общая характеристика деятельности ЮК «Сенат» 43
3.2 Разработка программы повышения клиентоориентированности в
процессе оказания консалтинговых услуг 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для клиентов ЮК «Сенат» 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для сотрудников ЮК «Сенат» 77
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ 7
1.1 Характеристика рынка консалтинговых услуг 7
1.2 Маркетинговый анализ современного рынка консалтинговых
услуг 14
1.3 Основные тенденции и проблемы рынка консалтинговых услуг 23
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ 27
2.1 Клиентоориентированный подход: сущность и содержание 27
2.2 Роль клиентоориентированного подхода в повышении
эффективности деятельности консалтинговой компании 35
3 УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ В ЮК
«СЕНАТ» НА ОСНОВЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 43
3.1 Общая характеристика деятельности ЮК «Сенат» 43
3.2 Разработка программы повышения клиентоориентированности в
процессе оказания консалтинговых услуг 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для клиентов ЮК «Сенат» 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для сотрудников ЮК «Сенат» 77
В настоящее время российский рынок консалтинговых услуг начинает приобретать черты зрелости и приближается по своим характеристикам к мировому рынку управленческого консультирования. Российские консалтинговые предприятия, исчерпав возможные способы повышения конкурентоспособности своими собственными силами, ищут новые подходы в решении этих проблем. При этом происходит переосмысление задач и функций консультантов, от которых требуют существенных улучшений, направленных на повышение эффективности консалтинговой деятельности. К консультантам все чаще обращаются не только организации, находящиеся в кризисном состоянии, но и успешные организации, стремящиеся стать еще более конкурентоспособными и эффективными.
Усложнение задач, решаемых консультантами, и усиление конкуренции на рынке консалтинга приводят к тому, что все больше организаций и отдельных лиц, занимающихся консультированием, стремятся оказывать профессиональные услуги на базе стандартов профессиональной деятельности, существующих в этой отрасли. Обобщение опыта консалтинга по вопросам в различных областях, анализ новых тенденций в его развитии, исследование специфики предоставления услуг консультирования в России являются важным как для развития самой сферы консалтинга и подготовки специалистов-консультантов, так и для всей сферы отечественного бизнеса.
На сегодняшний день одной из популярных дефиниций в области взаимоотношений консалтинговых компаний с клиентами является клиентоориентированный подход. Клиентоориентированный подход влечет повышение качества обслуживания клиентов и максимизирует удовлетворение их потребностей, что в конечном итоге привлекает клиентов и удерживает наиболее прибыльных из них, обеспечивая рост доходности компании.
У каждой консалтинговой компании есть свои клиенты, но в какой фирме лучшее отношение к клиенту и качество услуги выше, туда клиенты и обращаются, по этой причине тема выпускной квалификационной работы очень актуальна.
Достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей описывают клиентоориентированный подход в различных областях: Бадаш Х.З., Шавровская М.Н., Берн Э.
Рынок консалтинговых услуг рассмотрен в классических трудах Барабановой Ю. С., Ефремова В.С., Ильина А.И., Кашина В.К., Плотникова Н.И., Сударенко Я.П. В частности, проблемы формирования маркетинговой политики консалтинговых услуг затрагивались в работах Гончарова С.Э., Ветровой И.В., Фербера М., Яне И.С..
Наряду с этим, анализ работ указанных авторов показал недостаточную проработанность теории и практики клиентоориентированного подхода консалтинговых услуг в отечественной литературе.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать программу по повышению клиентоориентированности в процессе оказания консалтинговых услуг, улучшая конкурентоспособность компании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать рынок тенденции и проблемы рынка консалтинговых услуг;
2) Выявить роль клиентоориентированного подхода в повышении эффективности деятельности консалтинговой компании;
3) Провести анализ взаимоотношений с клиентами ЮК «Сенат»;
4) Разработать программу по повышению качества обслуживания компании.
Объектом исследования является консалтинговое предприятие ЮК «Сенат».
Предмет исследования - взаимоотношения с клиентом консалтингового предприятия ЮК «Сенат».
Методы исследования: анализ, систематизация информации по проблеме исследования и ее анализ, стратегический анализ, анкетный опрос сотрудников и клиентов об их потребностях и лояльности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: на основе проведенных исследований ЮК «Сенат» были предложены рекомендации по привлечению/удержанию прибыльных клиентов, формированию/повышению их лояльности.
Усложнение задач, решаемых консультантами, и усиление конкуренции на рынке консалтинга приводят к тому, что все больше организаций и отдельных лиц, занимающихся консультированием, стремятся оказывать профессиональные услуги на базе стандартов профессиональной деятельности, существующих в этой отрасли. Обобщение опыта консалтинга по вопросам в различных областях, анализ новых тенденций в его развитии, исследование специфики предоставления услуг консультирования в России являются важным как для развития самой сферы консалтинга и подготовки специалистов-консультантов, так и для всей сферы отечественного бизнеса.
На сегодняшний день одной из популярных дефиниций в области взаимоотношений консалтинговых компаний с клиентами является клиентоориентированный подход. Клиентоориентированный подход влечет повышение качества обслуживания клиентов и максимизирует удовлетворение их потребностей, что в конечном итоге привлекает клиентов и удерживает наиболее прибыльных из них, обеспечивая рост доходности компании.
У каждой консалтинговой компании есть свои клиенты, но в какой фирме лучшее отношение к клиенту и качество услуги выше, туда клиенты и обращаются, по этой причине тема выпускной квалификационной работы очень актуальна.
Достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей описывают клиентоориентированный подход в различных областях: Бадаш Х.З., Шавровская М.Н., Берн Э.
Рынок консалтинговых услуг рассмотрен в классических трудах Барабановой Ю. С., Ефремова В.С., Ильина А.И., Кашина В.К., Плотникова Н.И., Сударенко Я.П. В частности, проблемы формирования маркетинговой политики консалтинговых услуг затрагивались в работах Гончарова С.Э., Ветровой И.В., Фербера М., Яне И.С..
Наряду с этим, анализ работ указанных авторов показал недостаточную проработанность теории и практики клиентоориентированного подхода консалтинговых услуг в отечественной литературе.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать программу по повышению клиентоориентированности в процессе оказания консалтинговых услуг, улучшая конкурентоспособность компании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать рынок тенденции и проблемы рынка консалтинговых услуг;
2) Выявить роль клиентоориентированного подхода в повышении эффективности деятельности консалтинговой компании;
3) Провести анализ взаимоотношений с клиентами ЮК «Сенат»;
4) Разработать программу по повышению качества обслуживания компании.
Объектом исследования является консалтинговое предприятие ЮК «Сенат».
Предмет исследования - взаимоотношения с клиентом консалтингового предприятия ЮК «Сенат».
Методы исследования: анализ, систематизация информации по проблеме исследования и ее анализ, стратегический анализ, анкетный опрос сотрудников и клиентов об их потребностях и лояльности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: на основе проведенных исследований ЮК «Сенат» были предложены рекомендации по привлечению/удержанию прибыльных клиентов, формированию/повышению их лояльности.
Рынок консалтинга можно определить как общественно-экономическое явление, регулирующее спрос и предложение для обеспечения купли- продажи консалтингового продукта в данное время и в определенном месте. По данным «РБК», на рынке консультационных услуг в РФ осуществляют свою деятельность более 3000 компаний, однако посчитать точный оборот данных компаний, как и их количество, не представляется возможным из-за отсутствия государственного регулирования и лицензирования консультационной деятельности.
Итоги 2016 г. по рынку консультационных услуг показали, что кризисные явления, которые наблюдаются не только в РФ, но и в мире, заставляют компании задуматься над своей стратегией и позиционированием себя у конкурентов, контрагентов и клиентов, поэтому консультационных услуг по разработке стратегии и маркетингу лидируют по росту доходов в 2016 г.
На основании анализа структуры рынка консультационных услуг с точки зрения его игроков, можно сделать вывод, что на рынке преобладает малый бизнес, который составляет основу рынка консультационных услуг в целом.
На на региональном рынке Уральского ФО присутствуют федеральные представители и занимают 3 и 5 места, однако, лидерами являются местные игроки.
Центрами российского консалтинга являются Москва и Санкт- Петербург. В этих регионах заказы на консультационные услуги носят глобальный характер, руководители, учитывая более высокую интенсификацию бизнеса, согласны платить больше и чаще обращаются за помощью к профессионалам.
Компании и организации стали не только осознавать важность и необходимость сотрудничества с консалтинговыми компаниями, но начали разбираться в их конкурентных преимуществах. Выросло количество и заметно улучшилось качество предоставляемых услуг.
В данной работе под клиентоориентированностью понимается концепция бизнеса, включающая комплекс мероприятий, направленных на формирование и удовлетворение потребностей клиентов, реализуемая на всех уровнях менеджмента во всех функциональных подразделениях, ориентированная на проактивное развитие с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества за счет управления качеством, постоянного совершенствования бизнес-процессов, мотивации персонала и выстраивания долгосрочных взаимоотношений с клиентами.
В любой сфере предпринимательской деятельности актуализируется тенденция комплексной переориентации бизнеса на клиента: пересматриваются устаревшие техники рекламы и маркетинга, создаются новые маркетинговые инструменты, пересматриваются логистические системы с точки зрения ориентации на клиента («точно в срок» и др.), разрабатываются новые методы производства и совершенствуется система управления.
Исследование влияния клиентоориентированного подхода на эффективность деятельности консалтинговой фирмы показало, что выбор такого подхода влечет увеличение объема оказываемых услуг, рост числа лояльных клиентов с повторными запросами, что в конечном итоге отражается на положительной динамике производительности труда и увеличении прибыли.
Объектом настоящего исследования стала Юридическая компания «Сенат», оказывающая комплексные консалтинговые услуги по снижению кадастровой стоимости недвижимости (земли, строений, торговых центров и офисов), оценку недвижимости, бизнеса, оборудования и машин, основных средств и другие консалтинговые услуги в области экспертной оценки.
Анализ общей характеристики деятельности предприятия выявил, что компания обладает уверенным позиционированием - как лидера в области оказания консалтинговых услуг по снижению кадастровой стоимости и оценке. Отличительной особенностью ЮК «Сенат» являются узкая специализация оказываемых услуг и работа исключительно с юридическими лицами. Оказание услуг клиентам - представителям бизнес-среды требует соблюдения самых высоких стандартов обслуживания, в то время как в компании отсутствует целенаправленная деятельность по формированию единой культуры общения с клиентами, в связи с чем в работе был проведен анализ взаимоотношений с клиентами для выявления степени их удовлетворенности услугами ЮК «Сенат». В результате чего было установлено, что клиенты удовлетворены наиболее значимым, ключевым параметром консалтинговой услуги - качество и конечный результат - снижение кадастровой стоимости или произведенная оценка. Несмотря на это, компании ЮК «Сенат» необходимо заботиться о таких важных параметрах как приветливость персонала и комфорт - место для парковки. В логике исследования также осуществлялся анализ удовлетворенности персонала трудовыми условиями, который установил, что 12% сотрудников компании не удовлетворены своей работой, 44% удовлетворены частично, наибольшую силу влияния на удовлетворенность персонала своей работой имеют размер заработной платы (39%) и престижность выполняемых трудовых функций (27%).
С целью повышения качества обслуживания в ЮК «Сенат» руководству компании предложена программа повышения
клиентоориентированности персонала, в частности, были разработаны и предложены стандарты клиентоориентированного подхода персонала ЮК «Сенат». Экономический эффект от предложенных мероприятий составит увеличение выручки на 1 725 440 рублей в год.
Программа предлагаемых мероприятий позволяет улучшить взаимоотношения с клиентами засчет клиентоориентированного подхода путем повышения мотивации и удовлетворенности работников условиями труда, но не за счет увеличения заработной платы, а за счет организации внутрифирменного обучения, изменения стиля руководства и введения стандартов обслуживания.
Итоги 2016 г. по рынку консультационных услуг показали, что кризисные явления, которые наблюдаются не только в РФ, но и в мире, заставляют компании задуматься над своей стратегией и позиционированием себя у конкурентов, контрагентов и клиентов, поэтому консультационных услуг по разработке стратегии и маркетингу лидируют по росту доходов в 2016 г.
На основании анализа структуры рынка консультационных услуг с точки зрения его игроков, можно сделать вывод, что на рынке преобладает малый бизнес, который составляет основу рынка консультационных услуг в целом.
На на региональном рынке Уральского ФО присутствуют федеральные представители и занимают 3 и 5 места, однако, лидерами являются местные игроки.
Центрами российского консалтинга являются Москва и Санкт- Петербург. В этих регионах заказы на консультационные услуги носят глобальный характер, руководители, учитывая более высокую интенсификацию бизнеса, согласны платить больше и чаще обращаются за помощью к профессионалам.
Компании и организации стали не только осознавать важность и необходимость сотрудничества с консалтинговыми компаниями, но начали разбираться в их конкурентных преимуществах. Выросло количество и заметно улучшилось качество предоставляемых услуг.
В данной работе под клиентоориентированностью понимается концепция бизнеса, включающая комплекс мероприятий, направленных на формирование и удовлетворение потребностей клиентов, реализуемая на всех уровнях менеджмента во всех функциональных подразделениях, ориентированная на проактивное развитие с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества за счет управления качеством, постоянного совершенствования бизнес-процессов, мотивации персонала и выстраивания долгосрочных взаимоотношений с клиентами.
В любой сфере предпринимательской деятельности актуализируется тенденция комплексной переориентации бизнеса на клиента: пересматриваются устаревшие техники рекламы и маркетинга, создаются новые маркетинговые инструменты, пересматриваются логистические системы с точки зрения ориентации на клиента («точно в срок» и др.), разрабатываются новые методы производства и совершенствуется система управления.
Исследование влияния клиентоориентированного подхода на эффективность деятельности консалтинговой фирмы показало, что выбор такого подхода влечет увеличение объема оказываемых услуг, рост числа лояльных клиентов с повторными запросами, что в конечном итоге отражается на положительной динамике производительности труда и увеличении прибыли.
Объектом настоящего исследования стала Юридическая компания «Сенат», оказывающая комплексные консалтинговые услуги по снижению кадастровой стоимости недвижимости (земли, строений, торговых центров и офисов), оценку недвижимости, бизнеса, оборудования и машин, основных средств и другие консалтинговые услуги в области экспертной оценки.
Анализ общей характеристики деятельности предприятия выявил, что компания обладает уверенным позиционированием - как лидера в области оказания консалтинговых услуг по снижению кадастровой стоимости и оценке. Отличительной особенностью ЮК «Сенат» являются узкая специализация оказываемых услуг и работа исключительно с юридическими лицами. Оказание услуг клиентам - представителям бизнес-среды требует соблюдения самых высоких стандартов обслуживания, в то время как в компании отсутствует целенаправленная деятельность по формированию единой культуры общения с клиентами, в связи с чем в работе был проведен анализ взаимоотношений с клиентами для выявления степени их удовлетворенности услугами ЮК «Сенат». В результате чего было установлено, что клиенты удовлетворены наиболее значимым, ключевым параметром консалтинговой услуги - качество и конечный результат - снижение кадастровой стоимости или произведенная оценка. Несмотря на это, компании ЮК «Сенат» необходимо заботиться о таких важных параметрах как приветливость персонала и комфорт - место для парковки. В логике исследования также осуществлялся анализ удовлетворенности персонала трудовыми условиями, который установил, что 12% сотрудников компании не удовлетворены своей работой, 44% удовлетворены частично, наибольшую силу влияния на удовлетворенность персонала своей работой имеют размер заработной платы (39%) и престижность выполняемых трудовых функций (27%).
С целью повышения качества обслуживания в ЮК «Сенат» руководству компании предложена программа повышения
клиентоориентированности персонала, в частности, были разработаны и предложены стандарты клиентоориентированного подхода персонала ЮК «Сенат». Экономический эффект от предложенных мероприятий составит увеличение выручки на 1 725 440 рублей в год.
Программа предлагаемых мероприятий позволяет улучшить взаимоотношения с клиентами засчет клиентоориентированного подхода путем повышения мотивации и удовлетворенности работников условиями труда, но не за счет увеличения заработной платы, а за счет организации внутрифирменного обучения, изменения стиля руководства и введения стандартов обслуживания.





